30 августа 2019 - 19:08
В Ярославском художественном музее открылась выставка Архипа Куинджи. Три причины не пропустить это событие
Выставка картин Архипа Куинджи из собрания Русского музея открылась к столетию Ярославского художественного музея. В залах Губернаторского дома представлены более сорока работ выдающегося живописца, в числе которых «Лунная ночь на Днепре», а также резонансная в XIX веке «Ладожское озеро». «Яркуб» объясняет, почему стоит купить билет на выставку.
В Ярославском художественном музее открылась выставка Архипа Куинджи. Три причины не пропустить это событие_160403

Куинджи сегодня — это ТОП

Имя Архипа Куинджи было заново открыто 27 января 2019 года. В тот день картину «Ай-Петри. Крым» похитили с выставки в Третьяковской галерее. Преступник — уроженец Крыма Денис Чуприков — был задержан на следующий день, а полотно нашли в подвале, где хранились шины. Особенность дела в том, что злоумышленник спокойно снял картину со стены, зашел за демонстрационный стенд, где избавился от рамы, а потом вышел из здания. Отсутствие работы заметили посетители.

Новости о краже картины привели к увеличению очередей на выставку Куинджи и к росту цитируемости имени живописца.

«До того, что случилось в Третьяковской галерее, не все знали про Куинджи. Понимаете, скандал всегда добавляет изюминку и несет, как ни странно, информацию. Все стали смотреть, кто такой Куинджи, и все вдруг узнали про Куинджи. Это очень хорошо. И хорошо, что картину вернули», — заметила ведущий научный сотрудник, хранитель Русского музея Галина Кречина.

«Куинджи сегодня в Российской Федерации — это не просто великий пейзажист. Это не просто новатор, это не просто один из любимейших художников. Это просто ТОП сегодняшнего дня. Вся страна узнала имя Архипа Куинджи. И приобщиться именно в этот год к его творчеству непосредственно, причем по самым важным, самым ценным его работам, это большое доверие к нам», — заявила на открытии выставки директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина.

«Лунная ночь на Днепре»

В Ярославском художественном музее открылась выставка Архипа Куинджи. Три причины не пропустить это событиеВ Ярославском художественном музее открылась выставка Архипа Куинджи. Три причины не пропустить это событие

«Лунная ночь на Днепре»


Центральная картина выставки Куинджи в Ярославле — это полотно 1880 года «Лунная ночь на Днепре», которую обычно можно увидеть лишь в стенах Русского музея. Петербургские коллеги не собирались отдавать ее на экспонирование в Ярославский художественный, но команда Аллы Хатюхиной выдвинула убедительные аргументы (какие именно — загадка, но письмо имело эффект).

Вообще любое художественное произведение нужно видеть в подлиннике, что закономерно. Но «Лунную ночь на Днепре» — особенно, так как ни одна репродукция не в состоянии передать сияние небес, воды и земли, изображенное художником. Неслучайно еще до завершения картины по Петербургу пошли слухи о невероятной красоте живописного произведения.

Впервые «Лунная ночь на Днепре» была представлена широкой публике на Большой Морской улице в зале Общества поощрения художников. То, что случилось, — первая в России выставка одной картины. Вся Большая Морская стояла в очередях из желающих войти в темную залу и узреть освещенную лучом работу.

Кстати, сведения о «волшебных красках» Куинджи, созданных вместе с химиком Менделеевым, не нашли подтверждения. Речь идет не о новых материалах — только об уникальном чувстве света и цвета, композиции и тона.

Символичность выставки для ЯХМ и ярославцев

В Ярославском художественном музее открылась выставка Архипа Куинджи. Три причины не пропустить это событиеВ Ярославском художественном музее открылась выставка Архипа Куинджи. Три причины не пропустить это событие

«Степь. Нива»

Ярославский художественный музей в 2019 году отмечает свое столетие. Как рассказал замдиректора музея Алексей Федорчук, основание ЯХМ было непосредственно связано с именем Архипа Куинджи — но вмешались обстоятельства: «В мае [2019 года] проходила выставка, где мы показывали работы, с которых начинался наш музей. Тот самый дар Академии художеств, предполагавшийся к открытию картинной галереи в Ярославле. Мы не показывали этот документ, но, естественно, Общество Куинджи тоже откликнулось на предложение создать в Ярославле галерею. И общество подарило Ярославлю две работы: „Эльбрус“ и „Крым“. Начинается Первая Мировая война, эти работы до Ярославля так и не дошли. То есть, с именем Куинджи связано и основание музея. Мы не знаем, какие работы предполагалось передать, художник работал сериями. Но вы увидите на настоящей выставке и работы из серии „Крым“, и из серии горных пейзажей».

В собрании художественного музея есть одна картина Куинджи — «Степь. Нива» 1875 года.

«Когда приезжают большие выставки, мы часто дополняем их своим — тем, что у нас есть. Это помогает нам лучше понять работы, которые есть в собрании музея. Наша работа „Степь. Нива“ тоже весьма интересна, это уникальный период творчества. Интересна и подпись — она на греческом языке, это уникально для творчества Куинджи. Он учился писать на греческом. Мы иначе стали ее [картину] воспринимать», — заметил Федорчук.


Выставка Архипа Куинджи в Ярославле завершится 15 декабря 2019 года. По субботам и воскресеньям посетители художественного музея смогут прослушать часовые экскурсии — по традиции они включены в стоимость билетов.

8 августа 2019 - 18:08
Власти Ярославля рассмотрят возможность создания художественной галереи — Владимир Волков
Мэр Ярославля Владимир Волков заявил, что мэрия Ярославля «готова рассмотреть возможность создания художественной галереи» для работ художников, приезжающих в город на пленэры.
Власти Ярославля рассмотрят возможность создания художественной галереи — Владимир Волков

По личному приглашению Владимира Волкова в Ярославль приехали художники творческой группы «Русский Север». Десять дней они работали на улицах и площадях, и по итогам пленэров передали в дар городу 15 живописных полотен с видами Ярославля. Работы выставили перед Музеем истории Ярославля.

«Я надеюсь, что проведение таких пленэров станет традицией. По результатам каждого у нас будут оставаться картины. И если их уже не вместит наш прекрасный Музей города, мы будем готовы рассмотреть возможность создания художественной галереи», — сказал мэр.

Председатель объединения художников «Русский Север», заслуженный деятель искусств России, лауреат Российской Императорской Академии художеств Лев Миловидов прокомментировал результаты первого Ярославского пленэра: «Это мероприятие было задумано больше года назад, когда я первый раз встретился с Владимиром Михайловичем, и вот, наконец, мы претворили эту идею в жизнь. Я очень рад, что мы побывали в таком древнем и красивом городе на Волге. Ярославль нас очаровал».

Творческое объединение «Русский Север» создано в 1978 году и объединяет художников из разных частей страны.

12 января 2018 - 09:34
В Ярославле открылась выставка художников Елены и Аркадия Пивень

11 января в Ярославском областном отделении Союза художников России открылась персональная выставка Елены и Аркадия Пивень. На 105 полотнах представлены натюрморты и пейзажи — величавые Альпы, горные хребты Хуаншань, европейские города и китайские деревни. 

В Ярославле открылась выставка художников Елены и Аркадия Пивень

Елена Пивень отметила, что новые сюжеты не вытесняют образ родного, прекрасного, любимого города Ярославля, наполненного романтикой.

— Мы хотим передать красоту, которая отражается в каждом уголке земли, — пояснила художница.

Картины Елены и Аркадия Пивень хранятся в музее Российской академии художеств, музее истории города Ярославля, частных коллекциях любителей и профессионалов живописи из разных стран, таких как Германия, Франция, Англия, США, Италия, Россия.

Выставка работает до 4 февраля в Центральном выставочном зале Союза художников на улице Максимова, 15.

Читайте также: «В Ярославле открылась выставка майолики».

13 декабря 2017 - 15:40
Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

На дар от фонда Ролдугина, по словам его генерального директора Евгении Марковой, претендовала сотня музеев. Победителя отбирали в несколько этапов. Оценивали посещаемость, репутацию, музейную команду и статус в музейном сообществе, сотрудники фонда приходили инкогнито. Когда, наконец, Аллу Хатюхину спросили, что Ярославскому художественному музею хотелось бы получить в коллекцию, она сказала: это должно быть произведение зарубежного искусства. Так «роскошный» натюрморт одного из крупнейших мастеров жанра эпохи фламандского барокко стал частью экспозиции музея зарубежного искусства.

«Йорис ван Сон создавал произведения в жанре „роскошного“ натюрморта — это изображение разного рода деликатесов. Здесь мы видим устрицы в окружении плодов, китайскую чашу. Антверпен, где жил художник, был центром международной торговли», — рассказал о значении полотна эксперт, доктор искусствоведения Вадим Садков. Натюрморт отражает эмблематику мышления людей во второй половине XVII века. Прежде всего, обращают на себя внимание лимон — символ двуличия («красивый снаружи и кислый внутри»), устрицы — признанный афродизиак. Садков трактует картину с точки зрения христианства: «Зритель, наслаждаясь жизнью, должен был думать о скором конце. Это воспитание от обратного».

Появление «Роскошных» натюрмортов, как и других светских жанров, кроме портрета, связано с явлением коллекционирования. Натюрморт ван Сона знатная семья могла приобрести для украшения дома. Кстати, до того, как полотно купил фонд «Возрождение традиций», оно находилось в Германии. Работы Йориса ван Сона хранятся в музеях Брюгге, Брюсселя, Кембриджа, Стокгольма, Касселя, Санкт-Петербурга и других городов. До наших дней сохранились 70 картин.

Читайте также«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».

19 сентября 2017 - 13:03
Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке

В Евангелическо-Лютеранской церкви св. Петра и Павла проходит выставка Павла Яковлева «Полиспатиум». О философии художника, его проекте для кирхи и экспериментах — в интервью «ЯрКубу».

Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке


Павел Яковлев не оканчивал профильное училище и даже художественную школу бросил после первых занятий. Инженер по образованию, self-made-художник, он постоянно экспериментирует и ищет свой путь в искусстве. С 2012 года участвует в выставках и конкурсах, в 2015 году получил главный приз на международном конкурсе «Мировое искусство» в Братиславе за идею для серии сюрреалистических работ. Мы решили познакомиться с Павлом и получить информацию о нем из первых рук.

Расскажи о своем пути в искусство. Как ты пришел к тому, что делаешь сейчас?

Сколько я себя помню, у меня всегда проявлялся интерес к искусству. В детстве я видел, как рисуют карандашом, пытался копировать движения и приемы в этой технике. Со временем узнавал о других техниках и пробовал многие из них. В 8 лет меня отдали в художественную школу, но больше двух-трех занятий я там не выдержал — почему-то там мне было неинтересно. Такое чувство, будто я уже интуитивно знал те приемы, которым учили. Таким образом, дальнейшее мое развитие в искусстве было самостоятельным.

Я работал в графике, делал портреты, иллюстрации. Потом работал в пастели и в смешанных техниках. Изображал иллюстрации из своих снов, а также ассоциации, связанные с различными явлениями. Около четырех лет работал в акриле. Потом перешел на масло. И дальнейшие эксперименты делал именно в этой технике. Поскольку у меня не было какой-либо школы искусства, овладел достаточно необычным стилем и особым почерком.

Ты говоришь о том, что у тебя есть индивидуальный стиль. В чем это выражается и как ты можешь охарактеризовать его?

С 2010 года я начал искривлять пространство в картинах, в частности, делать линию горизонта вогнутой. Сейчас эта линия хорошо выделяет мои картины, созданные в направлении сюрреализма, среди работ остальных художников. В 2012 году экспериментировал с задействованием левой руки в написании картин (я правша). Картина приобретает особую фактуру, когда пишешь ее двумя руками. Особенно явно это проявляется в абстрактных работах серии 2.0. Работы, которые я выполнил методом «моллибус», можно сразу узнать среди всех остальных работ других художников, даже если не поставлю на них подпись. Этим достижением в плане узнаваемости могу гордиться.

Опиши свои эксперименты с техниками. Они по-прежнему продолжаются или ты остановился на чем-то одном?

Я не планирую свои эксперименты. Занимаюсь ими неожиданно даже для себя. Но те результаты, которые мне понравились, использую в дальнейшем. Причем экспериментирую и с материалами для нанесения, и с материалами, на которые наношу красочный слой. Яркий пример — картины на системных платах. Последний эксперимент, который проводил, был буквально пару дней назад. Думаю, он успешный.

Что за эксперимент?

Я добавил в краску некое вещество на основе смолы. Пока не хочу раскрывать все подробности.


Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языкеПуть в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке

«Над бездной», 2014. Фанера/системные платы/масло/73,5×58 см


Какова твоя философия?

Все, что есть в мире, похоже на фракталы.

Емко. Ты подготовил выставку для пространства лютеранской кирхи. Как сложилось это сотрудничество?

Это случилось абсолютно неожиданно. Мне рассказали о возможности сделать выставку в этом месте. Когда я пришел туда и увидел зал, сразу понял, что и как хочу сделать. Далее просто оставалось объяснить идею пастору Ивану, который заведует кирхой.

Название выставки — «Полиспатиум» — отсылает нас к семантике пространства. Как ты работал с пространством кирхи?

Стены кирхи «изрезаны» от последствий эксплуатации этого места при советской власти. Эти вырезы и углубления — словно двери в дополнительные пространства, которые придают некий драматизм всему сооружению. Я хотел уравновесить «шрамы» своими «пространствами», несущими гармонию в этот зал.

Мы говорим о твоей выставке, и неизменно возникают ассоциации с циклом картин Марка Ротко для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне, созданным в 1964—1968 гг. Он был ориентиром для тебя?

В каком-то смысле. Но я не хотел повторить его. Просто его и мое мнения по поводу картин несколько схожи.

Если говорить в целом, чье художественное наследие ты изучаешь и используешь как отправную точку для собственных поисков?

Я изучаю многих художников и каждый год открываю для себя новые имена. Мне особенно интересны абстракционисты. Но отправной точкой для поисков является мое раннее творчество. Благодаря этому движению я пришел в абстракцию и продолжаю свой путь в поисках нового.


Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языкеПуть в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке


Какие чувства ты стремишься вызвать у зрителей?

Говоря об абстракции, я не стремлюсь вызывать конкретные чувства у зрителей. Вернее, я стремлюсь взаимодействовать со зрителем через картины. Живопись — это особый язык общения. И абстракция — самая сложная его часть. Она настолько сложная, что ее невозможно перевести на язык слов.

Что для тебя значит цвет в этой парадигме?

Как я уже сказал, живопись является языком общения. В таком случае цвет — это элемент этого языка. С помощью цвета можно создавать различные настроения на плоскости холста. Нечто вроде диапазона температур. Например, желтый — это горячий, а синий — это холодный. Помимо цвета я серьезно отношусь к фактуре красочного слоя картины, благодаря которой живописное полотно взаимодействует с источниками света. Таким образом, одна и та же картина может передавать разную информацию при изменении освещения.

Какую роль в твоей жизни и искусстве занимает музыка?

Музыка важна. Без нее было бы очень тяжело. Я слушаю музыку, раньше изучал музыку и делал ее сам. Я пишу картины — ассоциации к музыке. Сами картины звучат. Каждый элемент в картине — это звук.

В кирхе есть орган, и периодически мы можем его услышать. Как ты думаешь, органная музыка могла бы войти в резонанс с твоими работами?

Картины написаны с интерпретацией органной музыки. Я специально приходил на концерт, чтобы понять, какие полотна и в каких цветах должны быть на выставке.


Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языкеПуть в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке


По образованию ты инженер. Искусство главенствует в жизни, или ты пока работаешь по специальности?

Искусство главенствует, но пока работаю по специальности.

Порой ты расшифровываешь свои идеи. А есть ли отклик со стороны искусствоведов?

Искусствоведы изучают мое искусство в стороне. Может, пока еще непонятно, что я собой представляю. Может, из-за отсутствия хорошей рекламы я вызываю недостаточный резонанс. Или дело в моем образовании, вернее, в его отсутствии. Хотя я считаю, чтобы заниматься искусством, не обязательно получать академическое образование. Я против шаблонного развития.


Выставка «Полиспатиум» завершится 30 сентября 2017 года.


Словарик от Павла Яковлева


Сюитализм — это последовательность живописных сюит, работ, которые могут быть как отдельными произведениями, так и объединяться мыслью или темой в цикл, имеющий право считаться произведением.

«Сон» — название цикла картин, иллюстрирующих сны, в которых присутствуют лестницы.

Техника двух кистей — метод написания картины обеими руками с применением двух кистей.

Крик живописца — это когда живописец пытается высвободить весь воздух из своего тела, чтобы писать картину с вакуумом внутри себя (обратите внимание, это попытка шутить — прим. ред.).

Вогнутый горизонт — прием изображения глубокого пространства, например, неба над головой.


Фото из личного архива Павла Яковлева

Реклама
Закрыть
В центре внимания
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет <