Митрополичьи палаты
В Ярославском
Благодаря находке ученым удалось узнать имя княгини. «В Древней Руси все лица, имевшие власть — князья и верхушка духовенства — имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но печати, владелицами которых были женщины, крайне редки. Ученым известно лишь около двух десятков таких печатей», — рассказал
Помимо печати группа археологов под руководством Аси Энговатовой обнаружила фрагменты стеклянных заграничных сосудов и останки необычайно большой для того времени деревянной постройки. Археологи полагают, что в районе Митрополичьих палат находился упоминаемый в летописях «княжий двор» первого удельного ярославского князя Всеволода (Иоанна) Константиновича, убитого в 1238 году в битве с войсками
Возле фундамента деревянной постройки нашли хорошо сохранившуюся свинцовую печать с изображением святых Константина и Марии. Петр Гайдуков объяснил, что на древнерусских княжеских печатях XII — XIII веков изображали святых покровителей князей, святых, в честь которых они получили крестильное имя. Изображение двух святых, мужчины и женщины, указывает, что печать принадлежала женщине (второй святой — знак замужества).
Жена Константина Всеволодовича, старшего сына Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, долгое время оставалась безымянной. Известно, что после смерти мужа она постриглась в монахини и до смерти в 1220 году носила иноческое имя Агафья.
Презентация княжеской печати начнется в 15:00 в зале «Классика» 2 февраля.
Читайте также: «Ярославская филармония присоединится к Всероссийской акции по продаже абонементов 1 февраля».
Благотворительный Фонд Владимира Потанина опубликовал итоги выбора жюри грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», которое назвало шесть лучших реализованных
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «В Ярославле „Спор о бороде“ 1705 года стал поводом к созданию нового музейного пространства, где можно смотреть, слушать, действовать, спорить и учиться». Проект представят на форуме «Музейный гид» в мае—июне 2018 года. Он станет участником экспозиционной и образовательной программы.
Постоянная экспозиция «Спор о бороде» открылась в Митрополичьих палатах в декабре 2017 года. Она рассказывает трехвековую историю «Спора о бороде» без экскурсовода и этикеток: светом, голосом, музыкой и анимацией.
Читайте также: «„Спор о бороде“: виртуальное путешествие по экспозиции».
В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и восхитился тем, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».
В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и понял, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».
Митрополичьи палаты построили в 1682 году. Это был первый в Ярославле жилой дом из камня, каких в России сегодня сохранилось немного. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был первым хозяином дома. Экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея в нем открыли в 1977 году. Сложно придумать более подходящее место для экспонирования произведений иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и литья
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Первый зал освещен логотипом проекта в стальном исполнении.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
На соседней стене два экрана. Начинается анимационный фильм Татьяны Окружновой «Спор о бороде» (студия Александра Петрова). В нем — емкая визуализация истории, которая лежит в основе проекта. Указом 16 января 1705 года Петр I постановил брить усы и бороды «всякого чина людям, кроме попов и дьяков» и взимать налог с тех, кто не захочет подчиниться. Ярославцы обратились к митрополиту Дмитрию Ростовскому, когда тот шел из Успенского собора в Митрополичьи палаты: «Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши». Владыка откликнулся: «Что отрастет, голова ли отсеченная, или борода обриенная?» Вопрос положил начало длинной дискуссии, которая могла иметь место в этих самых залах.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
На полу зажигается световая дорожка — идем во второй зал. Там за стеклом композиция, отвечающая на вопрос «что заставило ярославцев так рьяно защищать бороду?». Ее части — икона «Спас Нерукотворный», деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла, конек (завершение крыши), безмен (инструмент), сундук, братина (чаша). Целиком это иллюстрация твердо сложившегося мироустройства, модель мира, символизирующая связь Бога и человека, которую нововведения Петра I разрушали.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Идем в третий, последний зал. Прямо перед нами — икона «Святитель Дмитрий Ростовский» конца XVIII века.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Не просмотрите увеличенную модель бородового знака, исполненную Михаилом Бекетовым. Такие жетоны выдавали тем, кто платил налог на бороду. Служилые и приказные люди — по 60 рублей в год, гости (купцы) — по 100 рублей, торговые и посадские люди — по 60 рублей, московские жители — по 30 рублей. 30 рублей в то время — годовой оклад пешего воина. Носить бороду было невероятно дорого.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
На боковых стенах зала — галерея исторический портретов. Персонажи изображены как с бородой, так и без нее. Увидеть их все, как на фотографии ниже, можно лишь в самом конце. Рассказ о борьбе царя с подданными и последствиях указа в XIX веке сопровождает световая анимация: кружок света обращает внимание зрителя на портрет того деятеля, о котором рассказывает аудиогид.
Все портреты на экспозиции из собрания Ярославского художественного. Для некоторых «Спор о бороде» — звездный час: они долго томились в запасниках, ожидая, когда их отреставрируют и покажут публике. Петр I у музея тоже есть. Неизвестный художник написал царя в латах.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Возвращаемся в зал. Время посмотреть на наших современников. До сих пор вопрос «Брить или не брить?» ежедневно задает себе большинство мужчин. Аргументы «за» и «против» вместе с фотографиями авторов музей в рамках спецпроекта собирал целый год. В итоге у Александра Красулина получился видеоарт.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Текст и фотографии плохо передают суть экспозиции. Видео, музыка (кланяемся в стороны группы Two Siberians), звук и свет — части целого, которое нужно воспринимать в стенах музея. Визуализация проекта выше похвал. Кажется, музею стоит завести отдельный
Предвосхищая вопросы, даем исходные. Вход на экспозицию сделали сеансами по 60 минут. Митрополичьи палаты открыты с 10:00 до 17:00. Максимально залы вместят 20 человек.
Официальное открытие — 12 декабря.
Правительство Ярославской области готовится заключить соглашение с ООО «ИНТЕР-Отель». Компания должна построить пятизвёздочную гостиницу на Волжской набережной Ярославля в районе Митрополичьих палат.
Правительство Ярославской области готовится заключить соглашение с ООО «ИНТЕР-Отель». Компания должна построить пятизвёздочную гостиницу на Волжской набережной Ярославля в районе Митрополичьих палат.
Земля, которую планируется отдать в аренду без торгов на пять лет, принадлежит Ярославской области. Соответствующий проект распоряжения губернатора должен подготовить региональный департамент туризма. Подписать соглашение с «ИНТЕР-Отель» — зампредседателя правительства Максим Авдеев.
В 2012 году представители «ИНТЕР-Отеля» просили разрешение у мэрии Ярославля на строительство отеля возле Стрелки и Митрополичьих палат. Власти отказали, посчитав, что здание нарушит исторический облик центра города и нарушит перспективу обзора памятников архитектуры. Компания оспорила решение мэрии в суде, суд встал на сторону властей. Высшие судебные инстанции оставили решение суда без изменений. Застройщик отказался от претензий.
В июне 2017 года в ходе работы Петербургского экономического форума губернатор Дмитрий Миронов и председатель совета директоров АО «Р-Фарм» Александр Репик подписали соглашение, в рамках которого компания должна построить в Ярославле пятизвёздочный гостиничный комплекс. Документ предусматривает более миллиарда рублей инвестиций и сдачу объекта до конца 2021 года.
Глава регионального департамента туризма Юлия Рыбакова в сентябре 2017 года на заседании Правительства области говорила о том, что Ярославлю необходим пятизвёздочный отель.
Текст: Марина Седнева
Также читайте: «В Ярославле представили продукцию местных предприятий».
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов