Творческий вечер

27 июля 2022 - 12:16
«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге

В день своего 45-летия писатель презентовал «Игру в ящик». «Яркуб» побывал на творческом вечере писателя.

«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге

Ярославский журналист, редактор и писатель Антон Голицын на творческой встрече в Ярославской областной библиотеке имени Н. А. Некрасова представил книгу с повестью «Игра в ящик» и рассказами, написанными в 2000-е годы.

Повесть Антона Голицына отдельным изданием выходит впервые, а именно с нее он дебютировал как прозаик, когда ее напечатали под названием «Ящик. История одного шоу» в Саратовском литературном журнале «Волга» в 2009 году. Также в книгу вошли пять ранних рассказов автора («Воин», «Землянка дедушки Серафима», «Кладовая солнца», «Бог есть», «История деревни Иевлево»).

— В первую очередь, повесть была напечатана в литературном журнале, то есть это достаточно узкая специфическая аудитория. Хоть повесть есть в интернете на сайте «Журнальный зал», но все равно мало людей ее прочитают, поэтому хотелось ее сохранить для себя. Чтобы она была, чтобы осталась моим детям, чтобы прочитали друзья, коллеги и знакомые, — ответил Антон Голицын на вопрос, почему же повесть вышла отдельно спустя 13 лет после первой публикации.

«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге
.
Вечер начался с композиции Игги Попа в исполнении Елены Щелоковой на фортепиано. Писатель признался, что песня замышлялась как саундтрек к книге, но сам Игги «был немного не в курсе».

Далее автор прочитал отрывок из повести о Дне города и погоне за рейтингами. Писатель говорит, что книга получилась автобиографичной, а самому ему нравится в ней то, что «Игру в ящик» легко читать.

«Там нет текстовых красот, минимум метафор, никакой тебе звукописи и третьего уровня смыслов. Это что-то вроде развернутого репортажа, правда, героя читатель видит как снаружи, так и изнутри», — пишет на своей странице в социальной сети Антон Голицын.

Эта повесть о провинциальном телевидении, о его «внутренней кухне». Книга написана по горячим следам событий, которые были в середине нулевых. Прототипами героев повести стали коллеги Антона по телеканалу «НТМ», а главный герой – альтер эго автора.

В центре сюжета первое реалити-шоу на провинциальном телевидении «Карьера», в котором выбирали нового журналиста. Но книга не только об этом: в ней много сюжетных линий, в том числе политическая и философская о судьбе России. В образе главного героя отразился современный российский человек во всем его непостоянстве. Антон Голицын описал жизнь телевизионщика со всеми ее противоречиями, несуразицами, приколами.

«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге

На вопрос о литературном влиянии на его творчество, а в частности, о связях с романом Виктора Пелевина «Generation П», Антон Голицын ответил так:

— Если что-то и повлияло, то, скорее всего, Пелевин и повлиял. Если уж честно говорить, я, с одной стороны, ориентировался на «Generation П» и отчасти хотел, чтоб моя повесть была непохожей и стеснялся этого. Это нормальная вещь для начинающего автора, и поэтому, кстати говоря, я прятал «Игру в ящик», не упоминал о ней особо и не продвигал. Но с годами начинаешь спокойнее относиться к таким вещам... Похоже или не похоже — это дело десятое. Есть только один критерий: понравилось человеку или не понравилось. Понравилось — хорошо, не понравилось — плохо. Наверное, много можно найти каких-то литературных пересечений: в личности главного героя может быть отчасти лишний человек литературы XIX века и в какой-то мере герой произведения Достоевского. Я хотел описать нашего современника и мне это удалось. Я писатель непрофессиональный, поэтому и писал все то, что мне интересно. В конце даже философскую тему задвинул, наивно и банально, но мне так захотелось. Я от этого получаю кайф. Наверное, это тоже один из главных индивидуальных плюсов литературы: сам что-то написал и можешь получать от этого удовольствие.

К книжному изданию «Игра в ящик» была существенно переработана:

— Поскольку эта была первая книга, она достаточно несовершенна, хотелось ее немножко отредактировать, довести до ума. Может быть, заострить какие-нибудь моменты. На самом деле, она претерпела значительные изменения: финал полностью поменялся по сравнению с тем, что было в 2009 году, — рассказал «Яркубу» писатель. — Я планировал завершить свою литературную деятельность. Именно художественную литературу, потому что все что мог, я, наверное, написал. И три книги были, а четвертая — первая — ее в виде книги не существовало. Захотелось издать в виде книги. Сделать такой подарок себе и своим друзьям.

Презентация книги была приурочена к юбилею Антона Голицына: 26 июля ему исполнилось 45 лет.

«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге

В книге внимательный читатель найдет и узнает события из современной ярославской истории:

— Пожалуй, самый заметный эпизод — это День города. Он описан с некоторой иронией. Это такое культурное явление 90-х и 00-х годов, сейчас день города не отмечают так, как отмечали в то время. Это был очень массовый праздник, напоминающий отчасти средневековый карнавал: буйство страстей, народной стихии, по вечерам какая-нибудь группа играла или была дискотека. На стадионе «Спартаковец» собиралась огромная масса народа, большинство из них были нетрезвые, что там только не происходило! Там люди встречались, влюблялись, знакомились, кого-то били, кого-то убивали. Это был хаос. Конечно, в книге можно встретить какие-то реалии нашей политики и телевидения, — поделился с нами автор.

Встреча получилась не только литературной, но и музыкальный. Со своими песнями выступали друзья писателя: Елена Щелокова, участница группы «Сортировка», в которой сейчас играет Антон Голицын, фронтмен группы «Dark Voice Of Angelique» Илья Белов и участник ярославской группы «Постучать» Иван Пеньков.

«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге«День города в 90-х и 00-х напоминал средневековый карнавал»: Антон Голицын рассказал о своей новой книге

Кроме друзей-музыкантов, поздравили Антона Голицына и коллеги, с которыми писатель работал. После ухода с телеканала «НТМ» в 2012 году Антон Голицын отредактировал около 30 книг, вместе с Ильей Бесхлебным работал над книжной серией «Библиотека ярославской семьи», участвовал в издании книги Яна Левина «14 японских кораблей» и редактировал сборник рассказов ярославской писательницы Ольги Никоновой «Живи хорошо». Сам же Антон Голицын рассказал о сотрудничестве с издательством «Медиарост».

— Он написал прекрасную книгу о городе, — так отозвалась писательница Ольга Никонова о произведении Антона Голицына.

Поздравляя писателя, гости отмечали, что им «хочется видеть Ярославскую эпопею, которая складывается из произведений ярославцев о ярославцах».

В завершении вечера Антон Голицын показал свой фильм про Углич из серии «Ярославские путешествия». Журналист снял не менее 40 таких фильмов, в которых рассказывается о «наших городах, наших памятниках и наших людях».

Фото: Евгений Иванов

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет