Общественный транспорт
Рабочая неделя у ярославцев началась с семибалльных пробок. Особенно тяжело пришлось жителям Фрунзенского района.
В понедельник, 6 октября, утренние пробки задержали спешащих на работу горожан. Дело в том, что проспект Фрунзе встал в пробку у ТЦ «Фреш». Причиной пробки стали, судя по значениям «Яндекс.Карт», две аварии: одна на проспекте Фрунзе, а вторая около Суздальского шоссе. Причём при выезде на Московский проспект затор рассасывался. Некоторые горожане выходили из автобуса и шли пешком, чтобы успеть на учёбу и работу. В самих автобусах при этом водители не включали кондиционеры, из-за чего становилось душно.
Затруднения движения также отмечали за Волгой и на ЮЗОД. А на проспекте Ленина, напротив здания управления службы судебных приставов, и вовсе вылетел люк. Из-за этого также образовалась пробка.
Обновление на 12:05
Стало известно и про одну из аварий, произошедших на проспекте Фрунзе. Как сообщили «Яркубу» в полиции, около 5:30 39-летний водитель, управляя автомобилем «Тойота», совершил наезд на дерево. По предварительной информации, пострадавших нет.
Фото: «Яндекс.Карты», Валерий Галашин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Месячные проездные билеты для граждан будут введены в четырёх городах Ярославской области: Данилове, Ростове Великом, Угличе и Переславле-Залесском. Об этом сообщили в пресс-службе регионального правительства.
Проездные планируют ввести уже с ноября. Стоимость их составит 1550 рублей. Для школьников и студентов предусмотрены льготы: не менее 50% от стоимости проездного во всех муниципальных образованиях.
— Предоставление льготы школьникам и формирование стоимости школьного проездного билета устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований, которые сейчас проходят процедуру согласования, — рассказал заместитель председателя правительства — министр дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Роман Душко. — Гражданские и школьные проездные в городском сообщении в остальных муниципальных округах региона будут вводиться в первом квартале 2026 года.
Напомним, в Ярославле и Рыбинске проездные уже действуют. Для этих городов с 1 ноября будет установлена та же льгота.
Добавим, 2 октября мэр Ярославля Артём Молчанов подписал постановление о корректировке стоимости проездных для учащихся. Месячный билет для школьников на один вид транспорта будет стоить 950 рублей против нынешних 650. Проездной для школьников на два вида транспорта подорожает с 800 до 1175 рублей. Те же цены с ноября устанавливаются и для студентов.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле полицейские поймали группу малолетних воров. Об этом сообщили в пресс-службе регионального УМВД.
Малолетние похищали аварийные молотки из салонов автобусов. Перевозчик не выдержал и обратился с заявлением в полицию. В ходе проверки правоохранители установили личности четырёх воришек: всем им от восьми до десяти лет. Полицейские изъяли у хулиганов 17 молотков.
В отношении родителей составлены административные протоколы по статье «Неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию». Малолетние вредители будут поставлены на профилактический учёт.
Напомним, тренд на кражу молотков отнюдь не новый — возмущённые очевидцы актов детского хулиганства давно бьют тревогу в социальных сетях.
Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
1 октября в Ярославле приступили к реконструкции следующего участка трамвайных путей. Об этом рассказали в министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона.
Работы затронут центр города и путепроводы на проспекте Октября, а также участок от трамвайного депо до ТЦ «Рио». Реконструкция идёт, напомним, в рамках концессионного соглашения между правительством Ярославской области и ООО «Мовиста регионы Ярославль».
— Приступили к очередным этапам модернизации трамвайной сети в Ярославле, — отметил губернатор Михаил Евраев. — В связи с этим внесены коррективы в работу трамваев, в том числе — с временной отменой части маршрутов. Чтобы минимизировать неудобства для пассажиров, ввели компенсационные маршруты автобусов и электробусов. Будем постоянно мониторить ситуацию, чтобы при необходимости сделать работу транспорта более удобной для горожан.
1 октября рабочие снимают контактную сеть, демонтируют старые рельсы на участке от депо до путепровода у «Лакокраски». По информации заместителя председателя Правительства области — министра дорожного хозяйства и транспорта Романа Душко, работы здесь должны полностью завершиться к декабрю. Тогда же у «Рио» смонтируют временное разворотное кольцо, после чего будут пущены маршруты №№ 5к и 6к до торгового центра. А будущей весной их продлят до моторного завода.
На данный момент маршрут № 5к укорочен до трамвайного депо, маршруты №№ 1, 6к и 7к закрыты. В качестве компенсации работают электробусы №№ 50 и 60, автобус № 44.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
30 сентября в Ярославле завершается работа старых трамвайных вагонов. Также с 1 октября приостанавливается движение трамваев в центре и на Пятёрке. Одними из последних пассажиров стали корреспонденты «Яркуба».
Схема вновь изменится
Напомним, 1 октября в Ярославле стартует реконструкция путей на следующем участке — от трамвайного депо в сторону центра. Поэтому работа маршрутов №№ 1, 6к и 7к будет остановлена, а маршрут № 5к укоротят до депо. Пассажирам предлагают пользоваться электробусами №№ 50 и 60 и автобусом № 44, частично дублирующими трамвайные маршруты.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Ярославцам предлагают воспользоваться автобусами и электробусами
В течение этой осени планируют обновить участок до ТРЦ «Рио», построить там временное разворотное кольцо и продлить маршрут 5к. Движение до моторного завода рассчитывают открыть следующей весной. Полностью же обновлённые линии ярославцы могут оценить уже в конце следующего года.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Рельсы в центральной части города капитально не ремонтировались с 1970-х и действительно выглядят «уставшими». Та же история и на Пятёрке — реконструкция давно необходима
Поскольку в Дзержинском районе по реконструированным путям будут курсировать только новые вагоны, работа всех старых машин будет завершена. Получается, 30 сентября 2025 года — во многом исторический день для Ярославля, так как город прощается с трамваями, проработавшими более 25 лет.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Один из последних рейсов
Проработали 54 года
Чуть раньше в Ярославле тихо завершили работу вагоны модели КТМ-5. Сначала они ушли с городских маршрутов, но какое-то время в сентябре ярославцы ещё могли увидеть эти трамваи в Дзержинском районе на обкатке новых путей. Теперь же, по всей видимости, 54-летняя эпоха работы КТМ-5 в городе официально завершена.
Первые вагоны этой модели поступили в Ярославль в далёком 1971 году. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. В 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 (71-605) на долгие годы стал единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-5 на площади Подбельского. Начало 1970-х. Фото: Музей «ЯрГЭТ»
Поставки КТМ-5 в Ярославль продолжались 20 лет, до 1991 года. За всё это время в город поступило более 300 вагонов. Они ездили на Пятёрку, Перекоп, к Ярославлю Главному и даже успели побывать на площади Подбельского (Богоявления), в Торговом переулке, на Комсомольской и Первомайской улицах. Они же в 1977 году открывали и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Запуск брагинского трамвая. 1 ноября 1977 года. Фото предоставлено руководителем музея истории ГОАУ ДО ЯО «ЦДЮ» Людмилой Павловной Капраловой
До наших дней сохранилось шесть вагонов этой модели. И три из них работали на маршрутах совсем недавно.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-5 на улице Блюхера. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий
А эти — четверть века
Вагоны КТМ-19 (71-619) в Ярославле начали работу в день 990-летия города, в мае 2000-го — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые продолжили работу до 30 сентября 2025-го. Правда, изначально был один-единственный экземпляр с бортовым номером 100 — выпуск приурочили ещё и к грядущему 100-летию ярославского трамвая. Новый вагон работал в центре города, на третьем маршруте, связывающем Мукомольный переулок и вокзал Ярославль Главный по улицам Большой Октябрьской и Ухтомского.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-19 на улице Труфанова в Ярославле. 2010-е годы
Ещё пять вагонов пришло в 2005 году для работы на маршруте № 7, связывающем Брагино и центр. Массовые же поставки случились в 2007 году после продажи территории депо № 3. Ещё порядка 20 штук пришло в 2018 году после списания в Москве. Всего в Ярославле успело поработать более 40 штук 71-619К и 71-619КТ.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-19 в Ярославле. 2010-е годы
Станут памятниками и музейными экземплярами
И всё же эти «старички» бесследно не исчезнут. Уже известно, что вагон КТМ-5 с бортовым номером 29 точно будет сохранён в качестве памятника. К слову, именно этот экземпляр 1983 года выпуска хотели сохранить работники депо.
— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в прошлом году в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.
И вот, решение принято. Как сообщил директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог, вагон будет установлен на постаменте рядом с депо. К слову, ещё в середине сентября 29-й перевозил пассажиров.
— Сегодня наша команда проводит восстановление легендарного вагона, и совсем скоро обновлённый КТМ-5М3 станет украшением территории нашего предприятия, — сказал Денис Пырлог.
Установить вагон на постамент планируют к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться в декабре этого года.
Но и это ещё не всё. Как поделился с «Яркубом» директор «ЯрГЭТа», планируется оставить ещё несколько экземпляров для музея предприятия.
Продолжат жить в других городах?
Однако на линии КТМ-19 после завершения всех работ по реконструкции ярославцы уже вряд ли увидят.
— 619-е тоже будут отстранены от эксплуатации, так как условия контрактов с 1 октября исключают старый транспорт. Планируем реализовать вагоны при наличии покупателей. Информацию по регионам с действующими трамвайными системами уже направили, — поделился с «Яркубом» Денис Пырлог.
Ранее ярославцы предлагали старые вагоны задействовать на каких-то мероприятиях, например, на экскурсиях или театральных представлениях. Однако как нам сообщили организаторы «Театра в трамвае» (который, к слову, на время реконструкции путей в центре и на Пятёрке приостановлен), пока ясности с будущим проекта нет. Но, наверное, нельзя исключать и того, что за год что-то изменится и КТМ-19 ярославцы на улицах ещё увидят...
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Уходит одна эпоха, приходит другая...
Фото в карусели: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- «Если пассажир зашёл в салон, он доверил тебе свою жизнь». Откровенный разговор с водителем электробуса из Ирака
- Театральная одиссея: интервью с автором романа «Окаянные гастроли» Ольгой Чередниченко
- Поэзия — это крик, который не дали выкрикнуть (18+)
- Американский журналист Джон Вароли: «Русофобия в США началась после первой победы Трампа»
- Ярославская группа «Боль проч боль» и её «Счастье»
- Двигатели цифровизации. Ярославцам рассказали, как сегодня можно экономить на услугах связи
- Ирина Ширшова: «Культура — это фундамент для будущего»
В Рыбинске пешехода сбил троллейбус. Об этом сообщили в социальных сетях местного телеканала.
Инцидент произошёл днём 27 сентября на улице Волочаевской. По словам прохожих, 30-летний мужчина переходил дорогу по пешеходному переходу на красный сигнал светофора.
«До приезда скорой помощи он лежал на асфальте без движения. Удар был очень сильным», — поделились очевидцы.
В пресс-службе региональной полиции сообщили, что в результате столкновения пешеход был госпитализирован. Сотрудники Госавтоинспекции выясняют обстоятельства случившегося.
Фото: «Рыбинск-40»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле вновь вносятся изменения в схему движения трамваев. Связано это с очередным этапом реконструкции путей и прочей инфраструктуры. Соответствующие объявления появились в салонах.
Так, уже с 1 октября на ремонт будет закрыт участок сети от трамвайного депо в сторону центра и Пятёрки. Соответственно, прекратят работу маршруты №№ 1, 6, 7к. Движение «ЯТрамваев» по новым путям будет сохранено по укороченной схеме — а именно, маршрут № 5К будет преобразован в 5Д и станет работать от девятой больницы до трамвайного депо. Как уточнили в группе «Общественный транспорт Ярославля», маршрут будут обслуживать девять вагонов в будни и шесть — в выходные. Интервал движения составит пять-шесть минут в будни и восемь-девять в выходные. Как ранее отмечали в правительстве области, к декабрю планируют построить временное разворотное кольцо у ТРЦ «Рио». Тогда трамвай удастся продлить на несколько остановок.
Ещё один важный момент — в Ярославле будет завершена работа старых трамваев 71-619 (КТМ-19).
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле за неделю в ДТП успели попасть как минимум два новых «ЯТрамвая». Об этом рассказали очевидцы.
Так, вечером в пятницу, 19 сентября, легковушка врезалась в трамвай на проспекте Октября рядом с остановкой «Лакокраска». А днём в воскресенье, 21 сентября, похожее ДТП случилось на улице Труфанова у остановки «11-й микрорайон».
К счастью, обе аварии обошлись без пострадавших, а трамваям причинён незначительный ущерб. Ярославцы считают: всё дело в том, что автомобилисты успели отвыкнуть от трамваев и почему-то не считают нужным элементарно смотреть по сторонам перед пересечением трамвайных переездов.
Фото: «Подслушано в Ярославле!»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ренвар Халил Али приехал в Ярославль несколько лет назад. И полюбил этот город, можно сказать, всей душой. Сегодня он студент ЯГПУ имени Ушинского, глава департамента международных связей и по совместительству водитель электробуса.
Впервые с Ренваром мы познакомились ещё зимой, когда он пришёл в нашу редакцию, чтобы получить практику работы с текстами. В ходе этих занятий мы немало разговаривали и о жизни — как в России, так и в его родном Ираке. Стоит признать, некоторые высказывания Ренвара нас очень тронули. А рассказы о повседневной рутине за рулём электробуса заинтересовали. Поэтому, встретившись недавно вновь, мы пригласили молодого человека в редакцию на интервью. Ренвар с радостью согласился. Разговор действительно получился содержательный.
«Первые годы учёбы в школе даже страшно вспоминать»
— Ренвар, для начала расскажи немного о себе и своей семье. Из какого ты города?
— Я родился в 1999 году в иракском городе Сулемане (Сулеймания. — Прим. ред.). Это культурный город по международному стандарту ЮНЕСКО. Мне посчастливилось родиться в образованной семье. Мой дед был начальником библиотеки, отец — писатель, преподавал в институте. Один мой дядя работал в МИДе в США, другой — в Германии в крупной известной компании. Ещё один — художник в Великобритании. У сестры салон красоты. Сестра-двойняшка работает в университете и детском саду, преподаёт в частной школе. Мама, к сожалению, не работает по состоянию здоровья.
— До какого возраста жил на Родине? Что вообще можешь рассказать о своём детстве?
— В Ираке прожил 19 лет. В школу пошёл, когда мне было шесть. Честно, то время страшно вспоминать. Помню моменты, когда по нашей улице ходили солдаты, были взрывы, летали снаряды... Конечно, мы в школе учились и даже по улице гуляли. Но всё вне школы в целом было ужасно... Пару лет спустя начался процесс восстановления Ирака. Миллиарды тогда потратили. Восстанавливали школы, дороги, здания, в общем, всё-всё... Своими глазами видел этот процесс, он отчётливо отложился в моей памяти.
— Как шло обучение в школе? Тяжело было учиться?
— Если честно, да. Поначалу было особенно тяжело, учился даже плохо. Дошло до того, что нам с сестрой сделали замечание по этому поводу. Естественно, мама отругала. Это заставило нас учиться лучше. В девятом классе мы вместе с сестрой могли переехать в Турцию и продолжить обучение там. Но я отказался.
— Почему всё же принял решение остаться?
— В десятом классе нужно было определяться с профессией. Набирать рейтинг. У меня, кстати, было 92 балла на тот момент — это очень хорошо. Но так получилось, что в тот год пришёл ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории России. — Прим. ред.). Будущее стало туманным, тревога витала повсюду. В какой-то момент даже останавливали процесс обучения... Но иракская армия и Пешмерга с помощью коалиционных сил смогли изгнать врага из Ирака! К счастью, школу удалось закончить. Я решил остаться, потому что не смог в том возрасте жить в другой стране без родителей.
— А сейчас, кстати, часто на Родине бываешь?
— Последний раз был в том году. Сейчас можно добраться из Москвы до Багдада. И потом четыре часа до моего города. В этом году надеюсь тоже побывать.
Говорили, там даже танки на улицах
— Когда ты первый раз приехал в Россию?
— Это было в конце 2018 года. Я поступил тогда в Липецкий педагогический университет.
— Каким тебе запомнился первый приезд в Россию?
— О, это отдельная история! Честно признаться, меня ведь на Родине даже пугали Россией! Говорили, мол, там всё плохо, даже танки на улицах. И вот, я приезжаю. Меня поразило всё до глубины души здесь! Я два-три месяца просто гулял по улицам и стремился увидеть как можно больше. Отец призывал меня изучать культуру России. Я побывал в Ростове, Майкопе, да вообще много где в России. Конечно, не просто слонялся по улицам, а везде ходил по музеям. Изучал быт, культуру, историю городов. Ну и язык, само собой.
— Язык сложно было изучить? Что показалось самым сложным?
— Скажу так: поначалу даже бросить хотел. Было очень сложно. Возникал один вопрос, глядя на русские слова: это вообще что такое?! Но, как приехал в Липецк и начал путешествовать по России, появился интерес. Самому захотелось понимать человека. Помню, в начале 2019-го сидел и строго, усердно изучал. Да и в поездках по России тоже неплохо получалось вникать.
— А когда и как первый раз попал в Ярославль?
— В июне 2019-го. Оказался просто — по совету друга. Он здесь уже жил некоторое время и позвал меня. Сказал: приезжай, тут красиво, чисто, культурно. Лучше, чем в Липецке! Я приехал. И город меня действительно удивил. Помню, еду по центру — вокруг старинные здания, отреставрированные. Меня это поразило.
«Когда тебе плохо, просто подними голову...»
— То есть так здесь и остался?
— Да. Перепоступил в ЯГМУ. Хотел учиться на педиатра. На самом деле поначалу всё было замечательно. Но потом как-то всё усложнялось. Сначала ковид — карантин, дистант. Потом СВО... Тревога одолевала. Всё подорожало как здесь, так и в Ираке, были и другие разные трудности... Честно, не знал, что делать. Друг тогда посоветовал подать заявление на носителя русского языка и перевестись в другой вуз.
— И как? Прислушался к совету?
— Да, я успешно сдал экзамен, получил гражданство. Забрал документы в медицинском университете. Помню, просто ходил тогда по библиотекам и читал книги. И в какой-то момент мне вспомнились слова известного иракского философа. Суть их в том, что, когда ты переживаешь плохое время, когда тебе кажется, что всё потеряно, но ты ещё стараешься сделать всё лучше, нужно сделать всего одно движение. Нужно поднять голову и попросить сил у Бога. Сказать, что ещё не потерял надежду, и дать обещание стараться. Я дал себе обещание всё исправить.
— И ты ведь всё действительно исправил, получается.
— Не всё сразу. Пошёл учиться в автошколу «Светофор». Кстати, очень хотел бы поблагодарить инструктора Максима из этой автошколы. Он учил меня не только правилам дорожного движения, но и в целом жизни. Я делился с ним своими жизненными проблемами. А он вселял в меня надежду. Вспоминаю, как он в выходные мне передавал пирожки из церкви, показывал город... Наверное, это был старт того, чтобы не сдаваться и идти вперёд. Этот человек научил меня быть сильным. Ну и получить права на легковушку тоже, конечно.
— А как стал водителем электробуса?
— До этого на самом деле был ещё долгий путь. Поначалу пошёл работать в такси. Но денег катастрофически не хватало. Накопил деньги и пошёл в другую школу, «АвтоПять» называется. Я же сначала вроде бы думал дальнобойщиком стать. А директор этой автошколы, Вячеслав, отговорил. Мол, зачем тебе это, бедолага, зимой такие дороги в России... Зато посоветовал обратиться в центр занятости и получить категорию D. Я учился одновременно на C и D. Зимой было сложно, конечно, но инструкторы помогли. Дальнобойщиком всё же не пошёл, мама тоже отговорила. Сказала, живи в городе лучше. В итоге пошёл на ПАЗик.
— То есть стал водителем городского автобуса?
— Да, это был конец 2022 года, ещё до новой транспортной реформы. Пришёл в компанию «ПитерАвто», отправили на 41-й маршрут. Была зима, холодно, сложные дорожные условия. Терминалов ещё не было, люди подходили толпой, иногда ругались, мол, медленно пробиваешь.
— Помнится, тогда многим приезжим маршруты даже толком не показывали.
— Да нет, маршрут показали. Там Серёга был моим наставником. Я ездил от Ярославля Главного до Прибрежного. В целом, всё было хорошо. Но платили мало, очень мало. Некоторые водители наличку себе брали, но я так не делал. Я не мог себе этого позволить.
— После новой реформы продолжил работать на автобусе?
— После реформы я перешёл в «Стартранс», работал на 57-м маршруте (на МАЗе среднего класса. — Прим. ред.). Потом попросился перевестись на автобус большого класса. Отправили на 32-й. Так проработал ещё полтора года. Руководство назначило бригадиром на маршруты 13 и 57. Хочу сказать спасибо коллегам. Они все были хорошие, подстраивались под меня, дали подработку. Платили здесь уже хорошо. Я смог подать заявление в ЯГПУ имени Ушинского на заочное отделение, на педагогическое направление, профиль «Английский язык». Вообще, главным для меня было получить образование в России.
— Сразу поступил?
— Я навсегда запомнил этот день. Был за рулём автобуса, когда на телефоне пикнуло уведомление. Я прочитал, там было написано: «Вы поступили в ЯГПУ». Это был самый счастливый день в России. Я сразу вспомнил слова того философа: просто подними голову и обратись к Богу...
«Хочу оставить после себя хорошие, добрые следы...»
— То есть дальше начались ещё и студенческие будни.
— Да, хоть и учился на заочном, информации было много. Но учёба — это была первая ступень. Отложился отчётливо в памяти ещё и такой момент: еду в Брагино на 32-м маршруте, после второго светофора, после остановки «Площадь Карла Маркса», раздаётся звонок. Телефон рукой не трогаю — права не имею. Но при помощи гарнитуры отвечаю. Оказалось, звонит сам ректор ЯГПУ. Зовёт срочно к себе в кабинет. Я поначалу испугался, не понял, что он от меня хочет. Мысли в голове: отчисляют что ли? Вроде же хорошо учился... Пришёл, в кабинете секретари тоже секретов не раскрыли. Зашёл к ректору. Тот поздоровался и попросил рассказать о себе. А потом внезапно... предложил работать вместе. Так была начата масштабная работа по установлению партнёрства с Ираком. Всё, что мы уже сделали для укрепления связей между Россией и Ираком, — это только разминка! Самые крупные и интересные международные проекты ещё впереди.
— Значит, сразу же согласился?
— Естественно. И работал над этим очень усердно и старательно. Ещё бы, когда к тебе с такой просьбой обращаются... Я бы не взял проект, с которым не справился. Я хотел, чтобы мой отец мной гордился. Прошёл огонь и воду. Михаил Вадимович (Груздев, ректор ЯГПУ. — Прим. ред.) для меня стал как дядя. Я его очень ценю. Я вижу чистую душу в этом человеке. И я хочу оставить после себя хорошие, добрые следы. Хочу, чтобы другие приезжие не проходили мой путь. Помню, он мне сказал: мы должны делать хорошие дела. И мы стали их делать. Сегодня я директор департамента международных связей между Россией и Ираком в академии «Хания» и переводчик во многих компаниях.
«Ярославль — как другая страна»
— А ещё ведь по совместительству и водитель электробуса. Как вообще стал водителем этого транспорта?
— Как-то увидел информацию об «ЯрГорЭлектроТрансе». Понял, что это крупная, солидная организация. Поговорил с Денисом Юрьевичем Пырлогом (директор «ЯрГЭТ». — Прим. ред.). Он сказал, мол, приходите, будем рады. Я хотел быть водителем трамвая. Но уже тогда было известно, что впереди масштабная реконструкция путей, поэтому стать водителем трамвая возможности пока нет. Коллектив там очень культурный, дружелюбный, всё понравилось. Предложили пойти на электробус. Нужно было только сдать экзамен на знание ПДД. Всё получилось.
— В чём отличия работы на автобусе от работы на электробусе? Проще?
— Отличия на самом деле большие. В целом, управлять им проще. Плавно, экологично, всегда чисто.
— Электробус для Ярославля — новый транспорт, да и техника поступила вся новая. Тем не менее, случаются какие-то поломки на маршруте, технические неисправности? Что водители делают в таких случаях?
— Поломки редко, но бывают. Была как-то ошибка тягового двигателя. Поехал в гараж. Разряжаться на ходу, конечно, не разряжался. В этом плане всё надёжно.
— Аккумуляторы после каждого круга заряжаете?
— Летом и после двух кругов можно. После каждого круга отдых. Пока заряжается, отдыхаем, но не отходим далеко. Утром всегда проверяем зарядку и в целом техническое состояние электробуса, кондиционеры и всё остальное.
— На каком маршруте сейчас работаешь?
— На 50-м. Борт 8 или 35. Редко просят перейти на 60-й маршрут.
— На каком больше нравится работать?
— 50-й очень нравится. Долгий. Еду и наслаждаюсь, думаю обо всём, разговариваю с дорогой.
— В России проще водить транспорт, чем у тебя на Родине?
— Поначалу меня «подрезали». Но теперь стало как-то проще. Думается, сейчас у ярославцев больше уважения общественному транспорту. Уступают. Что я хочу сказать? Люди, вы должны понимать, что в этих «жёлтых» и «оранжевых» едут ваши родственники и друзья. У них нет машины, они едут в общественном транспорте. Всегда надо быть вежливыми по отношению к ним.
— А про дороги что скажешь? Многие Ярославль несколько лет назад вообще называли «городом без дорог».
— Дороги вообще огонь! Раньше было реально хуже, но сейчас стало гораздо лучше. Яма на яме — теперь такого точно нет.
— А в целом про Ярославль?
— Город маленький, но развивается благодаря жителям и руководителям. Я, будучи водителем, вижу, как город просыпается и ложится спать. И я вижу, как на каждом шагу что-то меняется, становится лучше. Молодёжь ко всему стремится. Вообще, лично для меня Ярославль — как другая страна.
«Если даже тебя не видит пассажир или руководитель, тебя видит Бог...»
— Ты ежедневно контактируешь с сотнями и тысячами людей. Что мог бы сказать про своих пассажиров? С хамством с их стороны не приходилось сталкиваться?
— Иногда приходится сделать замечание, точнее, попросить вечером не стоять у кабины с телефоном — в приборах всё освещается, отражения создают помеху. Приходится отвлекаться, что неправильно. Ведь трёх секунд может быть достаточно, чтобы случилась катастрофа. В целом, люди вежливые, за это их уважаю.
— А бывает, что подходят и благодарят за что-то?
— Да, бывает. Как-то смотрю: женщина машет рукой, говорит, рада видеть. Каждый раз ездит с Труфанова до Красной. Хвалит, мол, всегда в рубашке, плавно едет! Другие, бывает, благодарят, когда дожидаюсь на остановке. Особенно на Труфанова. Тоже приятно.
— А есть ли что-то такое, что в действиях пассажиров раздражает? Может, когда за проезд не хотят платить или ещё что-то.
— Мне на экране в кабине видно, кто заплатил или нет. Вообще, за оплатой проезда следят контролёры. Но когда вижу, что пассажиры толпой заходят и не платят, делаю замечание. Ещё если заходят с велосипедом, а в салоне уже есть коляска, прошу не ехать. Это опасно.
— Какой самый необычный случай в транспорте вспоминается сходу?
— В салон как-то зашёл пассажир с пистолетом. Я подошёл, попросил разрешение. Он показал, что это всего лишь газовая зажигалка, и я успокоился. Ведь за безопасность пассажиров я тоже отвечаю. Поэтому подозрительный багаж я проверяю.
— Вижу, что к работе подходишь максимально ответственно. Это очень ценно.
— Я скажу так: каждый должен качественно выполнять свою работу. Считаю, что своей зарплаты я должен быть достоин. Если даже тебя не видит пассажир или руководитель, тебя видит Бог. А пассажир, заходя в мой электробус, доверяет мне свою жизнь. Это ведь даже честь: если он зашёл в салон, значит, он доверил мне свою жизнь. И значит, я должен оправдывать это доверие. Я даже специально пошёл в зал, чтобы поддерживать себя и своё здоровье в форме. У водителя здоровье должно быть лучше, чем у пассажиров!
— На твой взгляд, много в Ярославле нарушителей ПДД? Как относишься к нарушителям?
— Если у меня есть возможность вмешаться и предотвратить плохие последствия, я это делаю. Помню, как-то на проспекте Ленина я посигналил водителю и «подрезал» легковушку, чтобы она не сбила девушку. Сам всегда снижаю скорость перед переходами. И пропускаю пешеходов. Как-то не пропустил, очень плохо себя ощущал, будто работу свою предал. Вышел и извинился.
Могу ещё обратиться к ярославцам в этом интервью?
— Да, конечно!
— Прежде всего, к молодёжи. Умоляю, когда пожилые заходят в салон, уступайте им место! Всё, что есть в стране, это появилось благодаря труду этих людей. Должно же быть взаимоуважение. Если я вдруг вижу, что бабуля стоит, я просто останавливаюсь и прошу уступить место. Не портите салон, не шумите. Если хотите сделать мне какое-то замечание, подойдите на остановке и вежливо скажите. Все мы люди. Я сам всегда останавливаюсь на всех остановках, даже поздно вечером — мало ли, в темноте кого-то не видно. Если кто-то бежит, я всегда подожду, если позволяет график. А ещё хотелось бы обратиться к жителям Пятёрки: не паркуйтесь, пожалуйста, у остановок! Часто даже не подъехать к бордюру. Бабушкам сложно войти. И нам усложняете работу. А пассажирок с колясками хотел бы попросить нажимать специальную кнопку. Я всегда с удовольствием выйду и помогу.
— Обязательно всё это напишем! Ну и, пожалуй, в завершение: чем, на твой взгляд, менталитет русского человека отличается от менталитета иракца?
— Терпением! Респект вам за терпение!
Фото: «Яркуб», личный архив Ренвара Али
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В центре Ярославля произошло ДТП с участием автобуса. Об этом сообщили очевидцы в социальных сетях.
18 сентября в 9:20 на улице Свободы у Казарм столкнулись автомобиль «Фольксваген» и автобус. Рядом с местом происшествия образовалась пробка, а троллейбусы временно пущены в объезд.
В пресс-службе региональной полиции «Яркубу» пояснили, что обошлось без пострадавших.
Фото: «Дороги Ярославля»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».







