Игорь пивоваров

16 октября 2018 - 10:11
«Если бы каждый не старался непременно убедить другого в своей правде, люди, может быть, реже воевали бы». Премьера первого спектакля театрального проекта «ProGOn» по мотивам «Время жить и время умирать»

Премьера спектакля театрального проекта «ProGOn» по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Время жить и время умирать» прошла в «Подбелке» 15 октября. «Яркуб» погрузился в интерпретацию истории Элизабет Крузе и Эрнста Гребера, финал которой — кульминация и вопрос.

«Если бы каждый не старался непременно убедить другого в своей правде, люди, может быть, реже воевали бы». Премьера первого спектакля театрального проекта «ProGOn» по мотивам «Время жить и время умирать»

Время действия в антивоенном романе Ремарка «Время жить и время умирать» — 1944 год. Эрнст Гребер, получив короткий отпуск, возвращается в родной город, превращенный в руины бомбардировками противника. Пытаясь найти родителей, Гребер встречает Элизабет Крузе, отца которой отправили в концлагерь по доносу. Молодые люди сближаются — их объединяет желание не видеть смерть и разрушения.

Сцена в «Подбелке» крошечная. Действие норовило выскользнуть за ее пределы: получивший отпуск за два года на войне Эрнст (Игорь Пивоваров) идет за водкой и презервативами, Элизабет (Эльвира Новик) — за рюмками. На сцене с одним столом и парой стульев все: первая встреча, полная чужой холодности, ожесточенности сирот — детей войны; прогулка по черному городу, прячущемуся от налетчиков, разбитому, погрязшему в гитлеромании с одной стороны и беспросветной тоске по свету и миру с другой; ложе влюбленных, стремящихся хотя бы на время забыть об ужасе — но в разговорах не избежать даже прозрачного намека на реальность; спортзал, где Элизабет и Эрнст становятся супругами — «Теперь все по-другому...»; и точка расставания, кульминация.

Расставаясь, Элизабет и Эрнст натягивают на головы друг другу белые мешки. Что это: «Влюбленные» Магритта или добровольное покорение палачу — эпохе, времени, войне?


«Если бы каждый не старался непременно убедить другого в своей правде, люди, может быть, реже воевали бы». Премьера первого спектакля театрального проекта «ProGOn» по мотивам «Время жить и время умирать»«Если бы каждый не старался непременно убедить другого в своей правде, люди, может быть, реже воевали бы». Премьера первого спектакля театрального проекта «ProGOn» по мотивам «Время жить и время умирать»


Лишь раз герои снимают маски. Элизабет становится юной девушкой, мечтающей побывать в Париже, Африке, Голландии. Там, куда теперь поехать никак нельзя и не представится возможным. Из голоса Элизабет исчезают стальные ноты швеи, работающей на государство, которое отправило ее отца в концлагерь, которое поселило в отчем доме доносчицу. Эрнст же осознает свою сопричастность к преступлению против человечества, понимая, что ему следует вернуться с этим знанием на фронт. Этот момент обнажения пред миром — и друг другом? — минуты после акта телесной любви.

Спектакль Семена Ковалева по мотивам «Время жить и время умирать» можно было бы с уверенностью счесть высказыванием о том, что время — жить. Если бы не многоточие в финале — белые мешки на героях, которые то ли стойко встречают новые испытания, то ли добровольно кладут головы на плаху.

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет