29 августа 2019 - 11:04
«Не все Рубенсы в музеях». Коллекционер из Ярославля объяснил, почему не считает безнравственной покупку пеленального столика дочери Марины Цветаевой, на который претендовал музей поэта
Ярославский коллекционер Александр Ильин приобрел у антиквара пеленальный столик дочери Марины Цветаевой. Выяснилось, что ранее литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове надеялся выкупить предмет в свою коллекцию и собирал на это деньги. Директор музея Лев Готгельф расстроился, но пригласил Ильина на экскурсию.
«Не все Рубенсы в музеях». Коллекционер из Ярославля объяснил, почему не считает безнравственной покупку пеленального столика дочери Марины Цветаевой, на который претендовал музей поэта

Лев Готгельф 31 июля открыл краудфандинговую кампанию по сбору средств на покупку пеленального столика с автографом, подаренного Марине Цветаевой мужем Анастасии Цветаевой с дарственной надписью по случаю рождения дочери Ирины («Дорогой нашей и очень любимой Мариночке Цветаевой-Эфронъ 13 апреля 1917 года в день рождения доченьки Ириночки. Пеленай свою лапочку-крошку. Дай Богъ светлую ей дороженьку! Отъ Маврикия Минца. Городъ Александровъ.»). Предмет, предположительно, изготовлен в Александрове местным столяром В. И. Серовым.

Столик предложил музею местный антиквар, назначив цену 200 тысяч рублей. Краудфандинг в течение месяца поддержали 105 пользователей — удалось собрать половину нужной сумму. Однако предмет выкупил коллекционер Александр Ильин.

«Антиквар не выполнил обязательство не продавать столик до конца месяца. Коллекционер из Ярославля, узнав из моих постов и перепостов, купил этот столик для своей коллекции», — написал Лев Готгельф.

Александр Ильин посчитал нужным объяснить, что произошло и как следует реагировать на ситуацию. Он полагает, что сохранил свою репутацию среди профессионалов, пусть и «сработал жестко», хотя «в рамках правил».

«Я знал, что какой-то музей собирает деньги, что получается у них плохо, а ведь существует Министерство культуры — почему не обратились к нему, ведь сами пишут, что цена, объявленная владельцем, символическая, и стали собирать деньги через интернет. И владельцу не сказали: слушай, парень, эта вещь стоит намного дороже. И расслабились. Я не виноват, я с музеем ни о чем не договаривался, все репутационные потери в этом случае несет продавец, нарушивший устную договоренность с директором музея», — уточнил Ильин.

Ярославский коллекционер заявил о праве частников, которые готовы заплатить больше, получать экспонаты: «Не все Рубенсы в музеях, не все исторические документы, частный собиратель имеет право на раритет точно так же, как музей».

Лев Готгельф извинился перед жертвователями и аудиторией музея за эту «грустную историю», договорился с краудфандинговой платформой о возврате денег и пригласил всех в музей — в том числе Ильина.

«Обещаю, что никаких упреков и тем более эксцессов не будет. Просто в гости», — заключил Готгельф.

18 января 2018 - 12:46
В Ярославле открылась выставка, посвященная юбилею выпуска двухэтажного троллейбуса

В Ярославле открылась выставка, посвященная 80-летию выпуска первого отечественного двухэтажного троллейбуса. Его сделали в 1938 году на Ярославском автомобильном заводе. Такие троллейбусы строили только в Великобритании и Ярославле.

В Ярославле открылась выставка, посвященная юбилею выпуска двухэтажного троллейбуса

Инициатором и идейным вдохновителем выставки стал ярославский предприниматель и коллекционер Андрей Лагузов. В экспозицию вошли модели самого двухэтажного троллейбуса и другого городского транспорта, выпущенного в Ярославской области. Первый автобус был также построен в регионе.

На выставку пригласили конструкторов и испытателей моторного завода и всех, кто причастен к истории создания двухэтажного троллейбуса. «Например, здесь присутствует Сергей Трунин. Его дедушка принимал участие в сдаче первого троллейбуса специальной московской комиссии 22 июня 1938 года», — рассказал Андрей Лагузов.

Выставка открылась в правительстве Ярославской области. Вход на нее по паспорту.

Читайте также«В Великобритании откроется выставка ярославского фотохудожника».

26 мая 2017 - 14:48
Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером

26 марта почетный председатель голландского общества коллекционеров господин Ван Райкефорсел передал в дар Ярославскому художественному музею серию акварелей и предметы из архива русского художника Григория Яковлева. Рассказываем, почему это событие важно не только для музея, но и для русского искусства в целом.

Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Спонтанная покупка

Почти тридцать лет назад, в 1990 году, господин Ван Райкефорсел вместе со своим братом был в Москве. Еще в Голландии им посоветовали заглянуть к некоему актиквару, у которого можно найти любопытные вещицы. Будучи любителями искусства, братья не пренебрегли советом. Именно так состоялась их встреча с серией из 78 акварелей и семи предметов из архива (фотографии и письма) Григория Григорьевича Яковлева, офицера русской армии.

— Меня поразило качество коллекции и очень артистичное исполнение, — вспоминает Ван Райкефорсел. — Я увидел, что это был выдающийся художник, до сих пор никому не известный. Купил не я, купил мой брат. Он умер 10 лет назад. Коллекция осталась у меня.

Тот продавец антиквариата ничего не мог рассказать о Григории Яковлеве и о том, откуда к нему попали эти работы. Господин Ван Райкефорсел благодаря архиву смог установить немногое: художник родился в 1891 году в Санкт-Петербурге, в 1916–1918 годах служил в действующей армии, сначала в чине прапорщика, затем подпоручика в пехотных войсках. Был в Виленской, Волынской, Минской и Бессарабской губерниях, участвовал в Брусиловском выступлении. Последнее письма Яковлева брату Вадиму датировано 26 сентября 1920 года. В нем художник, все еще находившийся в армии, пишет о заканчивающемся 29 сентября отпуске. Неизвестно, что с ним случилось в дальнейшем, где и когда он умер.


Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Голландцы в ЯХМ

Сам по себе случай, когда коллекционер передает музею дар, нередкий. Но почему вдруг любитель искусства из Голландии обращается к Ярославскому художественному музею? Оказывается, некогда он вместе со своей группой коллекционеров случайно попал в Ярославль («Случайно», — повторяет Ван Райкефорсел).

— Нас здесь принимали хорошо, принимал директор. Показали все, в том числе и хранилище. До сих пор я помню, как мы сидим в автобусе, а у входа в музей стоят и машут нам директор и трое сотрудников. И качество коллекции произвело на меня впечатление. Поэтому я уверен, что коллекция оказывается в надежных руках, где ей самое место, — говорит Ван Райкефорсел.

Музей принимает дар, понимая, какую работу предстоит провести в ближайшие годы.

— Мы будем изучать коллекцию, стремиться найти другие акварели художника, если они, конечно, сохранились. Может быть, привлечем к этой деятельности коллег. Я думаю, что-то должно остаться, — отмечает заместитель директора музея Алексей Федорчук.

У господина Ван Райкефорсела только одна просьба: получить оцифрованный архив на память и публикации с результатами исследований искусствоведов.

Культурные связи

Четыре фотографии, три письма и 78 акварелей, — вот, что пополнило фонды Ярославского художественного. Рисунки небольшого формата из альбомов и блокнотов отражают жанровые сцены, пейзажи, солдатский быт. Ван Райкефорсел, называя себя любителем, отмечает высокую художественную ценность работ Григория Яковлева. Алексей Федорчук солидарен с такой позицией. Есть первые догадки относительно учебного заведения, где Яковлев получил художественное образование. Стиль письма напоминает тот, что прививается ученикам Строгановского училища. Но, подчеркнем, пока это лишь предположение.

Дар ценен не только этими свойствами. Алексей Федорчук, говоря о ситуации в целом, замечает, что она открывает новые возможности для музея в плане исследования взаимодействия культур:

— В последнее время мы увлечены изучением того, что россиян привлекает в зарубежном искусстве. Сейчас перед нами поле для изучения обратного процесса: что европейцев привлекает в русском искусстве? Ведь тогда, будучи в Москве, братья Райкефорсел что-то отметили для себя в этих акварелях. Что именно для них было важно? Что заставило купить всю коллекцию?

Пока предметы из коллекции останутся в хранилище музея. Сотрудники обещают, что выставка работ рано или поздно состоится. Уже представляем, какими будут заголовки: «Спустя век состоится первая выставка военных зарисовок неизвестного ранее художника Григория Яковлева».

Реклама
Закрыть
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет