Традиции
Воскресное утро 29 июня. На фоне безмятежных полей, спокойной речки и густого леса идут последние приготовления к фестивалю «Веретено». В Юрьевском, что в Первомайском округе Ярославской области, на берегу реки Ухтома кипит работа: мастера расставляют свои изделия, волонтёры развешивают праздничные украшения, все с нетерпением ждут открытия. Раздался звук гармони — сигнал, что «Веретено» вот-вот закрутится.
К одиннадцати часам деревню словно подменили: дорога, ещё полчаса назад пустынная, ожила десятками машин и весёлым многоголосием собирающихся у сцены гостей.
— На нашем фестивале вы можете отдохнуть от повседневных забот, отведать вкусных угощений и послушать хорошую музыку. Деревня должна жить и процветать! И жить она будет нашим с вами трудом, деревенский человек — наша опора, — сказал руководитель сельхозпредприятия «Юрьевское» Александр Чачин и дал старт фестивалю.
Начался концерт. На сцене в этот день выступили Игнатцевский народный хор, трио Сестрёнки из Пречистого, человек-оркестр Алексей Головин и этноклуб «Любо-дорого», представляющий Областной Дом народного творчества — фестивальная сцена не пустовала ни на минуту. Пели по-разному: задушевно или с весёлым задором, но каждый номер звучал искренне и по-настоящему.
Специальным гостем фестиваля стал Алексей Горохов, лидер движения «Трезвый Ярославль». В своём выступлении на тему «Трезвость — русская традиция» он напомнил собравшимся о глубоких исторических корнях трезвенного движения и важности выбора в пользу осознанной и здоровой жизни. «Веретено», кстати, действительно прошло без алкоголя: только натуральный взвар и ароматный чай.
От главной сцены совсем недалеко расположились ремесленные ряды: деревянные лавки под навесами, пёстрые изделия и игрушки ручной работы, мастерицы торговали валяными зверошапками и кокошниками. Можно было прикупить и продуктов: фермерский сыр и свежее молоко ярославской коровы от сельхозпредприятия «Юрьевское», льняное масло, и мёд... А для детишек провели мастер-классы валянию из шерсти романовской овечки — у каждого остался памятный сувенир.
— Мам, смотри, у меня получилась брошка! — радостно восклицает девчушка лет семи.
— Замечательно, доченька, давай пришьём ещё ленточку, — улыбается мама.
Ещё ребята смогли почувствовать себя настоящими художниками благодаря щедрому подарку от компании «Луч» — акварель и цветные карандаши разошлись быстрее, чем горячие пирожки в гастрономической зоне фестиваля.
— Уже 55 лет мы в Ярославле производим безопасные и качественные материалы товары для творчества и хобби, которые помогают создавать, экспериментировать и воплощать самые смелые идеи! Гуашь, акварель, пластилин, карандаши, восковые мелки, гели с блёстками и другие товары — всё сделано с заботой о маленьких художниках и их вдохновении, — отметили в компании.
Закрутилось «Веретено»: как прошёл фестиваль традиций и ремёсел в ярославской деревне
Не менее интересными были спортивные состязания и забавы
Так и наступило время обеда. Чан с томлёной гречей и чай заждались голодных гостей фестиваля. Порции настолько солидные, что хватило до вечера.
К слову, к партнёрам фестиваля присоединился кофе-цикорный комбинат «Аронап», поддержка которого позволила отметить артистов и лучших тружеников села памятными сувенирами.
— Каждый смог найти здесь частичку своей души – будь то мастерство ремесленника, мудрость народных сказаний или красота народного костюма. Надеюсь, что фестиваль «Веретено» станет мостиком между прошлым и будущим. Отдельно хочу поблагодарить за эту инициативу Александра Чачина. Такие события позволяют сформировать правильный образ жизни и сохранить русскую деревню, построить карьеру в сельском хозяйстве на родной земле, — уверен директор по развитию комбината «Аронап» Сергей Соколов.
Закрутилось «Веретено»: как прошёл фестиваль традиций и ремёсел в ярославской деревне
На берегу Ухтомы выстроились доски сапы: от мала до велика решили опробовать свои силы в гребле и ловко огибали кувшинки, орудуя веслом. Ближе к вечеру начались банные церемонии. В небольшой просеке организаторы установили походные бани. И, судя по отзывам гостей, они ничуть не уступают обычным.
Выступления коллективов сменились открытым микрофоном, народные песни уступили место бардовским. Атмосферу это даже не испортило — хорошо знакомые всем композиции давно стали частью нашей культуры.
С последними аккордами «Веретено» сворачивается медленно, неохотно. Торговцы пакуют скатерти, малыши устало сидят на тюках сена, а взрослые напоследок наслаждаются красивыми видами, чтобы подольше сохранить в себе тёплые воспоминания. И кажется, сама земля здесь запоминает каждый шаг.
Да, добраться до Юрьевского непросто — местами ухабистая дорога доставляет неудобства. Но стоило ли это того? Конечно. Приедем и на следующий год, а может, и раньше, когда в деревне начнут принимать первых гостей туристические домики.
Фото: Яркуб
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В воскресенье, 29 июня, деревня Юрьевское Первомайского округа станет местом настоящего деревенского веселья. Здесь пройдёт фестиваль русской деревни «Веретено» — праздник, который соединяет традиции и живое общение, ремёсла и музыку.
Организаторы обещают, что праздник будет душевным, тёплым и настоящим, как и сама русская деревня. Весь день, с 11:00 до 19:00, гостей ждёт насыщенная программа:
-
Фольклорные концерты — на сцене выступят народные коллективы, исполняющие песни и танцы;
-
Мастер-классы по ремёслам — можно будет не только посмотреть, но и научиться старинным ремёслам;
-
Народные игры и забавы для детей и взрослых, а также сплав на сапах по реке Ухтома;
-
Гость фестиваля — Алексей Горохов, лидер движения «Трезвый Ярославль», расскажет о традициях трезвого и здорового образа жизни на Руси;
-
Банные церемонии — погружение в атмосферу исконных русских практик парения, очищения и восстановления тела и духа.
Адрес: деревня Юрьевское (Урицкий сельский округ), Первомайский м/о, Ярославская область
Дата и время: 29 июня 2025 года с 11:00 до 19:00
Для участия необходима регистрация — форму можно заполнить по ссылке.
Фестиваль русской деревни «Веретено» состоится в Ярославской области
0+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В последний воскресный день июня, 29 числа, деревня Юрьевское Первомайского округа на один день превратится в яркий центр народного творчества и сельского уюта. Здесь развернётся Фестиваль народных традиций и ремёсел «Веретено».
Организаторы обещают душевный семейный праздник с насыщенной программой: на берегу живописной Ухтомы выступят творческие коллективы, откроются ремесленные площадки и пройдут мастер-классы, для самых активных будут проводиться различные забавы и весёлые состязания.
Кроме того, участники смогут погрузиться в традиционные практики оздоровления. К примеру, сходить в баню. А изюминкой фестиваля «Веретено» станет живое общение с жемчужиной Ярославского края — романовской овечкой.
Адрес: деревня Юрьевское (Урицкий сельский округ), Первомайский м/о, Ярославская область
Следите за новостями фестиваля на страницах организаторов.
0+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».5 июня в Ростове Великом откроется выставка «Русская традиция», посвящённая духовным и семейным ценностям русского народа. Экспозиция объединит более ста редких экспонатов из коллекций Государственного Русского музея и «Ростовского кремля».
На выставке, приуроченной к главному церковному празднику Ярославской митрополии — Собору Ростово-Ярославских святых, можно будет увидеть живопись, народные костюмы, игрушки, предметы быта, лаковую миниатюру и декоративно-прикладное искусство. Будут представлены работы как признанных мастеров XIX века, таких как Алексей Венецианов и Василий Тропинин, так и художников народного искусства XX века.
«Эта выставка — живая ткань русской культуры. Через вещи, краски, орнаменты, через лица и сцены из народной жизни мы рассказываем о главном: о семейной памяти, уважении к труду и связи времён», — подчеркнул директор «Ростовского кремля» Никита Аникин.
Организаторы отмечают, что особое внимание уделят региональным костюмам, обрядовой посуде и редким формам народной вышивки.
Выставка продлится с 5 июня по 14 сентября 2025 года. Место проведения: Конюшенный двор музея-заповедника «Ростовский кремль».
0+
В Ростове Великом откроется масштабная выставка «Русская традиция»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле отгремела широкая Масленица. В гуляниях приняли участие десятки тысяч ярославцев и гостей региона.
Концерты, выставки, мастер-классы, игры и угощения проходили всю масленичную неделю, но самые грандиозные празднества по традиции развернулись в финальный день Масленицы на Советской площади Ярославля в воскресенье. Главным событием стал концерт ансамбля «Русская песня» под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной, известной как Государыня Масленица.
На Советской площади также прошла интерактивная программа, посвящённая обычаям празднования Масленицы разными народами России. Лучшие рестораторы Ярославля угощали гостей праздника блинами и прочими традиционными русскими блюдами. Кстати, по подсчётам организаторов праздника, за масленичные выходные гости Советской площади съели более 7 200 блинов.
Создавали душевную атмосферу праздника и сами гости, исполняя частушки и русские народные песни.
Фото и видео: «Яркуб», пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- Американский журналист Джон Вароли: «Русофобия в США началась после первой победы Трампа»
- Ярославская группа «Боль проч боль» и её «Счастье»
- Двигатели цифровизации. Ярославцам рассказали, как сегодня можно экономить на услугах связи
- Ирина Ширшова: «Культура — это фундамент для будущего»
- История книжной лавки Юрия Швецова: интервью с основателем
- Михаил Евраев об итогах 2024-го: «Уровень жизни в регионе растёт»
- «Будем искать инвесторов»: министр имущественных отношений о масштабной приватизации в регионе
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Неспроста мы начали рассказ с цитаты из классики, ведь «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни. А русскую жизнь нельзя представить без Масленицы.
Что для нас Масленица? Во-первых, это встреча весны — очень важное событие для наших предков, которые уж точно знали толк в праздновании. Во-вторых, для многих Масленица полна тёплых воспоминаний: вкус бабушкиных блинов и домашний уют. В этом плане традиции сильнее любых веяний современного мира, ведь они живут глубоко в нас и формируют нашу идентичность.
Как же отмечали Масленицу сто, а то и двести лет назад на ярославской земле? «Яркуб» решил вспомнить и рассказать о гуляниях, обрядах и обычаях ярославских крестьян. А заодно посмотрим на проводы зимы времён советской эпохи.
Герман Блинов. «Масленица» (2001)
По уездам Ярославской губернии
Празднование Масленицы в Ярославской губернии начиналось в понедельник, а во вторник и в среду крестьяне работали. В четверг, именуемый «Разгуляем», празднование возобновлялось и продолжалось до воскресенья, работать в эти дни считалось грехом, так как это время посвящалось отдыху и веселью.
Главный символ Масленицы — блины. Зажиточные ярославцы могли себе позволить печь блины с понедельника, а в среду — «Лакомку» — даже бедняки скребли по сусекам и доставали последние запасы муки. А первый блин отдавали нищему или оставляли в слуховом окне дома на помин души усопших родственников. В некоторых уездах девушки выбегали на улицу и, одаривая блином первого встречного, спрашивали его имя, гадая на суженого.
Зинаида Крохоняткина. «Русские блины. Масленица» (1967)
Немало сохранилось интереснейших записей о традициях ярославских крестьян. К примеру, в этнографическом сборнике Императорского Русского географического общества 1854 года священник Алексей Архангельский из села Давшино Пошехонского уезда очень подробно описал празднества.
«Масленица — праздник самый общепринятый, самый разгульный. Она справляется во всех краях и всеми: старый и малый равно в ней участвуют. Кого из здешних жителей не встретишь, всякий непременно тотчас поздравит с „широкою и весёлою“ и даже с „честною“ Масленицей, как лучшим в году праздником, со всяким удовольствием и весёлостью», — рассказывал священник.
Ни один праздник не обходился без игр, хороводов и песен. Как только и стар, и млад уставали танцевать и кружиться, шли по домам поздравлять друг друга. Каждое такое поздравление сопровождалось сытными угощениями, после которых снова можно было высыпать на улицу дружной гурьбой и в припляску с балалайками, скрипками и гармониями продолжать веселье.
Юрий Филиппов. «Масленица в Переславле» (1974)
В первые три дня Сырной недели, до четверга, шли приготовления к празднику: запасалось пиво, вино и съестные припасы. Молодые люди в это время готовили упряжки для лошадей, чистили их и украшали лентами. Если у кого-то нет своей, то брали у соседей или знакомых, чтоб «было на чём выехать без стыда». Ещё одна забава — кататься с горки на ногах и на качели.
«Эта потеха опасная, ибо может изувечить. Но что делать! „Охота вить тешить, не беда платить!“ Иной так удачно скатится, что и рёбра затрещат; другой, не так-то удачно скатившись с шестов, идёт из-под горы с кислым лицом и разбитым носом; другой поправляет руку; иной похрамывает обеими ногами, а другой лежит и не встаёт», — писал Архангельский.
Само собой, всё это действо сопровождалось песнями и скачками, то есть пляской с хлопаньем в ладоши и громкими кликами.
Пётр Ковалевский. «Катание на Масленице» (1900)
В Ярославской губернии были популярны игры и развлечения для детей. Одна из таких забав носила название «Поздравить блины». Ребята следили за односельчанами, которые угощались блинами в гостях, чтобы потом всей ватагой вытащить их из дома и вывалять в снегу.
На Масленицу пекли самые разные блины: на опаре и на дрожжах, молочные, яичные, с икрой, сёмгой, сыром, сметаной, творогом и вареньем. Да и размер традиционного блюда был везде разный. Ярославец Сергей Дмитриев, служивший в юности в доме купцов Огняновых, вспоминал, что господа любили блины размером с чайное блюдечко. А для прислуги блины пекли большие, как в деревнях.
На Масленицу так повелось, что молодожёны являлись центром внимания во время праздника. В Ростовском уезде «смотры молодых» происходили во время масленичных ярмарок в крупных сёлах. Пока взрослые закупали продукты, молодёжь, которая венчалась в последний мясоед перед масленицей, наряжалась в лучшие одежды. Гости, приехавшие на ярмарку, обсуждали и критиковали внешний их вид. Это могло длиться около двух-трёх часов, после чего все отправлялись в трактиры.
Валерий Кокурин. «Ростов. Проводы зимы» (1994)
Нередко молодые, повенчавшиеся в течение истёкшего года, катались на лошадях — этот обряд в столице губернии называли «столбы». Название пошло от одноимённого трактира на улице Ростовской (ныне — Андропова) в Ярославле. А ещё молодожёнов так и норовили вывалять в сугробе или требовали «посолить рыжики» — прилюдно поцеловаться.
Интересен обычай масленичного поезда. Для этого на запряжённых лошадей усаживали с ног до головы измазанных в саже парней, а в кибитку пьяного человека, тоже непременно испачканного сажей и облитого пивом. Ему ставили пивной бочонок, штоф вина и сундук с пирогами, рыбой, яйцами, оладьями и пряженцами. Пьяница этот пил и ел, что называется, напропалую. Сценка означала, что Масленица едет домой.
Пряженцы — пирожок из дрожжевого теста. Наименование является производными от глагола «пряжить», то есть «жарить в большом количестве масла». Так и говорили тогда: «Скоро масленица, будем пряженцы пряжить».
В селе Ко́за Первомайского округа (в царские времена — территории Любимского уезда) в Масленицу устраивали катания на украшенных венками лошадях в санках и возках — собиралось по 50-60 упряжек. В Мологе по улицам возили разукрашенную лодку: её ставили на двое саней и покрывали коврами, на середину устанавливали стол со множеством вин и закусок. За столом сидели «благородные» в костюмах и масках, на корме или на носу лодки находились музыканты и песенники. Также старожилы вспоминают, что молодёжь из окрестных деревень Тархова холма — самой высокой точки Ярославской области — собиралась на массовые масленичные гуляния: на вершине холма складывали огромный костёр и зажигали его первым в округе.
Олег Жидков. «На Масленицу. Плёс» (2016-2018 гг.)
К слову, провожали Масленицу по-особенному. Уж очень хотелось задержать праздник хоть на денёчек! Поэтому хитрые ярославские мужики в первый день поста ни свет ни заря принимались за оставшееся вино и пиво — «немножко пополоскать во рту». Во вторник — опять за дело, но уже не так охотно... Всё же к вечеру нужно окончательно попрощаться с честной Масленицей.
А молодёжь в ночь на чистый понедельник, когда уже смеркается, смолила солому и втыкала каждый сноп на шест, после «чучела» поджигали. В огонь кидали блины и прыгали через костёр.
Обычай зажигать в последний день Масленицы костры был общерусским. Однако наименования этого процесса были разные: в мологских землях говорили «жечь гору», в Брейтово и Пошехонье — «жечь Масленицу», в Костроме и вовсе «жгли соломенного мужика».
Масленица в советские времена и на страницах ярославских газет
В советское время аналогом Масленицы стали проводы русской зимы. Отмечали их обязательно в масленичное воскресенье — в конце зимы или в начале весны. И конечно, сопровождался праздник массовыми гуляниями.
Игры у Дворца пионеров. 1970-е. Фото: Музей истории ЦДЮ
Игры у Дворца пионеров. 1970-е. Фото: Музей истории ЦДЮ
Масленица на Романовской стороне Тутаева. 1961 год. Фото: Е. Савинова
Масленица в парке Победы. 1980-е. Фото: Библиотека имени Петровых
Репортаж с проводов Русской зимы, стадион «Шинник», 1967 год. Видео: «Ретро Ярославль» / VK
С размахом, будто желая вернуться в далёкие времена и прокатиться на весёлых санях, запряжённых конями в колокольчиках и бубенцах, праздновал Масленицу Ярославль нулевых. Страницы городских газет пестрели красочными репортажами по следам народных гуляний. Чего только не было: концерт и штурм снежного городка, колокольные перезвоны и запуск салютов.
«Видели мы и такие эксклюзивные редкости, как потрясающее яство „с секретом“ — кулебяку кило на три под названием „жареный поросёнок“. Пробовали налистники — блины с мясом, как нам объяснили, „обжаренные в яйце и масле“. Запивали блины кто чем, все больше горячим чайком или кофе, сбитнем на чаю и сиропах или „медоваром“, слабоалкогольным пивом — новинкой питерского НИИ медоварения. Обычным пивом гуляющие не увлекались — на холоде не шло», — писал ярославский журналист Юлиан Надеждин в «Северном крае».
Фото: Вечеслов Юрасов / «Северный край»
Конечно, как того требует традиция, финальным аккордом или даже апофеозом было сжигание чучела — настоящее шоу. Кстати, если масленичная кукла сгорала быстро, наши предки, спроваживающие зиму, считали это доброй приметой. Словом, отмечали действительно с размахом. Всё же не зря Ярославль получил статус масленичной столицы страны.
Ещё в одной из статей «Северного края» можно встретить и такие, актуальные сегодня слова: «Зима фактически ещё только вступила в свои права, а ярославцы уже готовятся проводить её». Учитывая погоду, которой наградила нас природа этой зимой, всё осталось по-прежнему. Кажется, что и окружающая реальность, и традиции остаются неизменными. Хотелось бы, чтобы так продолжалось и впредь, особенно в отношении радостных и светлых событий.
Февраль 2014-го, к слову, тоже выдался бесснежным. Фото: Игорь Рогожкин, «Ретро Ярославль» / VK
Заглавная иллюстрация: Михаил Савицкий. «Масленица. Улица Кирова»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Как музыка живой старины, каждый звук поморского говора накрывал слушателей волной и переносил в края вековых лесов, тихих болот и рек, плетущих серебром своих вод узоры. Такие впечатления подарили выступления Анны Мулиин — сказительницы и хранительницы традиций, голос которых доносится сквозь века. Накануне она посетила библиотеки Ярославля с творческой программой.
«Яркуб» познакомился с Анной Мулиин и поговорил о традициях, которые она бережно сохраняет, о том, как сказки становятся мостом между прошлым и настоящим и почему культура невозможна без этих удивительных историй.
Вперёд — к истокам
Народная сказительница переносит своих слушателей на Русский Север — в Пинежье, откуда Анна и сама родом. Кроме поморских народных сказок, Анна с удивительным мастерством рассказывает произведения северных писателей, заставляя звучать их характерным образом — архангельский говор известен своими непохожим на другие цоканьем и оканьем.
У Анны Мулиин очень интересный жизненный путь. Она родом из далёкого села Сура на берегу Пинеги среди глухих Архангельских болот, получила техническое образование и работала на кондитерской фабрике в Ярославле, даже защитила кандидатскую и успела пожить за границей. Сама сказительница признаётся, что это далеко не все её заслуги и призвания. Самым главным, к примеру, она считает экскурсионную деятельность. Почему и когда же произошёл резкий поворот в сторону изучения фольклора?
— Образование — это мой, человеческий, выбор. А писательство, экскурсии, сочинение басен, сказительство — это Божье призвание, то есть задание, которое человек должен делать на Земле, обязан выполнить и не отсебятничать, — рассказывает Анна. — Это всё идёт изнутри, как будто бы я чувствую, что надо сделать для того, чтобы достичь результата. А вот образование я получила такое, какое сама себе придумала. Достигла степени кандидата наук, потому что это отсебятина — Бог не ждёт этого от меня, так как для этого у Него есть более способные люди.
Анна вспоминает, как ностальгия по Родине буквально загрызла её в Швеции. Поэтому так и хотелось вернуться в глубинку. Ей казалось, что в той беспросветной глуши никто и никогда не потревожит. И решила поступить так: жить в Питере, а летом — в деревню, за сюжетами. Чтобы потом, зимой, художественно обрабатывать их.
Для сказителя важно не только умение красиво преподнести историю, но найти её. Такая работа требует и творческого подхода, и глубокого понимания культуры. Отобрать и обработать материал — не такая уж простая задача. Анна Мулиин рассказывает, что заинтересовавшие её произведения она перерабатывает так, как считает нужным. Перекладывает она на гово́ри сказки Степана Писахова, Бориса Шергина и Фёдора Абрамова.
Народная культура неразрывно связана с традициями. И сознательное почитание традиций, а более того — сохранение старинного русского языка сказительница считает крайне необходимым для понимания нашей национальной самоидентификации.
— Мне очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей услышали старинный язык — это как глоток свежего и напрочь забытого воздуха, ключик к разгадке того, что творится на Земле.
Поморские сказки и легенды, как и любой фольклор, являются отражением опыта народа, который их создал. В случае поморов и пинежане — народа, жившего в суровых условиях Русского Севера. Закалённые недружелюбным климатом истории поучительны и рассудительны, но и место для забавного в них тоже остаётся!
— Думаю, что поморские сказки несут истинную народную мудрость — а мудрость есть только у Бога. Следовательно, методом от противного можно понять, что большинство ранее живущих людей было глубоко верующими, а потому они могли из любой ситуации вынести вывод согласно библейским наставлениям. Сейчас мы этого делать не умеем — каждый тянет одеяло только на себя.
Ещё Анна обращает внимание, что большинство поморских сказок — это реальные истории, которые превращаются в сказку благодаря поморской гово́ри.
Из-под пера Анны Мулиин вышло две книги: «Жизнь и приключения сородичей Иоанна Кронштадтского» (известный православный подвижник, кстати, тоже родился в небольшом селе Сура) и «Песнь Слову». С этой работой Анна стала победительницей международного литературного конкурса «ЭТНОПЕРО».
Современные пинежские авторы сталкиваются с непростой задачей. С одной стороны, они хотят сохранить дух и особенности северного фольклора, а с другой — сделать свои произведения актуальными для современного читателя.
— Известный писатель прошлого века, наш пинежанин Фёдор Абрамов, очень болел за сохранение традиций и языка. А о современных пинежских сказителях скажу так: молодцы те, кто хранит традиции. Бывает, и мои сказки ска́зывают как народные — мои истории уходят в народ, значит они настоящие, — рассказывает Анна.
Любые народные сказки играют важную роль в формировании идентичности людей. Это культурный код, который определяет ценности и моральные представления. Вместе с этим, считает Анна, сказки облегчают миропонимание, ведь живут они в пограничной зоне между двумя мирами — земным и небесным.
— В северных регионах большая часть суток — темнота, а это время задуматься: зачем я живу? как устроен мир? — говорит сказительница.
Последние годы стали подъёмными для русской культуры и традиций. Поморские сказки и легенды в этой парадигме, пожалуй, остаются уникальным культурным пластом, интересным и сегодня. Эти истории с северным колоритом рассказаны на живом языке, который человек понимает благодаря генетической памяти.
— Если те же самые сказки сказывать на современном русском языке — эффекта мудрости не будет, так как она вмиг превратится в наставление. Люди этого не любят, потому что сами с усами, ведь слушатели и читатели в любом случае примеряют историю — платье героя на себя, — считает Анна. — Сказка о приключениях деревенского простеца «одевается» на себя охотно! Во-первых, этого никто не видит; во-вторых, горожанин ставит себя выше деревенщины, но при этом не брезгует делать для себя необходимый вывод, мол, вот что может произойти с дураком, а я-то ведь не деревенский дурак!
Сейчас сказителей в классическом их виде почти не осталось, лишь несколько энтузиастов — хранителей традиций. Но Анна надеется, что нас ждёт следующее поколение тех, кто сохранит и приумножит наследие народа.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В ГУ МЧС России по Ярославской области подвели итоги крещенских купаний.
В праздник Крещения в этом году купели посетили 10 282 человек, 5 386 из них провели обряд, то есть окунулись в ледяную воду.
Напомним, из-за аномально тёплой погоды в Ярославле были открыли всего две купели — на Петропавловских прудах и на пруду на территории Толгского монастыря. Всего по региону оборудовали чуть более 30 иорданей. Благодаря слаженной работе сотрудников МЧС и других ведомств несчастных случаев удалось избежать.
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
По всей Ярославской области из-за аномального тепла в предстоящее Крещение откроют только 34 купели. Об этом рассказали в правительстве региона по итогам заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ГУ МЧС России по Ярославской области.
На реках толщина льда в этом году составляет около 15 сантиметров, а то и меньше. Поэтому большинство привычных мест для купания будут недоступны. Купели будут делать только там, где замеры показали достаточную толщину льда. В основном, это на прудах и озёрах.
Всего в области будут открыты 34 проруби для крещенских купаний. В Ярославле таких будет две. И только одна из них на привычном месте — на Петропавловских прудах. Другую откроют на Толге, только не на Волге, а на пруду на территории монастыря. Там же купания организовывались в таком же аномально тёплом 2020 году.
Окунуться можно будет где-то с позднего вечера 18 января до позднего вечера 19 января, где-то — только днём 19-го числа. Как и обычно, в оборудованных местах будут дежурить спасатели, медики и полицейские. Иордани оснастят деревянными перильцами, лестницами, рядом установят раздевалки.
Список крещенских купелей тёплой зимой 2025-го в Ярославской области
В Ярославской области резко сократили число мест для крещенских купаний: полный список
В Ярославской области резко сократили число мест для крещенских купаний: полный список
В Ярославской области резко сократили число мест для крещенских купаний: полный список
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В регионе постепенно открываются новогодние ярмарки, заливаются катки, ярославцы ждут череды праздников. Для взрослых и детей в Ярославской области будет организована масса мероприятий. Одно из них — шествие «За Рождественской звездой» в Рыбинске.
— Шествие «За Рождественской звездой» становится традиционным. В следующем году проведём мероприятие во второй раз. Возрождаем традицию широкого празднования светлого праздника Рождества. Шествие планируем на 8 января. Театрализованный ход-представление проследует по улице Крестовой от улицы Ломоносова до Красной площади. Начало в 16 часов. Будут народные песни и колядки в исполнении фольклорных коллективов Рыбинска, Мышкина и Москвы, традиционные костюмы, — рассказал глава города Дмитрий Рудаков.
Кроме того, планируются уличные представления, рождественская ярмарка и реконструкция обряда колядования.
Фото: Дмитрий Рудаков / VK
0+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».