Илья золотков
В 120 километрах от Ярославля на территории курорта Ярославское взморье, буквально на побережье Рыбинского водохранилища есть деревня Калита. Возле деревни компания «Наши Авиалинии» строит частный аэродром, который обещает быть самым современным в мире. «Яркуб» познакомился с проектом, его создателями — и полетал на легендарном самолете АН-2.
«Захотелось собрать экосообщество людей по интересам»
Найти путь к аэродрому очень просто. Мы выехали из Ярославля в сторону Рыбинска, забили в навигаторе Калиту и были на месте спустя чуть больше, чем полтора часа. По дороге начался дождь. Чувствуется, что рядом большая вода — погода постоянно меняется.
Подъезжая к площадке, заметили, как на фоне стального неба наметилась черточка, растущая по мере приближения к земле. Рокоча, на грунтовую полосу сел АН-2, выкрашенный в цвета «Наших Авиалиний». Засуетились техники.
У домика техников нас встретили руководитель проекта Марина Коткова и руководитель медиаотдела Юлия Щербакова.
— Пойдемте в наш ангар, — предложила Марина.
Ангар уникальный. Он появился в самом начале пути компании, менял свое место дислокации, теперь претерпевает трансформацию — к нему добавляют бэк-офиc со стеклянными стенами. Именно там, в полном света и воздуха помещении, Марина рассказала о больших планах команды.
— Ангар предназначен для того, чтобы заниматься ремонтом и обслуживанием самолетов. А в бэк-офисе мы разместим технические службы, документацию, будем заниматься обучением пилотов. Здесь будут наглядная агитация, большой стол с картами, чтобы подготовиться к полетам. Дальше предполагается строительство других ангаров, которые предназначены для базировки самолетов. Открытые стоянки тоже обустроим. В скором времени у нас будет много самолетов, которые нужно где-то хранить. Плюс мы будем предлагать всем желающим разнообразные условия для базировки ВС, их технического обслуживания и топливной заправки.
За домом техников, где создан почти что санаторий для персонала, стоит домик с панорамным остеклением первого этажа. Это столовая для персонала и кафе для гостей, где можно будет выпить кофе и перекусить с видом на взлетно-посадочную полосу. Вдалеке блестит озеро, берега которого выложены крупными камнями, высится березовая рощица.
«Во-первых, это очень красивое место»
— Озер у нас два. Местность, выбранная для строительства аэродрома, была заболоченной. Мы занялись мелиорацией — теперь под полосой у нас лежит большущая труба, в которой течет река, а с двух сторон — озера. Решили, что правильно на берегу одного из них построить наш офис, где будет большая кают-компания для встреч и обсуждения прожитого дня. Территорию рядом превратим в ландшафтный парк, — продолжает Марина Коткова.
Откуда вообще корни проекта, почему вдруг здесь — аэродром? Марина понимающе улыбается.
— Захотелось создать экосообщество людей по интересам. Мы все любим самолеты, любим летать, любим путешествовать. Когда собирается группа таких людей, все быстро делается, никому не требуется объяснять, зачем все это. Почему в этом месте? Во-первых, это очень красивое место. Во-вторых, мы предполагаем, что гости Ярославского Взморья будут прилетать на своих самолетах и, пока они отдыхают у партнеров и отлично проводят время, мы сможем эти самолеты обслужить и подготовить к полету. Поэтому решение здесь обосноваться было принято. И нас, по большому счету, все устраивает.
Залог реализации задуманного— свои аэродром и самолеты. В парке «Наших Авиалиний» АН-2, ЯК-52, по два экземпляра ЯК-18Т и ИЛ-103. Их модернизируют и доводят до уровня современных, сохраняя дух, заложенный создателями. Мы выходим на площадку перед ангаром, чтобы взглянуть на самолеты поближе. Слушаем рассказ о ЯК-52, на котором исполняются все без исключения фигуры высшего пилотажа.
— Машины просто замечательные. Мы считаем, что после модернизации эти самолеты будут иметь спрос среди желающих полетать.
Грунтовая взлетно-посадочная полоса выглядит отлично уже на второй год
«Поначалу мы работали тихо, но о нас все равно узнали»
Полюбовавшись самолетами, в компании Юлии Щербаковой мы отправились на прогулку по грунтовой взлетно-посадочной полосе. На самом деле, эта полоса выглядит, скорее, как луг — так и хочется поймать среди сочной зелени ромашки да колокольчики.
Параллельно идет строительство асфальтобетонной взлетно-посадочной полосы. И вот тут мы слышим удивительное: для нее устроят подогрев, чтобы в холодное время не было ни следа льда и снега! Подогреваемыми будут и дорожки на территории городка — «мы очень ленивые, чтобы чистить снег», острит команда. Ничего подобного в России пока нет. Лень, в общем-то, даже не при чем — главное, что безопасность полетов зимой серьезно повысится.
— Про нашу грунтовую полосу шутят, что на нее можно садиться поперек. Мы сами не ожидали, что она получится такой широкой. В принципе, это безопаснее, хорошо, что она такая. Здесь уже выровняли площадку, проложили коммуникации под подогреваемую полосу. Занимаемся подсветкой — ночным стартом.
Юлия вспоминает наш вопрос о том, почему аэродром решили устраивать на Ярославском взморье.
— Все знают «Бухту Коприно», а тут 14 подпроектов, просто не такие известные. Многие не рассказывают о себе. На полуострове развивается хорошая инфраструктура, мы смотрели-смотрели — и не нашли более подходящего места для нас. Был варианты базы на Камчатке, но это далековато. Мы все ярославские, из разных сфер, но нас объединяет авиация. Сейчас мы хотим развиться как авиакомпания, сделать упор на перевозки. Дружим с другими базами. Маленьких аэродромов немного: мы всех знаем, нас все знают. Хотя иногда еще спрашивают — где это Взморье? Мы сначала работали тихо, но потом все стали узнавать, интересоваться, приезжать.
Соседство с базой отдыха, куда зачастую приезжают деловые туристы, «Нашим Авиалиниям» на руку. Когда парк компании пополнится 20-местными самолетами, гостей можно будет свободно доставлять на место и домой. И, конечно, когда кто-то прилетает на своих самолетах, всегда есть возможность оставить технику для обслуживания и заправки.
Легендарный АН-2, брендированный «Нашими Авиалиниями»
«От винта!»
Всех, кто узнает об аэродроме на Взморье и «Наших Авиалиниях», интересует один вопрос: можно ли полетать? Юлия начинает издалека:
— В первую очередь, нам важно организовать работу так, чтобы создать все условия для гостей, прилетающих на своих самолетах и вертолетах. Следующая перспективная задача — коммерческие полеты. Нам хотелось бы регулярно предоставлять возможность быстро добраться до Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, событийных площадок.
«Полеты ради Полета», по хорошему прогнозу, запустят уже в сезоне 2021 года.
— Ожидаемо, что многие отдыхающие поблизости, да и ярославцы, захотят не просто побывать в гостях и осмотреть летающие модели советских и российских самолетов легкой авиации легендарных конструкторских бюро, не только понаблюдать за отработкой пилотами навыков, но и лично насладиться полетом и видами, — продолжает Юлия.
Нам посчастливилось испытать то, чего другим придется подождать как минимум год — полет на АН-2. Красавец-самолет, увиденный нами во время прибытия, решили облетать еще раз.
— Держитесь во время посадки, — напутствовали нам.
Салон у «Аннушки» аскетичный, поскольку парашютистам не так чтобы важно добираться до точки начала прыжка с комфортом. Мы забираемся на первые в ряду сиденья, так как это важно с точки зрения балансировки самолета. Пока пилоты устраиваются в креслах и проводят все подготовительные этапы, успеваем забыть о волнении. И все же, когда по траве на полосе проходят воздушные волны одна за другой, что-то внутри подрагивает — от легкого страха и предвкушения полета одновременно.
Вот, наконец, слышно четкое: «От винта!» Самолет разворачивается, отправляется на позицию старта. «Земля, прощай! В добрый путь!» — всплывают в голове слова из сказки. Разгон, взлет — и вот мы уже плавно достигли высоты 300 метров.
С высоты полета открывается вид на разливы Волги
АН-2 достаточно маневренный, повороты проходит за секунды. Держим курс на Волгу. Водная гладь простирается под нами, на поверхности реки видно легкие барашки волн. Река уходит к горизонту, сливаясь с небом, так что кажется, что они — одно целое. Поворот — и под нами уже плывет сочная зелень леса, то тут, то там среди листвы мелькают крыши домов.
Два круга проходят совершенно незаметно. Пилоты направляют самолет обратно вниз, на базу. Напрасно нас наставляли держаться — посадка проходит совершенно незаметно. Так, легкий толчок.
— Это было потрясающе, — одновременно выдыхаем мы и спрыгиваем на землю.
Вид сверху на Спортивный городок
«Стоять на своем аэродроме и на чужом — это разные вещи»
— Ну как? — Спрашивает нас один из пилотов.
Он не просто пилот — это инвестор проекта, IT-предприниматель Илья Золотков.
— Любовь к самолетам, на самом деле, она у каждого мужчины с детства. Если мужчина еще и технарь, то это болезнь. Я в авиацию в 2014 году пришел, когда зарождалась местная Федерация самолетного спорта. Мне даже удалось выучиться на маленьком самолете Sierra до самостоятельного вылета, но потом все пошло не так гладко, как хотелось бы. В итоге учился трижды. Дальше — больше. Хобби должно перерасти в профессию, тем более что у нас скопилась уже критическая масса любителей. Большинство из них — представители моей компании. Приняли решение, что нужен свой аэродром. Стоять на своем аэродроме и стоять на чужом аэродроме — это разные вещи. Поэтому нисколько не жалею, что мы начали.
Илья по-своему описывает каждый из увиденных нами до полета объектов в городке. Тут же выясняется, что у городка и название есть — Спортивный.
— Так повелось, что городок этот называется Спортивный, потому что у нас малая спортивная авиация, обучение будет, естественно, ознакомительные полеты.
Мы с Ильей беседуем о том, как в проекте органично сплетаются IT-технологии и авиация. Айтишники будут курировать стройку подогреваемой полосы, дальше за озером появится дата-центр, бросовым теплом с которого получится обогревать целую деревню. Спрашиваем: а что хотелось бы реализовать поскорее?
— Прямо первоочередное — чтобы у меня постоянно трудились здесь как минимум 15 сотрудников, чтобы все они говорили: у нас все есть, все хорошо, можем работать дальше. Вот такое плато хочется увидеть, чтобы оттолкнуться и совершить остальное задуманное. Я не говорю сейчас, что хочется дата-центр, срочно надо бежать закатывать асфальт. Нет, все это пойдет своим чередом. Мы развиваемся параллельно с аэродромом. Мы не очень большая компания — нас 70 человек.
Не очень большая компания?
— Это сейчас 70, а начинали втроем. Сами не ожидали, что все это в такой масштабный инвестиционный проект перерастет. Но, сами судите, конкурентов у нас ближе Москвы нет. Мы запустили топливную тему, поскольку находимся между Москвой и Петербургом. Тем, кто летит, удобно садиться на заправку. Даже если нас вообще не предупреждали, прилетели, постаравшись ничего не сбить (Золотков улыбается — прим. автора), — мы заправим. Предложим в отель отвезти, если захочется остаться, самолет обслужить — предполетка, послеполетка. Техсостав у нас на это подготовлен. Вот такой проект. Ни одним словом, ни одним предложением не описать.
Илья отправляется обсуждать только что завершившийся полет. Нам же на прощание выдают по банке сгущенки — сладко, вкусно, «мжвячно», как гласит этикетка. С намеком на классическую этикетку сгущенки окрашена машина заправщика.
Фотошоп-шутка переросла в концепцию оформления заправщика и сувениров
— Решили пошутить, посмотрели на этикетку, наложили в фотошопе... Теперь тут ходят шуточки — зарядись сгущенкой. Вы приезжайте еще, впереди столько новенького — курсы пилотов, IT-стройка, поселок программистов, — провожают Юлия и Марина.
И мы, конечно, очень хотим вернуться.
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов