Краеведение
Зал поселкового Дома культуры в Пречистом в пятницу, 17 октября, был полон. На сцене перед камерами нарядные школьники записывают ролики, рядом кто-то лепит из глины или мастерит сувениры из шерсти, а специалисты-аграрии рассказывают о тонкостях сельского хозяйства. Так в Первомайском округе прошла презентация проекта «Родной Первомайский край: изучай, твори, развивай», который реализует АНО «Юрьевская мастерская» при поддержке Фонда президентских грантов.
Мероприятие стало первым в серии встреч, запланированных в рамках проекта. В нём приняли участие около 200 школьников из всех семи центров образования округа. Проект рассчитан на год, но организаторы уверены, что он станет постоянной частью жизни округа. В ближайшие месяцы дети начнут участвовать в мастер-классах, экспедициях и выездных сессиях на местных фермах и предприятиях.
— Мы хотим, чтобы молодые жители Первомайского района чувствовали, что могут развиваться здесь, дома. Чтобы им было интересно жить, учиться и работать в родном крае, — подчеркнули инициаторы проекта.
Четыре пути к самореализации
Организаторы подготовили четыре интерактивные площадки, каждая из которых станет постоянным направлением работы на ближайший год. Ребята могли переходить с площадки на площадку, пробуя себя в новых ролях — ремесленника, артиста, краеведа и агрария.
— Цель проекта — помочь сельской молодёжи раскрыть способности и поверить в собственные силы. У нас замечательная команда наставников и специалистов в самых разных сферах, и мы с оптимизмом смотрим на то, как дети откроют для себя возможности родного края, — рассказали организаторы форума.
В ремесленной зоне мастер Сергей Ребров учил школьников чувствовать материал и создавать из глины бытовые мелочи, «в которых есть душа». Рядом в уютном уголке Оксана Федотова показывала, как из шерсти романовской овцы можно свалять целое произведение искусства.
В отдельной зоне школьники осматривали небольшую выставку сельхозтехники. Представители СП «Юрьевское» и Ярославского государственного аграрного университета объясняли, чем занимается механизатор, как ухаживать за скотом и зачем агроному дрон. В роли наставников выступили Александр Чачин, Павел Шашуров, Ирина Масленникова и Василий Смирнов — профессионалы своего дела, готовые делиться опытом с юными жителями округа.
— Любовь к малой Родине проявляется через поступки. В родных местах человек впервые понимает, что значит труд, ответственность и работа, которая даёт плоды. И если каждый будет делать что-то полезное, это даст уверенность в завтрашнем дне и чувство сопричастности, — отметил руководитель «Юрьевского» Александр Чачин.
В актовом зале царила атмосфера творчества. На сцене под звуки баяна выступали сёстры Алфеевы, известные в округе как трио «Сестрёнки». Именно под их руководством ребята в рамках творческой секции проекта попробуют превратить стихи первомайских поэтов в музыкальные композиции.
Тем временем в краеведческой мастерской члены Русского географического общества — Татьяна Воронина, Виктория Ульянова, Ольга Грибкова и Елена Микулина — объясняли школьникам, как составлять квест-маршруты и превращать старинные истории в туристические маршруты.
Кто-то из школьников решил записаться в аграрную секцию, кто-то — в вокальную, а кто-то будет изучать местные легенды. Как отметили организаторы, проект только стартовал, но уже стал для ребят началом большого пути.
Фото: Яркуб
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».12 октября в Ярославской областной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоялась презентация книги краеведа Александра Пенкина «Понизовкины: история и наследие рода». Издание стало итогом многолетнего исследования истории купеческой семьи Понизовкиных — одного из самых известных ярославских родов XIX — начала XX века, чьи представители внесли значительный вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, образования и благотворительности в регионе.
Автор книги проследил генеалогию рода Понизовкиных — от первых упоминаний до наших дней. Несмотря на череду исторических катаклизмов, род не прервался. Некоторые потомки семьи, проживающие в России, уже посетили Ярославль и поддержали издание книги, а с другими, живущими в Польше, только предстоит установить связь.
В книге также представлены настоящие открытия. Например, новая, документально подтверждённая гипотеза гласит, что автором проекта знаменитого замка Понизовкина был не губернский инженер Николай Лермонтов, как считалось ранее, а архитектор московского модерна Иван Тимофеевич Барютин.
В издании более 360 страниц, 200 редких иллюстраций, в том числе ранее не публиковавшихся, архивные документы, списки работников фабрик и заводов, личные письма, фотографии, воспоминания современников. По сути, это не просто книга о династии, а целая энциклопедия эпохи, живой портрет промышленной и духовной жизни Ярославского края.
Фото: Культура Ярославии, Издательское бюро «ВНД»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославской областной библиотеке имени Н. А. Некрасова прошла презентация книги историка, краеведа и педагога Натальи Землянской «Дома и люди: биографии ярославских домов».
Книга стала результатом более чем полувекового труда. Собирать материалы об истории ярославской застройки Землянская начала ещё в 1970-х годах. В работе использованы архивные данные из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля, а также документы мэрии и краеведческие исследования. С 2001 по 2023 год автор активно работала над текстом, стремясь сохранить для потомков не только факты о зданиях, но и человеческие судьбы, связанные с ними.
Издание уже поступило в фонд библиотеки.
Фото: Ярославская областная библиотека имени Н. А. Некрасова
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Горожане и эксперты обсуждают, справедливо ли переименование «Ярославского музея-заповедника» в «Ярославский кремль». Напомним, об инициативе дать новое имя главной достопримечательности города (только на вывеске, а не по документам) рассказал губернатор Михаил Евраев. Объяснение было простым: кремлём музей чаще всего называют в обиходе — и туристы, и даже сами ярославцы.
«Многие туристы, которые к нам приезжают, называют Ярославский музей-заповедник кремлём. Это название часто используют в обиходе и жители региона. Ансамбль действительно напоминает кремль — он расположен на центральной площади Ярославля и впечатляет своим видом. Поэтому решили заменить вывеску на музее на народную. Теперь он будет называться „Ярославский кремль“. При этом юридически учреждение сохранит своё прежнее название», — написал глава региона в Telegram-канале.
С белокаменных стен Спасо-Преображенского монастыря уже сняли вывеску с прежним названием, и реакция горожан на изменение ожидаемо разделилась: кто-то согласился, что «народное» название лучше и проще, но большинство всё же высказалось против переименования.
Музей-заповедник в своих соцсетях предложил жителям высказаться, как они воспринимают это место. Как ни странно, в опросе лидирует вариант за сохранение прежнего названия.
Историки и краеведы отмечают, что путаница вполне объяснимая. Кремль, в классическом понимании этого слова, в Ярославле действительно был — Рубленый город на Стрелке. Но от него почти ничего не осталось. А архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря с его мощными стенами и башнями выглядит именно как крепость. Именно здесь с XIX века работает музей.
Кандидат исторических наук Дмитрий Полознев видит в новом имени не только отсылку к народному названию, но и потенциальную угрозу для идентичности учреждения:
«Ярославский музей-заповедник <...> имеет трудную идентификацию. Слово „заповедник“ в названии нередко ассоциируется с природной территорией, хотя по смыслу отсылает к заповеди, наследию, не подлежащим искажению, превращению во что-то иное, кроме музея. В обиходе при виде крепостных стен и башен XVII века и утрате древнего кремля на Стрелке его нередко и даже вполне справедливо называют „кремлём“, поскольку это по факту крепостные сооружения, построенные в ответ на военные потрясения Смутного времени. Называть музей Ярославским кремлём (или отклонить такое наименование) было бы уместно после общественной дискуссии и согласованного экспертного мнения, так как аналогии есть. А вот насколько они применимы в данном случае — вопрос пока ещё спорный», — отметил историк.
При этом суть работы музея, как заверяют власти и сотрудники учреждения, не изменится. Ещё одним аргументом «за» стало то, что в прошлом году Музей-заповедник принял более 1,6 миллиона посетителей — это самый популярный культурный объект Ярославской области. Не исключено, что «Ярославский кремль» привлечёт намного больше туристов. Между тем вопрос о выгоде и исторической точности повис в воздухе.
Фото: Михаил Евраев
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Жители Рыбинска продолжают обсуждать находки, обнажившиеся на дне Волги после её обмеления.
Напомним, ещё на прошлой неделе из воды показались остатки затонувшей баржи и часть старинного водопровода. Теперь рыбинцы смогли их разглядеть поближе. И наблюдения жителей города заставили «ужаснуться» сохранностью советского бетона.
«Видна заброшенная эстакада и бывший водозабор. Ужасает „сохранность“ бетона советского производства. Для примера — остатки железобетонного шлюза царских времён на правом берегу на Стрелке в гораздо лучшем состоянии», — пишет автор серии фотографий с обмелевшей Волги.
После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона
Как и ярославцы, обратили внимание рыбинцы и на большое количество мусора на дне Волги. В частности, строительного.
«Рядом с эстакадой на песке лежат неиспользованные сваи разной длины. Например, одна из свай имеет длину 12 метров. Получается, что сваи не пригодились и были „утилизированы“ путём сброса в Волгу!» — отмечает житель Рыбинска.
После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона
Обсуждают и затонувшую баржу. Правда, по другой версии, это был плавучий кран, который использовался при строительстве моста. В любом случае, как пишет автор фотографий со ссылкой на известного рыбинского краеведа Александра Козлова, объект затонул в 1962 году.
«В это время опоры моста уже стояли, а пролёты ещё не были смонтированы. Поэтому с берега баржа была малозаметна. Тем более что других буксиров и иных плавсредств вокруг моста было предостаточно. Понятно, что оставить баржу в таком виде было нельзя, поэтому строители срезали верхнюю часть. А днище баржи осталось на дне», — пишет рыбинец.
После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона
Всё упиралось в сроки сдачи моста — времени заниматься извлечением остова плавсредства попросту не было...
Фото: «Подслушано в Рыбинске»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- «Если пассажир зашёл в салон, он доверил тебе свою жизнь». Откровенный разговор с водителем электробуса из Ирака
- Театральная одиссея: интервью с автором романа «Окаянные гастроли» Ольгой Чередниченко
- Поэзия — это крик, который не дали выкрикнуть (18+)
- Американский журналист Джон Вароли: «Русофобия в США началась после первой победы Трампа»
- Ярославская группа «Боль проч боль» и её «Счастье»
- Двигатели цифровизации. Ярославцам рассказали, как сегодня можно экономить на услугах связи
- Ирина Ширшова: «Культура — это фундамент для будущего»
Вышла в свет книга «Рыбинск. Городские истории» — сборник увлекательных рассказов, преданий, баек и легенд из истории Рыбинска. Автором издания выступила краевед, председатель местного историко-культурного общества Ольга Тишинова.
В книге собраны рассказы о городе и его жителях, которые написаны на основе воспоминаний очевидцев и архивных сведений. Также в сборнике немало историй о земляках — Аркадии Райкине, Льве Ошанине и других значимых для Рыбинска деятелях.
Уже сейчас сборник можно считать библиографической редкостью, ведь выпущено всего сто экземпляров.
Фото: библиотека-рыбинск.рф
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Ярославле завершился региональный этап всероссийского конкурса краеведческих исследовательских и проектных работ «Отечество». В финал прошли более 150 школьников из разных уголков Ярославской области.
Конкурс, который проходил с ноября по январь, стал настоящим праздником знаний о родном крае. Школьники исследовали историю своих семей, изучали природное наследие, восстанавливали забытые страницы военной истории и даже создавали экскурсионные маршруты. Среди тем работ были как локальные, например, «Троекуровский парк в селе Бурмакино», «Фамильная топонимика в Угличе» или «Судьба крестьянского сына в истории Даниловского края», так и масштабные — «Сказочная карта России» или «Великая Отечественная война в судьбе учителя Б. М. Тихомирова».
— Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю, — отметила министр образования Ярославской области Ирина Лобода. — Данный конкурс способствует воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность по изучению, сохранению и популяризации социокультурного наследия своего края, истории семьи, вклада в историю Отечества.
Экспертами конкурса выступили преподаватели ярославских вузов, сотрудники музеев-заповедников, а также представители общественных организаций. Среди них были и члены Ярославского областного отделения Русского географического общества, которые возглавили жюри в различных секциях.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Общественный деятель Артур Стажков выпустил документальный фильм о купце и городском главе Иване Александровиче Вахромееве. Премьера ленты под названием «Забытый отец Ярославля» состоялась 6 октября в культурном пространстве Textil, а теперь картину можно посмотреть и в сети.
«Забытый отец Ярославля» — фильм на стыке документального и игрового кино, рассказывающий о лучшем, по мнению авторов, главе города за всю его историю. За годы своей деятельности Иван Вахромеев внёс огромный вклад в развитие родного Ярославля: именно он подарил жителям электрический трамвай и водопровод, при нём Волковский театр становится не частным, а городским, разбивается Демидовский сквер, реставрируется церковь Ильи Пророка.
— В первую очередь, это, конечно, фильм про историческую личность. Мы прямо разбираем его жизнь от А до Я. Но при этом, естественно, анализируем, как его наследие сохраняется в городском пространстве, — рассказывал Артур Стажков в интервью «Яркубу».
К сожалению, спустя век имя Вахромеева почти забыто. О нём помнят лишь краеведы и упоминают экскурсоводы, рассказывая туристам об истории Ярославля. Фамилией купца назвали бульвар в Демидовском сквере, но не установлено ни одной таблички, указывающей на это. Поэтому Артур Стажков и другие авторы фильма запустили петицию о создании памятника Вахромееву, который мог бы расположиться напротив своего трёхэтажного особняка.
Фото: Артур Стажков
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Даниловском районе Ярославской области открылось местное отделение Русского географического общества. Основными направлениями его работы станут краеведческий туризм, работа с молодёжью и исследование русского старообрядчества.
Торжественная церемония открытия отделения состоялась 16 августа в модельной библиотеке Данилова. Председателем отделения единогласно был выбран уроженец города, краевед Максим Моисеев. Многим местным жителям он знаком как автор краеведческих статей и книг. Со времён студенчества он увлекается местным водным и пешим туризмом.
— Местные отделения — неиссякаемый источник локальных историй, которые мы вместе можем и должны сделать достоянием общественности. А именно это и является одной из главных задач РГО — рассказывать людям о географии нашей великой страны, — отметил в своём вступительном слове председатель Ярославского областного отделения РГО Михаил Ильин.

Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ещё во времена царской власти в уездных городах строились небольшие тюрьмы для пересыльных и подследственных преступников. Условия содержания были суровыми, но тогда отношение к негодяям разного толка было в духе христианской морали — хотели, чтобы те раскаялись и поняли свою вину перед самим обществом. Как писал Достоевский, вкладывая слова в уста старца Зосимы, настоящая кара и истинное наказание заключается в сознании собственной совести.
Такие пересыльные тюрьмы есть и в Ярославской области. Одна из них находится в Данилове. На въезде в город стоит знаменитый тюремный замок. С виду — обычная «заброшка», но она так и манит искателей удивительных историй.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Открытие тюремного замка относится приблизительно к 1864-65 годам, и свои функции он выполнял целый век — вплоть до 1960-х. Помимо отбытия наказания, заключённые занимались плотничеством и столярными работами, выращивали в огороде овощи, в доме народного творчества для них ставили спектакли.
Поскольку Даниловская тюрьма появилась сразу после отмены крепостного права, её узниками были люди низшего сословия и крестьяне, не имевшие средств, чтобы разумно распорядиться свободой. В замке содержались следственные и подсудимые, пересыльные и военные, несостоятельные должники и дети арестованных родителей. Число заключённых постоянно менялось. Так, в 1896 году через острог прошли 357 человек, в 1900-м — 225, а через четыре года уже 492. Сидели как мужчины, так и женщины. На трёх этажах здания умещалось несколько камер, в том числе одиночных, библиотека, аптека, склады, мастерские, квартиры для служащих и даже церковь.
Кстати, в те годы много осуждённых сидели за кражу. Тащили всё что ни попадя: деньги, скот, сахар, сено. Попадали в исправительное учреждение и за распитие самогонки. Причём не реже, чем за её производство. Воры, вымогатели, поджигатели и убийцы — набор вполне обычный для небольшой уездной тюрьмы.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
После закрытия здание тюрьмы передали под склады, а сейчас оно пустует и ветшает. В разное время местные власти хотели открыть в нём отель, идею вроде бы приняли хорошо — лишь бы сохранить ценные дореволюционные постройки. Но дальше нескольких проектов дело не продвинулось, хотя последние новости говорят, что нашёлся инвестор, готовый восстановить ансамбль.
Команда «Яркуба» совместно с Ярославским областным отделением Русского географического общества побывала в тюремном замке. Мы заглянули на каждый этаж и зашли в камеры, в которых каких-то сто лет назад сидели отъявленные преступники и попавшие под машину репрессий невинные. Кем и откуда они были, действительно ли из дома лишения свободы почти невозможно сбежать и чем занимались заключённые за решёткой? Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили немало уголовных дел и архивных документов.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег Фёдора Озерова
В начале третьего часа утра сего числа через подпилку одного звена решётки окна третьего этажа при помощи разорванного матраца и портов, скрученных в жгут, привязанный к решётке, спустились на задний двор тюрьмы арестанты — за окружным судом Фёдор Озеров и за судебным следователем Иван Груздев. Озеров скрылся, перепрыгнув через баркас над воротами, подсажен Груздевым. Дознание производится
Это текст телеграммы от 1 августа 1912 года, подписанной начальником Даниловкой тюрьмы Поройковым.
Из камеры № 15 сбежали двое арестантов. Они перепилили прут решётки и спустились в тюремный двор по верёвке, сшитой из тюфяка и подштанников. Надзиратель, который находился у ворот, услышав шум, направился обходить здание тюрьмы. В это время Озеров и Груздев подбежали к воротам. Первый перелез через стену и скрылся, второго успели задержать.
Рисунок камеры №15, из которой сбежали Озеров и Груздев
Груздев умер в заточении 1 апреля 1913 года, а бежавший Озеров в июне того же года был задержан. Он признался в побеге, но сразу после этого стал проявлять признаки умственного расстройства.
До побега 22-летний крепкий юноша был совершенно здоров (за исключением сифилиса, но тогда такое время было), а вернувшись, «стал вести себя странно, рвал на себе бельё, спал на полу без постели и называл себя Христом». Тюремный врач нашёл заключённого душевнобольным и отправил Фёдора в Московскую окружную лечебницу. Там за пациентом долго наблюдали. Докторам он говорил, что слышит голоса, которые приказывают ему и запрещают есть.
«Очень вял. Походка медлительная. Говорит монотонным, упавшим голосом. Ко всему безразличен. На расспросы врача говорит, что ему здесь чувствуется не особо хорошо, ничто здесь не ободряет. Лезут к нему разные „петрушки“, подсказывают ему разное сквернословие. Изредка он видит этих петрушек. Они белые и чёрные, разные... Между ними идёт из-за него какая-то борьба. Ему лезет в голову внушение, а иногда он видит, как чёрные тени, вроде человека с лапами, или белые фигуры в балахонах, какие-то женщины бегают по полу, выскакивают на окошко, фыркают. Раньше, в тюрьме, они утаскивали от него хлеб. Теперь он видит эти видения реже, чем в тюрьме, и не так ясно. За болезненные явления эти свои галлюцинации признать не решается», — говорится в истории болезни.
Врачи поставили неутешительный диагноз: истерический психоз. 12 июля преступника вернули в тюрьму. В итоге суд признал, что в момент совершения побега Фёдор Озеров страдал сумасшествием. Дело решили прекратить и меру пресечения отменить.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Как ни странно, личность Фёдора Озерова, крестьянина из деревни Привалово Даниловского уезда, обвинённого в краже из церкви при деревне Рудлево, довольно известная. О нём писали местные краеведы в историческом сборнике «Даниловские хроники», о нём есть информация даже в сети. Часто говорят, что он был единственным беглецом за всю историю замка. Однако эта версия разбивается об хранящееся в областном архиве «дело о надзирателях Даниловского тюремного замка Н. Ф. Шилове и Л. Л. Масленникове, обвиняемых в упуске арестантов из-под стражи».
Дело было в сентябре 1892 года. Начальник Даниловской тюрьмы Иван Нилков в ночь с 8 на 9 число по обыкновению осмотрел камеры и поставил часовых у ворот. Ничего не предвещало беды, но в полночь раздался какой-то шум и крик старшего надзирателя Евграфова: «Стой!»
Как оказалось, со среднего этажа сбежали арестанты Константин Румянцев и Василий Скобелев. Они просунули несколько деревянных щепок между болтом решётки на окне и таким образом расширили отверстие, через которое пролезли во двор.
Были и другие случаи побегов...
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег ради выпивки
Пожалуй, самый поразительный побег из Даниловской тюрьмы произошёл в 1928 году. Хотя и побегом это трудно назвать, ведь у арестантов Чудова Василия Григорьевича и Курьерова Сергея Георгиевича не было чёткого плана, ими руководило лишь желание выпить.
Итак, 21 апреля Чудов и Курьеров вместе с другими заключёнными под конвоем младшего надзирателя Мошкова разгребали Советскую площадь в Данилове от навоза.
Главные герои этой истории отвлеклись от работ на полбутылки водки, которую Чудову передал знакомый. Потом они купили ещё полбутылки и незаметно от надзирателя распили её. Выпитого оказалось мало. Тогда друзья сговорились пойти на квартиру отца Курьерова по Костромской улице (современная улица Циммервальда).
Спустя некоторое время Мошков заметил пропажу Чудова и Курьерова, один из заключённых, работавший у Торговых рядов указал, что те убежали в направлении церкви Николы. Мимо неё нужно было пройти, чтобы как раз оказаться на Костромской улице.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Мошков взял себе в напарники заключённого Сазонова и отправился на поиски беглецов. Обнажив наган, надзиратель зашёл в дом семьи Курьерова, отец и мать которого сказали, что их сын только что вышел во двор. Незамедлительно Мошков последовал по горячему следу.
— Стой! Буду стрелять! — крикнул надзиратель, увидев стоявшего за углом Курьерова, и бросился за ним.
В это время Сазонов вытащил во двор спрятавшегося в коридоре Чудова. Мошков повёл обоих пьяниц обратно к месту заключения, но всего через несколько шагов Чудов и Курьеров принялись крыть своего конвоира самой «отборной матерщиной» и угрожать расправой.
— Дальше не пойдём! Расстреливай на месте! — заявили они, не доходя пару метров до Романо-Борисоглебской улицы (ныне — улица Урицкого).
Мошков на провокацию не поддался и снова приказал идти, потянув руку к нагану. В этот момент Чудов бросился на Мошкова и сильным толчком в грудь сбил его с ног, вывернул левую руку и взялся за кобуру на поясе надзирателя. В драку хотел ввязаться и Курьеров, но его остановил Сазонов. К этой вакханалии присоединились жена и отец Курьерова и попытались сдержать буйного родственника.
Так с грехом пополам надзиратель довёл беглецов до тюремного замка. Всячески Курьеров и Чудов пытались сбросить с себя надзирателя, продолжали оскорблять и угрожать, вырывались и падали в грязь. Но сколько бы ни сопротивлялись арестанты, всё равно они оказались в камере.
На тот момент Курьерову исполнился 21 год, а Чудову — 23.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Беглец в шапке из каракуля
14 января 1921 года в Ярославле задержали известного уголовному розыску вора Лебедева Григория Александровича, бежавшего из Даниловского дома лишения свободы вместе с бандитами Макаровым и Яшневым.
32-летний (хотя всех следователей убеждал, что ему 19 лет) крестьянин из деревни Глебово Тутаевского уезда не раз оказывался в колониях для малолетних правонарушителей, а, будучи совершеннолетним, имел две судимости за кражи. Последний срок отбывал в ярославских Коровниках, откуда его перевели в Данилов.
Видимо, Гришка пользовался большим авторитетом, потому что организовать побег из Даниловского исправительного дома ему помогали несколько человек. 16-летний Василий Мельников из Матвеево Тотемского уезда, что в Вологодской губернии, нашёл напильник, которым Лебедев приказал вскрывать оконную решётку в камере на третьем этаже. Помогали и другие сидельцы: Соколов, Дубасов, Чикин и Трофимов. А вот заключённый Петровский доложил обо всём начальству тюрьмы, но надзиратели не успели среагировать на донос и упустили преступников.
В день побега Лебедев в компании Макарова и Яшнева спустился из окна по верёвкам, сплетённым из простыней и рубах. Во дворе они подпёрли бочку колом, по ней влезли на стену и спрыгнули на улицу. Услышав тревогу, беглецы пустились наутёк в разные стороны.
Лебедев шёл пешком до железнодорожного разъезда и сел на поезд до Вологды, где некоторое время скрывался. Потом его занесло в Вятку. Там он явился в комиссию по борьбе с дезертирством, откуда был отправлен на работы в Витебск, но он убежал из вагона и снова оказался в Вологде, затем и в Ярославле. Тут его и задержали.
«Своё существование поддерживал милостыней, просил кусок хлеба у граждан по деревням в Вологде, у неизвестного пассажира на вокзале украл из кармана кошелёк с 43 000 рублями, купил кожаные сапоги за 37 000, остальную одежду украл. В момент задержания у Лебедева оказалось 3 850 рублей денег, а одёт он в тужурку, брюки демисезонные, драповое пальто, шапку поддельного каракуля и кожаные сапоги», — говорится в материалах дела.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Вор селёдки с чужим паспортом
17 июля 1923 года из Даниловского исправдома сбежал Лопатин Александр Семёнович. Личность 29-летнего кузнеца из деревни Ивашово Рыбинского уезда вполне заурядная, как и проступки, за которые он попал за решётку.
После отбытия первого срока за кражу Лопатин проживал в Рыбинске, но, как это часто бывает, тюремный опыт не помог осознать вину, и мужчина из Транспортного потребительского общества похитил бочку селёдок. Ему повезло избежать нового срока — получил подписку о невыезде из города. Но что значит буква закона для вора? Лопатин наплевал на ограничения и поехал в Данилов, где, как следует из материалов дела, «косвенно участвовал в краже банки с маслом, был задержан и заключён под стражу Даниловский Исправдом на один год со строгой изоляцией».
Просидев под стражей пять с половиной месяцев, Лопатин, видимо, понял, что жизнь в заключении не для него. И тут подвернулся удобный момент для побега. В один из дней Лопатина и других узников направили к железной дороге окапывать борозды картошки.
После честно выполненных работ группа возвращалась в тюремный замок. Дорога пролегала мимо леса, тогда-то мелкий вор не раздумывая бросился в кусты. Конвоир по фамилии Мельников выстрелил по бегущему, но промахнулся.
Пешим порядком через Пошехонье Лопатин добрался до Рыбинска, где 13 декабря того же года был задержан. Бывший кузнец признал себя виновным в побеге и указал, что «на это его толкнул голод и непосильные урочные работы».
Что интересно, до своего побега Лопатин сидел в тюрьме под чужими документами. Ещё одна статья к обвинительному заключению.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Репрессированные священнослужители
Можно собрать немало историй о бандитах и рецидивистах, оказавшихся в застенках Даниловского тюремного замка. Но были и те, кто в острог попадали по другим причинам. В годы репрессий здесь содержалось немало священнослужителей из окрестных деревень и городов, они ждали следствия и приговора. Почти всех поголовно обвиняли в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации». Вот лишь несколько имён людей, прошедших через эту тюрьму.
Мученица Анастасия (Лебедева Анастасия Алексеевна) из деревни Назарово Пошехонского уезда и священномученик Андрей (Добрынин Андрей Николаевич) из Рождествено-Прозорово Мологского уезда попали в острог с разницей в год — в 1937 и 1938 годах. Анастасию сослали в трудовой лагерь, где она погибла при неизвестных обстоятельствах, а Андрея расстреляли всего через месяц после ареста.
Епископ Арзамасский, Нерчинский и Селенгинский Софроний (Старков Сергей Прокопьевич) после отбывания наказания в Соловецком лагере особого назначения за «контрреволюционную деятельность» в 1927 году переехал в Данилов, куда был назначен духовником в Казанский женский монастырь. После закрытия обители в 1928 году продолжал совершать богослужения в храмах Ярославской области, в мае 1932-го попал Даниловскую тюрьму. Он пробыл там недолго — до октября, а уже в ноябре скончался от сердечного приступа в Арзамасе.
Епископ Софроний (Старков Сергей Прокопьевич). Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
В 1930 году в Даниловский исправдом попал священник Юнонин Владимир Фёдорович из села Никола-Гора Первомайского района. В родных краях он был известен тем, что разбил «Попов участок» — сад, в котором росли яблони, боярышник, рябины, акации. Горячо любимого прихожанами святого отца обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, а также противодействию работе комиссии по изъятию церковных ценностей. В марте 1930 года его приговорили к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Владимир Юнонин. Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
Сколько ещё тайн хранит Даниловский тюремный замок? Поговаривают, якобы здесь в заключении оказался Феликс Дзержинский и даже писатель Александр Солженицын, ожидавший этапа. А ещё ходят легенды, что прямо здесь была расстрельная стена, к которой приставляли узников.
Возможно, многие байки так и останутся замурованными в стенах тюрьмы, а другим рассказам, ещё живым в памяти и воображении местных жителей, найдутся подтверждения. Попробуем их отыскать в дальнейшем, пока этот старинный замок притягивает к себе любителей старины...
Библиография
1. Акт ГИКЭ по введению в Единый государственный реестр ОКН выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль тюремного замка», «Тюремный замок», «Служебный корпус тюремного замка», «Ограда тюремного замка» (г. Данилов, ул. Ярославская, д. 6)
2. Альманах «Даниловские хроники». Выпуск VI. 2013
3. Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения
4. ГАЯО Ф. 335 Оп. 1 Д. 1588
5. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4. Д. 4460
6. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4 Д. 6988
7. ГАЯО Ф. 347 Оп. 2 Д. 1425
8. ГАЯО Ф. Р-601 Оп. 2 Д. 1530
9. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 1769
10. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 2524
Фото: «Яркуб», Полина Калинина
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».