Митрополичьи палаты

29 января 2018 в 17:37
Ярославский музей-заповедник представит княжескую печать, которую археологи нашли в центре Ярославля

В Ярославском музее-заповеднике 2 февраля пройдет презентация княжеской печати конца XII — начала XIII века. Ее нашли летом 2017 года возле Митрополичьих палат, когда прокладывали канализационные трубы. Печать принадлежала супруге великого князя Владимирского Константина Всеволодовича и матери ярославского князя Всеволода (Иоанна) Константиновича Марии.

Ярославский музей-заповедник представит княжескую печать, которую археологи нашли в центре Ярославля

Благодаря находке ученым удалось узнать имя княгини. «В Древней Руси все лица, имевшие власть — князья и верхушка духовенства — имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но печати, владелицами которых были женщины, крайне редки. Ученым известно лишь около двух десятков таких печатей», — рассказал член-корреспондент РАН, заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков, который занимался атрибуцией находки.

Помимо печати группа археологов под руководством Аси Энговатовой обнаружила фрагменты стеклянных заграничных сосудов и останки необычайно большой для того времени деревянной постройки. Археологи полагают, что в районе Митрополичьих палат находился упоминаемый в летописях «княжий двор» первого удельного ярославского князя Всеволода (Иоанна) Константиновича, убитого в 1238 году в битве с войсками Бату-хана на реке Сить.

Возле фундамента деревянной постройки нашли хорошо сохранившуюся свинцовую печать с изображением святых Константина и Марии. Петр Гайдуков объяснил, что на древнерусских княжеских печатях XII — XIII веков изображали святых покровителей князей, святых, в честь которых они получили крестильное имя. Изображение двух святых, мужчины и женщины, указывает, что печать принадлежала женщине (второй святой — знак замужества).

Жена Константина Всеволодовича, старшего сына Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, долгое время оставалась безымянной. Известно, что после смерти мужа она постриглась в монахини и до смерти в 1220 году носила иноческое имя Агафья.

Презентация княжеской печати начнется в 15:00 в зале «Классика» 2 февраля.

Читайте также«Ярославская филармония присоединится к Всероссийской акции по продаже абонементов 1 февраля».

23 января 2018 в 13:00
«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Благотворительный Фонд Владимира Потанина опубликовал итоги выбора жюри грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», которое назвало шесть лучших реализованных проектов-победителей 2016 года. Проект Ярославского художественного музея «Спор о бороде» вошел в их число.

«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «В Ярославле „Спор о бороде“ 1705 года стал поводом к созданию нового музейного пространства, где можно смотреть, слушать, действовать, спорить и учиться». Проект представят на форуме «Музейный гид» в мае—июне 2018 года. Он станет участником экспозиционной и образовательной программы.

Постоянная экспозиция «Спор о бороде» открылась в Митрополичьих палатах в декабре 2017 года. Она рассказывает трехвековую историю «Спора о бороде» без экскурсовода и этикеток: светом, голосом, музыкой и анимацией.

Читайте также«„Спор о бороде“: виртуальное путешествие по экспозиции».

7 декабря 2017 в 10:43
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и восхитился тем, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и понял, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

Митрополичьи палаты построили в 1682 году. Это был первый в Ярославле жилой дом из камня, каких в России сегодня сохранилось немного. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был первым хозяином дома. Экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея в нем открыли в 1977 году. Сложно придумать более подходящее место для экспонирования произведений иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI—XX вв., предметов церковного прикладного искусства. И авторы «Спора о бороде», его руководитель — директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина, рисковали, делая новую экспозицию «не такой» в ее привычном понимании. На презентации проекта в июле 2016 года автор идеи и координатор Наталия Пискунова сказала«Мы хотим сделать музей современным, привлекательным для будущих поколений». Получилось ли? Разумеется. Даже смело размышляя, невозможно было представить, что за дубовой дверью в комнатах со сводчатыми проемами команда музея сделает технологичное, глянцевое, наполненное смыслом пространство, аналогов которому в Ярославле нет. Смотрим.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Первый зал освещен логотипом проекта в стальном исполнении.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На соседней стене два экрана. Начинается анимационный фильм Татьяны Окружновой «Спор о бороде» (студия Александра Петрова). В нем — емкая визуализация истории, которая лежит в основе проекта. Указом 16 января 1705 года Петр I постановил брить усы и бороды «всякого чина людям, кроме попов и дьяков» и взимать налог с тех, кто не захочет подчиниться. Ярославцы обратились к митрополиту Дмитрию Ростовскому, когда тот шел из Успенского собора в Митрополичьи палаты: «Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши». Владыка откликнулся: «Что отрастет, голова ли отсеченная, или борода обриенная?» Вопрос положил начало длинной дискуссии, которая могла иметь место в этих самых залах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На полу зажигается световая дорожка — идем во второй зал. Там за стеклом композиция, отвечающая на вопрос «что заставило ярославцев так рьяно защищать бороду?». Ее части — икона «Спас Нерукотворный», деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла, конек (завершение крыши), безмен (инструмент), сундук, братина (чаша). Целиком это иллюстрация твердо сложившегося мироустройства, модель мира, символизирующая связь Бога и человека, которую нововведения Петра I разрушали.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Идем в третий, последний зал. Прямо перед нами — икона «Святитель Дмитрий Ростовский» конца XVIII века.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Не просмотрите увеличенную модель бородового знака, исполненную Михаилом Бекетовым. Такие жетоны выдавали тем, кто платил налог на бороду. Служилые и приказные люди — по 60 рублей в год, гости (купцы) — по 100 рублей, торговые и посадские люди — по 60 рублей, московские жители — по 30 рублей. 30 рублей в то время — годовой оклад пешего воина. Носить бороду было невероятно дорого.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На боковых стенах зала — галерея исторический портретов. Персонажи изображены как с бородой, так и без нее. Увидеть их все, как на фотографии ниже, можно лишь в самом конце. Рассказ о борьбе царя с подданными и последствиях указа в XIX веке сопровождает световая анимация: кружок света обращает внимание зрителя на портрет того деятеля, о котором рассказывает аудиогид.

Все портреты на экспозиции из собрания Ярославского художественного. Для некоторых «Спор о бороде» — звездный час: они долго томились в запасниках, ожидая, когда их отреставрируют и покажут публике. Петр I у музея тоже есть. Неизвестный художник написал царя в латах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Возвращаемся в зал. Время посмотреть на наших современников. До сих пор вопрос «Брить или не брить?» ежедневно задает себе большинство мужчин. Аргументы «за» и «против» вместе с фотографиями авторов музей в рамках спецпроекта собирал целый год. В итоге у Александра Красулина получился видеоарт.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Текст и фотографии плохо передают суть экспозиции. Видео, музыка (кланяемся в стороны группы Two Siberians), звук и свет — части целого, которое нужно воспринимать в стенах музея. Визуализация проекта выше похвал. Кажется, музею стоит завести отдельный инстаграм-аккаунт для «Спора без бороды».


Публикация от Marina Sedneva (@medneva)


Предвосхищая вопросы, даем исходные. Вход на экспозицию сделали сеансами по 60 минут. Митрополичьи палаты открыты с 10:00 до 17:00. Максимально залы вместят 20 человек.

Официальное открытие — 12 декабря.

17 октября 2017 в 15:44
Правительство Ярославской области отдаст землю возле Митрополичьих палат под строительство отеля

Правительство Ярославской области готовится заключить соглашение с ООО «ИНТЕР-Отель». Компания должна построить пятизвёздочную гостиницу на Волжской набережной Ярославля в районе Митрополичьих палат.



Правительство Ярославской области отдаст землю возле Митрополичьих палат под строительство отеля

Правительство Ярославской области готовится заключить соглашение с ООО «ИНТЕР-Отель». Компания должна построить пятизвёздочную гостиницу на Волжской набережной Ярославля в районе Митрополичьих палат.

Земля, которую планируется отдать в аренду без торгов на пять лет, принадлежит Ярославской области. Соответствующий проект распоряжения губернатора должен подготовить региональный департамент туризма. Подписать соглашение с «ИНТЕР-Отель» — зампредседателя правительства Максим Авдеев.

В 2012 году представители «ИНТЕР-Отеля» просили разрешение у мэрии Ярославля на строительство отеля возле Стрелки и Митрополичьих палат. Власти отказали, посчитав, что здание нарушит исторический облик центра города и нарушит перспективу обзора памятников архитектуры. Компания оспорила решение мэрии в суде, суд встал на сторону властей. Высшие судебные инстанции оставили решение суда без изменений. Застройщик отказался от претензий.

В июне 2017 года в ходе работы Петербургского экономического форума губернатор Дмитрий Миронов и председатель совета директоров АО «Р-Фарм» Александр Репик подписали соглашение, в рамках которого компания должна построить в Ярославле пятизвёздочный гостиничный комплекс. Документ предусматривает более миллиарда рублей инвестиций и сдачу объекта до конца 2021 года.

Глава регионального департамента туризма Юлия Рыбакова в сентябре 2017 года на заседании Правительства области говорила о том, что Ярославлю необходим пятизвёздочный отель.

Текст: Марина Седнева

Также читайте: «В Ярославле представили продукцию местных предприятий».

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет