21 августа 2019 - 10:37
В Ярославле свободны 80 ставок учителей иностранных языков — Елена Иванова
В Ярославле свободны больше 80 ставок учителей иностранного языка, сообщила директор департамента образования мэрии Ярославля Елена Иванова депутатам муниципалитета.

Елена Иванова рассказала муниципальным депутатам о готовности учебных заведений города к новому году. В тексте доклада имеются данные о том, что «на начало учебного года общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения в целом укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами для ведения учебных занятий и организации образовательной деятельности, однако вакансии имеются». Самые востребованные педагоги — учителя английского, русского, литературы, начальных классов, воспитатели.

«Ведем работы с педагогическим университетом, с Ивановским педагогическим колледжем. Но фактически молодые педагоги, придя в школу и узнав, что нужно отработать пять лет, чтобы получать среднестатистическую по отрасли зарплату, отказываются. Кроме того, мы получили „неожиданность“ от Пенсионного фонда — учителя увольняются, чтобы получать прибавку к пенсии. Мы писали в газеты соседних городов, таких как Иваново, где зарплаты учителей ниже, чем в Ярославле. К нам едут педагоги работать, но их не так много. Из Ярославля учителя переезжают в Москву», — объяснила ситуацию Иванова.

В целом, если говорить о реализации образовательных программ, школам приходится перераспределять нагрузку между работающими педагогами.

24 июля 2019 - 10:54
Новый директор школы № 33 Ярославля Павел Чистяков: «Педагог должен быть на одной волне с учеником»
В ярославской школе № 33, получивший статус опорной школы РАН, новый директор — Павел Чистяков. Корреспондент «Яркуба» встретился с Чистяковым и попросил ответить на ряд вопросов. Говорили о том, какие вызовы стоят перед школой, может ли она помочь ребенку выбрать профессию и что надо сделать, чтобы дети учились с удовольствием.
Новый директор школы № 33 Ярославля Павел Чистяков: «Педагог должен быть на одной волне с учеником»

— Павел Борисович, раньше главной задачей школы было дать детям образование. А сегодня что главное? Каким вы видите выпускника-2020?

— Думаю, что главная задача школы осталась прежней — дать ребенку знания и воспитать его. Конечно, это не означает, что процесс обучения должен оставаться неизменным, вовсе нет. Мы должны учитывать новые веяния, новые тенденции, то, как идет развитие страны, города.

Выпускника-2020 я вижу всесторонне развитой личностью, которая не просто станет членом общества, но и будет приносить ему [обществу] максимальную пользу. Надеюсь, что он сделает правильный профессиональный выбор, найдет себе занятие по душе и будет успешным.

— Говоря о том, что школа должна учитывать новые веяния, что вы имеете в виду? То, какие специалисты нужны Ярославлю сейчас? Или воспитание человека, который будет чувствовать себя своим в любой стране?

— В первую очередь, по моему мнению, надо учитывать то, какие изменения происходят на рынке труда. Что бы там кто ни говорил, но любой специалист должен быть востребован, он должен быть конкурентоспособным. Мы для чего вообще работаем? Да для того, чтобы страна двигалась вперед, а Ярославль стал современным и развивающимся городом.

— Коль уж вы заговорили о рынке труда, спрошу о главном — может ли школа, а точнее, должно ли учебное заведение помочь ребенку сделать профессиональный выбор? И если да, то каким образом?

— Помочь ребенку выбрать профессию школе по силам. Каким образом? В Ярославле существует площадка, на которой ученики могут попробовать себя в самых разных профессиях, они погружаются в эти профессии...

— Каким образом?

— С помощью специалистов, которые работают на площадке «Профессиональная проба». Она объединяет сразу несколько учреждений дополнительного образования. Выбор специальностей широк — от парикмахера и каменщика до бухгалтера.

— Тогда почему среди выпускников ярославских школ так много ребят, которые не могут понять, кем бы они хотели стать?

— Так зачастую эти ребята не свои силы в каком-то ремесле пробуют, а выбирают профессию, насмотревшись сериалов и передач о красивой жизни. Опять же, дети отвечают на вопросы: престижна эта профессия или не престижна? Высокооплачиваемая работа или нет? Наконец, многим совсем небезразлично, что скажут друзья, если он станет, например, каменщиком.

— Но хорошие каменщики сегодня нарасхват...

— Согласен. Вот только хорошим каменщиком, как и хорошим сварщиком, сначала надо стать. Высококвалифицированные каменщики и сварщики зарабатывают очень хорошо, это известно. Но далеко не все молодые ребята хотят даже попробовать себя в этих ремеслах — не престижны они.

Мне однажды пришлось побывать на нашем судостроительном заводе. Так вот, тамошние технологи откровенно сказали, что ни один робот и автомат не заменит человека, занятого на сварке швов на кораблях. 
Сложно сказать, кто определяет в обществе престижность той или иной профессии. Но, если судить по картинке, которую показывают по телевизору или в соцсетях, красивая жизнь у нас у менеджеров, экономистов, политиков. А вот красивую жизнь сварщика, плиточника или швеи не показывает никто.

— Думаете, сегодняшние дети не в курсе того, что хороший парикмахер имеет доход, вполне сравнимый с доходом хорошего доктора?

— Интересное сравнение! Вот только уровень ответственности у этих людей, согласитесь, разный. Ошибка парикмахера не будет стоить клиенту жизни, а вот ошибка врача — будет. Но мы разные, не каждый готов рисковать и брать на себя ответственность.

— Воспитывать человека, который сможет взять на себя ответственность за свои поступки, необходимо! Как показать ребенку, что не надо бояться ответственности? Как объяснить ему, что не надо бояться ошибок?

— Если педагог хороший, то он никогда не позволит себе унизить или обидеть ребенка, даже если тот ошибся. Можно всегда поправить ученика незаметно, деликатно, так, чтобы не отбить у него охоту учиться, узнавать что-то новое.

Само понятие ответственности формируется уже в начальной школе, а к окончанию девятого класса подросток должен суметь сделать осознанный выбор. Он должен решить, чем ему заниматься дальше — остаться в школе или пойти учиться какому-то ремеслу.

— В нынешнем году многие выпускники девятых классов не смогли поступить в десятый — их рейтинги оказались не столь высокими, как того требовалось. Однако не все из них готовы учиться дальше в колледжах. Как быть?

— Давайте честно — все ученики восьмых-девятых классов знают, что в десятый класс попадут только те, у кого будет высокий рейтинг. В школе № 33 в этом плане все прозрачно, думаю, что и в других школах такая же ситуация. Так что, если хочешь остаться в школе — учись.

— Представим себе ситуацию. Я ученик вашей школы. Поступать планирую в медуниверситет или медицинский колледж. Мне нужно знание математики на базовом уровне, зато по биологии и химии надо иметь четвертные и годовые пятерки. Короче, по математике у меня твердая тройка, а по упомянутым предметам пятерки. Вы возьмете меня в профильный класс?

— Да. Если ваш рейтинг будет достаточно высоким. У меня в свою очередь встречный вопрос: зачем вам продолжать учиться в школе с углубленным изучением математики? Почему не пойти туда, где есть классы естественно-научного профиля?

— Насколько я понимаю, ваша школа не испытывает недостатка в учительских кадрах? Или все-таки есть вакансии?

— Кадровый голод мы точно не испытываем, такой проблемы у нас нет. Думаю, что даже если она и возникнет, мы без труда ее решим.

— А если случится так, что, начав работать, вы поймете, что кто-то из учителей откровенно не тянет и не никак не может преподавать в школе, претендующей на высокий статус опорной?

— Все возможно. Но с плеча я рубить не буду. Это абсолютно точно. Скажу больше — я познакомился со многими коллегами, посмотрел на их достижения. Поверьте, в школе № 33 работают профессионалы.

— Учитывая новый статус школы, каким требованиям должны соответствовать педагоги, которые в ней работают?

— Это должен быть профессионал высокого уровня, хорошо знающий свой предмет, но при этом он должен постоянно учиться. Сегодняшний учитель просто обязан быть современным, быть в курсе всего, что происходит в стране и в мире. Педагог должен быть на одной волне с учеником, это очень важно. Последнее — самое главное, потому что определяет уровень взаимоотношений учителя и ученика.

— Бывали ли вы в зарубежных школах? Знакомы ли с работой финских или немецких коллег?

— Нет, пока не пришлось, но планирую это сделать. Однако с некоторыми работами зарубежных коллег, с их методиками знаком.

— Павел Борисович, а что такое опорная школа РАН? Ведь этот статус отныне носит ваше учебное заведение. Что он даст? Вам увеличат финансирование? Оснастят школу современным оборудованием?

— Мне пока сложно ответить на ваши вопросы, ведь в настоящий момент нам только объявили о присвоении нового статуса. Сейчас пройдут организационные совещания, на которых мы получим определенную информацию. Их подготовкой занимается региональный департамент образования. Думаю, к середине августа что-то станет более понятным.

— Что надо сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу?

— Создать ему комфортные условия. Он должен знать, что в школе его не обидят, ему будут рады, его научат чему-то полезному, новому. И класс у него будет современный. Но главное — здесь будет царить не виртуальная реальность, а живой мир, и он в нем сможет себя найти.

— Почему вы решили стать педагогом?

— Начну с того, что я выпускник 43 школы Ярославля. Мой выбор профессии был не случайным, после окончания 10 класса я поступил в ЯГПУ имени Ушинского, специальность — менеджмент организации. Мне предстояло узнать, как можно эффективно руководить образовательными учреждениями. Учиться было очень интересно!

Работать начал со студенческой скамьи, сначала в городском центре развития образования, потом, когда окончил вуз, стал там работать методистом, старшим методистом, а в 2015 году возглавил ярославский городской центр технического творчества. Ребята там учатся разным премудростям — в основном техническим дисциплинам. Им интересно. Работает в центре и школа юного блогера. Сегодня ведь очень важно в соцсетях уметь рассказать не только о себе, но и о том, что ты умеешь делать, чтобы продвинуть свой бизнес. Это непросто и требует определенных навыков. В итоге мы заняли лидирующие позиции в рамках JuniorSkills в этой компетенции.

— Вы женаты?

— Да. Моя жена выпускница МФЮА, в настоящий момент работает в региональном центре оценки земельных ресурсов. Мы воспитываем двух дочерей. Старшей — девять лет, а младшей — два с половиной года.

15 июля 2019 - 14:04
Обязательный ЕГЭ по английскому для ярославских школьников: утопия или антиутопия?
Вероятно, в ближайшие годы ярославских одиннадцатиклассников, как и выпускников по всей стране, ждет третий обязательный экзамен — по английскому языку. Анастасия Долгих выяснила, какие перспективы и проблемы могут быть с этим связаны.
Обязательный ЕГЭ по английскому для ярославских школьников: утопия или антиутопия?

В 2020 году в нескольких регионах России планируется запустить пробную сдачу ЕГЭ по английскому языку на обязательной основе, а с 2022 года каждый выпускник должен будет пройти через это. Поскольку английский — язык международного общения, который используется в путешествиях, науке, бизнесе, введение третьего обязательного экзамена выглядит логичным и правильным. Вопрос в том, смогут ли школьники справиться, готова ли система образования дать достаточные для ЕГЭ знания?

Согласно результатам опроса на кафедре иностранных языков ЯГПУ имени Ушинского, 70 процентов студентов пользовались услугами языковых школ и репетиторов, чтобы успешно сдать ЕГЭ. В школах без языкового уклона учились 85 процентов опрошенных, и они считают, что учителя давали недостаточный объем знаний. Всего 55 процентов выпускников школ с профильным английским допустили возможность успешной сдачи ЕГЭ без занятий с репетитором.

Те, кому через три года сдавать ЕГЭ, учат русский язык шесть дней в неделю, читают русскую литературу, а вот английскому отведено три часа в неделю. Восьмиклассник из Ярославля Андрей, который через год-два решит стать биологом, сделает упор на химию, биологию и математику, которые нужны для поступления на биофак. Но помимо этого Андрею, возможно, нужно будет написать экзамен по английскому — а иностранный юноша знает плохо. Просто потому, что учится не в той школе. И неважно, сколько баллов он наберет на остальных предметах — английский, ставший обязательным, не сдаст. До встречи через год.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков одного из вузов Ярославля поделилась мнением о перспективе обязательного ЕГЭ:

— Говорить что-то конкретное пока рано: мы не знаем ни уровень языка, который будут спрашивать, ни нюансы. Насколько я понимаю, экзамен будет делиться на базовый и профильный уровни, как в случае с математикой. Естественно, что со школьников, которые не будут связывать свою дальнейшую жизнь с изучением иностранных языков, требовать будут меньше.

Но могу сказать, что я все же против ЕГЭ на обязательной основе. На территории Москвы и Перербурга, да, это возможно, а вот в городах поменьше, тем более в селах, это пока сложно осуществимо.

Учебники сейчас неплохие, много тем для изучения, материал интересный. Единственный нюанс — очень мало заданий на развитие коммуникативных навыков. В большинстве учебников устных заданий практически нет. Но, несмотря на это, при наличии методически грамотного учителя подготовиться по ним можно. И как раз тут вырисовываются две главные проблемы.

Во-первых, недостаток часов для изучения. Никак не три часа в неделю нужно уделять изучению иностранного языка. Если все ученики будут заинтересованы в изучении, а учитель умеет грамотно, кратко и лаконично подать материал, наверное, возможно освоить большую часть теории. Но о практике можно забыть. Об устной части тоже.

Во-вторых, учителей элементарно не хватает, ну и многие по возможности идут на более оплачиваемую работу. Ведь выпускники идут работать, а в школе и зарплаты маленькие, и возможности ограничены. И интереса у многих учеников нет, поскольку не замотивированы они пока.

При желании сейчас можно выучить язык самостоятельно. Репетитор нужен для очень ограниченного числа тем, поскольку в интернете есть все. Но тут все опять упирается во время. Выпускники заняты подготовкой к экзаменам по другим предметам, которые понадобятся им при поступлении. Так что не знаю, целесообразно ли нагружать их еще и обязательным английским.

Еще раз повторюсь, пока мы не знаем, каким будет базовый экзамен, но там явно не дадут тексты седьмого класса. Это смешно. Поэтому, мне кажется, нужно оставить тот профильный экзамен, который есть сейчас, и пусть те, кто понимает, что у них есть необходимая база знаний, сдают его. На общероссийском уровне школьники не готовы.

Какой может быть мотивация для введения обязательного экзамена по английскому? Возможно, проверка навыка простого общения в среде и умения связать пару-тройку предложений? Может, подтверждение уровня знаний поможет иметь привилегии в вузе и отправляться на стажировки?

Учитель английского языка в одной из ярославских школ Полина Прошутинская считает, что «ЕГЭ оторван от практики языка: уроки зачастую строятся только как натаскивание на определенный формат».

— Если английский хотят ввести в качестве обязательного экзамена, нужно увеличивать количество часов на его изучение, чтобы можно было соблюдать баланс между подготовкой к экзамену и непосредственным изучением. Просто для себя целесообразно сдать экзамен для подтверждения уровня владения языком. Он пригодится и для дальнейшей учебы, и для работы. А результат ЕГЭ нигде, кроме наших вузов, не понадобится, — говорит Прошутинская.

Из беседы со специалистами понятно, что нечестно ставить на один уровень выпускника языковой гимназии и ученика обычной школы из дальнего района. Эксперты уверены: перед введением обязательного ЕГЭ по английскому нужно решить проблемы, которые являются преградами для изучения языка, и понять, действительно ли взвешенное это решение.

Материал Анастасии Долгих

11 июля 2019 - 15:06
Департамент образования объяснил увольнение директоров центральных школ Ярославля

В департаменте образования мэрии Ярославля назвали «естественным процессом» увольнение директоров ряда городских школ, подчеркнув, что это не связано с какой-либо оптимизацией.

Департамент образования объяснил увольнение директоров центральных школ Ярославля

Ярославские издания сообщили, что руководители школ № 33, № 4, № 7 и № 49 покинули свои должности. Это связали с планами возможной оптимизации учебных учреждений или изменением порядка приема в десятые классы, который стал причиной высокого конкурса в лучшие школы.

«Увольнения директоров — естественный процесс. У нас сменились не только директора, но и заместители. При этом не только в Кировском районе. Фактически во всех районах Ярославля это произошло», — пояснила в беседе с «Яркубом» директор департамента образования Елена Иванова.

По словам Ивановой, все руководители учебных учреждений, за исключением одного, уволились по собственному желанию. С одним директором не был продлен срочный трудовой договор.

«На сегодняшний день у нас в Кировском районе уволилось два директора. Но лето еще не закончилось, заявления уже есть. Это вообще никак не связано с порядком приема в десятые классы. Система существует давно и регламентируется приказом департамента образования Ярославской области», — пояснила чиновница.

Директор профильного департамента рассказала, что каждый уволившийся директор заранее готовил себе смену перед тем, как покинуть школу.

«У нас в планах нет никакой реорганизации. Люди напуганы оптимизациями, но у нас ее не будет», — заключила Иванова.

9 июля 2019 - 17:16
Ярославский колледж индустрии питания бесплатно выучит на поваров тех, кому недолго до пенсии
Ярославский колледж индустрии питания объявил набор студентов предпенсионного возраста на бесплатное обучение по компетенции «Повар» и аналогичные курсы повышения квалификации. Образовательное учреждение включилось в проект «Старшее поколение» нацпроекта «Демография», поэтому обучение спонсирует федерация.
Стать поварами или повысить квалификацию смогут женщины 51-55 лет и мужчины 56-60 лет. Срок обучения на повара — три месяца (144 часа), курсы повышения квалификации в два раза короче. Занятия начнутся в сентябре.
8 июля 2019 - 09:00
В ярославских школах конкурс в десятые классы оказался выше, чем в вузы
Директорам ярославских школ разрешили открывать дополнительные классы для приема в десятый, если это необходимо. Данные «Яркубу» озвучила заместитель директора департамента образования мэрии Елена Ильина.
В ярославских школах конкурс в десятые классы оказался выше, чем в вузы

«Ни о какой оптимизации педагогов речи вообще не идет, — подчеркнула Елена Ильина. — Если директор школы видит, что есть необходимость в дополнительном наборе учащихся, он вправе пойти на такой шаг».

Набор в старшие классы продолжится до 31 августа. В 2019 году конкурсы в десятый класс в ряде школ оказались выше, чем в вузы. Так, в Провинциальном колледже, сообщили родители, на место претендуют до восьми учащихся. Сложно сказать, почему выпускники девятых решили остаться в старших классах. Не исключено, что, сдав ОГЭ, они набрались уверенности в собственных силах на ЕГЭ.

Еще одна причина — на ряд специальностей средние специальные учебные заведения берут из одиннадцатого. С аттестатом об основном образовании нельзя поступить в медицинский колледж — там обучают на базе среднего общего. Нельзя стать мастером общестроительных работ, страховщиком, в большинстве случаев — бухгалтером, изучать коррекционную педагогику.

Ряд ярославских школ создают для старшеклассников профильные направления. Претендентам на места для поступления нужно предъявить аттестаты и сертификаты с результатами экзаменов по выбору. Чем выше оценки, тем больше шансов попасть в десятый.

Стоит отметить, что, говоря об обучении в ССУЗах, принято оценивать уровень их эффективности по одному критерию — насколько выпускники востребованы на рынке труда. В Ярославле, по данным службы занятости, вакантны позиции поваров, официантов, продавцов, инженеров, медсестер, врачей-терапевтов, воспитателей, токарей, слесарей и электромонтеров.

24 июня 2019 - 15:24
Как поехать на учебу в чешский вуз? Монолог мамы ярославской выпускницы
Корреспондент «Яркуба» изучил вопрос поступления в чешские университеты и пришел к выводу, что на пути выпускников из Ярославля будет немало препятствий, если они решатся получить хороший диплом. Знание чешского — одно из них.
Как поехать на учебу в чешский вуз? Монолог мамы ярославской выпускницы

О том, к чему и как готовиться, поступая в чешский вуз, «Яркубу» рассказала Марина Котова (фамилия изменена по просьбе героини). В 2018 году ее дочь Лена окончила школу в Ярославле и поехала в Прагу, чтобы стать экономистом.

«Впервые мы приехали в Прагу, когда Лене исполнилось 14 лет. Город ее очаровал, и, стоя на знаменитом Карловом мосту, мы загадали желание — решили непременно вернуться, но уже не как туристы. Дочь призналась, что хочет стать студенткой одного из престижных пражских вузов.

Когда в конце 2014 года рухнул рубль, я подумала, что с мечтой об образовании в Чехии дочери придется расстаться, но потом как-то собралась с силами и решила — будем побеждать! Спустя три года я вновь оказалась в Праге в командировке. В один из дней решила пойти на экскурсию. Вел ее молодой русский парень. Мы разговорились, я выяснила, что он из Екатеринбурга, учится в Карловом университете.

Передо мной был состоявшийся и успешный человек, понимаете, это сразу видно. Мне с молодежью приходится много общаться, поэтому горящие глаза, какую-то внутреннюю уверенность чувствуешь моментально. И я невольно стала сравнивать его с нашими ребятами, выпускниками вузов. Большинству из них сложно приходится, ведь пробиться самому, сделать карьеру сегодня в России, если тебя никто не двигает, невероятно трудно.

Приехав домой, рассказала об этой встрече дочери. Она меня слушала вполуха, потому что к этому времени увлеклась рисованием, занималась в «Перспективе», все неплохо получалось. Но уже через год решила, что это не ее. И пошла учить второй язык — английский.

После десятого класса у меня появилась возможность отправить Лену на языковые курсы в Чехию. Признаюсь, на этот шаг было тяжело пойти — впервые мой ребенок уезжал на месяц в чужую страну один, без взрослых. Был еще один повод для беспокойства — учеба в школе подходила к концу, а дочь так и не определилась, кем хочет быть. Мне очень хотелось, чтобы, пообщавшись со сверстниками, она сделала выбор. Училась Лена средне, гуманитарные предметы давались легко, математика, химия, физика — не очень. Но мы из этого трагедию не делали, решив, что в будущем эти дисциплины ей вряд ли понадобятся. Однако, как позже выяснилось, было ошибочно так считать.

Из Чехии Лена вернулась в приподнятом настроении. Тем летом она, прочитав книгу «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, поняла, кем хочет быть — финансистом. После окончания школы уехала в Прагу поступать на экономический факультет.

Многие думают, что будущим экономистам надо непременно знать математику. Надо. Но не в тех объемах, как тем, кто идет, например, на ИВТ. Экономика — это гуманитарная наука, это логика, это по-другому устроенный мозг.

Пытались ли мы поступить в наш ЯрГУ? Пытались, но на бюджет не поступили. Впрочем, это уже не имело никакого значения, потому что еще в феврале, за четыре месяца до выпускного, мы начали заниматься оформлением учебной визы и выбором языковых курсов. Вариантов, где учить чешский, много, стоимость курсов разная. Мы остановили выбор на государственном университете. Впереди был год учебы.

Здесь поясню: каждый, кто хочет учиться бесплатно в чешском вузе, должен иметь сертификат на уровне B2. Если он есть, экзамен по чешскому сдавать не нужно, но от сдачи вступительных никто не освобождает.

Однако сначала надо доказать, что ты способен учиться в вузе на языке той страны, где ты живешь. А еще пройти нострификацию — подтвердить российский аттестат.

В школах Чехии учатся не 11, а 12 лет, поэтому иностранцам надо доказать, что их уровень подготовки достаточно высокий. Сдавать приходится от трех до пяти предметов. Как правило, сдачу организуют местные школы. Многие делают это уже зимой, через полгода обучения на языковых курсах.

Да, чтобы к экзаменам допустили, нужно иметь выписку из аттестата с указанием количества часов, которое уделялось для изучения каждого предмета в последние три года. Все бумаги обязательно должны быть переведены на чешский и отправлены в Магистрат. Оттуда вы получите письмо, где укажут, какие предметы надо сдавать. Собрать документы — не самое простое дело. Оно требует времени.

Дам совет родителям, которые готовятся отправить ребенка на учебу в Чехию. Убедитесь, что чадо достаточно самостоятельное. Кроме того, учащийся должен быть дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным, целеустремленным. Иначе ничего у него не получится. Многие ребята приезжают в страну, не зная чешского, но свободно владея английским. Это тоже одно из обязательных условий.

Почему многие делают выбор в пользу Чехии, если решаются на обучение за границей? Не скажу, что там всему учат замечательно, но строительные специальности, технические, все, что касается программ биологического, экономического образования, на высоком уровне преподавания. Дипломы местных университетов признает большинство стран. Выпускнику Карлового университета или ВШЭ найти работу несложно. Причем это будет высокооплачиваемая работа. Но для начала надо попасть в вуз.

Теперь откровенно скажу, на чем ломаются будущие абитуриенты. Большинству голову кружит свобода. Ведь за ними никто не присматривает, спать можно до полудня, а потом гулять по городу, в бары... Месяца через три или раньше выясняется, что они отстали и наверстать упущенное практически невозможно. Так что остается только сесть на самолет и вернуться в Россию. Никто не вернет родителям деньги за языковые курсы. В нашем случае это было шесть тысяч евро. Точно такая же судьба ждет нерадивых студентов. Пропускать занятия нельзя. За прогулы без уважительной причины сходу отчисляют. И неважно, учишься ты за деньги или бесплатно.

Когда рассказывают о бесплатном обучении за границей, знайте: его надо еще заслужить. До этого платить придется не только за курсы, но и проживание в общежитии (у нас выходит где-то 12 тысяч рублей в месяц), за питание (300 евро в месяц), за медстраховку (500 долларов в год), у учащегося должна быть при себе депозитная карта с определенной суммой — как правило, не менее четырех тысяч евро. Став студентом государственного вуза, вы не будете платить за учебу, а все остальные статьи расходов останутся.

Пару слов скажу о том, как выглядит студенческое общежитие. Оно вполне комфортабельное. На две комнаты общий санузел, душевая, кухня, в комнате есть балкон. Продукты в Праге стоят либо как у нас в Ярославле, либо дешевле. Проблем со связью нет — везде Wi-Fi.

Как я говорила, школьный аттестат в Чехии нужно подтвердить. Процедура нострификации — первое серьезное испытание для абитуриента. С нами злую шутку в прямом смысле этого слова сыграло профильное обучение. После окончания девятого Лена пошла в гуманитарный класс. Многие предметы естественнонаучного цикла изучали шапочно, часов на них отводили мало, делая упор на историю, обществознание, литературу. Так вот, когда дочь получила перечень экзаменов, которые надо сдавать, мы обе были готовы расплакаться — там значились химия, биология и география. Никого не волновало, что девочка пойдет на факультет, где ей эти предметы не понадобятся. Короче, все это напоминало мне лотерею, в которой ты можешь вытянуть не совсем тот билет.

Времени на то, чтобы лить слезы, не было вообще. Надо было готовиться к экзаменам и усиленно учить чешский. Лена все сдала успешно. В начале лета пришла пора сдавать вступительные в вуз.

Здесь все просто: чтобы учиться бесплатно, надо набрать нужное количество баллов по двум-трем предметам. Как правило, это математика, английский и профильная дисциплина. Получилось так, что Лена прекрасно сдала математику и английский, а профильный не очень хорошо. Из-за этого она не поступила в первый вуз.

Сейчас дочь будет делать еще несколько попыток. Понятно, что допускают до экзаменов только тех, кто прошел нострификацию и имеет сертификат о сдаче чешского. Последний можно получить на экзамене в вузе.

Меня наши ребята часто спрашивают, можно ли поработать в Праге, чтобы облегчить родительские траты. Поработать можно. Моя дочь и ее подруги успевали — работали в ресторанах, магазинах, кафе. За четыре смены получали по 100-130 евро.

Подводя итоги, скажу главное: за минувший год моя дочь многого добилась. Она научилась жить в чужой стране, сдала экзамены и подтвердила аттестат, научилась зарабатывать деньги. Я верю, что она станет студенткой.

Раньше мы с друзьями долго спорили, зачем маленькой Чехии иностранные студенты. А потом поняли — страна выберет лучших. Но самые успешные уедут дальше — в Германию, Великобританию, США. Понятно, что в Чехии никто не занимается филантропией. Образовательные проекты приносят стране хорошие деньги. Многие университеты готовы учить иностранцев и на английском языке, правда, не бесплатно. Россияне идут на такой шаг, потому что учиться в Чехии дешевле, чем в Москве. К тому что подтверждать диплом не нужно, а значит, не будет проблем с будущей работой».

По последним данным ЮНЕСКО, за рубежом обучаются 56,3 тысяч россиян, что составляет около 1% от общего числа студентов в России (порядка 5,5 миллиона человек). Этот показатель демонстрирует постоянный рост: в середине 1990-х годов за границей обучались 13 тысяч российских студентов, к 2007 году цифра выросла до 37 тысяч, а в 2013 году достигла отметки 50,6 тысяч.

Больше всего граждан России учится в Германии — в 2015 году таковых было 9,9 тысяч человек, а по статистике Германской службы академических обменов (DAAD) — 11,5 тысяч.

На втором месте по популярности у абитуриентов из России Чехия, где учатся 5,3 тысяч россиян, на третьем — США с 5,2 тысячами человек. В 2013 году США были на втором месте, а Чехия — на пятом.

По данным американского The Institute of International Education, в 2016 — 2017 учебном году число россиян, обучающихся в США, составило 5,4 тысяч человек.

5 июня 2019 - 16:07
В Ярославской области запустят мобильный технопарк для детей из районов
На базе рыбинского «Кванториума» с сентября 2019 года начнет работать мобильный технопарк, сообщило правительство Ярославской области. С его помощью дети из районов смогут осваивать робототехнику, лазерные технологии, основы виртуальной и дополненной реальности, IT-технологии.

Проект мобильного технопарка оценен в 27 млн рублей, из которых 11 млн предоставит областной бюджет.

«Мобильный технопарк представляет собой передвижной автомобильный комплекс, состоящий из автомобиля и перевозной платформы, на которой будет размещена часть специализированного учебно-производственного хайтек-центра общего пользования», — рассказали власти.

Передвижной филиал «Кванториума» будет посещать Большесельский, Угличский, Мышкинский, Тутаевский и Пошехонский районы. Обучение в течение года пройдут 180 школьников, программа рассчитана на 72 часа, половина из которых очные. Детские проекты будут сопровождать дистанционно.

15 апреля 2019 - 08:50
Школа, гимназия или профильный класс? Руководство для школьников и их родителей
Весна — горячее время не только для выпускников, но и для ребят, которые заканчивают четвертый и девятый классы. Стремясь помочь детям с выбором профессии, родители решают, где продолжать обучение: в обычной школе, гимназии или лицее. И пусть шесть лет назад в России перестали присваивать статусы «гимназия» и «лицей», по факту они остались. В том числе в Ярославской области.
Школа, гимназия или профильный класс? Руководство для школьников и их родителей_157390

В чем различия между гимназиями и лицеями?


Различия между гимназиями и лицеями стираются. Если раньше считалось, что в гимназиях дают гуманитарное образование, то сейчас, например, ярославская гимназия № 2 специализируется на точных науках — математике, информатике, физике.

В лицеях все-таки готовят к поступлению на технические и экономические факультеты, поэтому поступают туда будущие инженеры, архитекторы, экономисты, прорабы и фармацевты.

Как попасть в престижное учебное заведение или в профильный класс?


Просто так ни в гимназию, ни в лицей не возьмут. Туда отбирают лучших, анализируя четвертные и годовые отметки. Аналогичным образом, впрочем, поступают кураторы профильных классов в общеобразовательных школах.

После девятого класса те, кто хочет идти в десятый и одиннадцатый, должны доказать свою состоятельность. Во-первых, смотрят на аттестаты девятиклассников — троек быть не должно. Во-вторых, ученики должны доказать сознательность выбора профиля. Скажем, представить дипломы победителя или призера олимпиад — хотя бы муниципального этапа. Чем выше уровень олимпиады или конкурса, тем больше шансов стать учеником профильного класса. Это особенно касается школ из списка лучших в России.

Таких в Ярославской области шесть. В Ярославле — лицей № 86, школа № 33 с углубленным изучением математики, школа № 42 с углубленным изучением французского языка, школа № 52 и школа № 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. В Рыбинске — лицей № 2.

Кроме того, в Ярославле есть учебные заведения, чьи ученики набирают хорошие баллы ЕГЭ. Среди них выше остальных школы № 4, 49, 18, 37, 43, 36, 11, Провинциальный колледж.

Где узнать, куда лучше идти учиться?

Родителей, как правило, интересуют и качество подготовки к ЕГЭ, и список предметов для углубленного изучения. Всю нужную информацию можно найти в сборнике, который ежегодно выпускает департамент образования Ярославской области.

Если ребенок хочет стать доктором, экологом, биологом или фармацевтом, лучше учиться в школах № 58, 33,49, 89,21, 2, в гимназиях № 2 и № 3.
Специалистов в области IT-технологий, точных наук, экономики и биоинженерии готовят в школах № 33, 58, гимназии № 2, лицее № 86. Можно также рассматривать школу № 18 и Провинциальный колледж. Последний отличается тем, что студенты вольны выбрать предметы, которые хочется изучить глубже. Но после года обучения нельзя «повернуть назад» и поменять технический профиль на гуманитарный.

Выбор для гуманитариев, кстати, небольшой. Выпускники большинства ярославских школ не демонстрируют большие успехи в изучении истории и литературы. Однако и здесь есть школы-лидеры. В передовиках уже упомянутые школы № 33, 4, 58, 14, 18, 80, 42, Провинциальный колледж, гимназия № 3.

Чего стоит попасть в свою среду?


«Яркуб» спросил у родителей, о чем они думают, выбирая школу для ребенка. Ответы были разными, но большинство мам и пап предпочли послушать детей.

Вот что рассказала Юлия Заварская: «Моя старшая дочь Полина училась в школе № 18, а потом поступила в гимназию № 1. Она к дому близко, да и учителя оттуда на собрании так хорошо выступали, нас агитировали. Полтора года дочь там проучилась, и оказалось, что всё не так сладко. Поэтому сына я записала в лицей № 86. Ему там все нравилось, мне тоже. Я предложила дочери перевестись к брату. Она согласилась. Ни минуты не раскаиваемся в том, что так поступили. Дети после окончания лицея поступили в очень престижные московские вузы и успешно их окончили. Но 86 лицей помнят, как любимую школу».

Дочь Анны Воронцовой долго колебалась и решала вместе с мамой — оставаться им в своей школе или поступать в Провинциальный колледж. Выбрали второй вариант.

На вопрос о том, чем хорош Провинциальный колледж, ответил папа выпускника Игорь Шкрадюк. Вот что он сказал: «Мы искали школу для сына год. Жена остановилась на 43-й из-за того, что там преподавали два иностранных языка. Но мы сразу ребенку сказали, что если он захочет, то может сменить школу. Он ответил: „Нет, мне тут очень нравится!“ В седьмом классе ребенок твердо заявил: „Мне нужна другая школа“. По рекомендации выбрали Провинциальный колледж. В значительной степени — из-за целеустремленности выпускников. После первого занятия на подготовительных курсах сын сказал: „Я попал в свою среду“. Попасть в свою среду — это главное для ребенка. Особенно когда он становится подростком. Ведь от того, кто тебя окружает, зависит многое. В том числе и то, станешь ли ты успешным, научишься ли преодолевать сложности, но главное — научишься ли ты ладить с людьми».
14 марта 2019 - 11:24
Ярославским школьникам стало проще поступить в ГИТИС
Готовиться и пройти первый этап творческого конкурса можно на онлайн-платформе «Поколение М».
Ярославским школьникам стало проще поступить в ГИТИС_156730

Для талантливых ребят из Ярославля и области впервые запущена система подготовительных онлайн-курсов и заочных предварительных вступительных испытаний в легендарный вуз, где учились Чулпан Хаматова, Александр Абдулов, Валерий Золотухин, Алла Пугачева, Дмитрий Певцов, Андрей Звягинцев. МТС и Российский институт театрального искусства ГИТИС подписали соглашение о сотрудничестве по внедрению цифровых технологий в области образования, культуры и искусства.

Школьники могут прямо из дома в режиме онлайн проходить подготовку к поступлению в крупнейший театральный вуз Европы. На сайте проекта pokolenie.mts.ru запущены курсы для абитуриентов вуза. Их специально разработали педагоги ГИТИСа по разным направлениям театрального искусства.

Любой может принять участие в театральном онлайн-конкурсе, который станет базой для прохождения первого тура творческого прослушивания. Нужно снять на видео басню, стихотворение, песню или отрывок из прозы в собственном исполнении и до 31 мая загрузить его на сайт проекта МТС.

Педагоги ГИТИСа посмотрят все полученные видео. Лучшим будет зачтено прохождение первого тура вступительных экзаменов на актерский факультет, факультет музыкального театра или факультет эстрады и предложено очное участие во втором туре прослушиваний. По решению жюри конкурса также будет выбран один победитель, который в дополнение к творческому зачету получит поездку в Москву с персональной экскурсией по ГИТИСу и посещением спектакля в Учебном театре, которые организует МТС.

— Талантливые дети не всегда рождаются в Москве, очень часто воспитываются в не самых обеспеченных семьях. Не все родители готовы оплачивать своим детям поездку в Москву, чтобы те попытали счастье и попробовали поступить в ГИТИС. Поэтому я искренне признателен проекту «Поколение М», с которыми вместе мы делаем в этом году ещё один шаг вперёд, чтобы возможности наших абитуриентов были равными независимо от того, где кто родился и вырос, — рассказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Что такое «Поколение М»?

«Поколение М» – комплексная благотворительная программа, инициированная и реализуемая компанией МТС в партнерстве с ведущими творческими объединениями, федеральными и региональными органами власти, бизнес-корпорациями при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Проект объединяет идею развития творческих способностей детей из регионов России и помощь в лечении тяжелобольных ребят. На виртуальных творческих площадках проекта — сайте pokolenie.mts.ru, в группе в «ВКонтакте» и на странице в Instagram — дети со всей страны могут проявить таланты, участвуя в конкурсах, онлайн мастер-классах и интерактивных упражнениях от российских звезд по разным направлениям.

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет <