Электромобиль
— Переход к модели развития экологического транспорта, позволяющего снижать негативное влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека — одна из задач государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года, — сказал директор департамента транспорта Ярославской области Сергей Кайгородов. — Наша область, создавая необходимую инфраструктуру для электрического транспорта, входит в число первых среди всех регионов России, кто реализует эту задачу.
Читать также: В Ярославском районе открылся молочно-товарный комплекс
«Яркуб» расспросил ярославца Ивана Миньо о том, почему он купил электромобиль, надо ли всем пересаживаться на авто с двигателем на электричестве и сколько это может стоить.
Иван Миньо — тот самый автомобилист, который первым за три года пришел в Центр обслуживания потребителей филиала ПАО «МРСК Центра»-«Ярэнерго» за карточкой для зарядки машины.
По данным Госавтоинспекции, к 30 декабря 2017 года в регионе поставили на учет 40 легковых авто, оснащенных электромоторами. Правда, все гибридные, так что Миньо можно по праву считать первопроходцем в части владения электромобилем.
«Яркуб» встретился с Иваном, чтобы узнать, как это — быть одним из немногих в стране обладателей электромобиля.
Где вы купили автомобиль?
В Японии. Заказал через интернет, но в Японии был и с японцами разговаривал. В Москве электрокары уже есть, во Владивостоке их вообще много. А у нас город маленький. Когда говоришь, что у тебя электромобиль, который на одном заряде проезжает 100-120 километров, люди говорят, что это мало. Удивляюсь: вы таксисты, что ли? Таксисты ездят 200 километров в день. А вам-то куда столько?
Как выбирали модель?
«Ниссан Лиф» — самая популярная модель электрокара в мире. Особенно и не выбирал.
Почему эта модель такая популярная?
«Ниссан» выпускает «Лиф» давно, серийное производство началось в 2009 году. И предыдущие восемь лет компания работала себе в убыток. Сейчас производитель начал покрывать расходы продажами. Самое дорогое в машине — батарея. Остальное сделано на платформе «Ниссан Тиида» и «Ниссан Жук».
Вы еще «Теслу» смотрели?
Да, в Японии и Финляндии. До Америки пока не добрался. «Тесла Икс» — полноприводный, высокий автомобиль. И то, что он фуру тащит, — это правда. Динамика впечатляет. Заряда хватает на 500 километров, потому что емкость аккумулятора больше. Но и заряжается дольше — сутки.
А ваш заряжается долго?
Четыре с половиной часа. Можно воспользоваться экстренной зарядкой и уложиться в два часа, но это скажется на состоянии аккумулятора. Быстрых зарядок у нас в городе нет.
Четыре с половиной часа — значительное время.
На зарядке машина обычно стоит ночью.
От простой розетки?
Да. Могу прямо сюда воткнуть и зарядить (мы беседуем в кафе, где у каждого столика есть своя розетка — прим. авт.). Главное, чтобы у розетки было заземление.
Гнезда для зарядки — быстрой и обычной — у «Ниссан Лиф» спереди
Вы пошли в «МРСК Центра»-«Ярэнерго» за RFID-картой для заправки авто. Зачем, если розетки вполне достаточно?
Ну, они же не зря ставили в городе зарядные станции.
Когда пришел в первый раз, мне сказали, что не знают ни про какие карточки. Я звонил на горячую линию, и девушка-оператор посоветовала идти туда, где узнал информацию. Потом сообразили. Я человек пять обошел. А потом компания приурочила выдачу карты к открытию центра обслуживания.
До 2020 года карта бесплатная. Вот только парковка у «Ауры», где удобнее всего заряжать, потому что центр, и все в пешей доступности, стоит 50 рублей. В принципе, можно еще заряжаться у «Святого Георгия» и «Глобуса».
Вы часто ездите в Москву. Наверняка не на электромобиле, верно?
У меня есть еще гибридная «Тойота Приус», она тоже с правым рулем. Полного бака, 25 литров, хватает на тысячу километров. У нее есть возможность переключиться на электродвигатель.
В городе чаще всего езжу на электричестве, между городами — на «Приусе». До Москвы туда и обратно получается 700 рублей. Электричество стоит рубль на километр, но в середине пути придется встать, зарядка кончится. В Переславле-Залесском станции пока нет.
Получается, электрокар больше подойдет для передвижения по городу.
Да, чисто городской автомобиль. И двигатель не предназначен для разгона до больших скоростей. Может, но расход батареи увеличится. В городе же ничего лучше электромобиля не придумаешь.
Ваш «Лиф» приехал из Японии. Россия дает какие-то льготы на ввоз электрокаров?
Сначала дали, потом забрали. Получилось так, что еще некоторое время назад были льготы на ввоз автомобилей, а сейчас их отменили. Были попытки каких-то программ, но больше государство говорит ездить на газу.
Транспортный налог у «Лифа» — тысяча рублей в год. И у «Приуса» тоже, так что особенных привилегий нет.
Сколько стоило привезти машину сюда?
Сама машина в Японии стоила 200 тысяч в пересчете на рубли. Они там очень дешевые. До Владивостока — 50 тысяч, растаможка — 250 тысяч, до Москвы — еще 50 тысяч.
Моя машина с внутреннего рынка, потому что для себя делают качественнее, чем на экспорт. Сейчас вышла новая модель для европейского и американского рынков, продается у нас в районе двух миллионов. Проезжает на одном заряде 300 километров, заряжается по времени так же, как у меня. С левым рулем. Кстати, когда я не ездил на праворульной, относился к правому рулю скептически. На самом деле, разницы нет. Иногда даже удобнее. Например, выходишь из машины не на дорогу, а на тротуар.
Как заказать машину прямо из Японии?
Через интернет. Можно обратиться ко мне (улыбается).
Вы профессионально занимаетесь авто?
Электрическими.
Я ездил в Японию, потому что мне было интересно узнать, как японцы мыслят. «Тойота» считает, например, что будущее за водородом. «Ниссан» — за электричество. Они между собой договориться не могут. В принципе, доля рынка электромобилей в Японии составляет 15%. Думаю, «Ниссан» будет дальше совершенствовать свою модель.
Иван Миньо в Токио на фоне модели «Ниссан Лиф» 2018 года (фото из личного архива)
Вы упоминали, что в Москве много владельцев электрокаров. Это из-за хорошей инфраструктуры? Чего не хватает Ярославлю?
Москва и Ярославль разные. У нас заряда хватит до Брагина съездить пять раз туда и обратно. В Москве так не получится, надо брать машину мощнее, километров на 200-300. А для маленьких городов типа Ярославля, Костромы и Иванова хватит сотни. Да, если говорить о соседях, у нас хотя бы есть городские зарядки. Но знаю, что в Костроме ездит старенький «Лиф» — ничего, где-то заряжается.
Зимой вы сможете ездить на «Лифе»?
В морозы теряется процентов десять емкости аккумулятора. Чтобы вы понимали — в Норвегии 30% парка авто ездят на электричестве. Там холод собачий! И по запасам нефти они недалеко от нас. Тем не менее, покупают электромобили, хотя могли бы не заморачиваться.
Это потому что ориентируются на сохранение ресурсов?
Не только. Это и дешевле. Почему в Японии развиваются технологии? Потому что топливо дорогое. А у нас получается так, что смысла пока нет. Пока топливо не будет стоить дорого, технологии развиваться не будут. Либо будут, но перенимая опыт других стран. Нам, в принципе, торопиться некуда.
Кстати, что скажете об отечественной разработке «Лада Эллада»?
Ничего не буду говорить. Это пока не для нас. Реально не для нас. Да, она едет, но сколько стоит? Есть китайские машины, которые не будут уступать ничем.
Какие накладные расходы есть у электрического авто? Свечи ведь не надо менять.
Основа электромобиля такая же, как у обычной машины. Например, в обычной колодки стираются за 30 тысяч километров, надо менять. Электрическая тормозит, в основном, не колодками, а двигателем, менять нужно, пусть и реже — раз в сто тысяч километров. Подвеска точно такая же, как и у любого другого автомобиля. Поэтому чем лучше дороги, тем лучше для владельца. У нас их делают, делают! (улыбается) Свечей нет, но есть тормозная жидкость, антифриз. Это меняется раз в половину жизни авто, тем не менее, ТО есть.
Итак, что мы получаем в сухом остатке — надо ли уже сейчас думать о покупке машины на электричестве?
Лучше планировать покупку к 2020 году. Я думаю, вернее, я знаю, что сервис уже будет. И через два года стоимость машин наверняка будет ниже. И лучше брать электрическую второй машиной в семью. Есть, например, «Мицубиси Ай-миев» — в Ярославле или Москве из Японии она будет стоить тысяч 350. Так что через два года можно смело решаться.
Пресс-служба филиала ПАО «МРСК Центра»-«Ярэнерго» 7 августа сообщила, что в Центр обслуживания потребителей обратился первый владелец электромобиля. В Госавтоинспеции «Яркубу» уточнили: всего в области по состоянию на конец 2017 года зарегистрировано 40 легковых автомобилей, оснащенных электромоторами.
В «МРСК Центра»-«Ярэнерго» за RFID-картой для заправки авто пришел Иван Миньо. Ярославец несколько месяцев назад заказал японский электромобиль, и вот машину доставили.
«Преимущество электромобиля в его экологичности и стоимости топлива, ведь электричество дешевле бензина. Для полного заряда батареи электромобилю нужно четыре часа при напряжении 220 вольт. Заряженный аккумулятор позволяет проехать без дозаправки 120 километров», — рассказал Миньо.
«МРСК Центра»-«Ярэнерго» с 2015 года устанавливает в городе зарядные станции. Они есть у «Ауры», гостиницы «Святой Георгий» и гипермаркета «Глобус». В 2018 году предприятие планирует поставить модуль в Переславле-Залесском.
Директор филиала Антон Герасимов выразил уверенность в том, что обращение Ивана Миньо — это начало: «Развитие инновационных технологий в Ярославле не только позволит улучшить экологическую обстановку, но и дополнительно повысит туристическую привлекательность региона. „Ярэнерго“ готов продолжать развивать зарядную инфраструктуру с учетом статистики продаж электромобилей и городского электротранспорта».
Начальник отдела по связям с общественностью филиала ПАО «МРСК Центра» — «Ярэнерго» Анастасия Ильичева пояснила: Иван Миньо первым пришел за RFID-картой, позволяющей заряжать машину, получать консультации и отслеживать ближайшие станции, но это не значит, что в Ярославле нет других электромобилей. «Мы единственные развиваем инфраструктуру для зарядки электродвигателей. Тем не менее зарядить автомобиль можно и от простой розетки», — объяснила Ильичева.
По данным Госавтоинспекции, к 30 декабря 2017 года в регионе поставили на учет 40 авто, оснащенных электромоторами. «Все они легковые», — отметили в ведомстве.
В 2014 году у Ярославля был опыт поставки электробуса — автобуса, работающего на электричестве. Он оказался неисправным, и его отправили обратно производителю.
Китайский электромобиль еще в 2012 году приобрел Ярославский зоопарк. Машина курсирует по парку копытных. У «МРСК Центра» — «Ярэнерго» есть гибридный Mitsubishi Outlander PHEV. Говорят, что за полгода его обслуживание обошлось в два раза дешевле, чем обслуживание аналогичного авто на бензиновом двигателе.
Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, что в России на начало 2018 года насчитывается 1771 электромобиль. Моделей немного — всего семь. Самая популярная (62,3%) машина — Nissan Leaf. Именно такую купил Иван Миньо.
Читайте также: «„Для города ничего лучше электромобиля не придумаешь“. Иван Миньо рассказал, как жить в Ярославле с машиной на электричестве».
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов