Органы власти
В Ярославской области весной 2024 года стартовала глобальная реформа системы местного самоуправления. Муниципальные районы будут преобразованы в муниципальные округа путём объединения входящих в состав районов поселений. Переход на одноуровневую систему, отмечают в правительстве области, позволит упростить структуру органов власти, создать единую, сильную команду и эффективнее управлять территорией.
Что это означает для простых жителей? В чём главные цели преобразований? Об этом корреспондент «Яркуба» побеседовал с министром регионального развития Евгением Чуркиным.
— Евгений Юрьевич, начнём с самого важного. Чем не устраивала существующая система и почему правительство области выступило с предложением о проведении реформы?
— Что означает двухуровневая система? Она подразумевает наличие городских и сельских поселений. Это первый уровень. Поселения входят в состав муниципальных районов — это второй уровень. У каждого образования есть свой избранный глава, свой представительный орган — депутаты, есть свой бюджет, свои нормативно-правовые акты. По существующему законодательству любой регион нашей страны имеет право самостоятельно определить, как будет устроено местное самоуправление на его территории.
Переход на одноуровневую систему означает объединение городских и сельских поселений и районов, в которые они входят, в муниципальный округ. А по факту — это объединение администраций в одно юридическое лицо. А точнее, это объединение усилий команд администраций.
Как известно, у единиц каждого уровня есть свой круг полномочий — у района свои, у поселения свои. Иногда эти полномочия передаются друг другу, иногда находятся на стыке. Объясню на примере дорог. Дорога между населёнными пунктами — это полномочия района. Когда вставал вопрос о ремонте, всегда нужно было получать согласование района и города, а иногда оно не получалось. И город делал с одной стороны дорогу, а район с другой. При одноуровневой системе поселение и район объединяются в единую структуру, работают как единая сильная команда, решая общие задачи на всей территории, не разделяя полномочия до отдельных деревень.
Второй важный момент — это так называемое выстраивание вертикали власти. Говоря простыми словами, как правительство области не может приказать что-то делать району, так и район не может приказать что-то делать поселению. Если нет взаимопонимания между районом и поселением, возникает дисбаланс, что тоже не в интересах жителей.
Кроме того, увеличиваются затраты на проведение выборов. Потому что сейчас мы выбираем глав в районы и поселения и депутатов, и не всегда даты этих выборов совпадают. К тому же часто происходит досрочное прекращение полномочий депутатов и глав по разным причинам, и нужно организовывать новые выборы. А это дополнительные траты денег местного бюджета, которые могли бы быть израсходованы на установку освещения, покос травы, подсыпку дороги, обустройство колодца — словом, всё то, что нужно жителям поселения. Не говоря о том, что этих депутатов ещё нужно найти — некоторые поселения очень маленькие, экономически активного населения там меньше тысячи человек.
Наконец, ещё один плюс объединения — сокращение сроков принятия решений, что немаловажно для жителей. Объясню на примере освещения. Сначала поселение принимает решение, какую сумму потратит на освещение, потом подписывает соглашение, потом передаёт в район. Далее районная дума должна собраться, принять эти траты, потом нужно провести торги... Это вполне законная процедура, по-другому никак, но на эти процедуры уходит месяц, а то и больше. А жители ждут освещение! Когда команда единая, сроки принятия решений ускоряются.
Министр регионального развития Евгений Чуркин. Фото: Министерство регионального развития
— Сколько регионов России уже перешли на одноуровневую систему? Каковы результаты мониторинга министерства?
— На данный момент уже 20 субъектов федерации полноценно перешли на одноуровневую систему. Ещё порядка 20 находится на пороге перехода. То есть это федеральная тенденция, мы не первопроходцы в данной реформе. Вообще, мы это преобразование могли провести ещё больше трёх лет назад, но министерству как раз было важно посмотреть, как это реализуют коллеги из других регионов. И, в общем-то, были правы, потому что те регионы, которые первыми осуществляли переход, потом кое-что поправили. Скажем так, сделали работу над ошибками. И чтобы нам её не делать, министерство постаралось учесть все негативные факторы, которые допустили коллеги.
— А в чём заключались эти ошибки? Можете рассказать подробнее?
— Есть регионы, где на уровне городских и сельских поселений, которые сейчас есть, сделали территориальную администрацию. Это правильное решение, потому что на территории всё равно должна быть власть. Люди должны приходить туда, где они привыкли видеть её представителей. В ходе реформы эту власть оставили, но руководителей на местах сделали руководителями территориального управления, но руководитель этого управления в структуре муниципального округа подчинялся не главе, а, как правило, заместителю главы по территориальному управлению. Опять-таки возникал дисбаланс, процесс принятия решения затягивался. Многие регионы сделали работу над ошибками, руководителя управления подчинив напрямую главе муниципального округа. Что это дало? Глава управления получил возможность прийти к любому заму, будучи подчинённым главе. Они разговаривают уже в авторитетных началах и более активно реагируют на просьбу. В общем, такую ошибку в проведении реформы мы сразу исключили. Руководители территориальных управлений должны подчиняться напрямую главе и быть на равных с замами, которые курируют ЖКХ, социалку и так далее.
Другая ошибка — это практически полное сокращение администраций. Условно, было десять человек, а оставили одного. Это мало. Сокращение администрации должно произойти не более чем на 30%. На территории должны остаться люди, которые решают так называемые малые вопросы местного значения, с которыми чаще всего обращаются люди. Чтобы в случае отсутствия на время болезни или отпуска сотрудников у людей не появлялся эффект отсутствия власти на местах.
— Реформу, чтобы дать ей ход, должны были поддержать жители районов в ходе публичных слушаний. Каковы их результаты, по данным министерства?
— Да, действительно, публичные слушания состоялись во всех поселениях и районах. Также состоялось обсуждение инициативы депутатами всех этих поселений и районов. На слушаниях не просто спрашивали у людей, за реформу они или против, а выслушивали все доводы и вопросы, чтобы понимать, что нужно поправить. Было порядка трёх решений, которые приняли именно по итогам публичных слушаний. Депутаты всех поселений поддержали реформу.
— Что в первую очередь волновало жителей?
— Во-первых, беспокоились главы администраций. В ходе реформы главы досрочно прекратят свои полномочия, не отработав все положенные пять лет. Поэтому правительством области было принято решение даже один отработанный главами год приравнять к полному сроку, что даст право служащим на муниципальную пенсию. Также жители просили летнее и зимнее содержание территорий не передавать в район, а оставить за территориальными администрациями. Министерство проанализировало и решило все малые вопросы оставить за территориями, дабы ускорить процесс решения мелких проблем населения, таких как уборка дорог, покос травы, замена лампочек и так далее.
— На каком этапе находится процесс преобразования в настоящий момент? Как исполняется принятая правительством области дорожная карта?
— В рамках дорожной карты, которая рассчитана на год, мы двигаемся с отклонением всего в десять дней. По всем районам ранее были созданы законопроекты о преобразовании, везде состоялись публичные слушания. 24 сентября депутаты Ярославской областной Думы поддержали инициативу 13 районов о преобразовании. Ранее аналогичные законопроекты были одобрены по Большесельскому, Борисоглебскому, Брейтовскому районам и Переславлю.
Заседание Думы 24 сентября. Фото: Ярославская областная Дума
— К слову, о Переславле. Изменение его статуса с городского округа на муниципальный — это часть реформы?
— Нет. Изменение связано с федеральным законодательством. Переславль попросту не соответствует нынешним критериям городского округа. А потому должен был быть преобразован в муниципальный округ в любом случае. Если конкретно, то Переславль не мог быть городским округом по двум критериям: плотности населения и соотношению городского и сельского населения.
— Когда уже законодательно будет закреплено образование муниципальных округов в регионе?
— Мы не бежим впереди паровоза. Министерство могло бы бросить все остальные дела и заниматься только административной реформой, но мы так делать, разумеется, не будем. Мы начали в апреле этого года и в апреле следующего планируем завершить переход. Также важно подчеркнуть, что закон в районах вступает в силу 13 декабря, с этой даты юридически округа начнут существовать. Но выборы депутатов во вновь образованных округах будут назначены, предварительно, на 6 апреля 2025-го. До выборов действующие депутаты и главы продолжат исполнять свои полномочия. А фактически полномочия завершатся даже после выборов — избранные депутаты формируют устав, структуру администрации, выбирают главу, после чего администрация начинает функционировать полноценно. Это будет примерно в мае 2025 года.
— Сколько человек предполагается сократить после реформы? Какие варианты им предлагаются? Что по этому поводу может сказать министерство?
— Уволен никто не будет. Всем, кто захочет работать, предложат работу в администрациях. Люди могут быть приглашены на немного другие направления деятельности, но под сокращение никто не попадёт. Вообще, во всех администрациях сейчас есть свободные ставки, наблюдается дефицит кадров. Поэтому всем, кто высвободится, у кого уменьшится объём работы, предложат другие варианты в администрациях.
— Какие изменения коснутся жителей напрямую? Может быть, изменятся время и место приёма граждан органами власти. Какова позиция министерства региональной политики в этом направлении?
— Приказать мы коллегам не можем, но мы очень настоятельно рекомендуем сохранить территориальные управления и администрации в тех местах, где существуют администрации действующих сельских поселений, куда люди привыкли ходить. У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Наоборот, должно стать проще. Вместо того, чтобы по одному вопросу идти, например, в здание городской администрации, а по второму — в здание районной, человек пойдёт в одно здание, где примут и ответят на все вопросы.
— Безусловно, жителей всё же волнует вопрос, произойдут ли какие-то изменения в наименовании адресов? Потребуется ли внесение изменений в какие-либо документы?
— Менять документы не потребуется. Как только закон вступит в силу, в Росреестр уйдут соответствующие сведения, и изменения в документы будут вноситься, когда будет происходить их плановая замена.
— И всё же, как изменится наименование адресов? Давайте на конкретном примере. Есть «деревня Мокеевское Туношенского сельского поселения Ярославского района». Как будет именоваться после реформы этот населённый пункт?
— «Деревня Мокеевское Ярославского муниципального округа». Название непосредственно населённого пункта не изменится.
— А что с дублирующими названиями? Ведь в одном муниципальном округе могут оказаться несколько населённых пунктов с одинаковыми названиями.
— Сейчас коллеги ведут работу в этом направлении. Ближе к завершению реформы нужно будет принять решение. Возможно, населённые пункты будут как-то переименованы. Переименования, конечно, будут проходить по желанию жителей. Есть и другой вариант — в адресном перечне добавлять какие-то атрибуты, вроде сельского округа, чтобы населённые пункты разделить. Таких деревень в области в целом немного, население в них небольшое, то есть это точно не массовая история.
Названия населённых пунктов не изменятся. Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
— И в завершение немного о финансах. Сколько денег потребуется на преобразование, министерством подсчитано?
— 120-130 миллионов рублей, 90% из которых — это выборы. Реформа осуществляется за счёт средств областного бюджета.
— А сколько сэкономит регион после реформы, например, за год?
— Таких цифр я не назову ровно по той причине, что цель реформы — не экономия. Сэкономить получится разве что за счёт выборов. В остальном цель — экономия не финансов, а трудовых ресурсов, а также ускорение процедуры управления.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Глава Ярославской области Михаил Евраев 1 октября озвучил изменения в структуре регионального правительства.
Так, исполнять обязанности министра цифрового развития региона будет Артём Глахенгаузен, который более 20 лет работает в сфере цифровых технологий, управлял масштабными проектами, внедрял систему электронного правительства, работал с нейросетями и искусственным интеллектом. За время работы советником по вопросам цифровизации и IT успел изучить прошлые практики региона.
Губернатор Михаил Евраев рассказал о новых назначениях в Правительстве Ярославской области
Также с начала октября 2024 года в структуре правительства появляются два новых министерства: спорта и молодёжной политики.
— Необходимость разделения назрела давно. Ярославская область в лидерах страны по работе с молодёжью. Впереди — реализация новых проектов и создание условий для самореализации молодёжи. Министерством спорта продолжит руководить Денис Салтыков. Министерство молодёжной политики возглавит Ольга Станишевская, которая последние несколько лет была замминистра и курировала работу с молодёжью, — рассказал губернатор Михаил Евраев и пожелал успехов новым руководителям.
Губернатор Михаил Евраев рассказал о новых назначениях в Правительстве Ярославской области
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме»
На очередном заседании Ярославской областной Думы приняли законы, предусматривающие создание Большесельского, Борисоглебского и Брейтовского муниципальных округов. Об этом рассказали в пресс-службе правительства региона.
Напомним, реформа подразумевает переход к одноуровневой системе, в которой будет действовать единая администрация округа, объединяющая органы власти района и входящих в него поселений. Это имеет большое стратегическое значение для правительства области по планомерному развитию территорий. Также, как отмечает областное правительство, это даст возможность сократить дублирующие функции и ряд расходов.
— Сегодня сделан важный шаг. Приняли закон для первых трёх районов. В ближайшее время будет решение по всем остальным. Мы станем 23-м регионом в стране, который справился с этой задачей, — сказал губернатор Ярославской области Михаил Евраев. — Эти изменения улучшат финансовое положение территорий, позволят эффективнее и оперативнее решать возникающие вопросы в интересах жителей.
Закон о муниципальных округах вступит в силу в декабре. Однако переход на новую систему власти произойдёт, как уточняет правительство области, только после выборов в органы местного самоуправления. А избирательные кампании состоятся будущей весной.
Изменится и статус Переславля. С 1 января 2025 года он станет муниципальным округом. Как объясняет правительство области, изменение вызвано требованиями федерального законодательства. Новый статус никак не скажется на жизни граждан: как заверили в правительстве, жители городской и сельских территорий по-прежнему будут получать все меры соцподдержки.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ольга Низова, глава Тутаевского муниципального района, сообщила скорбную новость.
«С глубоким прискорбием сообщаем, что на 37-м году жизни скончался депутат, заместитель председателя муниципального совета городского поселения Тутаев Еловиков Максим Глебович. Максим Глебович был неравнодушным человеком, искренне преданным своему делу. Он всегда был открыт для диалога с жителями, старался быть полезным своему округу и внести вклад в его развитие. Память о Максиме Глебовиче навсегда останется в сердцах всех, кто его знал. Выражаем глубокие соболезнования родным и близким. Светлая память...» — говорится в сообщении.
Фото: Ольга Низова / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Исполняющей обязанности министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области назначена Ирина Владимировна Гукасян.
Как сообщили в пресс-службе правительства, Гукасян имеет большой опыт в сфере охраны природы, закончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и ВШГУ РАНХиГС по программе Мастер государственного управления для руководителей.
Ранее трудилась в Федеральном агентстве лесного хозяйства.
Фото: Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- Евгений Чуркин, Министр регионального развития Ярославской области об административной реформе: «У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Должно стать даже проще»
- «Русская культура всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал»: интервью с президентом Ярославского Фонда развития культуры
- Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
- Ирина Лобода, министр образования Ярославской области: «В школах появились новые предметы, а в колледжах – новые специальности»
- «Я хочу, чтобы Ярославль был счастливым»: активист Артур Стажков о проектах, планах, целях
- «Обед в столовой можно купить даже за сто рублей»: ярославская выпускница рассказала о жизни и учёбе за границей
- «Изменённая реальность, в которой можно почувствовать себя как дома»: ярославский фотохудожник о своём взгляде на фотографию
Глава Карабихского сельского поселения Дмитрий Шибаев покинул свой пост. Он занимал эту должность с мая 2021 года. О досрочном выходе в отставку сообщил глава Ярославского района Николай Золотников.
«Глава Карабихского сельского поселения Дмитрий Шибаев подал заявление о досрочном сложении полномочий в Муниципальный Совет поселения. Депутаты ходатайство Дмитрия Сергеевича поддержали», — написал Золотников.
Исполнять обязанности главы сельского поселения будет Оксана Пузина. Ранее она занимала должность заместителя главы по финансово-экономическим вопросам.
Фото: Николай Золотников / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Как сообщил губернатор Михаил Евраев, покидает состав правительства Ярославской области министр лесного хозяйства и природопользования Дмитрий Владимирович Пеньков. Исполнять обязанности министра будет первый заместитель Ирина Владимировна Гукасян. Отмечается, что она имеет большой опыт в сфере природоохраны, а также вела работу по экосопровождению объектов Олимпиады в Сочи и Крымского моста.
Также свой пост покинул Александр Анатольевич Королёв — министр цифрового развития. Он переходит на новую должность в другом регионе. Исполнять обязанности министра будет ярославец Иван Александрович Кукушкин. В министерстве он трудится уже на протяжении двух лет.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Александр Королёв покинул пост главы министерства цифрового развития Ярославской области. На своей странице в соцсети он опубликовал пост, в котором поблагодарил коллег.
«Дорогие друзья! Сегодня я покидаю пост министра цифрового развития Ярославской области. Хочу поблагодарить каждого, с кем мне удалось поработать. Я ни в коем случае не прощаюсь, а говорю до свидания! Впереди много проектов, ну а я как всегда остаюсь online. Всем спасибо, я с вами!» — говорится в сообщении.
Кто займёт должность главы министерства, пока не сообщается.
Фото: соцсети
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
29 августа губернатор Ярославской области подписал указ о внесении изменений в структуру исполнительных органов Ярославской области.
Так, согласно указу, с 1 ноября 2024 года произойдёт объединение министерств транспорта и дорожного хозяйства. Также в единую структуру соединят министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Министерство спорта и молодёжной политики наоборот будет разделено по направлениям — министерство спорта и министерство молодёжной политики Ярославской области.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской областиЧитайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Завершил работу на посту главы Любимского района Александр Викторович Кошкин. 20 лет он руководил районом, четырежды депутаты, представляя интересы жителей, переизбирали его главой. Об этом рассказал губернатор Ярославской области Михаил Евраев.
Глава региона отметил профессиональные навыки, опыт и результаты работы Александра Кошкина.
— Благодарю Александра Викторовича за труд на благо Любимского района и Ярославской области. Такой опыт крайне необходим в нашей системе управления, поэтому со следующей недели Александр Викторович переходит на должность советника губернатора. Исполнять обязанности руководителя Любимского района будет первый замглавы администрации Алексей Викторович Дмитриев, — сообщил Михаил Евраев.
Фото: Михаил Евраев / Telegram
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».