Этнография

13 января 2018 в 17:00
Андрей Голенков проведет в Ярославле цикл бесед про индейцев Северной Америки

В арт-пространстве «Тепло» 16 января пройдет первая беседа из цикла «Поговорим об индейцах». Она будет посвящена развенчанию мифов об индейцах и знакомству с вещами, которыми они пользовались.

Андрей Голенков проведет в Ярославле цикл бесед про индейцев Северной Америки

В арт-пространстве «Тепло» 16 января пройдет первая беседа из цикла «Поговорим об индейцах». Она будет посвящена развенчанию мифов об индейцах и знакомству с вещами, которыми они пользовались.

Андрей Голенков изучает культуру индейцев Северной Америки 30 лет. Он основал лагерь «Индейское лето», где реконструируют быт и ремесла североамериканских индейцев. «Я принадлежу к индеанистам. Это одна из ветвей исторической реконструкции», — рассказал Андрей Голенков «Яркубу». Идея провести беседы в Ярославле возникла на фоне того, что в Москве друг Голенкова проводил аналогичные мероприятия в Музее Кочевых культур. Реконструктор интересуется практической этнографией, переводит книги и статьи на тему индейской культуры.

Следить за новостями и анонсами «Поговорим об индейцах» можно на страничке проекта «ВКонтакте». Вход на встречи стоит 150 рублей. Беседа 16 января начнется в 20:00.

Читайте также«В Ярославле пройдет серия встреч «Есть ли жизнь в деревне?».

4 октября 2016 в 15:37
Мы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктант

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…», — вы знаете, какой документ начинается с этих слов? Но это только первый вопрос, так сказать, простой. Дальше — хуже. На скольких языках и диалектах говорят жители России? Из чего нужно готовить калмыцкий чай? Именно такие вопросы увидели ярославцы, которые пришли писать этнодиктант.

Мы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктант

70 человек так торопились увидеть первый тест по этнографии, что начало диктанта организаторы решили перенести на 10 минут раньше. На регистрации выдавали бланки для самопроверки, чтобы потом можно было посмотреть, насколько хорошо ты написал тест.


Мы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктантМы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктант

На бланке есть строки: «Диктант позволит оценить уровень этнографической грамотности населения, знания о народах, проживающих в России».


30 вопросов и 45 минут для ответа на них. Уже в процессе понимаешь, что школьный курс географии научил разбираться в фауне Океании и флоре тропических лесов гораздо лучше, чем в национальном составе собственной страны. А университетский пласт лингвистики редко охватывает такие нюансы, как количество падежей в российских языках. Давайте еще: вы знаете, что нганасаны — это коренной народ в Сибири? И что Федоскино было первым населенным пунктом, где было создано новое искусство — лаковая миниатюра? Нет, были, конечно, и простые вопросы: про Миклухо-Маклая, пельмени, мечеть в Дербенте…

Мы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктант Мы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктант Мы не Миклухо-Маклаи, или в Ярославле прошел этнодиктант

Вопросы этнодиктанта


К чему все это? Наверное, к тому, что редкий человек выходил из конференц-зала со словами «хороший у вас тест, и вопросы легкие». Нормально ли это? С точки зрения того, что мы крайне мало знакомы с жизнью этносов нашей страны, ненормально. Россия огромна, объездить ее всю с целью на практике восполнить пробелы в знаниях почти нереально, а на уроках географии или окружающего мира почему-то интереснее болтать с соседом по парте. Какой выход? Учредить новый предмет в школе. Вероятно, для этого и затевался этнодиктант (учебник после анализа результатов россиян, как говорят, появится). Средний гражданин, отвечая на вопросы теста, чувствует себя настоящей невеждой, на волне этого чувства очень хорошо будет принят и учебник, и всевозможные занятия по этнографии. Надо же знать, страна же!

Второе, что прослеживается за диктантом — усиление скреп. «Народов много, страна одна!» гласит девиз акции. Тут же, на официальном сайте, слова Владимира Путина: «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно — не дождетесь!». Адресованы не тем, кто не дождется, а нам, вечно сомневающимся — в необходимости сохранять идентичность народов, в обязательности единства территории, в стране, наконец. У многонационального народа Российской Федерации, соединенного общей судьбой на своей земле, должны быть общие заботы, общий враг (не Путин), будто говорит нам внезапный интерес государства к этой теме. А этнодиктант — так, инструмент.

29 сентября 2016 в 13:42
Ярославцы напишут Большой этнографический диктант

4 октября в Ярославле впервые пройдет всероссийская акция «Большой этнографический диктант», благодаря которой каждый сможет проверить свои знания в области материальной и духовной культуры народов России.

Ярославцы напишут Большой этнографический диктант

В отличие от «Тотального диктанта» «Большой этнографический диктант» — это тест, состоящий из 30 вопросов. Оценивать его будут как ЕГЭ, по стобалльной системе. Время тестирования единое для всей страны — с 12:00 до 12:45. Отмечается, что использование книг, интернета и внешних источников информации и мобильной связи запрещается. Стать участником может любой гражданин от 15 лет.

Для жителей Ярославской области будут работать несколько площадок написания этнодиктанта. Основная — в Ярославле, на базе областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (ул. Свердлова, д. 25в). Онлайн-тестирование можно будет пройти на сайте www.miretno.ru в 13:00. Итоги этнодиктанта станут известны в День народного единства, 4 ноября.

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет