Тест-драйв
«Центр культуры и туризма „Романов-Борисоглебск“» запустил велосипедные экскурсии по левой стороне Тутаева. Пятикилометровый маршрут по главным достопримечательностям бывшего Романова протестировал корреспондент «Яркуба».
«Центр культуры и туризма „Романов-Борисоглебск“» запустил велосипедные экскурсии по левой стороне Тутаева. Пятикилометровый маршрут по главным достопримечательностям бывшего Романова протестировал корреспондент «Яркуба».
Летом провела выходной в Переславле-Залесском и убедилась, что путешествие по городу станет лучше, если из пешехода на несколько часов превратиться в велосипедиста. Во-первых, велосипед предпочтительнее с точки зрения скорости перемещения. Пока идешь пешком от одной достопримечательности к другой, силы кончаются, и хочется не впитывать историю-культуру, а сидеть с лимонадом на веранде ближайшего кафе. Во-вторых, становится проще добраться до пригорода: фермерских хозяйств, монастырей, живописных мест для пикника. В-третьих, для здоровья полезно.
Другое дело, что в маленьких провинциальных городах — а в Ярославской области туризм на них и держится — найти велосипед непросто. Закрытые территории дают транспорт только для внутреннего пользования, отели предоставляют услуги велопроката исключительно для своих гостей. И в этом смысле опыт Тутаева видится прорывным.
Велосипедную экскурсию «Колесим по городу» «Центр культуры и туризма „Романов-Борисоглебск“» запустил перед днем города. Велопарковка стоит у кинотеатра «Экран». Одновременно велосипеды могут предоставить семнадцати путешественникам, причем есть женские и мужские версии. Я тестировала только женский вариант, и могу сказать, что он удобный. Организаторы настаивают на том, чтобы каждый экскурсант носил шлем и накидку кислотного цвета. В комплекте есть налокотники с наколенниками и перчатки, но они очень мешают в процессе, так что можно отказаться.
До старта экскурсовод — «можно просто Катя» — инструктирует группу: как показывать повороты, зачем поднимать руку вверх, по каким улицам и объектам предстоит ехать.
Наконец помчали. Улицы на левобережной стороне Тутаева устроены очень просто: половина идет вдоль Волги, другая половина пересекает их и выходит к берегу. Пространства для маневра достаточно.
Первая остановка — Леонтьевский арочный мостик над рекой Медведицей. За деревьями видно спуск к паромной переправе. На другой стороне в зелени утопает овраг. Рискуя сломать шею, пробираешься вниз по крутому склону, чтобы рассмотреть арки моста и повторить фото из семнадцатого выпуска журнала «Углече поле».
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Иллюстрация в посвященном Тутаеву выпуске журнала «Углече поле»
Далее по программе идет осмотр высоких валов Романова городища. Их насыпали в середине XV века по распоряжению великой княгини Марии Ярославны. Говорят, под ними пролегал подземный ход, по которому жители уходили от нападений в леса, чтобы переждать битву. Сочиняли, что под Крестовоздвиженским собором XVI-XVII вв., стоящим посреди городища, начинается подземный ход на другой берег Волги. К сожалению местных это только легенда, иначе не стояло бы острой необходимости наладить приличное сообщение между двумя частями Тутаева.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Крестовоздвиженский собор на реставрации
С остановками возле здания Александровской больницы, где работал Константин Константинович Доводчиков, изучавший влияние алкоголя на организм человека, и Вознесенской церкви, фрески которой прекрасно сохранились, потому что в советские годы их жирно закрасили краской, едем к колокольному заводу потомственного литейщика родом из Ижевска Николая Шувалова.
Завод Шувалова славен тем, что колокола на нем льют по традиционной технологии. Из нововведений — только механические подъемники да электрические сушки. Николай Александрович встречает гостей сам: ведет по цехам, рассказывает, как исследователи искали ультразвук его колоколов — и нашли, о чем долго и радостно совещались. Говорили, что раз есть ультразвук, значит, колокол правильный.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Глиняные «рубашки» на просушке
От глиняных форм в цехе сушки идет жар. Раньше колокола лили именно по глиняным формам, добавляя в смесь глины толченый кирпич, квасное сусло, коровью шерсть и конский навоз. Шувалову пришлось путем проб и ошибок восстановить технологию, чтобы колокола зазвучали как старинные. Обмазав форму слоем голубой глины, рабочий поднимает лицо: «Теперь сохнуть до завтра будет». Рядом лежат черепки разбитой формы.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
На основу из красной глины только что нанесли слой голубой глины
Над оформлением колоколов в художественной мастерской трудится скульптор, член Союза художников России Всеволод Алаев. В уголке студии непрерывно греется воск, на полках вдоль стены уложены мягкие формочки. Крепко пахнет табаком. Всеволод Романович показывает, как лить воск в форму и провожает гостей в литейный цех.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Всеволод Алаев в мастерской
Нам позволяют остаться посмотреть, как раскаленный добела металл льют в формы. Рабочим жарко, от брызг и огня их защищают лишь худые штормовки. Вокруг сушатся глиняные «рубашки». Три части — болван, фальш-колокол и «рубашка» — делают послойно. На изготовление маленьких колоколов уходит месяц, тысячепудовый можно делать и полгода.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Льют колокол
Полюбовавшись точными движениями литещиков, уезжаем. Но с темой колоколов пока не прощаемся — нам предлагают зайти в строящийся музей колокололитейного дела. Показывать оттуда пока нечего, но экспозиция обещает быть информативной. Все экспонаты для музея Николай Шувалов собрал лично.
Два марш-броска до города — завод стоит на окраине, поэтому, кстати, пешие экскурсии туда не водят — и нас приглашают на обед. За супом обсуждаем один из локальных гастрономических брендов — романовский лук. Экскурсовод Катя на вопрос о том, где купить лука на посадку, отвечает: а нигде. Сами сажают, а чтобы на рынках продавали, такого не видно. Между тем романовский лук огородники вывели уже к XVII веку, и спрос на него был необычайный: в XVIII веке каждый год продавали лука на двадцать тысяч рублей, тогда как в городе проживало всего две тысячи человек. Романовский лук красный, даже темно-красный, луковицы размером с большую репку, сочные, совсем не горькие, идеально подходящие для холодных закусок.
Перебрав достоинства романовского лука, романовских баранок, которые не черствели целый месяц, и романовской породы овец, встаем из-за стола, благодарим хозяйку и едем дальше. Катя обещает выбирать пологие дороги, но вся романовская сторона рельефная, с горки на горку. В низинах скапливается вода, отчего в городе так много прудов. Местные по мере сил водоемы очищают, так что можно отдохнуть на берегу и посчитать уток.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Большой пожарный пруд
Доезжаем до самого северного храма Тутаева — Троицкого. Рядом с ним стоит часовня-усыпальница семьи Маслок. На ней сохранились чугунные доски с надписями. Одну установил Василий Маслок после смерти жены от тяжелых родов и младенца, едва продержавшегося на этом свете неделю. Другую после смерти известного в городе нотариуса повесила его вторая жена. Можно разобрать стихи: «Кончил он жизнь безотрадную, Силы угасли в борьбе, Спи же ты, мой ненаглядный, Вечная память тебе».
Нам хочется спуститься ближе к Волге, поэтому возвращаемся к центральным улицам, по пути заглянув в Покровский храм, где хранится явленная икона XV века «Прибавление ума», почитаемая чудотворной. Настоятель терпеливо объясняет нам иконографию и растолковывает смыслы образов, немного рассказывает о настоящей жизни левобережных церквей, которых ныне семь. Покровский храм, кстати, не закрывался никогда.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Кустодиевский бульвар
По Кустодиевскому бульвару, где была гостиница «Эрмитаж», из окна которой художник Борис Кустодиев наблюдал за гуляющей над Волгой публикой, выезжаем к смотровой площадке. Вид прекрасный: Казанская-Преображенская церковь с колокольней, вдалеке Воскресенский собор и Борисоглебская сторона, обрыв и светящаяся река. Здесь стоит спуститься ниже, к подножию церкви, чтобы подивиться высоте храма и колокольни, послушать плеск волн.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Корреспондент «Яркуба» на площадке возле Казанская-Преображенская церковь
Последняя точка в нашем маршруте — 25-метровая Пожарная каланча, самая высокая точка на левом берегу. Заброшенная, она годами приходила в упадок. Сложно представить, сколько сил понадобилось туристическому центру, чтобы разобрать завалы и мусор, провести ремонт и наконец-то отрыть каланчу для экскурсантов. Труды не прошли даром: известно, что в любом городе туристы считают своим долгом непременно осмотреть достопримечательности с высоты.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Здание Пожарной каланчи
Наверху мы жадно разбираем среди деревьев места, по которым колесили весь день. Рассуждаем о том, что тихой Романовской стороне требуется внимание. Ведь если восстановить здания, отреставрировать памятники, привести к общему знаменателю дизайн-кода вывески, то... Мечтать с умным видом можно о разном. Главное же — не обесценить усилия местных по возрождению города. Следующим летом в Тутаеве будут экскурсии на теплоходе «Борис Кустодиев». До конца 2018 года должны отреставрировать Крестовоздвиженский собор.
Колесим по Тутаеву. Тест-драйв велосипедной экскурсии по романовской стороне
Вид, открывающийся с Пожарной каланчи, если смотреть на северо-восток
В сухом остатке по итогам велоэкскурсии, которая у нас растянулась почти на пять часов при норме в два с половиной, можно сказать, что она подойдет для большой ознакомительной прогулки. Движение автомобилей на левой стороне Тутаева не отличается интенсивностью, маршрут согласован с Госавтоинспекцией, за безопасность можно не волноваться. А если вы уже что-то про Романов знаете, то можно просто арендовать велосипед и скачать аудиогид.
Бесплатный тест-драйв российского снегоболотохода «Шерп» пройдет в Ярославле 15 сентября. В компании рассказали, что для участия в нем нужно пройти регистрацию.
«Шерп» — вездеход, на котором можно пройти даже по Заполярью. Он умеет преодолевать уклоны в 35 градусов, передвигаться по любым видам грунта — песку, трясине, грязи, снегу, льду, воде. Грузоподъемность «Шерпа» — одна тонна. Внутри него четыре спальных места.
Снегоболотоход используют сотрудники МЧС, геологоразведчики, охотники и рыболовы. На нем передвигались участники трансконтинентальной экспедиции «На Восток!» из Архангельска в Анадырь, которая прошла в 2017 году. Экипаж поставил несколько мировых рекордов и преодолел маршрут за шесть с половиной месяцев.
Дата ярославского тест-драйва «Шерпа» — 15 сентября. Записаться можно через форму на сайте компании. Выберите город из списка, укажите свои данные и подходящее время, опишите, почему вам будет интересно принять участие в испытаниях.
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов