1 декабря 2021 - 09:34
«Экспериментаниум»: веселая и интересная наука
«Я пишу это, сидя на резиновом полу, прислонившись спиной к кирпичной колонне в фойе нового музея науки „Экспериментаниум“. Меня окружают дети, которые подвели говорящего робота. Он, просверлив меня единственным оком, спрашивает, есть ли у меня в ноутбуке вай-фай», — написал кандидат биологических наук, научный журналист Илья Колмановский в марте 2011 года.
«Экспериментаниум»: веселая и интересная наука

Ученый побывал в только открывшемся в Москве интерактивном музее занимательных наук и не скрывал восторга. Музей — это своего рода репетитор по химии, физике, механике, обществоведению и другим наукам, от которого никогда не устаешь. Он задумывался как место, пробуждающее в детях и подростках интерес к ним 

Посетителям любого возраста здесь можно и нужно:

  • Прикасаться к экспонатам.
  • Тестировать и перемещать их.
  • Бегать.
  • Прыгать.
  • Смеяться.
  • Участвовать в научных шоу.
  • Ставить практические опыты.
  • В общем, ничего общего со скучными уроками и никакого стресса.

Что внутри «Экспериментаниума»?

«Экспериментаниум» занимает три этажа, на которых размещены более 300 движущихся, летающих, крутящихся, сборных и других объектов. Многие экспонаты и опытные установки уникальны, собраны руками сотрудников.
На первом этаже работают магазин, кафе и гардероб. Билетные кассы и стойка администратора расположены здесь же. На втором этаже расположены зеркальный лабиринт, кинотеатр и комната праздников и залы:

  • Оптики, в котором дети увидят необычные иллюзии, раскроют секреты фокусов, узнают много нового о свете.

  • Магнетизма — здесь можно на время стать волшебником и подчинить предметы своей воле.

  • Космоса — заглянув сюда, посетители узнают много нового о белых и черных дырах, устройстве космических кораблей.

В Лектории Перельмана проводят занимательные лекции по химии, физике и другим предметам для детей, а в водной комнате рассказывают и показывают законы гидродинамики, вызывают цунами.

На третьем этаже «Экспериментаниума» находятся залы акустики, головоломок, электричества. Особенно популярна у посетителей магнитная комната, которая всех невидимой силой притягивает к стене.

Для детей и взрослых

Музей детский, но взрослых посетителей в нем не меньше. Родители не всегда могут объяснить ребенку то или иное химическое явление, ответить на его вопросы — в «Экспериментаниуме» это за них сделают экспонаты. На входе каждый посетитель получает путеводитель по музею, а дети — книгу с заданиями, которые должны выполнить. Если ребенок с удовольствием выполняет эти задания, активно взаимодействует с экспонатами, тестирует их, веселится, значит, ему понравилось.

После экскурсии ребенок точно захочет глубже изучить химию, повторить увиденные химические опыты дома. В этом ему поможет занимательная химия с Буки или химические шоу и мастер-классы, периодически устраиваемые в «Экспериментаниуме».

Куда еще сходить?

Совместные походы по познавательно-развлекательным местам естественным образом пробуждают в школьниках интерес к точным наукам, мотивируют к их изучению. В программу культурного досуга нужно включить посещение музея человека «Живые системы», Дарвиновского музея, интерактивной экспозиции «Марс-Тефо», зоомузея МГУ.

1 декабря 2021 - 09:24
«Экспериментариум» в Алматы — музей, где будет интересно как детям, как и взрослым
Не знаете, как заинтересовать ребенка естественными науками? Сводите его в «Экспериментариум» в Алматы. Это современный научный музей с интерактивной подачей материала, в котором ребенку точно не будет скучно.
«Экспериментариум» в Алматы — музей, где будет интересно как детям, как и взрослым

Создать столь необычный объект придумал советский математик, физик, основоположник занимательной науки — Яков Перельман. При его содействии был открыт и первый «Экспериментариум» в Ленинграде (1935 г). На сегодняшний день такие музеи открыты во многих городах и даже странах, и один из них принимает посетителей в Алматы.

Особенности программы «Экспериментариума»

Этот проект создан специально, чтобы показать — наука может быть увлекательной и интересной. Поэтому при организации выставки создатели отступили от традиционного подхода — демонстрации экспонатов. В «Экспериментариуме» с ними можно взаимодействовать — не только можно трогать, но и включать, смотреть, как они устроены.

Экспозиция включает различные механизмы, физические приспособления и технические устройства, созданные человеком. Целью такого музея является популяризация науки и мотивация заниматься исследованиями.

Кроме того, в алматинском «Экспериментариуме» действует лаборатория, которая демонстрирует новые открытия в мире механики, химии и физики, в ней же можно проводить и опыты, в том числе и те, о которых наверняка рассказывал репетитор по химии.

Также в музее можно увидеть в действии разные процессы и явления, но также посетить научные шоу и лекции, а для детей дошкольного возраста еще есть и дидактические программы.

Как извлечь пользу от посещения «Экспериментариума»

Экскурсия в интерактивном музее естественных наук — это способ провести уик-энд интересно и познавательно. Притом, интерактивные выставки и возможность взаимодействия с экспонатами понравятся не только детям, но и взрослым.

Однако важным преимуществом «Экспериментариума» является польза для общего развития детей:

  • знакомит с миром науки;

  • показывает, как устроены разные приспособления и процессы (соответственно, дети получают ответы на все свои извечные «Почему?»);

  • пробуждает интерес к естественным наукам (физике, химии, механике), с которыми ребенку предстоит также столкнуться и в школе, и во взрослой жизни;

  • можно проводить эксперименты и опыты, которые в домашних условиях выполнить не получится.

После посещения «Экспериментариума» ребенок наверняка останется под огромным впечатлением и захочет сам изучать науки, чтобы иметь возможность создавать приборы и устройства, которые увидел на экскурсии.

Здесь важно понять, какое именно направление привлекло малыша — химия, физика или механика, чтобы иметь возможность помогать развиваться, наняв репетитора на Буки или отдав в кружок.

Определить возник ли интерес у ребенка можно по его поведению. Нужно внимательно следить, какие именно экспонаты привлекают, о чем больше вопросов и восторженных отзывов.

Другие музеи в Алматы

Помимо «Экспериментариума», в городе есть еще несколько научно-культурных пространств, куда интересно сходить с ребенком.

Посетить можно «Музей археологии» (представлены исторические артефакты, найденные при раскопках, некоторые можно трогать), «Музей истории», «Музей геологии» (тоже можно трогать экспонаты), «Музей народных музыкальных инструментов», «Музей искусств» и пр. Экскурсии помогут не только расширить кругозор, но и, возможно, пробудят в ребенке интерес к изучению наук.

Фото: pixabay

25 декабря 2020 - 09:47
Кому можно не бояться ковида: ученые назвали людей с клеточным иммунитетом
Кроме антител от ковида может защитить Т-клеточный иммунитет.
Кому можно не бояться ковида: ученые назвали людей с клеточным иммунитетом

Его клетки есть у всех людей с рождения, но функционирует он лучше всего у детей, женщин и хозяев кошек. Об этом «Газете.Ru» рассказал врач-иммунолог Владимир Болибок.

«Клеточный иммунитет человека делится на две большие группы: неспецифический, врожденный иммунитет и специфический. Все Т-клетки созревают в вилочковой железе или тимусе — это центральный орган иммунной системы. Лучше всего он функционирует у детей, однако затем происходит его возрастная инволюция, и он постепенно угасает. Так, уже к 25 годам остается всего 50% тимуса, а к 35 — 10%. У женщин этот процесс происходит медленнее, чем у мужчин, если в дело не вмешиваются сторонние факторы. Соответственно и Т-клеточный иммунитет их защитит от коронавируса вероятнее, чем мужской пол», — пояснил медик.

Кроме того, у женщин на течение ковида влияют половые гормоны, эстрогены. Они способствуют быстрому проникновению антител внутрь клеток.

«Вот и получается, что иммунитет к вирусам у женщин более мощный», — отметил Владимир Болибок.

Также ковид может легче протекать у владельцев кошек — предполагается, что они, заразившись своим видом коронавируса, могут передать его хозяевам и спровоцировать у них иммунный ответ на SARS-CoV-2.

«В России почти 60% семей держат кошек в противовес наиболее пострадавшим от коронавируса странам, где больше людей держат собак. Можно сделать вывод о том, что обладатели кошек просто сталкиваются с их коронавирусом и уже имеют к нему некий иммунитет, поэтому и переносят новый коронавирус легче», — подчеркнул Владимир Болибок.

24 сентября 2020 - 09:28
«Перед соревнованиями я нервничала и не ожидала, что выиграю». Ярославская лицеистка победила в финале национального этапа конкурса WorldSkills
Ученица лицея № 86, победившая в национальном этапе чемпионата молодых профессионалов WorldSkills 2020, Дарья Юдина рассказала «Яркубу» о волнении перед конкурсом, пути в науке и ЕГЭ.
«Перед соревнованиями я нервничала и не ожидала, что выиграю». Ярославская лицеистка победила в финале национального этапа конкурса WorldSkills

В финале конкурса золото в компетенции «Лабораторный химический анализ» взяли сразу две ярославны — Анастасия Бодрова в основной группе и Дарья Юдина — в юниорской (от 14 до 16 лет). В прошлом году золото за данную компетенцию также выиграла ярославская студентка — Анастасия Камнева.

Дарья, ты до 86-го лицея училась в Красных ткачах и Карабихе. Ты еще до переезда в Ярославль интересовалась химией? Расскажи о том, как ты начала увлекаться наукой?

С пятого класса я начала увлекаться биологией. По биологии и химии и у меня был один и тот же учитель, которому я очень благодарна. Она смогла меня заинтересовать. С седьмого класса я увлекаюсь химией и вообще естественными науками. Может быть, это передалось генетически. Моя мама собиралась учиться на химика, но в итоге выбрала физику, хотя химию она тоже понимает и любит.

Почему решила участвовать в чемпионате WorldSkills? Как отбирали участников?

В феврале 2019 года я поехала во всероссийский детский центр «Смена». Там тоже были организованы некоторые компетенции, как раз на направлении WorldSkills. В первый день, когда нас знакомили с компетенциями, я попросила записать меня на лабораторный химический анализ. После этого я перешла в лицей в 10 класс. В начале предыдущего учебного года нам предложили участвовать в WorldSkills. Я и еще несколько мои одноклассниц захотели поучаствовать.

Ты победила в номинации «Лабораторный химический анализ». Что это такое и как готовиться к таким соревнованиям?

Лабораторный химический анализ — это проверка качества различных продуктов пищевой или химической промышленности. Это расчет концентрации различных растворов. На региональном этапе мы проводили исследование питьевой бутилированной воды. Мы готовились к соревнованиям в Ярославским промышленно-экономическом колледже.
Мы работали по ГОСТам: находили их на любое вещество, а наши руководители готовили контрольный раствор, который нужно было анализировать на различных приборах: спектрофотометре, потенциометре, рефрактометре и хроматографической колонке.

Помогали ли педагоги лицея при подготовке? Расскажи об этом.

Педагоги лицея также помогали при подготовке, но в основном они участвовали в организации. Также перед региональным чемпионатом я вместе с одноклассницами готовилась в лицее, в фармацевтическом кабинете.

Ты сейчас заканчиваешь 86-й лицей. Думала уже, куда хочешь поступить дальше?

Я еще не уверена. С конца восьмого класса я собиралась поступать на лечебное дело — на врача. В данный момент я больше склоняюсь к фармацевтике или к химическому направлению в ЯГТУ. Мне это ближе.

Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменила в организации учебного процесса?

Меня все устраивает. Иногда бывает, что задают большое количество домашнего задания, но, с другой стороны, это необходимо для подготовки к экзаменам.

Ты в скором времени будешь сдавать ЕГЭ. Как ты думаешь, баллы зависят больше от твоих знаний или от везения?

Я думаю, что это больше зависит от знаний, так как я прорешиваю варианты ЕГЭ по русскому, профильной математике, химии, биологии. Конечно, вероятность того, что человек сдаст на 100 баллов зависит от везения, потому что все охватить невозможно. Но на 85-90 плюс можно подготовиться и сдать, рассчитывая на свои знания.

Больше волнений было перед WorldSkills или сейчас, перед ЕГЭ?

Сейчас я не очень волнуюсь за ЕГЭ, потому что до него еще долго. Но думаю, что в итоге буду переживать. Перед WorldSkills я очень сильно волновалась. Но из-за дистанционного формата я не видела своих соперников и вообще не представляла, насколько хороший у них уровень подготовки. От этого мне было спокойнее. Перед самими соревнованиями я нервничала и поэтому совершенно не ожидала, что выиграю.

Есть ли какие-то бонусы от победы в WorldSkills?

Насколько я понимаю, есть денежная премия победителям и призерам. Также дополнительные баллы для поступления в ВУЗы особенно на направление, в котором ты участвовал.

5 февраля 2018 - 13:11
В ЯрГУ имени Демидова пройдет «Открытая лабораторная»

Ярославль 10 февраля присоединится к международной акции «Открытая лабораторная». Событие станет частью празднования Дня российской науки, который отмечают 8 февраля. Об этом сообщили в пресс-службе ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

В ЯрГУ имени Демидова пройдет «Открытая лабораторная»

«Открытая лабораторная» — это массовая акция по проверке научной грамотности. Ее участниками могут стать все желающие от 10 до 110 лет. Чтобы пройти тест, нужно прийти в Демидовский университет или на площадки в школах № 81 и № 17. Проверить знания можно будет онлайн на сайте openlaba.com.

«Лаборантам» предложат вопросы и задания, связанные с пониманием устройства базовых явлений в жизни из области физики, химии, биологии, астрономии, антропологии и механики. Например, все ли вещества состоят из молекул, может ли дерево быть прочнее металла, что болит при головной боли и какие мифы сопровождают «органические продукты». За полтора часа акции участники узнают свой результат и разберут каждое задание с «завлабами» — учеными ЯрГУ и школьными учителями-предметниками.

«Открытая лабораторная» в ЯрГУ им. П. Г. Демидова начнется в 12:00 в актовом зале корпуса на Советской, 14.

Читайте также«В Ярославле пройдет региональный чемпионат „Страница 18“ по чтению вслух».

10 января 2018 - 15:23
ЯрГУ получил десять грантов РФФИ

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) подвел итоги конкурса проектов 2018 года фундаментальных научных исследований в сфере гуманитарных и общественных наук. Проекты десяти научных коллективов ЯрГУ им. П. Г. Демидова получили гранты.

ЯрГУ получил десять грантов РФФИ

Научные коллективы ЯрГУ разрабатывают проекты в области химии, биологии, биоэлементологии, математики, психологии и юриспруденции.

Руководитель Александр Русаков, профессор кафедры общей и физической химии факультета биологии и экологии. Проект «Cоздание на базе современных стандартов European Grid Initiative территориально-распределеннойGRID-системы для квантового докинга».

Руководитель Евгений Плисс, профессор, заведующий кафедрой общей и физической химии факультета биологии и экологии. Проект «Установление количественной связи строения с антиоксидантной активностью полифенолов в химических и биохимических процессах окисления полиненасыщенных жирных кислот и их эфиров».

Руководитель Наталья Тятенкова, профессор кафедры физиологии человека и животных факультета биологии и экологии. Проект «Социальные предпосылки формирования популяционного здоровья молодежи».

Руководитель Андрей Грабеклис, ведущий эксперт научно-образовательной лаборатории «Биотехнология и прикладная биоэлементология ЯрГУ». Проект «Элементный статус детей с синдромом Дауна».

Руководитель Дмитрий Куликов, доцент кафедры дифференциальных уравнений математического факультета. Проект «Бифуркации интегральных многообразий для дифференциальных уравнений с отклоняющимся аргументом».

Руководитель Ольга Якимова, доцент кафедры компьютерной безопасности и математических методов обработки информации математического факультета. Проект «Детализация пространственных данных в задачах картографической генерализации: формализация понятий и параметризация алгоритмов».

Руководитель Сергей Коровкин, доцент кафедры общей психологии факультета психологии. Проект «Антиципация когнитивных схем при решении творческих задач».

Руководитель Елена Конева, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии. Проект «Влияние социально-психологических особенностей семьи на развитие речи детей».

Руководитель Татьяна Разинанаучно-образовательный центр ЯрГУ «Системогенез профессиональной и учебной деятельности». Проект «Метакогнитивная регуляция мотивации научной деятельности в профессиональном стрессе».

Руководитель Владимир Карташов, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета. Проект «Проблемы минимизации юридической антикультуры в российском обществе».

Всего в конкурсе участвовали 4831 заявка, экспертная комиссия поддержала 947 проектов. В 2018 году ученые ЯрГУ выполняют 25 грантов РФФИ.

Читайте также«Ярославский студент получит грант на развитие роботов с искусственным интеллектом».

28 декабря 2017 - 15:50
Ярославский студент получит грант на развитие роботов с искусственным интеллектом

Студент ЯрГУ им. Демидова Егор Гурьянов стал победителем программы «Умник» Фонда содействия инновациям. Ярославец получит грант — 500 тысяч рублей на развитие роботов с искусственным интеллектом. 

Ярославский студент получит грант на развитие роботов с искусственным интеллектом

Студент ЯрГУ им. Демидова Егор Гурьянов стал победителем программы «Умник» Фонда содействия инновациям. Ярославец получит грант — 500 тысяч рублей на развитие роботов с искусственным интеллектом. 

Автор проекта Егор Гурьянов вместе с командой студентов и преподавателей создал робототехнический комплекс на основе искусственного интеллекта. Алгоритм управляет группой роботов без участия человека. Роботы сами выбирают траекторию движения с учетом поверхности и наличия препятствий.

Комплекс представляет собой серверный модуль радиосвязи и сборный конструктор, грани которого не превышают 3,5 сантиметра.

Читайте также: «В Ярославле откроется научно-образовательный Центр интегрированных систем». 

14 декабря 2017 - 14:54
В Ярославле откроется научно-образовательный Центр интегрируемых систем

15 декабря в ЯрГУ им. Демидова, опорном университете области, откроется научно-образовательный центр, специализирующийся на интегрируемых системах.

В Ярославле откроется научно-образовательный Центр интегрируемых систем

Интегрируемые системы применяются в электромагнитных волнах в плазме, распространении света в оптоволоконных линиях. В Центре интегрируемых систем (ЦИС) будут собирать ведущих ученых мира из фундаментальных и прикладных областей науки для получения новых результатов и открытия новых направлений работы. Сейчас там работают ученые из ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Математического института им. В. А. Стеклова (РАН), Лидского университета (Великобритания).

ЦИС будет отправлять студентов на стажировки в МГУ, НИУ ВШЭ, Математический институт им. В. А. Стеклова РАН.

Читайте также«Научный журналист Ася Казанцева прочитает в Ярославле лекцию о памяти и обучении».

14 декабря 2017 - 10:41
Научный журналист Ася Казанцева прочитает в Ярославле лекцию о памяти и обучении

16 декабря в ЯрГУ им. Демидова пройдет «2хЛекторий» — проект фонда «Эволюция». Научный журналист Ася Казанцева и лектор культурной платформы «Синхронизация» Полина Кривых расскажут публике о памяти, обучении и возможностях человеческого мозга.

Научный журналист Ася Казанцева прочитает в Ярославле лекцию о памяти и обучении

16 декабря в ЯрГУ им. Демидова пройдет «2хЛекторий» — проект фонда «Эволюция». Научный журналист Ася Казанцева и лектор культурной платформы «Синхронизация» Полина Кривых расскажут публике о памяти, обучении и возможностях человеческого мозга.

Ася Казанцева посвятила лекцию работе памяти и обучения: «Когда вы чему-то учитесь, у вас физически изменяется мозг. Нейробиологи могут изучать этот процесс на уровне отдельных нейронов, наблюдать на томографе, влиять на обучение или забывание с помощью лекарств». Обучение и память изучены подробно, от фундаментальной науки можно провести мостики к реальной жизни. Это значит, что запоминать информацию, например, готовиться к экзаменам, можно осознанно, прикладывая меньше усилий.

Тема лекции Полины Кривых — «Что может наш мозг». Кривых констатирует: с мозгом связано много мифов и заблуждений. «Можно ли улучшить память или снизить риски заболеть Альцгеймером, если каждый день играть в специальные развивающие игры? Правда ли, что мы используем лишь 10% нашего мозга, а стимуляция мозга улучшает когнитивные функции? Способен ли человек жить нормальной жизнью с серьезными повреждениями мозга? Разберемся, что есть выдумки, а что — достижения науки».

Лекции пройдут в актовом зале главного корпуса ЯрГУ на Советской, 14. Начало в 12:00. Вход бесплатный с обязательной регистрацией на странице события.

Читайте также«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».

27 ноября 2017 - 17:08
300 юных изобретателей посетили всероссийский молодежный турнир «Робоштурм-2017» в Ярославле

В прошедшие выходные в Ярославле состоялся II всероссийский молодежный турнир «Робоштурм-2017». Он собрал 300 участников из 10 регионов страны. 

300 юных изобретателей посетили всероссийский молодежный турнир «Робоштурм-2017» в Ярославле

В прошедшие выходные в Ярославле состоялся II всероссийский молодежный турнир «Робоштурм-2017». Он собрал 300 участников из 10 регионов страны. 

В рамках турнира ребята показали свои разработки в 10 конкурсных регламентах по 21 номинации, в числе которых «Творческая мастерская», «Ралли по коридору», «Робосумо» и другие.

Победителей выбрали в трех возрастных категориях. Им вручили специальный приз турнира — фигурку робота, распечатанную на 3D-принтере.

Директор департамента информатизации и связи Михаил Городилов отметил, что в этом году число участников практически в два раза больше, чем в прошлом.

Читайте также: «Университету Переславля приказано освободить учебный корпус до 5 декабря».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет