Музей
Уже через неделю в Ярославле начнутся масленичные гуляния. Различные мероприятия будут проходить всю неделю, центральными же днями празднеств по традиции станут суббота и воскресенье. В этом году финальный день Масленицы, напомним, будет отмечаться 2 марта.
В следующий понедельник, 24 февраля, тематические программы начнутся в Домах культуры города. В этот же день в парке на Даманском острове откроется традиционная выставка масленичных кукол. В последующие дни к празднованию присоединятся музеи города, выставочный зал имени Нужина, зоопарк, туристско-информационный центр. На среду, 26 февраля, запланировано масштабное мероприятие на Советской площади — потешный турнир «Блинная олимпиада».
В субботу, 1 марта, гуляния состоятся в Ярославском зоопарке, у колеса обозрения «Золотое кольцо». 2 марта же на Советской площади гуляния будут проходить весь день. Гостей ждут ярмарка, угощения, концерты, мастер-классы, турниры, игры и многое другое. Изюминкой праздника станет в 15:30 концерт ансамбля «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной. Другими площадками гуляний станут колесо обозрения и парк на Даманском острове. На них, к слову, запланировано сжигание чучела Масленицы.
Программа масленичной недели в Ярославле
Ярмарка и пляски: стала известна программа масленичной недели в Ярославле
Ярмарка и пляски: стала известна программа масленичной недели в Ярославле
Ярмарка и пляски: стала известна программа масленичной недели в Ярославле
Ярмарка и пляски: стала известна программа масленичной недели в Ярославле
0+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Увидеть коллекцию картин и редкие работы из запасников Ярославского художественного музея теперь можно на страницах большого каталога — издан первый том «Живописи XX — XXI веков». Масштабное издание, подготовленное к 105-летию музея, стало результатом двух с половиной лет кропотливой работы сотрудников. Каталог включает 1 775 произведений 371 автора и охватывает самые разные направления искусства — от авангарда до соцреализма.
Первый том (А — Л) представляет работы из коллекции музея за последний век. Особое внимание уделено художникам Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и ярославским мастерам, чьи работы отражают уникальную художественную культуру региона. Также в каталог вошли и произведения авторов из национальных республик СССР и европейских художников.
Каждая картина была изучена, измерена, сфотографирована и описана с учётом последних открытий в области атрибуции и технологии живописи. Каждое описание сопровождается иллюстрацией, что делает каталог доступным и интересным для широкого круга читателей.
Отметим, что обложку издания украшает картина «Бетон первой пятилетки» художника Михаила Вайнштейна, написанная в 1969 году. Это произведение, по словам сотрудников музея, символизирует ритм и дух эпохи.
Работа над вторым томом каталога уже началась. Его планируют выпустить в конце 2025 года, включив в него новые поступления в музейные фонды.
Фото: Ярославский художественный музей
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».На фасаде музея Казанского женского монастыря установлен дореволюционный домовой знак. Номерная табличка на стене здания по Первомайской улице, 21 появилась благодаря усилиям Фонда Яна Левина. Об этом рассказал ярославский журналист и писатель Антон Голицын.
«Рад сообщить, что в Ярославле появилась ещё одна историческая городская деталь. Знак хранился в коллекции Яна, мы показывали его на выставке в зале Нужина, но в итоге решили, что такую красоту нельзя прятать от людей, она должна стать достоянием всего Ярославля. Это дар городу Дарьи Левиной», — написал в социальных сетях Голицын.
Имея в распоряжении табличку под номером «21», в Фонде Яна Левина решили установить её на историческом здании с таким же современным номером, где сейчас находится музей Казанского монастыря. Настоятельница матушка Екатерина благословила начинание общественников и краеведов. Теперь домовой знак станет первым экспонатом музея, который встречает посетителей.
«Табличка выполнена из цинкового сплава, несколько раз была закрашена. Цинк, как известно, не ржавеет, благодаря этому знак прекрасно сохранился, а вот родные краски стёрлись. И в таком виде он был прекрасен, но всё же решили, что защита от воздействия атмосферы, тем более на оживлённой улице, не помешает. В нижнем слое при расчистке были обнаружены следы белой краски, поэтому решено было сделать фон белым, а рельефные части — чёрными. Табличку ювелирно раскрасила моя жена», — рассказал Антон Голицын.
Журналист добавил, что до революции в Ярославле был свой типовой городской домовой знак, и предположил, что подобные таблички изготовили и развесили перед визитом Николая II.
Фото: Антон Голицын
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Ушла из жизни старший научный сотрудник Переславского музея-заповедника Елена Шадунц. 14 февраля ей исполнилось бы 62 года.
Елена Шадунц была известна своей любовью к родным краям, она занималась краеведением, изучала историю и архитектуру индустриального наследия Переславля, руководила многими научно-исследовательскими проектами. Также Елена являлась членом Общественной палаты Переславля-Залесского и активистом общества охраны памятников.
Слова соболезнования выразили многие коллеги и учреждения, с которыми работала Елена.
«Невосполнимая утрата для Переславля-Залесского, нашего музея и всего региона. Все, кто знал Елену Константиновну, помнят о её заслугах во благо сохранения памятников истории и культуры Переславского края. Она с большой любовью к городу, ко всему краю изучала его историю, зачастую по крупицам собирая редчайшие сведения в архивах, библиотеках, исследуя огромное количество документов. Она бесконечно любила своё дело, свою работу. Для нас, её коллег, да и для всех прреславцев уход этого замечательного человека и специалиста — большая потеря... Давайте вместе будем помнить этого прекрасного светлого человека с добрыми глазами», — сказал директор музея-заповедника Олег Пычин.
«Не стало выдающегося человека. Она оставила после себя яркий след в сердцах всех, кто имел счастье с ней работать и общаться. Мои искренние соболезнования всем родным и близким. Невосполнимая утрата. Я всегда буду помнить её доброту, мудрость и преданность делу. Пусть светлая память о ней живёт среди нас», — написал глава Переславля Дмитрий Зяблицкий.
«Елена Константиновна безумно любила Переславский край и учила других любить его. Она хранила и изучала его историю, щедро делилась своими знаниями на беседах, экскурсиях, лекциях. Она любила жизнь. Она вдохновляла и заражала энергией», — добавили в нацпарке «Плещеево озеро».
Прощание состоится во вторник, 11 февраля, в Никольском монастыре. Литургию и отпевание возглавит Епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В ближайшую субботу, 25 января, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отметит юбилей — 160-летие. По традиции в день рождения музей можно будет посетить бесплатно.
Как рассказали в пресс-службе областного правительства, 25 января гости смогут познакомиться с новыми выставками «С любовью, на память: из истории ярославских семей» и «Путь на Восток», а также процессом реставрации музейных икон и церкви Иоанна Предтечи. Посетителям расскажут о традициях празднования Татьяниного дня, о создании объёмных картин из бумаги, «Культурном слое средневекового города» и многом другом.
Мероприятия запланированы и в филиалах музея: Мемориальном доме-музее Л. В. Собинова, Музее боевой славы, музее «Космос». К слову, «Космос» в этом году отметит 50-летие. В рамках программ, приуроченных к юбилею, 25 января гости музея смогут совершить VR-путешествие, пройти QR-квест, посетить мастер-классы и шоу барабанщиков. Участие также бесплатное.
Полная программа всех мероприятий доступна на странице министерства культуры региона по ссылке.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
0+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- «Если пассажир зашёл в салон, он доверил тебе свою жизнь». Откровенный разговор с водителем электробуса из Ирака
- Театральная одиссея: интервью с автором романа «Окаянные гастроли» Ольгой Чередниченко
- Поэзия — это крик, который не дали выкрикнуть (18+)
- Американский журналист Джон Вароли: «Русофобия в США началась после первой победы Трампа»
- Ярославская группа «Боль проч боль» и её «Счастье»
- Двигатели цифровизации. Ярославцам рассказали, как сегодня можно экономить на услугах связи
- Ирина Ширшова: «Культура — это фундамент для будущего»
Новым директором «Ростовского кремля» назначен Никита Аникин. Об этом рассказала министр культуры России Ольга Любимова.
Ранее Аникин работал в Москве заместителем директора Музея современной истории России, отвечая за массовые коммуникации и развитие.
Напомним, прежний директор «Ростовского кремля» Алексей Золотухин ушёл из жизни в начале января.
Фото: Ольга Любимова / Telegram
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В музеях Ярославля и области в минувшие новогодние каникулы побывало рекордное число гостей. Об этом сообщили в пресс-службе регионального правительства.
Рекорды установили абсолютно все государственные музеи Ярославской области. Это говорит о том, что туристов в целом в праздники было больше обычного. Кроме того, очевидно, что большинство из них предпочитают культурный досуг.
В прошлом году в каникулы в музеях побывали 89 тысяч человек, в этом — 156 тысяч. Лидером традиционно стал Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, где побывали более 70 тысяч человек. В Переславском музее-заповеднике гостей было около 24 тысяч, в Ярославском художественном музее — более 23 тысяч. 19 тысяч человек посетили Рыбинский музей-заповедник, 18 тысяч — Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей. В «Карабиху» заглянули 1,7 тысячи человек.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ушёл из жизни Алексей Золотухин, занимавший должность директора музея-заповедника «Ростовский кремль». Это произошло 2 января 2025 года. Причина смерти пока не разглашается.
Напомним, Золотухин занял пост директора Ростовского кремля в декабре 2023 года. Незадолго до смерти он продлил свой контракт, рассчитанный до конца 2027 года.
Фото: rostmuseum.ru
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Когда Марии было всего четыре года, родители открыли в небольшом селе Воскресенское Вологодской области Центр традиционной народной культуры. Он существует и по сей день. Мальчики в центре занимаются плотничеством, резьбой по дереву, а девочки рукодельничают, поют песни. Дети также выступают на общероссийских мероприятиях. Кроме того, каждое лето воспитанники центра с педагогами ездят в экспедиции по деревням Вологодской области и собирают по крупицам местный фольклор. Именно поэтому русские традиции с детства так близки Марии. Взрослые передавали детям свои навыки, а дети, повзрослев, захотели также поделиться своими знаниями. Сейчас Мария живёт и работает в Ярославле, у неё большая семья и любимое дело. Она знакомит ярославцев с традиционными русскими ремёслами, такими как ткачество, прядение. Увлечение переросло в любимое дело, Мария создала «Музей льна», который находится в самом центре Ярославля. Но на этом деятельность не ограничилась. О том, с чего всё начиналось, Мария рассказала корреспонденту «Яркуба».


— Всё пошло из детства, когда я, будучи ещё ребёнком, ткала пояс для себя, вышивала рубаху для выступлений на фольклорных праздниках, где участники надевают традиционные костюмы. Конечно, возможно, первые работы были не такие идеальные, как могли бы быть, но это положило начало моему творческого пути в этом направлении. Будучи уже взрослой, когда я ушла в декрет со вторым ребёнком, я стала искать себя, думать, что полезного я могу привнести в этот мир, чем я могу помочь обществу, своей стране. В этот момент нахлынули воспоминания о том, чем мне нравилось заниматься в детстве. Мне хотелось найти дело по душе, чтобы это было не в тягость, а в радость. Работа должна приносить не только доход, но и удовлетворение. Я считаю, что женщина в первую очередь должна раскрываться, в семью приходить вдохновлённой, лёгкой, что впоследствии будет лучше и для членов семьи. Я пробовала себя в разных сферах, от торговли до туристических маршрутов, но в итоге понимала, что это не моё. После этого вернулась в рукоделие. Правда, отношение к ткачеству у общества было настороженное — многие считали, что это ремесло подвластно лишь опытным мастерам. Однако я показала, что с этим справится даже шестилетний ребёнок. Конечно, всегда есть куда расти, мне кажется, моей жизни не хватит, чтобы освоить все ткацкие техники.

Ярославна не ограничилась собственным обучением и практикой, ремесло Мария стала продвигать в народ.
— Я начала проводить мастер-классы для детей и взрослых и получать огромное удовольствие от того, что люди хотели продолжать заниматься этим уже дома. На первых порах можно ткать на простейшем ткацком приспособлении — берде, известном человечеству с незапамятных времён. С помощью него можно соткать традиционные вещи, такие как пояса, а также современные коврики, шарфы, панно из трав, сухоцветов, светильники, браслеты и так далее. Потом можно уже приобрести небольшой настольный ткацкий станок и ткать более сложные изделия — ткани, коврики, палантины. Стоит отметить, что ткачеством увлекаются не только женщины, есть и мужчины. Несколько моих учеников — мужчины, директора крупных компаний, приобрели ткацкие станки, чтобы снимать стресс после работы. А ещё по своей практике я заметила, что лучшие ткачи — это мальчики и мужчины. Меня радует, что я выполняю свою миссию — продлеваю этому ремеслу жизнь и с помощью ткачества современных изделий знакомлю людей с бытом их предков.


Когда Мария только начинала продвигать искусство русского ткачества в массы, то была удивлена, что мало кто знает про это ремесло, как только ни называли ткачество — вязание, плетение, техника макраме, кружевоплетение и т. д. Сейчас с ткачеством уже много ярославцев знакомы не только в теории, но и на практике. После общения с Марией некоторые жители региона отыскали на чердаках старинные станки и увлеклись их восстановлением, кто-то приобрёл новые, многим детям родители подарили станки на день рождения после мастер-классов по ткачеству. Теперь это не просто вещи, готовые стать экспонатами музея, а увлекательное хобби, а для некоторых ткачество вновь становится любимой профессией.
— Моя задача — сделать так, чтобы это ремесло жило, чтобы дети и родители знакомились с традициями своих предков, а также передать древнее искусство через создание современных вещей. И я думаю, что у меня это получается. Многие, когда садятся за станок, говорят: «кажется, мы делали это всегда». Как будто включается какой-то наш генетический код. Потому что все наши предки этим занимались, неважно, где они жили — в Белгороде или Архангельске. Людям были нужны ткани, одежда, и они её делали для себя самостоятельно. Когда я открыла студию по ткачеству, то поняла, что надо знакомить людей не только с ремёслами, но и русской песней, пляской, народными праздниками, — рассказала Мария.Поэтому ярославна и её подруга создали семейный этноклуб «Любо-дорого!». Участники этноклуба — дети и родители, которые не только поют песни, пляшут, но и играют в традиционные народные игры, изучают различные промыслы, обряды и обычаи крестьян Ярославской губернии.

— Наша культура очень яркая и самобытная. Мне хочется популяризировать её, чтобы молодёжь гордилась своими предками, своей страной, историей. И за те три года, что мы занимаемся фольклором, отношение к нам сильно поменялось. Поначалу мы чувствовали себя некими «белыми воронами», но сейчас нас встречают тепло и с большим уважением, приглашают выступить на важных мероприятиях, и всегда мы чувствуем большую поддержку от зрителей. Мой сын с удовольствием выступает в традиционной русской одежде, и ему нравится. Ни тени сомнения и смятения, хотя он очень современный подросток. Мы получаем благодарность от родителей, чьи дети после знакомства с русской культурой, например, после экскурсии, начинают сами искать информацию об этом в интернете, — отмечает Мария. — Впоследствии эти дети будут продолжать нести русскую культуру и передавать знания будущим поколениям. В какой-то момент мы пошли за Западом, за Европой и несколько растеряли свою самобытность. Сейчас главное, чтобы мы знали свои истоки, свою богатую культуру, а значит, и видели, в чём наша сила.

Фотографии предоставлены героем публикации
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ярославский художественный музей отреставрирует полотно художника Ивана Куликова «Боярышня (Убор невесты)» 1911 года. В ЯХМ отметили, что это стало возможным благодаря поддержке фармацевтической компании «Гедеон Рихтер», которая помогает музеям восстанавливать произведения искусства в рамках проекта о формировании у женщин культуры заботы о репродуктивном здоровье.
«Выбор картины Ивана Куликова „Боярышня (Убор невесты)“ не случаен. При жизни художника она купалась в лучах славы: премия на престижном конкурсе Общества поощрения художников в 1912 году, выставки в Венеции и Мюнхене, Весенняя выставка Императорской Академии художеств (1913), отзывы в газетах и журналах — всё это свидетельствовало о её исключительном успехе. Картина хранится в фондах и не доступна широкой публике. Реставрация вернёт произведению и его краскам яркость и свежесть, его женским образам „красоту и здоровье“», — рассказали в художественном музее.
В собрание ЯХМ картина попала в 1914 году, а через четыре года, во время белогвардейского мятежа, сильно пострадала. В музее рассказали, что на полотне имелось восемь пулевых отверстий.
Фото: ЯХМ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».