Киношкола

30 ноября 2017 в 14:39
Переосмысленный Гоголь, блокадный Ленинград и человеческие судьбы языком кино: итоги Всероссийского Питчинга дебютантов

В Ярославле прошел второй питчинг в рамках Всероссийского Питчинга дебютантов — конкурс сценариев и кинопроектов. Начинающие сценаристы, режиссеры и продюсеры защитили свои истории перед экспертами киноиндустрии. «Яркуб» рассказывает о проектах из шорт-листа.

Переосмысленный Гоголь, блокадный Ленинград и человеческие судьбы языком кино: итоги Всероссийского Питчинга дебютантов

В Ярославле прошел второй питчинг в рамках Всероссийского Питчинга дебютантов — конкурс сценариев и кинопроектов. Начинающие сценаристы, режиссеры и продюсеры защитили свои истории перед экспертами киноиндустрии. «Яркуб» рассказывает о проектах из шорт-листа.

«Творчеством занимаюсь с шести лет. Начинал со стихов, потом пробовал перо в прозе — статьи, рассказы, эссе. Однажды услышал, что знакомый собрался собственными силами снимать сериал. Мы его так и не сняли, но сценарии пишу до сих пор», — рассказывает победитель Питчинга в номинации «Короткометражное кино» Григорий Кукушкин. Жюри отметило его историю «Васька», которая начинается в марте 1941 года. Ленинград. Типичная семья: мать — шеф-повар в ресторане, отец — интеллигент и добряк, 17-летний Ромка с далеко не сахарным характером и кот Васька, которому от Ромки часто достается. Полгода спустя в дом приходят мороз и голод. Отец умер. Кот все еще жив стараниями ослабшей матери. Она, наконец, не в силах вынести голод, шепчет в бреду: «Я так хочу мяса…» Ромка с топором в руке ищет в комнате кота. Тот вдруг кладет к ногам хозяина задушенную мышь.

Григорий Кукушкин переосмыслил сюжеты о кошках в блокадном Ленинграде и выживании в те голодные годы. «Но сценарий вообще не о блокаде. Я люблю животных, и знаю немало историй о том, как они спасали людей. Мне хотелось что-то об этом написать. Но кино — это всегда конфликт, драма. Мне нужен был фон, максимально обостривший ситуацию. Этим фоном стал голодный Ленинград».

Кукушкину также близка тема подросткового самоопределения. В короткий список финалистов Питчинга попал его сценарий полнометражной картины «Великодушный». Выпускник Женя не ставит цели на будущее, он привык наслаждаться настоящим. Но простым школьником его не назовешь: парень неравнодушен к бедам окружающих, его кредо — помогать. Женя кидается на помощь бабушке-дворнику, когда та не может оттащить ветку от дороги, «запирает»грабителя, случайно замеченного внутри магазина, а в конце сдает полиции директора НКО, якобы собирающей деньги на благотворительность. Параллельно молодой человек ищет свое место в мире, встречается и расстается с девушками и раскрывает семейную тайну. Фильм по этому сценарию автоматически окрестили бы добрым и жизнеутверждающим. «Буду пробиваться с полным метром и „Васькой“ на следующих питчингах. Кино — высококонкурентный бизнес. Чтобы попасть в обойму, нужно все время писать сценарии и участвовать во всевозможных конкурсах», — считает Григорий.

Первый приз в номинации «Полнометражное кино и сериалы» жюри отдало «Ревизору» новосибирского кинопредпринимателя Маргариты Волковой. Маргарита представила сценарий развлекательного фильма, основанного на комедии Гоголя. Синопсис можно передать в трех предложениях. В городе Н. преуспевающие девелоперы готовятся продать проблемный объект в сомнительном районе. Китайский инвестор медлит: прежде чем подписать документы, партнеры хотят тщательно проверить риски. В это время, по слухам, в город должен приехать блогер Арсений Лебедь, публичная критика которого может сорвать многомиллионную сделку.

«Наша команда уже сняла несколько короткометражек, и мы постепенно идем к полному метру. И мы отдаем себе отчет в том, что история должна быть качественная, серьезная, настоящая. Это основа любого проекта, любого фильма», — размышляет Маргарита. «Почему Гоголь? Три года назад я поступала в Новосибирский театральный университет, и это была тема моего вступительного экзамена. Уже тогда я понимала: это не театральная постановка, а кино».

«Ревизор» Волковой аккумулировал актуальные городские темы: строительство, зарубежные инвестиции, бизнес-махинации и политика, влияние блогеров на общественное мнение, пиар и социальные сети. Проект получил дополнительный приз — кураторство «Русской Фильм Группы». Впереди много работы: «Структура есть, но сценарий, как говорится, не пишут, а переписывают. Так вот переписать нам его нужно еще раз пять». Маргарита совмещает в себе несколько ипостасей: режиссер, продюсер, сценарист, актер: «Сценарное дело требует максимальной концентрации внимания. Совмещать все вместе сложно, но на региональном уровне других вариантов нет. А еще важно запускать собственные проекты с нуля. Это сильнее и честнее, чем брать на реализацию чужие работы».

Специальный приз — карту кинематографиста и бесплатную аренду техники — получил проект Дениса Кудрявцева из Москвы. На питчинге Денис защищал сериал «Магнитная аномалия». Тему путешествия во времени автор скрестил с детективом. По сюжету компания молодых людей приехала на фотосессию в заброшенный лагерь. После клинической смерти во время игры «усыплялочка» Влад начал видеть прошлое и даже воздействовать на него. Узнав о его способностях, сторож Володя и его подруга Алена решили предотвратить трагедию в прошлом. Таинственный убийца мешает им, перемещаясь между мирами мятущимся духом. Ребята пытаются помешать ему, вот только настоящее, как в рассказе Рэя Бредбери «И грянул гром», меняется в зависимости от изменений в прошлом.

Еще один приз от партнеров Питчинга, поддержка Молодежного центра Союза кинематографистов РФ, достался сериалу «Хамелеон» Сергея Рядовкина, Игоря Ларина и Игоря Зобницева. Здесь параллели с русской классикой не совсем уместны: главный герой больше походит на Шерлока Холмса в его пристрастии к смене образов и Эраста Фандорина — во владении древним японским боевым искусством. Способность к перевоплощению дает возможность раскрывать запутанные дела. Частный детектив уверен, что творческий подход к делу, грим, переодевание и импровизация — залог успеха. Его настоящее лицо никто не видел, и в работе ему помогают характерные персонажи: женщина-эксперт, осведомитель из криминального мира, студент-программист. Да, напоминает «Шерлока», но только ли «Шерлоком» единым?

Руководитель ярославской киношколы «MR. FILM» Владислав Дианов по итогам Питчинга и «на будущее» сказал: «От дебютантов мы ждем недорогих в реализации и интересных проектов. В коротком метре важно показать свой профессионализм и кинематографическое мышление. Не сняв короткий метр, представляя сразу полный, сложно убедить экспертов, что ты сделаешь его хорошо. Особенно если ты дебютант без образования». Маргарита Волкова, у которой за плечами несколько короткометражек, уверена, что Питчинг и похожие на него проекты — хороший шанс, который дорогого стоит. «Я надеюсь, что через год-другой эти плоды начнут созревать. В регионах появляются вертикальные лифты для кинематографистов, что радует. Пока же у нас одна возможность заявить о себе — сразу показать качественную большую работу, которую заметят».

Фотография Влада Поронго

13 ноября 2017 в 10:22
В Ярославле идет прием заявок на Первый Всероссийский Питчинг дебютантов

22—23 ноября в рамках XXIV Международного Фестиваля актеров кино в Ярославле пройдет конкурс сценариев и кинопроектов. Молодые российские сценаристы, режиссеры и продюсеры представят проекты перед профессионалами, а лучшие работы в дальнейшем получат запуск в производство.

В Ярославле идет прием заявок на Первый Всероссийский Питчинг дебютантов

22—23 ноября в рамках XXIV Международного Фестиваля актеров кино в Ярославле пройдет конкурс сценариев и кинопроектов. Молодые российские сценаристы, режиссеры и продюсеры представят проекты перед профессионалами, а лучшие работы в дальнейшем получат запуск в производство.

В экспертный совет Питчинга войдут российские продюсеры, сценаристы и режиссеры. Они дадут обратную связь и помогут в реализации проектов лучшим авторам.

Конкурс пройдет в два этапа.

1. Анкета. Оставить заявку можно в форме для участников.

2. Отправка сценария. Авторы отобранных сценариев приедут на очную защиту в Ярославский Камерный театр.

По результатам отбора пять проектов по номинациям «игровое полнометражное», «игровое короткометражное», «документальное (полнометражное и короткометражное)» их авторы защитят перед профессионалами киноиндустрии.

По итогам Питчинга Экспертный совет определит лауреатов в каждой номинации. Они получат денежные призы от Союза кинематографистов России и письмо поддержки от Союза поддержки от Союза кинематографистов России в Министерство культуры РФ для возможной дальнейшей реализации проектов.

Будут и другие призы: продюсирование проектов, поддержка в их реализации, практика на студии, сертификаты от образовательных партнеров, бесплатное предоставление или скидки на услуги в области кинематографа.

Заявки принимают до 20 ноября 2017 года включительно.

Читайте также«Ярославль — богатая киноплощадка»: Борис Хлебников о том, почему ярославцы неправильно его поняли».

13 марта 2017 в 13:54
«Здравствуй, последний герой!»: как в Ярославле снимали короткометражное кино

Киношкола «MR. FILM» запустила в производство короткий метр «Здравствуй, последний герой!». Лента расскажет историю заведующего Музеем Боевой славы Михаила, которому поручено найти родственников погибшего в Великой Отечественной войне солдата. «ЯрКуб» узнал подробности съемок.

«Здравствуй, последний герой!»: как в Ярославле снимали короткометражное кино

«Здравствуй, последний герой»: как в Ярославле снимали короткометражное кино«Здравствуй, последний герой»: как в Ярославле снимали короткометражное кино


Киношкола «MR. FILM» запустила в производство короткий метр «Здравствуй, последний герой!». Лента расскажет историю заведующего Музеем Боевой славы Михаила, которому поручено найти родственников погибшего в Великой Отечественной войне солдата. «ЯрКуб» узнал подробности съемок.

В Ярославле киношкола открылась в сентябре 2016 года, и фильм «Здравствуй, последний герой!» — не что иное, как дипломная работа. Сценарий, который победил на внутреннем питчинге школы, написал Елисей Липский, 

— Елисей учился у нас сценарному делу. Он работал в Музее Боевой Славы, так что тема ему близка, — рассказывает руководитель киношколы Владислав Дианов. — По итогам курса мы получили несколько хороших сценариев, так как многие авторы писали о знакомых им вещах.

Владислав говорит, что конечная цель — создать качественное кино, а не столько учебную работу. Поэтому в съемочную группу пригласили режиссера и оператора из столицы. Почему не ограничились собственными силами? Продюсеры, в качестве которых выступают Юлия Лебедева и Владислав Дианов, хотят подать заявку на участие в «Кинотавре», который в этом году пройдет в Сочи с 4 по 11 июня. 

— Прием заявок заканчивается 7 апреля, нам нужно постараться выслать один из финальных вариантов фильма. Если мы пройдем отбор, премьера состоится в Сочи. Показ в Ярославле пройдет позже, — делится Владислав Дианов. — Еще мы хотим сделать альманах из фильмов на такую тематику и пустить его в прокат по примеру других регионов. Например, режиссер Айнур Аскаров из Уфы только в Башкортостане заработал около миллиона рублей, хотя традиционно короткий метр ничего не собирает в прокате.


«Здравствуй, последний герой»: как в Ярославле снимали короткометражное кино«Здравствуй, последний герой»: как в Ярославле снимали короткометражное кино


О чем же «Здравствуй, последний герой!»? Михаилу (актер Антон Ощепков) поступило срочное задание от руководителя Департамента Культуры Мамаева Виктора Сергеевича (актер Владимир Гусев): найти в течение семи дней родственников павшего рядового Козлова, более 70 лет числившегося пропавшим без вести, чтобы в дальнейшем устроить его торжественное захоронение. К этой непростой задаче добавляются противостояние Михаила властям, ради пиара готовым пойти на подлог, и непонимание со стороны жены (актриса Елена-Ярослава Мазо). Среди локаций, использованных в съемках, кроме Музея числятся ДК им. Добрынина, библиотека им. Лермонтова и МУБиНТ, кроме того, были и натурные съемки на улицах Ярославля. Кстати, в библиотеке съемочная группа нашла актрису второго плана на роль пожилой женщины, которая также ищет своего отца, пропавшего без вести в Великую Отечественную Войну — Ирину Хоновну Шихваргер. Также на экране зрители увидят Замиру Колхиеву, Татьяну Малькову, Татьяну Гришкову, Виталия Стужева, Сергея Генкина, Дмитрия Арбенина, Михаила Асанкина.

У съемочной группы впереди монтаж, озвучка и цветокоррекция. Также продюсеры хотят добавить оригинальный саундтрек, который мог бы жить и вне фильма. Лента длиной 30 минут на деле оборачивается месяцами упорной работы. Стоило ли оно того? Увидим уже в этом году.

Фотографии Натальи Глуховой

20 декабря 2016 в 15:34
Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»

Российский киновед и культуролог, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов впервые прочитал в Ярославле открытую лекцию о предпосылках, особенностях и тенденциях современного кинематографа. «ЯрКуб» предлагает читателям ее подробный конспект.

Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»

Лекция Разлогова, который, помимо прочего, уже 15 лет ведет передачу «Культ кино» на телеканале «Культура», состоялась благодаря киношколе MR.FILM. Кирилл Эмильевич вошел в зал Камерного театра загодя, переспросил, о чем он обещал рассказать слушателям. Несколько минут на подготовку — и аудитория уже свыкается с мыслью об относительности термина «современное кино».


Я начинал читать лекции о современном кинематографе в то время, когда телевизор вытеснял кино.

С падением посещаемости кинотеатров под воздействием распространения телевидения кино превращалось в искусство для избранных. Центр тяжести развития мирового кинематографа переместился в Европу, где формировалась французская «новая волна», начинали работать крупнейшие режиссеры Феллини, Антониони и Висконти. Шел процесс интеллектуализации кинематографа. Я рассказывал о том, что приход этого нового поколения совершенно обновил киноязык и экономику. Под воздействием телевидения значительная часть людей разошлась по домам смотреть телевизор, верность кино сохранили, в основном, интеллигенция, студенты и молодые люди. Тогда все были молодые — критики, зрители, кинематографисты. Возникало ощущение единого поколения, для которого кино стало важнейшим из искусств, каким оно было первые годы после Октябрьской революции. Для меня это было естественно. Мне было 14–16 лет, я увлекался кинематографом, открывал его для себя. Именно это я считал современным кинопроцессом.


Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»

Кадр из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь»


По прошествии 10–20 лет чтения этого курса я вдруг с ужасом понял, что для подавляющего большинства моих слушателей все это такая глубокая история, какой для меня были в те же годы Фриц Ланг, Евгений Францевич Бауэр и чуть ли не братья Люмьер. Я читал студентам некую часть курса истории кино, которая давно уже осталась в прошлом. Оставалось задать себе вопрос: с чего для них начинается современное кино? Пришел к выводу, что точка отсчета — когда Голливуд вернул себе статус центра кинопроизводства. Более того, он перестал быть частью американской культуры и включился в мировую культуру, планетарную, транснациональную. Это пришлось на события 1968 года, переломного года.


Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»

Кадр из фильма Уильяма Уайлера «Бен-Гур»


Голливуд вернул себе художественный престиж и аудиторию после выхода фильмов Артура Пенна. Вернул парадоксально — с помощью фильмов-катастроф и супербогатых постановок. Парадокс в том, что эта стратегия не сработала двумя десятилетиями ранее, когда были и колоссальные бюджеты, и широкий экран, и цвет, но прибыль отсутствовала. Одним из дорогостоящих фильмов, который принес своим создателям деньги, был «Бен-Гур» Уильяма Уайлера, обладатель 11 «Оскаров». Я вспоминаю об этом сейчас, потому что Тимур Бекмамбетов попытался сделать ремейк «Бен-Гура». Тимур человек талантливый, разнообразно одаренный, но обращение к классике прошлого ему не удается. И, по-моему, «Ирония Судьбы. Продолжение» (пусть коммерческая задача была решена не без помощи «Первого канала», фильм собрал много зрителей) — картина позорная по отношению к наследию Рязанова. Не потому что плохо сыграна, а потому что нельзя разрушать мечты целого поколения. И «Бен-Гур» был неудачным опытом, потому что его стали сопоставлять с фильмом 1959 года. Хотя лихо поставлена гонка колесниц, она не компенсирует провальные моменты. Другие, знаменитые ныне картины времени «Бен-Гура» — «Клеопатра», «Спартак», принесли лишь потерю денег. Они были очень дорогими. Прибыльными оказались другие, такие как «Кузены» Шаброля. «Кузены» — одна из первых работ режиссера, которую создавали на небольшие средства практически командой энтузиастов. Такая экономика оказалась действенной, после этого во Франции 90% выходивших фильмов были дебютами.

Но Голливуд сообразил, что к чему, перестроился. Процесс начался с фильма «Погоня» Артура Пенна, который по-своему переворачивал мифологию вестерна, а затем разрушал ее совсем. После был «Маленький большой человек», а потом пришло новое поколение — Спилберг, Лукас, Скорсезе и Коппола.


Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»

Кадр из фильма Артура Пенна «Маленький большой человек»


Чем это поколение отличалось от французской «Новой волны»? Нововолновцы отказывались от профессиональной подготовки, учились кинематографу в зале «Синематеки» — то есть, в кинотеатре. Новое поколение Голливуда — люди, выросшие на телевидении. Сейчас смешно, но для меня это было открытием. Я повел дочку первый раз в кино. А она мне сказала: «Папа, смотри, какой большой телевизор!». Я тогда писал большое исследование о различиях кино и телевидения, в нем говорил, что первое породило второе… Но другое поколение, частью которого была моя дочка, считало телевизор первичным. Это и характеризовало подход тех режиссеров. Тогда, в конце 60-х годов, продюсер уже становился важнее режиссера. Первым стал Джордж Лукас, который запустил франшизу «Звездные войны». Но для того, чтобы это случилось, нужно было ждать семь лет (первый фильм саги «Звездные войны» вышел в 1977 году — прим. ред.). А в начале 70-х появились «Приключения Посейдона»Рональда Нима, фильм-катастрофа «Челюсти» и целый ряд картин, подобных тем, что американские компании делали в 50-е годы и проиграли. Новые фильмы завоевали ту нишу, которую сегодня принято называть «просто кино». Сейчас мы живем в мире, где есть просто кино и все остальное — артхаус, фестивальное кино, кино как искусство и так далее.

И тогда я начал читать курс современного кинематографа именно с того, что это деление стало исходной точкой. Вам легко понять, а я жил в другом мире. Основной поток фильмов состоял из работ Феллини, Антониони и Висконти, и было плохое кино, которое называлось коммерческим. Исполнялась одна из общих закономерностей культурологи, родившаяся вместе с авангардом: самое совершенное произведение поймут лишь сам автор и Господь Бог. И вдруг этот постулат столкнулся с голливудской идеей «если никто не посмотрит — делать незачем».

Несколько лет назад мне вновь пришлось осознать, что студенты изменились. Они перестали понимать феномен «Звездных войн». Заодно на кафедре киноведения ВГИКа, куда я пришел преподавать, мы с коллегами обсудили вопрос о делении между курсом истории кино и семинаром по современному кинопроцессу. Я пришел к выводу, что очередной перелом произошел, когда телевизионные сериалы стали центром духовной жизни. Когда это началось? Для меня есть определенная дата. Это был 1990-й год. Мои американские друзья позвонили и сказали, что нужно обязательно посмотреть три первых серии сериала «Твин Пикс», сделанного Дэвидом Линчем. С того момента кино ушло на периферию спецэффектов, 3D и прочего монтажа аттракционов, воскрешая идею Эйзенштейна. В центральные для культуры вещи ушли в сериалы. Для кого-то началом нового этапа стал не «Твин Пикс», который был все-таки зрелищем для гурманов, а «Клан Сопрано», сделанный для всех. Телевидение удовлетворяет жажду слушать истории, которая никуда не делать. Кино занимается другим.


Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»Конспект: лекция Кирилла Разлогова «Современный кинематограф»

Кадр из сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча


С момента выхода первых серий «Твин Пикс» прошло 26 лет. Наверное, сейчас начинается новый этап, новое современное кино. Какое оно? Я не знаю. Есть простые вещи, такие как короткометражки в Интернете и YouTube, но они ничего не решают. Очевидно, что наблюдается содержательный кризис киноиндустрии. Почему возникла мода на сериалы? Они резонируют с обществом, поднимают важные проблемы, актуализируют их. А на экране в это время триумф Эйзенштейна. Зрителям по 15 лет, критикам — по 50. Никакой единой позиции, которая была во время моей юности, нет. Критикам нравится одно, зрителям другое, начальству — третье. И начальству хочется, чтобы все смотрели российские фильмы. А те российские фильмы, которые нравятся начальству, никто не будет смотреть в горячечном бреду… В такой каше мы живем. Приходит в голову народная мысль: «Холера развивается нормально».»

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет