Краеведение
Общественный деятель Артур Стажков выпустил документальный фильм о купце и городском главе Иване Александровиче Вахромееве. Премьера ленты под названием «Забытый отец Ярославля» состоялась 6 октября в культурном пространстве Textil, а теперь картину можно посмотреть и в сети.
«Забытый отец Ярославля» — фильм на стыке документального и игрового кино, рассказывающий о лучшем, по мнению авторов, главе города за всю его историю. За годы своей деятельности Иван Вахромеев внёс огромный вклад в развитие родного Ярославля: именно он подарил жителям электрический трамвай и водопровод, при нём Волковский театр становится не частным, а городским, разбивается Демидовский сквер, реставрируется церковь Ильи Пророка.
— В первую очередь, это, конечно, фильм про историческую личность. Мы прямо разбираем его жизнь от А до Я. Но при этом, естественно, анализируем, как его наследие сохраняется в городском пространстве, — рассказывал Артур Стажков в интервью «Яркубу».
К сожалению, спустя век имя Вахромеева почти забыто. О нём помнят лишь краеведы и упоминают экскурсоводы, рассказывая туристам об истории Ярославля. Фамилией купца назвали бульвар в Демидовском сквере, но не установлено ни одной таблички, указывающей на это. Поэтому Артур Стажков и другие авторы фильма запустили петицию о создании памятника Вахромееву, который мог бы расположиться напротив своего трёхэтажного особняка.
Фото: Артур Стажков
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Даниловском районе Ярославской области открылось местное отделение Русского географического общества. Основными направлениями его работы станут краеведческий туризм, работа с молодёжью и исследование русского старообрядчества.
Торжественная церемония открытия отделения состоялась 16 августа в модельной библиотеке Данилова. Председателем отделения единогласно был выбран уроженец города, краевед Максим Моисеев. Многим местным жителям он знаком как автор краеведческих статей и книг. Со времён студенчества он увлекается местным водным и пешим туризмом.
— Местные отделения — неиссякаемый источник локальных историй, которые мы вместе можем и должны сделать достоянием общественности. А именно это и является одной из главных задач РГО — рассказывать людям о географии нашей великой страны, — отметил в своём вступительном слове председатель Ярославского областного отделения РГО Михаил Ильин.Изучат историю русского старообрядчества: в Даниловском районе Ярославской области открылось отделение РГО
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ещё во времена царской власти в уездных городах строились небольшие тюрьмы для пересыльных и подследственных преступников. Условия содержания были суровыми, но тогда отношение к негодяям разного толка было в духе христианской морали — хотели, чтобы те раскаялись и поняли свою вину перед самим обществом. Как писал Достоевский, вкладывая слова в уста старца Зосимы, настоящая кара и истинное наказание заключается в сознании собственной совести.
Такие пересыльные тюрьмы есть и в Ярославской области. Одна из них находится в Данилове. На въезде в город стоит знаменитый тюремный замок. С виду — обычная «заброшка», но она так и манит искателей удивительных историй.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Открытие тюремного замка относится приблизительно к 1864-65 годам, и свои функции он выполнял целый век — вплоть до 1960-х. Помимо отбытия наказания, заключённые занимались плотничеством и столярными работами, выращивали в огороде овощи, в доме народного творчества для них ставили спектакли.
Поскольку Даниловская тюрьма появилась сразу после отмены крепостного права, её узниками были люди низшего сословия и крестьяне, не имевшие средств, чтобы разумно распорядиться свободой. В замке содержались следственные и подсудимые, пересыльные и военные, несостоятельные должники и дети арестованных родителей. Число заключённых постоянно менялось. Так, в 1896 году через острог прошли 357 человек, в 1900-м — 225, а через четыре года уже 492. Сидели как мужчины, так и женщины. На трёх этажах здания умещалось несколько камер, в том числе одиночных, библиотека, аптека, склады, мастерские, квартиры для служащих и даже церковь.
Кстати, в те годы много осуждённых сидели за кражу. Тащили всё что ни попадя: деньги, скот, сахар, сено. Попадали в исправительное учреждение и за распитие самогонки. Причём не реже, чем за её производство. Воры, вымогатели, поджигатели и убийцы — набор вполне обычный для небольшой уездной тюрьмы.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
После закрытия здание тюрьмы передали под склады, а сейчас оно пустует и ветшает. В разное время местные власти хотели открыть в нём отель, идею вроде бы приняли хорошо — лишь бы сохранить ценные дореволюционные постройки. Но дальше нескольких проектов дело не продвинулось, хотя последние новости говорят, что нашёлся инвестор, готовый восстановить ансамбль.
Команда «Яркуба» совместно с Ярославским областным отделением Русского географического общества побывала в тюремном замке. Мы заглянули на каждый этаж и зашли в камеры, в которых каких-то сто лет назад сидели отъявленные преступники и попавшие под машину репрессий невинные. Кем и откуда они были, действительно ли из дома лишения свободы почти невозможно сбежать и чем занимались заключённые за решёткой? Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили немало уголовных дел и архивных документов.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег Фёдора Озерова
В начале третьего часа утра сего числа через подпилку одного звена решётки окна третьего этажа при помощи разорванного матраца и портов, скрученных в жгут, привязанный к решётке, спустились на задний двор тюрьмы арестанты — за окружным судом Фёдор Озеров и за судебным следователем Иван Груздев. Озеров скрылся, перепрыгнув через баркас над воротами, подсажен Груздевым. Дознание производится
Это текст телеграммы от 1 августа 1912 года, подписанной начальником Даниловкой тюрьмы Поройковым.
Из камеры № 15 сбежали двое арестантов. Они перепилили прут решётки и спустились в тюремный двор по верёвке, сшитой из тюфяка и подштанников. Надзиратель, который находился у ворот, услышав шум, направился обходить здание тюрьмы. В это время Озеров и Груздев подбежали к воротам. Первый перелез через стену и скрылся, второго успели задержать.
Рисунок камеры №15, из которой сбежали Озеров и Груздев
Груздев умер в заточении 1 апреля 1913 года, а бежавший Озеров в июне того же года был задержан. Он признался в побеге, но сразу после этого стал проявлять признаки умственного расстройства.
До побега 22-летний крепкий юноша был совершенно здоров (за исключением сифилиса, но тогда такое время было), а вернувшись, «стал вести себя странно, рвал на себе бельё, спал на полу без постели и называл себя Христом». Тюремный врач нашёл заключённого душевнобольным и отправил Фёдора в Московскую окружную лечебницу. Там за пациентом долго наблюдали. Докторам он говорил, что слышит голоса, которые приказывают ему и запрещают есть.
«Очень вял. Походка медлительная. Говорит монотонным, упавшим голосом. Ко всему безразличен. На расспросы врача говорит, что ему здесь чувствуется не особо хорошо, ничто здесь не ободряет. Лезут к нему разные „петрушки“, подсказывают ему разное сквернословие. Изредка он видит этих петрушек. Они белые и чёрные, разные... Между ними идёт из-за него какая-то борьба. Ему лезет в голову внушение, а иногда он видит, как чёрные тени, вроде человека с лапами, или белые фигуры в балахонах, какие-то женщины бегают по полу, выскакивают на окошко, фыркают. Раньше, в тюрьме, они утаскивали от него хлеб. Теперь он видит эти видения реже, чем в тюрьме, и не так ясно. За болезненные явления эти свои галлюцинации признать не решается», — говорится в истории болезни.
Врачи пришли к неутешительному диагнозу: истерический психоз. 12 июля преступника вернули в тюрьму. В итоге суд признал, что в момент совершения побега Фёдор Озеров страдал сумасшествием. Дело решили прекратить и меру пресечения отменить.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Как ни странно, личность Фёдора Озерова, крестьянина из деревни Привалово Даниловского уезда, обвинённого в краже из церкви при деревне Рудлево, довольна известная. О нём писали местные краеведы в историческом сборнике «Даниловские хроники», о нём есть информация даже в сети. Часто говорят, что он был единственным беглецом за всю историю замка. Однако эта версия разбивается об хранящееся в областном архиве «дело о надзирателях Даниловского тюремного замка Н. Ф. Шилове и Л. Л. Масленникове, обвиняемых в упуске арестантов из-под стражи».
Дело было в сентябре 1892 года. Начальник Даниловской тюрьмы Иван Нилков в ночь с 8 на 9 число по обыкновению осмотрел камеры и поставил часовых у ворот. Ничего не предвещало беды, но в полночь раздался какой-то шум и крик старшего надзирателя Евграфова: «Стой!»
Как оказалось, со среднего этажа сбежали арестанты Константин Румянцев и Василий Скобелев. Они просунули несколько деревянных щепок между болтом решётки на окне и таким образом расширили отверстие, через которое пролезли во двор.
Были и другие случаи побегов...
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег за водкой
Пожалуй, самый поразительный побег из Даниловской тюрьмы произошёл в 1928 году. Хотя и побегом это трудно назвать, ведь у арестантов Чудова Василия Григорьевича и Курьерова Сергея Георгиевича не было чёткого плана, ими руководило лишь желание выпить.
Итак, 21 апреля Чудов и Курьеров вместе с другими заключёнными под конвоем младшего надзирателя Мошкова разгребали Советскую площадь в Данилове от навоза.
Главные герои этой истории отвлеклись от работ на полбутылки водки, которую Чудову передал знакомый. Потом они купили ещё полбутылки и незаметно от надзирателя распили её. Выпитого оказалось мало. Тогда друзья сговорились пойти на квартиру отца Курьерова по Костромской улице (современная улица Циммервальда).
Спустя некоторое время Мошков заметил пропажу Чудова и Курьерова, один из заключённых, работавший у Торговых рядов указал, что те убежали в направлении церкви Николы. Мимо неё нужно было пройти, чтобы как раз оказаться на Костромской улице.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Мошков взял себе в напарники заключённого Сазонова и отправился на поиски беглецов. Обнажив наган, надзиратель зашёл в дом семьи Курьерова, отец и мать которого сказали, что их сын только что вышел во двор. Незамедлительно Мошков последовал по горячему следу.
— Стой! Буду стрелять! — крикнул надзиратель, увидев стоявшего за углом Курьерова, и бросился за ним.
В это время Сазонов вытащил во двор спрятавшегося в коридоре Чудова. Мошков повёл обоих пьяниц обратно к месту заключения, но всего через несколько шагов Чудов и Курьеров принялись крыть своего конвоира самой «отборной матерщиной» и угрожать расправой.
— Дальше не пойдём! Расстреливай на месте! — заявили они, не доходя пару метров до Романо-Борисоглебской улицы (ныне — улица Урицкого).
Мошков на провокацию не поддался и снова приказал идти, потянув руку к нагану. В этот момент Чудов бросился на Мошкова и сильным толчком в грудь сбил его с ног, вывернул левую руку и взялся за кобуру на поясе надзирателя. В драку хотел ввязаться и Курьеров, но его остановил Сазонов. К этой вакханалии присоединились жена и отец Курьерова и попытались сдержать буйного родственника.
Так с грехом пополам надзиратель довёл беглецов до тюремного замка. Всячески Курьеров и Чудов пытались сбросить с себя надзирателя, продолжали оскорблять и угрожать, вырывались и падали в грязь. Но сколько бы ни сопротивлялись арестанты, всё равно они оказались в камере.
На тот момент Курьерову исполнился 21 год, а Чудову — 23.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Беглец в шапке из каракуля
14 января 1921 года в Ярославле задержали известного уголовному розыску вора Лебедева Григория Александровича, бежавшего из Даниловского дома лишения свободы вместе с бандитами Макаровым и Яшневым.
32-летний (хотя всех следователей убеждал, что ему 19 лет) крестьянин из деревни Глебово Тутаевского уезда не раз оказывался в колониях для малолетних правонарушителей, а, будучи совершеннолетним, имел две судимости за кражи. Последний срок отбывал в ярославских Коровниках, откуда его перевели в Данилов.
Видимо, Гришка пользовался большим авторитетом, потому что организовать побег из Даниловского исправительного дома ему помогали несколько человек. 16-летний Василий Мельников из Матвеево Тотемского уезда, что в Вологодской губернии, нашёл напильник, которым Лебедев приказал вскрывать оконную решётку в камере на третьем этаже. Пилили и другие сидельцы: Соколов, Дубасов, Чикин и Трофимов. А вот заключённый Петровский доложил обо всём начальству тюрьмы, но надзиратели не успели среагировать на донос и упустили преступников.
В день побега Лебедев в компании Макарова и Яшнева спустился из окна по верёвкам, сплетённым из простыней и рубах. Во дворе они подпёрли бочку колом, по ней влезли на стену и спрыгнули на улицу. Услышав тревогу, беглецы пустились наутёк в разные стороны.
Лебедев шёл пешком до железнодорожного разъезда и сел на поезд до Вологды, где некоторое время скрывался. Потом его занесло в Вятку. Там он явился в комиссию по борьбе с дезертирством, откуда был отправлен на работы в Витебск, но он убежал из вагона и снова оказался в Вологде, затем и в Ярославле. Тут его и задержали.
«Своё существование поддерживал милостыней, просил кусок хлеба у граждан по деревням в Вологде, у неизвестного пассажира на вокзале украл из кармана кошелёк с 43 000 рублями, купил кожаные сапоги за 37 000, остальную одежду украл. В момент задержания у Лебедева оказалось 3 850 рублей денег, а одёт он в тужурку, брюки демисезонные, драповое пальто, шапку поддельного каракуля и кожаные сапоги», — говорится в материалах дела.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Вор селёдки с чужим паспортом
17 июля 1923 года из Даниловского исправдома сбежал Лопатин Александр Семёнович. Личность 29-летнего кузнеца из деревни Ивашово Рыбинского уезда вполне заурядная, как и проступки, за которые он попал за решётку.
После отбытия первого срока за кражу Лопатин проживал в Рыбинске, но, как это часто бывает, тюремный опыт не помог осознать вину, и мужчина из Транспортного потребительского общества похитил бочку селёдок. Ему повезло избежать нового срока — получил подписку о невыезде из города. Но что значит буква закона для вора? Лопатин наплевал на ограничения и поехал в Данилов, где, как следует из материалов дела, «косвенно участвовал в краже банки с маслом, был задержан и заключён под стражу Даниловский Исправдом на один год со строгой изоляцией».
Просидев под стражей пять с половиной месяцев, Лопатин, видимо, понял, что жизнь в заключении не для него. И тут подвернулся удобный момент для побега. В один из дней Лопатина и других узников направили к железной дороге окапывать борозды картошки.
После честно выполненных работ группа возвращалась в тюремный замок. Дорога пролегала мимо леса, тогда-то мелкий вор не раздумывая бросился в кусты. Конвоир по фамилии Мельников выстрелил по бегущему, но промахнулся.
Пешим порядком через Пошехонье Лопатин добрался до Рыбинска, где 13 декабря того же года был задержан. Бывший кузнец признал себя виновным в побеге и указал, что «на это его толкнул голод и непосильные урочные работы».
Что интересно, до своего побега Лопатин сидел в тюрьме под чужими документами. Ещё одна статья к обвинительному заключению.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Репрессированные священнослужители
Можно собрать немало историй о бандитах и рецидивистах, оказавшихся в застенках Даниловского тюремного замка. Но были и те, кто в острог попадали по другим причинам. В годы репрессий здесь содержалось немало священнослужителей из окрестных деревень и городов, они ждали следствия и приговора. Почти всех поголовно обвиняли в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации». Вот лишь несколько имён людей, прошедших через эту тюрьму.
Мученица Анастасия (Лебедева Анастасия Алексеевна) из деревни Назарово Пошехонского уезда и священномученик Андрей (Добрынин Андрей Николаевич) из Рождествено-Прозорово Мологского уезда попали в острог с разницей в год — в 1937 и 1938 годах. Анастасию сослали в трудовой лагерь, где она погибла при неизвестных обстоятельствах, а Андрея расстреляли всего через месяц после ареста.
Епископ Арзамасский, Нерчинский и Селенгинский Софроний (Старков Сергей Прокопьевич) после отбывания наказания в Соловецком лагере особого назначения за «контрреволюционную деятельность» в 1927 году переехал в Данилов, куда был назначен духовником в Казанский женский монастырь. После закрытия обители в 1928 году продолжал совершать богослужения в храмах Ярославской области, в мае 1932-го попал Даниловскую тюрьму. Он пробыл там недолго — до октября, а уже в ноябре скончался от сердечного приступа в Арзамасе.
Епископ Софроний (Старков Сергей Прокопьевич). Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
В 1930 году в Даниловский исправдом попал священник Юнонин Владимир Фёдорович из села Никола-Гора Первомайского района. В родных краях он был известен тем, что разбил «Попов участок» — сад, в котором росли яблони, боярышник, рябины, акации. Горячо любмого прихожанами святого отца обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, а также противодействию работе комиссии по изъятию церковных ценностей. В марте 1930 года его приговорили к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Владимир Юнонин. Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
Сколько ещё тайн хранит Даниловский тюремный замок? Поговаривают, якобы здесь в заключении оказался Феликс Дзержинский и даже писатель Александр Солженицын, ожидавший этапа. Ходят легенды, что прямо здесь была расстрельная стена, к которой приставляли узников.
Возможно, многие байки так и останутся замурованными в стенах тюрьмы, а другим рассказам, ещё живым в памяти и воображении местных жителей, найдутся подтверждения. Попробуем их отыскать в дальнейшем, пока этот старинный замок притягивает к себе любителей старины...
Библиография
1. Акт ГИКЭ по введению в Единый государственный реестр ОКН выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль тюремного замка», «Тюремный замок», «Служебный корпус тюремного замка», «Ограда тюремного замка» (г. Данилов, ул. Ярославская, д. 6)
2. Альманах «Даниловские хроники». Выпуск VI. 2013
3. Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения
4. ГАЯО Ф. 335 Оп. 1 Д. 1588
5. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4. Д. 4460
6. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4 Д. 6988
7. ГАЯО Ф. 347 Оп. 2 Д. 1425
8. ГАЯО Ф. Р-601 Оп. 2 Д. 1530
9. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 1769
10. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 2524
Фото: «Яркуб», Полина Калинина
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Ярославской области скоро откроется местное отделение Русского географического общества в Даниловском районе. Это станет важным шагом в развитии культуры, науки и образования в регионе. Деятельность будет направлена на изучение и популяризацию географии и истории.
Данилов является центром притяжения для исследователей. Край богат на природные достопримечательности и религиозные объекты, а также славится своими традиционными ремёслами и промыслами. РГО будет проводить научные исследования, организовывать экспедиции, сотрудничать с образовательными и культурными учреждениями. Открытие отделения даст местным жителям возможность вносить свой вклад в развитие родного края. Все желающие смогут участвовать в интересных мероприятиях, заниматься наукой.
Напомним, ранее в Ярославской области местные отделения РГО открылись в Рыбинском, Любимском, Первомайском, Угличском районах, а также в посёлке Борок Некоузского района.
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Александра Добрецова
Среди старинных зданий и улиц Ярославля можно найти множество загадок прошлого. Барельефы в виде циркулей, факелов и сдвоенных колонн. Сначала эти символы могут показаться обычными украшениями, но на самом деле у них куда более глубокий смысл. Всё это часть наследия масонов — тайного ордена вольных каменщиков.
При поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества «Яркуб» расскажет, какие послания зашифровали масоны на зданиях в нашем регионе. Вы удивитесь, но в этой истории встречаются хорошо знакомые всем имена и места.
История ярославского масонства
Первым ярославским масоном считают губернатора Алексея Мельгунова, назначенного на этот высокий пост Екатериной II. Под его началом в XVIII веке Ярославль расцвёл: провинциальный город становится настоящим губернским центром, который в чём-то даже может посоревноваться с Москвой и Петербургом.
Видимо, окрылённый идеями Просвещения действительный член ложи вольных каменщиков Мельгунов намерился не только перестроить город на столичный манер, чтобы тот соответствовал духу времени, но и воссоздать культурные идеалы эпохи. Губернатор, как и многие другие масонские деятели, направлял филантропические чувства в область детского воспитания.
В 1786 году Мельгунов открыл «Дом призрения ближнего», основанный на «правилах человеколюбия к общему добру из любви к ближнему». В здании, современный адрес которого — улица Кирова, 8/10, проживали и обучались дети-сироты.
Тогда Екатерина, соглашаясь на открытие Дома призрения, отправила ярославскому губернатору письмо со словами «отдалять всё колобродное, обманом или невежеством выдуманное». В чём же заключался истинный смысл этих строк, остаётся только догадываться.
В Совет Дома входили шесть человек. Вероятно, все они были членами местной масонской ложи. Учреждение выстроили на собранные пожертвования дворян и купцов, среди них — Урусовы, Салтыковы, Волконские, Мусин-Пушкины и ярославский род Затрапезновых.
Портрет А. П. Мельгунова кисти Д. Г. Левицкого
При Мельгунове также открываются учебные заведения для дворянских детей и детей всех сословий (1786), первая частная типография (1784), выходит в свет первый в русской провинции журнал «Уединённый пошехонец».
Возникновение ярославской типографии связывают с московской «Типографической компанией», имеющей непосредственное отношение к масону Николаю Ивановичу Новикову. Основателями ярославского предприятия и первыми сотрудниками «Уединённого пошехонца» стали Н. Ф. Уваров, А. Н. Хомутов и Н. И. Коковцев — все они составляли ближайший круг единомышленников Мельгунова.
Можно сделать вывод, что деятельность масонов красной нитью пронизывала культурную и общественную жизнь губернии и двигала её вперёд. Купцы и дворяне соревновались в благотворительности, а люди науки и искусства старались развивать в провинции передовые мысли.
Дом призрения ближнего. Конец XIX века. Фото: «Яркипедия»
Разгром всех масонских лож в России случился совсем скоро — в 1822 году. Тогдашний губернатор Александр Безобразов получил от министра внутренних дел графа Кочубея подписанное государем Александром I требование закрыть все масонские ложи и другие тайные общества и впредь их не дозволять.
Поэт и публицист Леонид Трефолев в книге исторических очерков «Ярославская старина» писал, что первые «отречения» от масонства начались в Демидовском училище. Проректор учбеного заведения Степан Вилинский собрал с сотрудников подписи о неучастии в ложах. Вслед за «Демидовцами» отрёкся от масонства директор училищ Ярославской губернии и весь персонал Ярославской гимназии. Возможно, многие из них и не подозревали о существовании каких-либо тайных обществ, но всё же должны были письменно выразить своё отречение.
Свидетельства о деятельности масонов в Ярославле крайне обрывисты и скудны. До наших дней дошло не так много данных и исторических документов. Но след вольных каменщиков хорошо обнаруживаются в материальном наследии прошлых столетий — на фасадах старинных зданий.
Символы масонов в архитектуре Ярославля
Древо Сефирот
Во времена своего царствования Екатерина II задумала изменить городской ландшафт империи, чтобы улицы и здания подчинялись строгому порядку, логике и гармонии. Именно Мельгунов и следующий губернатор Михаил Голицын заложили в центре Ярославля ту планировку, которая сохраняется и по сей день. Считается, что при последнем в основу центра было положено древо сокровенного познания Сефирот.
Сефирот представляет собой модель мира в виде десяти фундаментальных сущностей, находящихся между собой в равновесии и взаимодействующих при помощи энергетических потоков.
Наложив матрицу Древа на карту, здания совпадут с «сефирами». Так, Дом призрения ближнего находится в «сефире» «Милосердие», Дом вице-губернатора (Нахимсона, 7) — в «Силе», а дворец Наместника, где ныне здание правительства области, — в «Гармониии».
Губернаторский дом на Волжской набережной совпадает с «Царством», храм Ильи Пророка — с «Основой». Однако далее не всё так очевидно и придётся «притянуть за уши» следующие точки, чтобы завершить Древо. Тогда роль «Мудрости» и «Разума» займут Власьевская (Знаменская) и Угличская башни, а «Короны» — Ротонда Гостиного двора, появившаяся как раз при Голицыне.
«Документов, подтверждающих или опровергающих эти догадки, не осталось. Однако сопоставление планировок других городов, усадеб членов этих тайных обществ, наводят на мысли о том, что и план Ярославля мыслился ими как символ, в котором каждая часть имеет своё особое значение. В основе этого плана лежит учение о древе Сефирот, символе мироздания. Для современного человека все это выглядит необычным, однако для человека XVIII–XIX столетий это был язык, понятный, особенно, людям посвящённым. „Прочитанное“ таким образом пространство позволяет взглянуть на привычную городскую среду Ярославля глазами человека эпохи Просвещения», — рассказывал ярославский историк и экскурсовод Вячеслав Лётин.
Согласно легендам, знаменитое поместье в Карабихе, построенное князьями Голицыными, а впоследствии купленное поэтом Николаем Некрасовым, спроектировано по такому же принципу. Что примечательно, именно Михаил Голицын, получивший в наследство усадьбу, придал ей сохранившийся до наших дней облик.
Дом Кудасова
На Красном съезде, всего в нескольких метрах от Красной площади, стоит небольшой особняк, известный под названием «Дом Кудасова». Несмотря на свой небольшой размер, это здание постройки конца XVIII века — яркий образчик классицизма и признан объектом культурного наследия федерального значения.
На фасаде дома можно увидеть сразу несколько интересных символов: венок с лентами на фронтоне, факелы с гирляндами, колонны Боаз и Яхин и шестиконечную звезду — Соломонову печать... Эти украшения предположительно появились в первой четверти XIX века.
Боаз и Яхин — имена двух символических колонн, которые царь Соломон поставил перед главной дверью каббалистического храма. Масонская традиция трактует этот элемент как противодействие двух сил: Яхин отождествлялся со Столпом Милосердия в структуре Древа Жизни, Боаз — со Столпом Суровости. Колонны присутствовали в большинстве масонских лож, между ними кандидат проходил во время обряда посвящения.
Под фронтоном на фризе «Дома Кудасова» тянется повторяющийся паттерн из Соломоновых печатей, также известных под названиями «щит Давида» или «пламенеющая звезда». У масонов шестиконечная фигура означала единство человека и всего мира, микрокосма и макрокосма.
А под козырьком можно заметить три соединённых кольца — ещё один масонский символ, символизирующий три части человека — плоть, разум и душа. Кстати, подобный элемент вполне распространён в архитектуре, такие же находятся на «Доме Рожкова» на Республиканской, 38/22 и на более современном доме № 29 по улице Некрасова.
Храм Николы Пенского
Следующая точка — храм Николы Пенского на Малой Пролетарской, 59. На фасаде церкви находится, пожалуй, самый распространённый и узнаваемый масонский символ — Всевидящее око.
«Знак получил распространение благодаря масонству, которое вошло в моду у русского дворянства в XVIII веке. Со временем некоторая масонская символика была воспринята православием и переосмыслена. В частности, Лучезарная дельта стала Божьим оком, которое в конце того же столетия появляется сначала в росписи православных храмов, а потом и на фасадах <...> Любопытно, что прямо перед фасадом придела растут липы, кроны которых как будто специально скрывают Всевидящее око от лишних глаз», — пишут авторы книги «Ярославские детали».
Спасский храм и усадьба Свечиных Волковых в селе Лютово
Далее мы переместимся чуть подальше от Ярославля — в село Лютово, что в нескольких километрах от Туношны.
Известно, что храм построили в 1842 году на средства помещика Дмитрия Михайловича Свечина, который в самом начале своей карьеры был принят в масонскую ложу. Автором архитектурного проекта являлся П. В. Стольник.
Вячеслав Лётин, исходя из принадлежности помещика к ложе вольных каменщиков, интерпретировал храмовую архитектуру. Так, краевед считает, что кубическая форма четверика основания церкви — знак земного мира и символ результата духовной работы, когда из «необработанного, неотёсанного камня» (ученика) был сформирован «обработанный камень» (подмастерье).
«В результате возможности прочтения лютовского храма как масонского текста композиция здания становится совершенной не только с точки зрения формы, но и безупречной с точки зрения воплощения идеи Духовного подъёма», — приходит к выводу автор.
А был ли масон?
Примечателен дом в центре города на Некрасова, 60. На нём расположены барельефы в виде циркуля-измерителя на чертёжном треугольнике. У вольных каменщиков циркуль символизирует всемирность ордена и вечность. Но масонский ли этот знак на самом деле? Вот что пишут об этом здании 1954 года постройки в книге «Ярославские детали»:
«В 1954 году дом по Некрасовской улице был сдан как первое общежитие Ярославского строительного техникума. Почти такой же знак есть и на здании самого учебного заведения на улице Чайковского, построенного спустя три года после общежития. Логично было бы предположить, что перед нами эмблема техникума. Между тем такая версия довольно сомнительна. Техникум относился в те годы к Министерству строительства предприятий машиностроения, такая специфика должна была найти отражение на эмблеме. В то же время барельеф очень похож на эмблему Ярославского областного отдела коммунального хозяйства»
Похожую деталь можно найти на Демидовском столпе, на котором изображён герб знаменитого рода промышленников. На гербе расположены молоток и рудоискательные лозы.
«В лозах усматривается невероятное сходство с циркулями — ещё одним распространённым атрибутом масонской ложи», — писал краевед Ян Левин в книге «100 деталей Ярославля».
На доме № 17 по Советской улице, где сейчас занимаются юные пионеры, хорошо заметен кадуцей — жезл Меркурия (Гермеса), обвитый змеями. У масонов это символ равновесия добра и зла, сами же змеи символизируют мудрость и плодородие, а жезл — мировую ось, по которой возможно перемещение богов. Но до дворца пионеров в старинном здании располагалось коммерческое училище, поэтому появление атрибута бога торговли Меркурия на фасаде вполне логично.
Многие подобные городские детали можно трактовать с удобной точки зрения искателя масонского заговора. В действительности всё оказывается куда прозаичнее.
Масоны в современном Ярославле
Кажется, что присутствие вольных каменщиков в Ярославле — это дела минувших веков. Несомненно, среди политической и интеллектуальной элиты прошлых столетий быть масоном было либо почётно, либо модно. Но годы идут, меняется мода, и что самое важное — меняется политический курс. В советские времена, когда религию сравнивали с опиумом, а старинные храмы и монастыри с землёй, про масонство и поиск тайных знаний как-то забыли.
Что же сейчас? Всего через несколько месяцев после распада СССР масонство возродилось в России. Филиалы быстро открылись по всей стране. К примеру, в Ярославле ложа называлась «Фёдор Волков». Сколько она существовала и существует ли сейчас, доподлинно не известно. Но периодически в городе появлялись слухи о деятельности масонов.
Так, в начале нулевых годов в масонском сговоре уличили тогдашнего губернатора Анатолия Лисицына, который основал в городе Ротари-клуб «Лидер». Всемирную организацию Rotary International часто подозревали в деятельности, аналогичной масонской, а клубы якобы используются как первичная ступень вербовки в орден. Однако ярославское отделение подобные догадки и слухи отрицало.
А не так давно, в 2017 году, ярославцы усмотрели масонский след на стенах жилого комплекса «Династия» на улице Свободы. Горожане увидели в панно Всевидящее око — самый узнаваемый символ масонов, который символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Однако упоминаемый ранее Вячеслав Лётин развеял все мифы и заявил, что перед нами обычный орнаментальный этнический мотив.
Фото: «Яндекс Карты»
Вот так, прогуливаясь по городу и всматриваясь в интересные детали, можно открыть для себя много нового и доселе неизвестного. Наверное, масоны и сегодня собираются где-то в Ярославле и обсуждают насущные вопросы. Но вряд ли они вершат наши с вами судьбы...
Фото: «Яркуб», Дмитрий Литашин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
В 2009 году в свет вышла книга «Сто деталей Ярославля» — путеводитель по городу. В нём известный краевед и бизнесмен Ян Левин рассказывал о знаковых и неочевидных местах. Спустя 15 лет последователи Яна Левина решили поведать о новой сотне деталей, в которых запечатлена история древнего города. Так появились «Ярославские детали», презентованные накануне.
Авторы рассказывают о рельефах театра Волкова, изразцах церкви Михаила Архангела, дверных ручках Губернаторского дома, знаке на двери камерного театра, звёздах Спасо-Преображенского монастыря и многом другом. Главы путеводителя расположены так, что каждый может пройти маршрут с книгой в руках.
«Каждая такая часть — пазл в большой истории одного из древнейших городов страны. Отдельная глава посвящена деталям, созданным самим Яном Левиным, например, памятник потерянному айфону или табличка „Ничего не произошло“», — рассказали в Фонде истории и краеведения Яна Левина.
В идейном продолжении труда Яна Левина приняли участие его друзья и коллеги, экскурсоводы, краеведы и историки: Наталья Бурова, Антон Голицын, Алексей Зубатенко, Александр Кононов, Наталья Слободянюк, Дмитрий Чекмасов. Все фотографии для нового сборника сделал Илья Бесхлебный. А сам проект был открытым — каждый ярославец мог предложить свою деталь.
Стоимость издания: 600 рублей в мягкой обложке, 1 000 в твёрдой. Приобрести книгу можно в лавке «Моя прелесть» на улице Собинова, 43А.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В областной библиотеке имени Некрасова апрель начался с ежегодного мероприятия, в рамках которого представлены более 270 книжных новинок Ярославской области. По 15 апреля у жителей и гостей города есть возможность не только посетить выставку, но и встретиться с авторами некоторых изданий.
Фестиваль открыло «Издательское бюро „ВНД“», уже зарекомендовавшее себя на книжном рынке Ярославской области. Это издательство занимается подготовкой преимущественно краеведческих, научных и научно-популярных книг, поэтому среди новинок этого года есть такие проекты, как публикация «Описи Ярославля 1630 года» Дмитрия Полознева и выпуск фундаментального труда, посвящённого роду Понизовкиных Александра Пенкина. Главным же событием 2023 года для «бюро „ВНД“» стало издание книги «О Ярославском органе и не только», которая впоследствии была вручена в качестве подарка победителям тринадцатого международного фестиваля органной музыки.
Также в рамках фестиваля 2024 года авторы-педагоги издательства «Факел» представили свои учебные пособия. Книги, написанные в виде занимательных историй, обязательно придутся по нраву детям.
«Ярославская книга – 2024»: книголюбам презентуют более 270 «местных» книжных новинок
Новыми сборниками порадовало Угличское родословно-краеведческое общество. Издательский дом «Ярослав Мудрый» предоставляет возможность поближе познакомиться с Ростовом в книге «Ростовская фортеция: вчера, сегодня, завтра», посвящённой истории земляной крепости Ростова Великого.
В библиотеке также, помимо выставки, запланированы встречи. Так, с книгой юной поэтессы из Данилова Дарьи Матушкиной знакомит Любовь Новикова, руководитель литературного объединения «Третья пятница», а краевед Максим Моисеев делится результатом своего многолетнего труда по изучению архивных материалов.
Отметим, организаторы тематического занятия «Краеведение с нуля» помогут выбрать лучшие книги для первого знакомства с ярославским краеведением. В формате интерактива более подробно узнать о столице Золотого кольца смогут старшеклассники и учащиеся ссузов, приняв участие в викторине «Что знаешь ты о земле Ярославской?»
В программе фестиваля также 19-я межрегиональная конференция «Книжная культура Ярославского края!» Представили научного сообщества вузов, музеев и библиотек Москвы, Вологды, Иванова, а также Ярославской области будут обсуждать вопросы археографии, источниковедения, роль личности и культурных институтов в изучении и сохранении литературного наследия.
«Ярославская книга – 2024»: книголюбам презентуют более 270 «местных» книжных новинок
По окончании книжного фестиваля с привлечением его участников и авторитетного жюри будут выявлены победители в разных номинациях. Поучаствовать в итогах мероприятия и отдать свой голос можно будет заполнив специальную форму.
Более подробную программу фестиваля «Ярославская книга» вы можете найти в официальной группе библиотеки во «ВКонтакте».
6+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Русское географическое общество заключило соглашение о взаимодействии с правительством Ярославской области. Совместная работа предполагает сохранение исторического и культурного наследия региона и развитие его туристического потенциала. Документ подписали губернатор Михаил Евраев, первый вице-президент РГО Артур Чилингаров и председатель областного отделения РГО Михаил Ильин.
— Ярославская область — регион с богатейшим историческим и культурным прошлым, огромным туристическим потенциалом. Русское географическое общество славится своей научно-исследовательской, общественной, просветительской деятельностью. Совместно будем заниматься сохранением нашего наследия, развитием туристических возможностей региона, реализовывать научные, экологические, социальные, культурные, молодёжные программы и проекты, — сказал Михаил Евраев.
Ярославское областное отделение ежегодно присоединяется к общероссийским акциям РГО «Географический диктант», «Ночь географии» и фотоконкурс «Самая красивая страна». Кроме того, активно реализуются собственные проекты. Планируется провести историко-археологическую экспедицию в Любимском районе, издать книгу о женской коммуне имени Н. К. Крупской, а также увековечить память военнослужащих РККА, погибших во время обстрела железнодорожных эшелонов в Первомайском районе в годы Великой Отечественной войны.
По словам председателя Ярославского областного отделения РГО Михаила Ильина, соглашение между Обществом и властью региона является важным шагом для обеих сторон, поскольку экспертная, научная, просветительская деятельность Русского географического общества способна придать динамику развитию региона.
— Работа РГО носит всеобъемлющий характер, начиная от экологических проектов и заканчивая развитием туристической инфраструктуры, — отметил Михали Ильин. — Нашей стратегической задачей стало открытие местных отделений в регионе, которые уже успешно работают в Любимском, Первомайском, Угличском районах и посёлке Борок. К ним мы планируем добавить отделения в Переславле-Залесском, Ростове и Данилове. Отмечу, что двери открыты для всех, кто готов внести свой вклад и заниматься проектами Русского географического общества.
Стороны добавили, что важно развивать, в том числе у молодёжи, бережное отношение к уникальной природе России и формировать правильное представление об истории родного края.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».14 февраля состоялось открытие Угличского местного отделения Русского географического общества. Активные горожане собрались в Красной гостиной кремля и избрали совет из пяти человек, ревизора и председателя новой ячейки РГО. Им стал один из лучших гидов города и знаток истории родного края Виктор Бородулин.
Первым делом Виктор Бородулин отметил, что теперь многие существующие проекты, в число которых входят просветительские акции и лекции по краеведению «Сакральные камни Верхневолжья», исследование русской Атлантиды — Мологи — можно реализовывать при поддержке старейшей общественной организации страны.
Мероприятие посетил председатель Ярославского областного отделения РГО Михаил Ильин и рассказал, что Русское географическое общество — организация с широким общественным представительством.
— В наших рядах как профессиональные географы, историки и путешественники, так и инженеры, учителя, спортсмены — люди самых разных профессий. Главные направления деятельности — сохранение культуры и истории регионов, историко-археологические исследования и экспедиции, экологическое просвещение и туризм. Теперь и жители Углича присоединятся к нашему движению и внесут свою лепту в историю РГО, — выразил надежду Михаил Ильин.
Председатель ЯОО РГО добавил, что отрадно видеть, как география общества в Ярославской области разрастается — к отделениям в Любимском, Первомайском районах и посёлке Борок добавилось Угличское, члены которого активно будут заниматься просветительскими и краеведческими проектами.
Также собравшиеся угличане отметили символичность даты создания местного отделения: именно в этот день шесть лет назад Углич стал частью знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо». А штаб-квартирой для членов общества стало здание бывшей городской Думы по адресу Кремль, 1.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».23 января в Доме культуры села Кукобой состоялось первое заседание совета Первомайского местного отделения Русского географического общества. Члены совета обсудили планы и цели, которые отделение намерено воплотить в текущем году.
Одной из тем, поднятых на заседании, стало развитие молодёжного движения в местном отделении РГО и организация культурного досуга для учащихся местных школ. Председатель Первомайского отделения РГО Александр Чачин отметил, что такие инициативы помогут привлечь молодое поколение к общественной жизни района.
Также были обсуждены вопросы, связанные с краеведческой и исследовательской деятельностью. В частности, речь зашла о проекте по восстановлению Юнонинского сада в селе Николо-Гора и создании сборника стихотворений членов женской коммуны имени Крупской в селе Захарьево, которая в прошлом веке стала укрытием для тайного монастыря.
Местные краеведы также обратились за помощью к РГО в поиске архивных материалов об обстреле эшелона на станции «Марфино» во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на этом месте находится братская могила и небольшой мемориал, но информации о происшедшем событии крайне мало.
Участники заседания отметили, что эти темы могут стать интересными для докладов на собраниях как в местном, так и в областном отделении РГО.
— Одними из важных вопросов, озвученных на заседании, стали реализация актуальных краеведческих проектов, а также организация интересного досуга для молодёжи Первомайского района. Мы верим, что помощь подобным начинаниям является важной составляющей нашей деятельности, — рассказал председатель Первомайского отделения РГО Александр Чачин.
Первомайское местное отделение в составе Ярославского областного отделения РГО начало работу в декабре 2023 года. Первыми членами отделения стали активные общественники и краеведы.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».