Город

25 июня 2020 - 11:31
«Пора положить конец туалетной вакханалии». Денис Харитонов — про общественные уборные в пандемию коронавируса
Глава ярославского отделения «Городские проекты» Денис Харитонов опубликовал в фейсбуке пост о ситуации с городскими туалетами в Ярославле во время пандемии коронавируса.
«Пора положить конец туалетной вакханалии». Денис Харитонов — про общественные уборные в пандемию коронавируса

По словам Дениса Харитонова, «в Ярославле всегда была неблагополучная ситуация с общественными туалетами». Как таковых туалетов немного, ситуацию выручает общепит, считает он.

«Но конкретно сейчас в городе творится безумие. Общепит работает только навынос, а муниципальные общественные туалеты закрыты. При этом люди гуляют, дети играют. Сегодня [24 июня] во время прогулки, пока я стоял у туалета, несколько человек в течение пары минут подошли и подергались в дверь запертого „заведения“. Парень с девушкой просились в туалет в KFC на Комсомольской, им было отказано. Пора положить конец туалетной вакханалии!» — выразил мнение Харитонов.

По данным «Яркуба», некоторые кафе и рестораны с работающими летними площадками позволяют гостям ходить в уборные. Также туалеты можно посетить в открытых бизнес-центрах и «Ауре», на некоторых заправках.

Ранее мэрия «Ярославля» поясняла, что общественные туалеты закрыли из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. Очевидно, что открытые санитарные комнаты пришлось бы убирать и дезинфицировать чаще обычного.

26 июля 2019 - 11:51
Погибшие сосны с акции «Растем вместе» на улицы Сахарова в Ярославле срубили косилкой

Высохшие сосны, посаженные во время акции «Растем вместе» на аллее на улице Сахарова в Заволжском районе Ярославля, срубили косилкой. Сообщение об этом размещено в группе «Единой диспетчерской службы Ярославля» в соцсети «Вконтакте».

Погибшие сосны с акции «Растем вместе» на улицы Сахарова в Ярославле срубили косилкой

О проблеме написала горожанка Анна Белова. Сосны высаживали осенью 2018 года.

Акцию «Растем вместе» проводили по инициативе бывшего мэра Ярославля Владимира Слепцова. Ранее погибшие за зиму деревья убрали с проспекта Машиностроителей.

16 июля 2019 - 11:48
Погибшие сосны с акции «Растем вместе» экс-мэра Слепцова убрали с проспекта Машиностроителей
Сосны во дворе домов по проспекту Машиностроителей, высаженные осенью 2018 года на акции «Растем вместе» и погибшие зимой, вытащили или спилили. Фотографии очищенной от пожелтевших саженцев площадки опубликованы в группе «Подслушано в Ярославле».
Погибшие сосны с акции «Растем вместе» экс-мэра Слепцова убрали с проспекта Машиностроителей_159481
Погибшие сосны с акции «Растем вместе» экс-мэра Слепцова убрали с проспекта Машиностроителей_159482
Погибшие сосны с акции «Растем вместе» экс-мэра Слепцова убрали с проспекта Машиностроителей_159483

Авторы снимков сыронизировали, что Владимир Слепцов, переехавший в Солнечногорск, мог увезти сосны с собой.

О гибели саженцев стало известно весной 2019 года. На пустыре во дворе дома № 13 по проспекту Машиностроителей за полгода до этого горожане высадили около сотни сосен.

22 мая 2019 - 12:35
«У нас не существует городов». Конспект открытой лекции урбаниста Виталия Куренного

Открытая лекция философа, урбаниста, профессора факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Виталия Куренного прошла в Ярославской областной библиотеке имени Некрасова 20 мая. Лектор и слушатели рассуждали, есть ли в России города и кто такой современный горожанин. «Яркуб» записал конспект разговора.

«У нас не существует городов». Конспект открытой лекции урбаниста Виталия Куренного_158285

Из истории городов

Цивилизация модерна — цивилизация, которая впервые стала городской. Город начинает развиваться быстрыми темпами. В России перелом произошел в сталинскую эпоху. До революции города развивались последовательно (до 1917 года в городах жило около 20% населения), в середине 20-х годов — происходит «чудовищный взрыв урбанизации». Население городов удваивается. В 1961 году в СССР число городских жителей впервые превосходит количество деревенских — в городах живет около 100 миллионов человек. Культура шестидесятых маркируется ростом городов.

Возникает вопрос: был ли город готов переварить такое количество людей?

Критерии города

1. Население обладает большой долей досуга, праздности.

2. Городские публичные места:

• биржа — место, где люди осуществляют торги прямо на улице (например, есть в Тегеране);

• суд — место, где проходит публичное обсуждение преступления, состязание — так было в античности, сейчас в суды почти не ходят;

• театр — важное духовное место, театр учил играть роль. В СССР в 20-ые годы происходила насильственная театрализация общества, чтобы составить конкуренцию церквям и храмам. После распада СССР количество посетителей театров резко сократилось.

• рынки, кафе, рестораны — большинство рынков перенесено в торговые центры; кафе и рестораны существуют, способствуют коммуникации.

Формальное наличие перечисленных пространств не означает, что перед нами город. Места нужны для формирования главного критерия — городской публики. Городская публика характеризуется созерцательной деятельностью (фланерство, дендизм), чаще собирается в кафе, где мягкая музыка способствует коммуникации.

«У нас не существует городов»

«У нас не существует городов, так как специфика ускоренной советской модернизации привела к тому, что люди только формально становились городскими жителями, они застревали где-то посередине».

В СССР города были не городами, а городскими поселениями — слободами, организованными вокруг предприятий. Поэтому большинство российских городов, будучи формально цельными, на самом деле представляют собой набор различных слобод, общей публики не формируется. В Ярославле есть огромные районы, например, Дзержинский, где люди могут жить в своем мире и нечасто выбираются в центр города — это и есть «слободской» эффект. Любой город, даже маленький, будет разбит на районы, привязанные к тому или иному предприятию.

Такая завязанность города на слободах объясняется тем, что в СССР горизонтом человеческого существования было именно предприятие, которое брало на себя все заботы: решало вопросы с трудоустройством, жильем, питанием, детскими садами и так далее.

Советское общество было корпоративным, и современное общество осталось таким же, что проявляется в его сословном делении: есть универсумы Газпрома, Академии наук, прокуроров, судей и так далее.

Закрепленность людей за сословиями не позволяет сформироваться городу как месту с общими публичными пространствам и общей публикой.

Другой фактор, мешающий формированию города, — это распределенный образ жизни, выработанный в СССР: чтобы жить хорошо, вам нужна квартира, машина и дача. Люди, которые переселились из деревни в город, не полностью отказались от своего сельского образа жизни, но существенно его трансформировали.

Зарплаты до 15 тысяч рублей диктуют существование по распределённому образу жизни: у человека есть свой огород, на котором можно что-то выращивать, затем консервировать и спокойно в течение зимы потреблять. Для большого сегмента населения деньги нужны только для того, чтобы оплачивать услуги ЖКХ. По разным данным, в России около 60 миллионов дачников-огородников — это костяк экономики, который выработался как минимум на протяжении последних 50 лет. Поэтому санкции России не страшны — всегда есть огород.

Дача — еще один элемент, который мешает формированию города. Современная городская культура предполагает, что люди живут за счет того, что они зарабатывают на рынке, в системе рационального раздельного труда. Система, которая существует сейчас, позволяет не зарабатывать много, а зарабатывать сколько-то — чтобы оплатить ЖКХ.

Современный горожанин в современном городе

В теории, современный горожанин существует за счет того, что участвует в сложной системе комплексного разделения труда. Предполагается, что человек не зависит от своего происхождения.

В традиционном обществе образ жизни человека был четко предопределен принадлежностью к клану. В традиционном обществе не существует романтических отношений — все браки заключаются по решению клана. Модерн рождается там, где есть фундаментальный разрыв между человеком и его происхождением. Возможность такого разрыва определяется именно городской экономикой: я сам могу занять место, соответствующее моей воле и моим способностям. Такая система разбивает традиционные отношения.

Современный город — «вещь необычайно комплексная, человек не понимает среду, в которой он живет»; современный горожанин не может объяснить, как устроены механизмы города и объекты, расположенные в нем (ни один человек в мире, например, не может объяснить устройство конкретной видеокамеры, так как это продукт комплексной работы разных узких специалистов). Поэтому современного горожанина отличает чувство потерянности перед сложностью окружения.

Современный горожанин вынужден жить в условиях постоянно нарастающей плотности коммуникации: за день он встречает столько людей, сколько деревенский житель не встретит за всю свою жизнь. Это приводит к стрессу.

Современный горожанин справляется с этой нагрузкой, формализуя и фрагментируя социальные роли, которые становятся все более и более «бедными»: роль папы или дочери утром, затем роль водителя или пассажира, потом роль студента или преподавателя, покупателя в магазине и так далее. Эти роли имеют строго ограниченный функционал (в деревенском магазине можно долго и о многом беседовать с продавцом; в городе это, в первую очередь, создаст дисфункциональность: очередь).

► Ни одна роль не поглощает человека как личность — отсюда проблемы современного горожанина с определением смысла жизни, персональной идентичностью. Как следствие — невротизм, депрессии, потребность в психотерапии.

► Нагруженность ролями приводит к тому, что человек становится все более рассудочным, неэмоциональным, более сдержанным.

► Современный горожанин существует в двух базовых системах коммуникации: право и деньги.

► Человека большого города нельзя ничем удивить, для него характерна чрезвычайная пресыщенность.

► Современный горожанин — чрезвычайно яркая личность. Эта яркость выражается в моде, в поведении, в крашеных волосах. Чтобы обратить на себя внимание, сломать пресыщенность, горожанин должен быть ярким.

► Современный горожанин высоко ценит «вторичные» добродетели: не смелость и отвагу, а, например, пунктуальность.

«Может сложиться впечатление, что современный горожанин — это очень несчастное существо, но есть один принципиальный момент, который перевешивает все негативы: только эта ситуация современного города и современного горожанина является условием того, что мы можем максимально реализовать свою свободу, которая неизвестна ни одной предшествующей цивилизации. Потому что только существование в контексте условий города позволяет нам на свой страх и риск совершить какой-то самостоятельный жизненный путь, который не зависит от наших родителей, клана и нашей ячейки в гражданском обществе».

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет