Игорь гаврилов
Напомним, в мае 2019 года возобновилось строительство кинотеатра за Сретенским храмом, отмененное градозащитниками в 2014 году на основании нарушения ряда норм. По данным мэрии, застройщик получил согласования, хотя проект с тех пор не изменился.
Со слов Артема Цымбалова, уверенного, что проект кинотеатра вписывается в территорию по объему и функциональности, объект привлечет ярославцев в центр города.
«Как градостроители, мы должны добиваться, чтобы как можно больше людей присутствовало в центре города, ведь людям интересно проводить свободное время в окружении исторической и функционально-активной застройки», — считает Цимбалов.
Главный архитектор Ярославля также подчеркнул, что застройщик предоставил документацию с согласованиями.
Градозащитница, архитектор Ольга Мазанова сомневается в том, что разрешающие документы не противоречат нормам российского и международного законодательства, Конвенции ЮНЕСКО. Ее претензии касаются и высоты здания, его дизайна, качества архитектурных исследований.
«Данная территория имеет существенные ограничения и обременения, регламентированные, в частности, Проектом зон охраны объектов культурного наследия города Ярославля, который запрещает любое строительство, кроме регенерации, то есть, восстановления ценных качеств утраченной исторической среды, — заявил федеральный инспектор по вопросам историко-культурного наследия, историк Юрий Аврутов. — Раньше здесь был двор с выходящими в него фасадами, памятниками федерального значения. Все фасады имели металлические галереи. Если бы этот двор в режиме регенерации был восстановлен, там можно было бы организовать сквер, зону отдыха, открытую площадку для проведения концертов и фестивалей».
Председатель комиссии Общественной палаты по культуре Игорь Гаврилов закончил обсуждение так: «Мы обязательно направим общественный запрос в прокуратуру области с просьбой проверить подлинность информации о проведенном согласовании строительства с министерством культуры и Комитетом всемирного наследия, а также оснований для отмены запрета на строительство кинотеатра в Депутатском переулке. По нашему общему мнению, данный проект неуместен и не нужен ярославцам».
Когда в начале апреля худрук Александринского театра Валерий Фокин приехал в Ярославль, чтобы объяснить местной общественности, зачем объединять петербургскую институцию и Волковский, его главным аргументом стали деньги. О том, что театр имени Волкова финансируют по остаточному принципу, убедительно и горячо говорил его ярославский коллега Евгений Марчелли. Худрук Первого русского обещал улучшить жизнь актеров, увеличить их доходы, решить «квартирные вопросы», а заодно выбить средства на ремонт здания театра. Все это утвердило часть труппы в решении подписать письмо в поддержку объединения, адресованное президенту.
Позже, на пресс-конференции в Волковском, кто-то из журналистов обратился к господину Марчелли: «Так что — деньги для вас главное?!» Тот начал было отвечать, что нет, главное — творческие задачи, обмен фестивалями, артистами, режиссерами, но потом заметил: «Мы порой готовы замахнуться на приглашение какого-нибудь именитого режиссера, но понимаем: денег на это нет».
Последняя фраза утонула в возмущенном гуле собравшихся. По логике Марчелли, главное для артистов — искусство, а деньги — нечто второстепенное.
Вообще, стоит заметить: как только речь заходит о финансовой стороне работы Волковского, все замолкают. Никто не хочет комментировать заявление худрука о необходимости ремонта, не хочет говорить о том, сколько из бюджета театр получает на жизнь.
По данным Минкульта, ненадолго появившимся на сайте структуры, средняя зарплата Евгения Марчелли — 370 тысяч рублей в месяц. Другие служащие из дирекции получают немного меньше. Но вот сравнение: Валерий Фокин получает на 230 тысяч больше, чем ярославский коллега. Бюджеты театров, подведомственным худрукам, закрыты.
После начала дискуссии вокруг темы объединения театров нашлись люди, которые заявили: успешные театры должны если не приносить прибыль, то работать хотя бы без убытков. При этом неясно, какие театры в России и какой их процент исполняют эту установку. Зато защитники слияния просчитали выгоду, отметив, что площадку Волковского можно сдавать в аренду под выступления театральных или эстрадных коллективов.
Председатель комиссии по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия Общественной палаты Ярославской области Игорь Гаврилов гневно отверг предложения такого характера.
— Я тоже слышал эти разговоры, — сказал он. — Сделать Волковский филиалом Александринки, просто сценой, на которой будут выступать какие-то заезжие коллективы — это, мягко говоря, неправильно! Театр должен остаться, это бренд Ярославля. У нас всего их два — первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и театр имени Федора Волкова. А объединение двух театральных коллективов вовсе не панацея. В Ярославле в свое время объединили ТЮЗ и театр кукол. Из этого ничего хорошего не получилось, хотя казалось, что это вполне логичное решение — ведь два учреждения размещаются в одном здании. Жизнь показала ошибку.
По мнению Игоря Гаврилова, вопросы такого уровня должны решать не чиновники, а экспертное сообщество. Сообщество высказалось — приказ об объединении театров (или его проект? Чиновники давали разные объяснения) оценили негативно. Например, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин заявил, что решение объединить ярославский и петербургский театры принято без серьезного, всестороннего, детального обсуждения с театральным сообществом, с экспертами, оно идет вразрез с основами государственной культурной политики, которые утвердил глава РФ.
Театральный и литературный критик, член Ассоциации театральных критиков России Маргарита Ваняшова жестко высказалась на своей странице в «Фейсбуке», разбирая идею слияния театров.
— Можно было бы понять союз театров, осуществи они совместно хотя бы несколько проектов за минувшие годы, — написала она. — Ни одного! Фокин организует международную и всероссийскую театральную олимпиаду в Питере. Есть ли в программе Волковский театр? Нет. Есть ли в планах Александринки на 2019-2020 годы совместные творческие проекты? Ни одного! Перед нами типичный фиктивный брак, ложная фальсифицированная идея. В юридической практике есть термин «недружественное поглощение». Поглощение — это рейдерский захват. Дружественным оно быть не может. Его лишь выдают за дружественное.
Процессом оптимизации театров в России возмущается большинство экспертов. Но движение идет, постепенно институции объявляют о решении «сойтись».
Однако вернемся к вопросу о необходимости театрам быть безубыточными. Достичь цели можно простыми способами: повысить цену билетов и чаще сдавать площадку в аренду. Вот только провинциальный зритель не готов платить за спектакли и по три-четыре тысячи рублей. Оптимизировать расходы на постановки? Вряд ли это достижимо. Получается, что театры все-таки нуждаются в дотациях. Кто даст денег?
Поскольку большинство театров в России принадлежат государству, нагрузка лежит на федеральном бюджете. По словам президента Путина, «в стране сегодня около 650 государственных театров, такого нет нигде... Многое зависит от целесообразности самой сети [театров], как ни печально это говорить, удобно или неудобно. Но это тоже важно — оптимизация сети». Глава страны заявил прямо: «Хватит плодить нищету!»
Вопрос объединения Волковского и Александринки, беспокоятся ярославцы, остается подвешенным. Что в итоге решит правительство, Министерство культуры, министр Владимир Мединский? Беспокойство касается театра имени Волкова — не о судьбе же Александринского переживать.
Речи защитников и противников объединения — в числе последних оказался губернатор Дмитрий Миронов — прозвучали. И пауза затянулась. У сообщества складывается впечатление, что главный арбитр ждет подходящего момента, чтобы объявить окончательное решение.
Глава региональной Общественной палаты Сергей Березкин указал, что общественности и власть области выступили единым фронтом против решения об объединении театров: «Первый русский театр, которым по факту является театр имени Волкова, — это храм культуры, один из духовных и культурных центров Ярославля. Объединение его с более крупным, с более успешным коммерчески театром может поставить крест на такой жемчужине российской культуры, которым является наш Первый русский национальный театр».
Председатель комиссии ОП ЯО по культуре Игорь Гаврилов обозначил вопросы, которые его волнуют: «Как можно объединить два театра в разных городах? Даже если это не Волковский театр, а, например, какой-нибудь ТЮЗ. В чем экономия при объединении одного ТЮЗа с ТЮЗом, например, во Владивостоке? Экономия на одном директоре и одном главном бухгалтере? Так сделайте вообще одного директора и одного главного бухгалтера всех театров в России и кучу кассиров. На чем экономия? Не будет никакой экономии, на поездки к этому директору больше денег потратят. Простите, у меня даже дыхания не хватает, так я возмущен. Это разрушение нашей культуры и искусства».
По итогам заседания члены Общественной палаты единогласно приняли рекомендацию отменить решение Минкульта и сохранить статус Волковского.
Напомним, премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил приказ об объединении Волковского и Александринского театров и поручил провести широкое общественное обсуждение этого вопроса. Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов назвал это «большой победой всех ярославцев». Председатель Облдумы Алексей Константинов выразил готовность предоставить площадку для обсуждения проблемы.
Обсуждая передачу Музея истории города Ярославля в областную собственность, эксперты и общественники высказались за сохранение целостности его структуры.
Обсуждая передачу Музея истории города Ярославля в областную собственность, эксперты и общественники высказались за сохранение целостности его структуры.
Первый директор Музея истории города Ярославля Владимир Извеков считает, что передавать объект нужно как самостоятельное учреждение, а не филиал. Аналогичной позиции придерживается нынешний руководитель музея Валерий Величко. Председатель Общественной палаты Ярославской области Сергей Березкин предложил специально обратиться в правительство региона с просьбой рассмотреть передачу комплекса как неделимой организации с сохранением фондов.
«Общественность волнует формат и статус музея после его передачи, сохранение его целостности вместе с филиалами: Домом-музеем Максима Богдановича, Городским выставочным залом имени Нужина», — подчеркнул председатель профильной комиссии в Общественной палате Игорь Гаврилов.
Ранее мэрия Ярославля обратилась в правительство с просьбой о передаче Музея истории города на областной уровень из-за нехватки денег на его содержание. Вопрос должен решиться до 30 ноября.
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов