Буллинг
В апреле 2023 года по ярославским пабликам распространилась видеозапись, на которой было запечатлено избиение девочки-подростка. На ролике было видно, как юноша с силой бьёт сухой палкой сверстницу по голове на пустыре в Дзержинском районе.
В правоохранительных органах выяснили, что в избиении участвовали подростки 12 и 15 лет, которых поместили в Центр временного содержания. В итоге дело дошло до суда.
Как стало известно из материалов суда, избитая девочка на фоне психологической травмы перевелась в другую школу и начала учиться дистанционно на платной основе. В связи с этим мама подростка потребовала возмещение моральной компенсации от обидчиков дочери.
Также в суде рассказали, что произошло перед избиением. Сначала подростки мирно гуляли на задворках Дзержинского района, кто-то из ребят предложил пойти на кладбище за конфетами, но девочка отказалась. Тогда «товарищи» стали заманивать свою жертву, отобрав у неё телефон. После этого одна из девочек начала кидаться камнями, а главный хулиган повалил пострадавшую на землю, и обидчики оплевали сверстницу.
Затем, как уже было известно и до этого, подростки вооружились высохшим стеблем борщевика и начали записывать весь процесс на камеру смартфона. А после разошлись по домам.
В свою защиту агрессоры пояснили, что таким образом защищали другую подругу, с которой ранее повздорила пострадавшая школьница. Суд пришёл к выводу, что девочка испытывала чувство страха, незащищённости и уязвимости.
В итоге суд взыскал с родителей каждого из подростков моральную компенсацию, общая сумма которой составила 170 тысяч рублей. Решение суда вступило в законную силу.
Фото: стоп-кадры видео
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
История с детской дракой во дворе ярославского ЖК «Волга-Парк» получила продолжение. Предысторией конфликта поделился в общедомовом чате отец, на глазах которого происходило избиение. Сообщение позднее было опубликовано в соцсетях.
Напомним, инцидент произошёл 27 августа на детской площадке жилого комплекса. Двое мальчиков на глазах отца избили сверстника. Позднее запись инцидента, сделанная камерой уличного видеонаблюдения, попала в Сеть. В итоге к разбирательствам подключились полиция, Следственный комитет, детский омбудсмен, департамент образования, комиссия по делам несовершеннолетних и даже мэр. Было возбуждено уголовное дело.
Возможный инициатор драки попытался наладить диалог с соседями и написал в чат дома.
«Здравствуйте, уважаемые соседи, прошу прочитать моё сообщение до конца и постараться понять. Я ваш сосед, живу с вами в одном доме, и все, наверное, видели видео и читали, какой я плохой, обижаю ребёнка, мои дети бьют какого-то беззащитного ребёнка... Это очень легко — судить и сделать поспешные выводы, ведь никто из вас не был на моём месте и вы не можете знать, как вы бы поступили, будь вы на моём месте», — написал мужчина.
По его словам, у конфликта есть «предыстория, грустная и очень жестокая».
«Восемь подростков до 14-15 лет возомнили из себя „реальных пацанов“, видимо, насмотрелись сериалов и решили, что они имеют право обижать маленьких и слабых детей. Называя его [мальчика] „чушпаном“, отобрали кепку, одним словом, издевались. Ломая самокат, пинали его на асфальте, ввосьмером одного мальчика, моего восьмилетнего мальчика! И не разрешают играть на площадке, где, видимо, должны играть только они!» — рассказал отец.
Мужчина попросил соседей представить себя на его месте, хотя и признал, что «поступил необдуманно и резко». По его словам, он якобы подходил к одному из мальчиков, устроивших буллинг, хотел пообщаться, однако тот мужчину «послал в грубой форме». Итогом, говорит отец, стала та самая история, попавшая на камеры видеонаблюдения.
В Сети также появились новые видео из двора в «Волга-Парке». На записях действительно видно, что детские разборки случались, однако нападения восьмерых «пацанов» на них не видно. По крайней мере, пока. Да и в любом случае, призывать детей решать конфликт избиением нельзя считать правильным.
Впрочем, в деталях всей истории разберутся специалисты.
Фото: «Свободный Ярославль 2.0»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Москве стартовали съёмки продолжения молодёжного хита «Плакса» (16+), первый сезон которого собрал 70 миллионов просмотров в онлайн-кинотеатре Wink.ru и в эфире телеканала СТС. Сергей Жуков по-прежнему будет шоураннером и музыкальным продюсером, а к своим ролям вернутся Ника Жукова, Ваня Дмитриенко, Роман Маякин, Агата Муцениеце и Ирина Розанова.
— Успех нашего проекта показал: то, что мы делаем, очень нужно людям. Большое счастье, когда родители с детьми смотрят наш сериал вместе. Поэтому в новых сериях мы поднимаем проблемы не только подростков, но и их родителей. Это и разводы, и неполные семьи, и жестокое закулисье мира блогеров и музыкантов. Ведь порой, попав в неправильную компанию, можно превратиться в шестерёнку шоу-бизнеса и оказаться на дне. И героев ждут серьёзные испытания, которые не так просто пройти, — отметил Сергей Жуков.
Как сообщил Сергей, для продолжения проекта написано шестнадцать песен, на каждую из которых будет снят клип. Как и в первом сезоне, музыкальные видео художественно передают настроение главной героини Маши.
— Продолжение «Плаксы» для нас большой вызов. Мы не имеем права обмануть ожидания тех, кому понравился первый сезон. Поэтому добавили экшена, обострили проблемы, увеличили количество песен. Более того, есть договорённость с большими звёздами, которые снимутся в проекте. Это не только актёры, но также телеведущие и музыканты, — сказал генеральный директор «РУКИ ВВЕРХ! ПРОДАКШН» Вадим Бакунев.
Съёмки пройдут в Сочи и Москве, где художники воссоздадут TikTok-дом, которым управляет новый знакомый Маши — сын влиятельного бизнесмена Лев (Анар). По сюжету Маша (Ника Жукова) встречает его в Москве, куда отправляется на музыкальный фестиваль с группой «Плакса» (Ваня Дмитриенко, Даниил Муравьёв, Афина Лукиди). Обаятельный Лев обещает познакомить Машу с главными звёздами страны. Только на деле талантливую девочку ждут не слава и выгодные контракты, а серьёзные испытания, которые могут привести к трагедии.
— Наша история становится мрачнее и жёстче. Жизнь моей героини полностью меняется, и мне как актрисе будет непросто, но это того стоит. Реакция на первый сезон была невероятной. Дети писали мне, что в школе случались похожие ситуации, но после просмотра сериала собрались с духом и всё рассказали родителям и учителям. А ещё мне приятно, когда пишут, что вдохновились музыкой и начали играть на гитаре. Это большая победа, — поделилась исполнительница главной роли Ника Жукова.
Ранее в поддержку зрителей, столкнувшихся с травлей, СТС совместно с НМГ и онлайн-кинотеатром Wink.ru запустили социальный проект янеплакса.рф, задача которого — помогать детям и подросткам, столкнувшимся с буллингом. Также «РУКИ ВВЕРХ! ПРОДАКШН» при поддержке НМГ основал подкаст «Честно о буллинге» с ведущей Алиной Луну — автором сценария «Плаксы».
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Исполнительница главной роли и по совместительству автор социального проекта — Ксения Леханова. Корреспондент «Яркуба» посетила спектакль и познакомилась с актрисой. Она поделилась с нами секретами подготовки необычной постановки.
«Я — Анна! Я — кулак!»
Погружение в историю происходит с первых секунд спектакля. Создаются специальные шумы, которые слышат люди с нарушениями слуха. Слова выводятся на проектор, чтобы обычные люди могли понять, что пытается до них донести героиня.
Начинается спектакль в абсолютной тишине. На сцену выходит мим, заклеивает себе рот, а после начинает молча взаимодействовать с публикой. Но «общение» не клеится, ведь зрители посмеиваются и не понимают, чего хочет парень. Тот машет в деланном отчаянии рукой и покидает сцену. С этого момента начинается захватывающая история о глухой девочке Анне. Она на жестовом языке рассказывает зрителям историю своей небольшой жизни.
В этой истории всё: нелюбовь в семье, буллинг в школе, инклюзия и дружба. Особое внимание уделяется проблеме непринятия детей с нарушением слуха. В школе ровесники издеваются над Анной и унижают. Но и дома девочка не может найти поддержку. Мама и бабушка Анны даже не пытаются выучить жестовый язык, чтобы с ней взаимодействовать.
Единственная отрада девочки — рыбка Лондон с красивым золотистым хвостом. Девочка ухаживает за ней, пытается с ней общаться. Жизнь её практически полностью сосредотачивается на этой рыбке, ведь никаких других хороших моментов в её существовании больше нет.
Однако Анна — «кулак», поэтому, прочитав несколько томов Джека Лондона, девочка решает путешествовать. Она берёт деньги отца и отправляется во Владивосток. Там, голодная и замёрзшая, она созерцает море... Концовка открытая, зритель может только догадываться, что дальше происходило с Анной. Может быть, она погибла в далёком Владивостоке, а может, обрела покой.
Язык жестов подобен танцу
После спектакля нам удалось пообщаться с Ксенией Лехановой. Девушка является студенткой четвёртого курса ЯГТИ и играет в учебном театре. Ксения стала также и автором социально-театрального проекта «Я — А-Н-Н-А!», так как уверена, что социальные проблемы необходимо освещать.— История очень жестокая, но реальная, — объяснила Ксения. — Если я смотрю на неё с точки зрения восприятия моей героини, то мир к девочке «глух». Но из этой серой реальности есть выход в мир фантазии. Поэтому в конце пьесы Анна и отправляется в другое место, на другой уровень.
По словам актрисы, то, что происходит в современном мире, выражено и на сцене. Даже в «отрыве» от истории глухой девочки остаются актуальные проблемы: буллинг, поиск слабого звена, конфликты с родителями и тотальное одиночество.
Проблематика взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья для Ксении близка. Помощью особенным детям актриса занималась ещё в школе.
— Я училась в ярославской школе № 43, и мы сотрудничали с Гаврилов-Ямским интернатом для слепых детей. Сестра нашей учительницы математики преподавала в этом интернате, наш класс ездил туда.
Ксения Леханова не только талантливая актриса, она ещё и полиглот. Язык жестов, который пришлось ей учить для роли, стал пятым из освоенных.
— Я знаю английский, русский, немецкий, французский и жестовый. Последний, наверное, дался мне сложнее всех. Мне на нём до сих пор на спектаклях бывает страшно общаться. Боюсь перепутать жест, переживаю, что зрители меня неправильно поймут.
Однако страхи забываются, когда в жесты начинаешь вкладывать определённый смысл. Актриса отметила, что именно на жестовом языке можно выразить то, что нельзя сказать словами.
— Когда мне начали показывать этот язык, я думала, что жест — это слово, выраженное руками, — рассказала актриса. — Движения рук напоминали мне некий танец. Потом в эти жесты мы начали вкладывать смысл, и всё начало срастаться. Вскоре я смогла некоторые фразы сочинять сама. Жестовый язык вообще очень экспрессивный, яркий, выразительный.
Для взаимодействия с глухими людьми важно знать не только язык жестов, но и соблюдать определённые правила.
— Очень важна чёткая артикуляция, потому что люди с нарушениями слуха часто читают по губам. Ещё нужно, чтобы руки были свободные, нельзя ими перекрывать лицо, иначе не будет видно губы. Кстати, слишком низко опускать руки тоже нельзя.
Жестами создала напряжение в пьесе
Изучение роли, по словам Ксении Лехановой, оказалось для неё несложным благодаря знанию языка жестов. Он помог девушке не только взаимодействовать с глухими людьми, но и создать внутреннее напряжение в пьесе.— Мне очень помог язык, как ни странно. Во всей пьесе абсолютно нет конфликта. Вернее, он односторонний. Это неправильная драматургия спектакля, потому что обычно есть определённое сопротивление противоборствующих сил, а тут героиня плывёт по течению.
Сложность роли — взаимодействие одновременно и со зрителем, и с другими актёрами на сцене. Основной задачей было сделать спектакль не «однобоким».
— Задача, которую нам поставил режиссёр, заключалась в том, чтобы эта история была не только про буллинг глухих. Мы очень хотели показать зрителям, что эта пьеса и про обычных людей. Например, подружка Анны Соня также оказывается жертвой буллинга. Но в отличие от Анны, сбежать от суровой реальности она боится.
Сама постановка подсветила все мрачные стороны жизни человека с ограниченными возможностями здоровья.
— Спектакль показал мир таким, какой он есть в действительности, — рассказала Ксения. — В конце пьесы Анна уезжает во Владивосток, чтобы открыть для себя мир мечты. В реальности, я думаю, невозможно это сделать. Но лично мне очень бы хотелось стремиться к чему-то светлому, хотя бы даже банально к любви друг к другу.
Несмотря на то, что Анне удаётся уехать, этот шаг не воспринимается зрителем как побег от самой себя. В её отъезде есть некий внутренний протест против несправедливости.
Занятия идут с восьми утра до трёх ночи
Кстати, учиться в театральном институте и играть в спектаклях — задачка не из простых. Сначала у студентов идут пары, а потом актёрская практика.— С первого по третий курс мы находимся в институте с восьми часов утра и до трёх часов ночи. По расписанию занятия заканчиваются в девять вечера, а потом идёт «доработка». У нас множество интересных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, вокал, танец, фехтование, бой, акробатика. Помимо этого, мы ещё и к сдаче теории готовимся.
Все навыки, которые молодые актёры получили на занятиях, на четвёртом курсе «перерабатываются» в постановках. Ритм бешеный. За месяц студенты играют около 20 спектаклей.
— Мы играем практически каждый день, — поделилась актриса. — Устаём, конечно, но без этого уже просто не можем. Театр нужен нам как воздух.
Однако такую нагрузку выдерживают далеко не все студенты. В группе Ксении Лехановой из 30 человек осталось лишь 15. Для актёра недостаточно иметь просто интересный типаж, нужно быть выносливым и готовым много трудиться.
— Бывает такое, что мастеров цепляет что-то в студенте. Они берут его, а потом начинают работать и понимают, что внутри у человека пусто... Зацепить зрителя актёр смог, а удержать нет.
Про награды и регалии
Проект «Я — А-Н-Н-А!» затрагивает остросоциальные проблемы современного общества. Участники хотели привлечь внимание слышащих людей к переживаниям и сложностям глухих. Также для актёров было важно обозначить проблему инклюзии в современном обществе.— Инклюзия в спектакле представлена в негативном ключе. Пьеса перед каждым зрителем поставила вопрос о возможности существования подобного «объединения». На мой взгляд, полноценной инклюзии, к сожалению, не может быть в современном обществе.
Подготовили спектакль к показу быстро: у ребят было всего 20 репетиций. В постановке задействованы восемь человек, ещё три занимаются светом и звуком. Режиссёром проекта, кстати, является Сергей Азеев. Он учился в ярославском театральном институте, а потом покорил своими постановками Москву, Санкт-Петербург и даже Берлин.
— Так как у Сергея Азеева большая занятость в проектах, для работы с нами он периодически приезжал. Пришлось быстро готовиться.
Более того, 28 февраля студенты ЯГТИ со спектаклем «Я — А-Н-Н-А!» поучаствовали в областном фестивале от Союза театральных деятелей России по Ярославской области. На нём были представлены восемь спектаклей из разных театров региона.
— С этим спектаклем было очень тяжело участвовать в каких-то других фестивалях, — поделилась Ксения. — В первую очередь именно из-за того, что это, скорее, социальный проект.
После участия постановка получила и общественное признание. 25 марта в Доме Актёра были объявлены лауреаты Девятого областного фестиваля профессиональных театров Ярославской области. На суд жюри было представлено восемь спектаклей. Ксения Леханова тогда получила диплом Лауреата в номинации «Театральный дебют» за авторство и главную роль в театральной постановке «Я — А-Н-Н-А!».
Актёры планируют развивать и показывать дальше эту постановку. По словам участников проекта, она имеет очень важный социальный эффект.
Фото: «Яркуб», архив Ксении Лехановой
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В одной из ярославских школ разразился скандал: ребёнка жестоко избивал одноклассник. Проверку по обращению законного представителя ученика начал детский омбудсмен.
Уже установлено, что законным представителем пострадавшего директору было направлено заявление. Однако руководство расследование инцидента должным образом не провело, в полицию о случившемся не сообщило. А атмосфера в классе сложилась более чем нездоровая: ребёнка неоднократно избивали, а в одном из таких случаев мальчик получил черепно-мозговую травму. Более того, известно о факте совершения действий сексуального характера в отношении ребёнка со стороны одноклассника.
— Отсутствие исчерпывающих мер воздействия на правонарушителей со стороны администрации школы, а также неразрешённость продолжающейся в классе конфликтной ситуации могут привести к печальным и негативным последствиям, — напомнил Михаил Крупин.
Омбудсменом в адрес школы, правоохранительных и надзорных органов будет направлено заключение для принятия мер реагирования. Также произошедшим заинтересовались следователи. По информации СУ СКР по региону, следственными органами организована доследственная проверка.
Фото: «Детский омбудсмен Ярославии» / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
В одной из ярославских школ дети травили одноклассника. Детский омбудсмен начал проверку.
Как рассказали в аппарате уполномоченного, производство было начато по соответствующему обращению. Михаилу Крупину предстоит дать оценку должностным лицам школы и изучить документы.
Неприятный инцидент произошёл во втором классе школы. Уже установлено, что профилактическая работа с ребёнком и семьёй школой надлежащим образом не организована.
— Отчёты об исполнении индивидуальных планов работы с ребёнком в школе отсутствуют, предпринимаемые школой меры результатов не дают, — рассказали в аппарате омбудсмена.
Кроме того, обращения родителей должным образом администрацией не рассматриваются, возникший конфликт рассмотрен тоже не был.
Как отметил Михаил Крупин, в адрес школы и надзорных органов будет направлено заключение для принятия необходимых мер реагирования и устранения нарушений.
Фото: «Детский омбудсмен Ярославии» / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
14 ноября в лектории видеосервиса Wink (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ), расположенном в павильоне «Мир цифры» на ВДНХ, прошел паблик-ток, посвященный теме буллинга и методам борьбы с травлей в Сети и за ее пределами. Мероприятие приурочено ко Дню борьбы с кибербуллингом, который отмечается в России с 2019 года каждое 11 ноября. В публичной дискуссии приняли участие психологи, представители Альянса по защите детей в цифровой среде, актеры и создатели сериала «Плакса», подростки и учителя.
Дискуссия стала частью социальной кампании Национальной Медиа Группы (НМГ), видеосервиса Wink, телеканала СТС и «РУКИ ВВЕРХ Продакшн», приуроченной к выходу музыкального сериала о школьном буллинге «Плакса» (16+). Вместе с ним был создан просветительский сайт «Янеплакса.рф», на котором размещена подробная информация о том, что такое буллинг, как его распознать, каковы последствия и способы борьбы с ним. QR-код со ссылкой на сайт появляется в начале и конце каждой серии «Плаксы». На сайте опубликованы контакты некоммерческих организаций и профильных фондов, которые помогают справиться с травлей, а также телефоны горячих линий для детей, родителей и учителей. Сайт уже посетили более 15 тысяч человек.
— После выхода сериала мне стали много писать, рассказывать о своих проблемах. Причем часто пишут даже дети младше десяти лет, им тоже бывает нужна помощь. Приятно, что моя героиня стала для кого-то примером, помогла справиться с трудными ситуациями. Я всех призываю пользоваться сервисом «Я не плакса». Чем больше вы будете рассказывать родителям или другим взрослым, которым вы доверяете, тем проще справиться с травлей«, — сказала исполнительница главной роли в сериале «Плакса» Ника Жукова.
Создатели «Плаксы» рекомендуют смотреть сериал всей семьей, чтобы лучше понимать проблемы подростков и вместе бороться со сложностями.
— Мы не пытались создать пособие по буллингу, ведь очень сложно снять сериал о том, чего нельзя показывать в кадре. В качестве примера мы показали, как девочка, столкнувшаяся с травлей, нашла выход в музыке и творчестве. Это своего рода рефлексия того, как человек переживает ситуацию и как он из нее будет выходить. Поначалу казалось, что затронутая нами тема малопопулярна у массового зрителя, однако мы попали в точку. Приятно осознавать, что «Плакса» стала сериалом-миллионником на Wink. Мы продолжим тему буллинга и в следующем сезоне, где одна из сцен будет посвящена травле учителя, — отметил креативный продюсер и генеральный директор «РУКИ ВВЕРХ Продакшн» сериала «Плакса» Вадим Бакунев.
Психологи отмечают, что с 2018 года актуальность темы буллинга выросла с 20% до 60%. Значительно увеличилась и травля в Сети. По данным VK, 57% пользователей Рунета лично сталкивались с буллингом в интернете, а 58% респондентов уверены, что кибербуллинг — не менее серьезная проблема, чем агрессия в реальной жизни. Причем, страдают от этого не только дети, но и взрослые.
— Говоря о кибертравле, нужно понимать: не существует детского интернета: дети пользуются теми же сервисами для общения, что и взрослые. Несовершеннолетние приходят в тот интернет, каким его делают взрослые, и копируют наши модели поведения в сети. А они часто далеки от вежливости и конструктива: почти любое обсуждение в соцсетях превращается в бесконечный спор, полный сарказма, токсичности и агрессии. Поэтому кибербуллинг — это проблема, которая касается каждого, — отметила автор проекта «День борьбы с кибербуллингом», директор социальных проектов VK Александра Бабкина.
Одной из важных мер профилактики собравшиеся назвали популяризацию темы буллинга. Чем больше внимания будет обращаться на проблемы травли и кибербуллинга, тем меньше станет этих явлений в нашей жизни, уверены эксперты. Участники дискуссии отметили важность усилий бизнеса и государства в предотвращении буллинга, однако без помощи родителей, педагогов и других взрослых они будут напрасны.
— Последние исследования показали, что существует огромный цифровой разрыв между взрослыми и детьми. Каждый пятый подросток не готов обращаться к родителям за помощью в случаях возникновения угроз психологического характера. Для изменения этой ситуации в следующем году мы запустим специальную программу для подготовки взрослых, чтобы они могли распознавать кибербуллинг, а также вовремя и адекватно реагировать на психологические вызовы, — сказала председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
Хорошим подспорьем в обучении кибербезопасности может стать и онлайн-курс «Ростелекома» для родителей «Как защитить детей от рисков в Сети». Видеоуроки рассказывают о том, как детей вовлекают в преступные группировки и какую роль в этом играет интернет, как алгоритмы и крупные компании воздействуют на выбор ребенка и его убеждения, что такое шерентинг и как защитить личные данные ребенка в интернете, чем опасны тренды и челленджи в соцсетях, а также чем опасен кибербуллинг и как противостоять травле и домогательствам в Сети.
На текущий момент сериал о проблемах школьного буллинга «Плакса» посмотрели с одного миллиона устройств (телевизоры, компьютеры, смартфоны). Таким образом, общее количество реальных зрителей превышает два миллиона человек (при этом все серии посмотрели уже более 12 миллионов раз). Такие рубежи сериал Wink Originals в категории Young Adult преодолел впервые.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Дзержинском районе Ярославля подростки избили сверстника. Драка произошла еще 5 ноября у торгового центра «Альтаир». Инцидент попал на видео, которым в соцсетях поделился один из очевидцев.
На кадрах видно, как мальчика окружила толпа парней. От сильного удара одного из них он упал на землю, после группа нападавших окружила его. А сам процесс избиения снимала на телефон подруга хулиганов.
Потасовка не осталось без внимания правоохранительных органов. Полиция начала проверку, также к делу подключилась районная прокуратура.
«Прокуратура Дзержинского района Ярославля поставила на контроль ход и результаты процессуальной проверки, проводимой районным отделом полиции, по материалам средств массовой информации об избиении подростка около торгового центра „Альтаир“», — сообщили в ведомстве.
Отметим, ярославцы не раз сообщали, что в самом «Альтаире» и рядом с ТЦ происходят подобные случаи.
Фото и видео: «Жесть Ярославль» / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Рыбинске тренер одной из спортивных школ в течение длительного времени травил ученицу. Родители юной спортсменкой обратились к детскому омбудсмену Ярославской области Михаилу Крупину и рассказали о буллинге со стороны преподавателя.
«Администрация школы должных мер для урегулирования конфликта не принимает, правозащитные институты и служба медиации в школе не функционируют», — рассказали в аппарате уполномоченного.
Михаил Крупин составил заключение по итогам проверки и направит его в правоохранительные органы для принятия мер реагирования. Омбудсмен отметил, что некорректное поведение тренера в отношении своих воспитанников недопустимо.
«В своей работе, как и любой другой педагог, он должен руководствоваться нормами профессиональной этики, уважать честь и достоинство каждого ребенка», — заявил Михаил Крупин.
Фото: Детский омбудсмен Ярославии
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В конце апреля ярославцев потрясла шокирующая новость об избиении школьницы сверстниками, которые сняли весь процесс на видео. Подробности этого инцидента быстро разлетелись по федеральным СМИ и вызвали широкий общественный резонанс.
Все случилось 21 апреля на пустыре, расположенном на отшибе Дзержинского района. Компания подростков от 12 до 15 лет гуляла в безлюдном месте, когда 15-летний парень начал бить сухим борщевиком сверстницу по голове. От удара палка разлетелась в щепки. Рядом стояли и другие ребята, но они даже не пытались остановить подростка — просто смеялись, пока девочка плакала от боли и унижения. Процесс школьники засняли на видео. Через несколько дней после избиения запись появилась в соцсетях.
Многих поразила подобная детская жестокость, кто-то до последнего не верил, что происходящее на видео правда, якобы дети просто играли. Тем не менее этим случаем заинтересовались многие структуры: от департамента образования Ярославской области до Следственного комитета в лице главы ведомства Александра Бастрыкина.
Сразу начались всевозможные проверки. Выяснилось, что у юноши были проблемы с законом, и буквально месяц назад он имел привод в полицию за хулиганство. Еще через некоторое время прокуратура Дзержинского района вынесла неутешительный для виновников инцидента вердикт: поместить их в Центр временного содержания на месяц.
Администрации школы № 5, ученики которой стали «героями» этой истории, внесено представление об устранении нарушений законодательства «в связи с ненадлежащей профилактической работой».
«Яркуб» попробовал разобраться, как же возникают подобные ситуации, почему столкнувшиеся с обидчиком дети не всегда могут дать отпор или убежать, и как уберечь своего ребенка, если он стал объектом травли со стороны сверстников? На эти вопросы нашего портала ответила Наталья Хабарова, педагог-психолог МУ центра «Доверие».
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — систематическая агрессия, травля, угрозы, применение насилия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно ее это задевает.
Насилие становится способом коммуникации в семье: психолог из Ярославля рассказала о причинах травли в школах
— Почему в детской среде возникает такие случаи насилия? Попытка самоутвердиться?
— Дети не рождаются жестокими. Детская среда — «зеркало» того, что происходит в среде взрослых. Терпимость к насилию, агрессия, жестокость, неумение безопасным для себя и окружающих способом выражать чувства (обида, злость и прочее).
Если в семье принято «отыгрывать» тяжелые чувства на более слабом, на том, кто не в состоянии ответить (чаще всего это дети), то такой ребенок, велика вероятность, похожим образом будет переадресовывать свою агрессию другим, более слабым.
Попытка самоутвердиться также имеет место.
— Какие могут быть причины возникновения травли?
— Я бы выделила несколько причин проявления агрессии:
-
Дети и подростки не всегда понимают различия между лидерством и доминированием;
-
У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Но! Они не умеют использовать их во благо. Задача взрослого — научить;
-
Ребенок сам подвергался жестокому обращению (например, в семье);
-
Видеоконтент с пропагандой насилия в сочетании с низким уровнем развития критического мышления ребенка;
-
Иногда причиной буллинга бывает скука;
-
У подростка не хватает таких социальных навыков, как эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен эгоцентризм (особенность подросткового возраста);
-
Кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей, привлечь к себе внимание;
-
Среди агрессоров имеется часть детей с расстройством личности, нечувствительностью к чужим страданиям и получением от этого радости. Может потребоваться помощь психиатра.
— Если родители видят, что ребенок попал в плохую компанию, что им стоит сделать?
— Если ребенок уже попал в такую компанию, важно понимать, что он получает там. Например, если дома подростка постоянно критикуют, обесценивают его переживания, то он, скорее всего, найдет «сочувствующих» среди сверстников. В таком случае рекомендации для родителей могут быть такими:
-
Быть чутким к переживаниям ребенка, адекватно на них реагировать;
-
Воздерживаться от критики. Критика ранит и может негативно сказываться на самооценке;
-
Знать друзей своего ребенка (кто они, чем увлекаются, где учатся);
-
Помнить, что рискованное поведение характерно для подростков. Они пробуют, совершают ошибки, делают выводы. Важно выстроить с ним доверительные отношения, чтобы ребенок мог делиться и просить помощи у вас;
-
Если ребенок совершил проступок, не оценивать его как личность, не навешивать ярлыков, а выразить свое отношение к поступку, действию.
— Если такой акт насилия случился один раз, может ли это в дальнейшем перерасти в травлю? Если за ребенка никто не заступится или он сам не даст отпор?
— Если говорить конкретно об учениках школы № 5, в сети есть информация, что в отношении пострадавшей девушки подростки проявляют агрессию не в первый раз. Это действительно буллинг. Его отличает от конфликта несколько особенностей:
-
буллинг всегда ассиметричен (обидчик превосходит в силе жертву);
-
буллинг осуществляется преднамеренно, целью его является причинение физических и душевных страданий человеку;
-
буллинг подрывает у жертвы уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение, унижает его человеческое достоинство;
-
буллинг — это групповой процесс, в котором принимает участие насильник (буллер), жертва и свидетели;
-
подвижность ролей;
-
буллинг никогда не прекращается сам по себе. Все участники процесса нуждаются в помощи со стороны взрослых.
Конкретно в данном случае можно выделить несколько перечисленных выше особенностей.
Любой акт насилия может перерасти в травлю, и любой ребенок может оказаться жертвой. Есть дети, которые в группе риска, и у них шанс оказаться в роли жертвы выше. Чаще всего это дети, которые «дают» насильнику желаемую реакцию: истерика, мольбы о пощаде, агрессивные реакции.
— Как нам известно, пострадавшая дружит с девочкой, которая есть на видео. И как говорят одноклассники, продолжает дружить. Почему возникает такая ситуация, что ребенок не уходит от обидчиков? Он «привязался»?
— Не зная личностных особенностей пострадавшей, сложно точно сказать, почему она дружит с одной из девочек, что их связывает. Тем не менее нередко бывает, что, оставшись один на один, агрессор и жертва могут вполне мирно общаться. Для агрессора важно наличие свидетелей, зрителей.
— Люди в соцсетях недоумевают, почему девочка не могла убежать или дать сдачи? Она была напугана, какой-то защитный механизм?
— Девочка оказалась в стрессовой ситуации. В этом случае у пострадавшего вырабатываются гормоны адреналин и кортизол и срабатывает один из защитных механизмов «бей, беги, замри». Таким образом, кто-то бежит от обидчиков, кто-то проявляет агрессию, а кто-то замирает. Иногда интуитивно срабатывает инстинкт самосохранения. Можно себе представить, как бы отреагировали преследователи, если бы девочка попыталась убежать: азарт, погоня, еще больше агрессии...
— Кому из участников этой истории нужно обращаться к психологу?
— Психологическая помощь в случае буллинга требуется всем: жертве, агрессору, свидетелям.
Последствия для жертвы: одним из наиболее серьезных последствий насилия является риск суицидального поведения у пострадавшего (могут воспринимать самоубийство как избавление от страданий). Риск возрастает, если ребенка никто не поддерживает. Родители не замечают, что их ребенок страдает или отмахиваются от проблемы («сам разберешься, не маленький»). Подростки редко напрямую обращаются к родителям с просьбой о помощи. Зачастую «работают» стереотипы: «не нужно „стучать“ и жаловаться на одноклассников, мне же хуже будет...»
Другие последствия насилия для жертвы: снижение самооценки и самоуважения, повышение уровня тревоги, развитие депрессивного состояния, снижение активности, успеваемости, нежелание посещать образовательное учреждение, плохой сон, стремление избегать общения, плохое самочувствие, криминальные действия.
— А какие последствия могут быть для обидчика и свидетелей?
— Опыт «успешного» доминирования с помощью насилия закрепляется у агрессора, как единственно возможный способ добиться желаемого положения в обществе. Насилие становится способом коммуникации с окружающими (в семье, с коллегами по работе в будущем). Такой способ взаимодействия с социумом является деструктивным и однажды буллер рискует «нарваться» на другого насильника, превосходящего его в силе, и самим стать жертвой. Большинство агрессоров сами являлись жертвами насилия.
Став свидетелями, многие дети и подростки испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее, а также страх оказаться на месте жертвы. В том случае, когда насилие неоднократно повторяется, у части свидетелей возникает желание ассоциировать себя с силой (обидчиком), а не со слабостью (жертвой), и они находят оправдания насилию, обвиняя в нем жертву. Повторяющиеся сцены насилия притупляют сострадание у очевидцев, формируют толерантность к агрессии.
Вывод
Любой ребенок может стать жертвой травли и буллинга. Причем столкнуться с унижениями со стороны сверстников дети могут вне зависимости от интеллектуальных, физических способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и ее свидетели.
Родителям, которые узнали, что в школе практикуются издевательства, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотек. Ребенку нужно объяснить, как действовать, если он или другие дети в школе подвергаются травле. Кроме того, важно развить у ребенка эмпатию, критические мышление, понимание и уважение границ других людей.
Фото: Ирина Ж. / Яндекс Карты; нейросеть Kandinsky 2.1
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».