Большие гастроли для детей и молодежи
В Ярославль приехали «Большие гастроли для детей и молодежи», а точнее, Волгоградский Театр Юного Зрителя. В федеральной программе, направленной на формирование единого культурного пространства по всей стране, оба театра приняли активное участие и отправились на обменные гастроли. Масштабная программа охватила семьдесят шесть регионов и связала все театры огромной творческой сетью. И Ярославскому ТЮЗу вдвойне приятно оказаться в этой театральной сети.
Автор Лейла Салимова
Гастроли в жизни театра — очень значимое и серьезное событие, своеобразный творческий экзамен, который держит коллектив, выступая перед новым зрителем. Расширение рамок творческого сотрудничества, обмен организационным и профессиональным опытом, приобретение новых знакомств, — все это вмещает в себя гастрольная жизнь. Театры вновь получили возможность планово выезжать на длительные гастроли и дарить свое творчество и в других городах нашей страны.
Волгоградцы привезли пять лучших спектаклей из своего репертуара, которые позволили создать целостную и очень внятную картину театральной традиции ТЮЗа в контексте современности. Спектакли для детей и взрослых заинтересовали ярославскую публику, прежде всего, необычным материалом — многие авторы впервые прозвучали на ярославской земле, — и, конечно же, жанром. Одним из таких неординарных спектаклей можно назвать «Цирк Шардам, или Школа клоунов» режиссера Альберта Авходеева. Представление в двух отделениях по Даниилу Хармсу яркое и динамичное, состоит не только из цирковых номеров и трюков, но связано и драматической коллизией — некто Вертунов в отчаянных попытках попасть в труппу цирка упражняется в изобретательности и фантазии. В его голове рождаются фантастические небылицы, и он без особых умений, но обладая жаром желания, становится членом цирковой семьи. Спектакль насыщен очень сложными и смешными номерами, в которых принимают участие воздушные акробаты, клоуны, жонглеры и факир, дрессировщик и фокусник — всему этому обучились сами драматические актеры театра. Для воплощения трюков найдена необычная форма — черная комната с люминесцирующими предметами и костюмами. «Цирк Шардам, или Школа клоунов» — одно из самых лучших первых прикосновений к театру и цирку через тексты Хармса для юных зрителей.
Сцена из спектакля «Финист — Ясный сокол»
Нужно отметить спектакль «Финист — Ясный сокол», представлением которого открывались гастроли Волгоградского ТЮЗа. Для театра этот спектакль один из самых важных — целая историческая веха, связывающая Сталинградский и Волгоградский ТЮЗы. Сказка написана известным драматургом Николаем Шестаковым из плеяды тех, чьи пьесы формировали репертуар первых детских театров в 20-30 годы ХХ века. Она появилась в самом преддверии Великой Отечественной войны, когда стала явной опасность близких сражений. Старый сказочный сюжет приобрел новое содержание. Спектакль стал одной из последних премьер Сталинградского театра перед наступлением на город немецких войск. «Финист...» словно птица феникс возродился уже в наше время в 2011 году. История по-прежнему отзывается даже в самых юных зрителях, так как и сегодня требуются герои и подвижники, сражающиеся за справедливость и мир.
Сцена из спектакля «НЕФОРМАТ»
Рядом со спектаклями для детей возникают и спектакли для взрослых. История о любви и реальности Нила ЛаБюта звучит не просто актуально, а откликается во многих, кто сталкивался с подобным или просто слышал истории о таком. О чем? О простом непонимании, одиночестве, зависимости от мнения окружающих. Это история о новом герое нового времени, которому предстоит сделать нелегкий выбор между своим желанием и желанием толпы, устанавливающей свои идеалы и принципы. Нил ЛаБют говорит о своей пьесе, что «эта история о человеческой слабости и невероятных трудностях, с которыми многие из нас сталкиваются, когда пытаются прожить, защитить, сохранить то, во что они верят. Героизм — вещь трудная». Избранница героя далека от общепринятого стандарта 90-60-90. Пышные формы воспринимаются окружающими негативно, окружающие ополчаются на выбор героя, не думая о его личных чувствах. В бермудском треугольнике «человек-любовь-толпа» личности оказывается очень просто потерять свои ориентиры и ценности, попасть под чужое влияние. Перед героем стоит сложный выбор: защитить свою любовь или поддаться страху и быть осмеянным. Минимум декораций и максимум человека на площадке, которая дарит воздух свободы и творчества актерам. Многие сцены решены в пластическом ключе, так что офис превращается в роботизированную толпу, выполняющую одинаковый набор функций и телодвижений в течение дня. В лирических сценах сама душа задает чувственные плавные движения, умиротворяющие и успокаивающие ощущения. «НЕФОРМАТ» — веселая и вместе с тем грустная история для тех, кто любит жизнь, для тех, кто любит, любим или не любим.
Сцена из спектакля «Ревизор»
Несмотря на то, что в Ярославле уже существует «свой» «Ревизор», на спектакле Волгоградского театра был аншлаг. Режиссер Альберт Авходеев сделал очень мощное и дерзкое высказывание в своем «Ревизоре», что и подкупает. Изнанку чиновничьего мундира-пиджака вскрыли со всей неприглядной правдивостью. Зрителя погружают в самое горнило ожесточенных пересудов бумагомарателей. Обнаженные современностью гоголевские «подведомственные» в галстуках суетливо снуют по залу, горбясь в страхе разоблачения. Это разрушение пресловутой «четвертой стены» и выход «в люди» заставляет пьесу звучать в документальном ключе, перенося и без того «вечный» конфликт на современные реалии. Видимое присутствие Гоголя, а точнее Гоголей, придают действию эпический характер. Два бюста, расположенные по краям сцены, словно стражи, наблюдают за происходящим, контролируют его.
Гротеск заявил о себе очень неожиданно: Хлестаков вынес статую Гоголя в полный рост вместе со всеми своими многочисленными чемоданами. И все это кануло в бездонную яму нашего невежества и угодливости: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!» Писателя снимают с постамента и водружают на его место псевдогенерала-городничего. Комическая замена оборачивается драматичными последствиями.
Пространственное решение открывает в спектакле дополнительные смыслы. Несмотря на то, что Хлестаков живет в маленькой комнате в гостинице, под лестницей все герои к нему неловко или наоборот дерзко, как трактирный слуга, просачиваются снизу, из люков и оркестровой ямы. Хлестаков оказывается еще и на возвышении. Пространство четко разделено на земное и подземное. Однажды появившись из своего «подземелья», Хлестакова уже не тянет возвращаться «в низы», он порхает по поверхности с лучшими людьми этого города. Циркуляция партикулярных «щелкоперов, либералов проклятых» в этом мире происходит по присутственной лестнице — вверх и вниз. Это бесконечное движение, которое говорит о нерушимости этой толкотни в присутствиях, бумагомарательстве. Чиновники стройной кучкой спускаются и поднимаются, заполняя своей живой колеблющейся массой маленькую лестницу в небо светской жизни. Есть что-то инфернальное в этом мотиве ямы, подполья, из которого герои выбираются на свет, а потом погружаются обратно во тьму.
Сцена из спектактя «Ктуба» («Брачный договор»)
Наверное, «Брачный договор» Альберта Авходеева стал одним из самых запомнившихся спектаклей в гастролях Волгограда. В своей пьесе «Ктуба» («Брачный договор») Эфраим Кишон предложил задуматься о том, что важнее — человек или документ, а также светло и с грустинкой исследовал, куда с течением монотонных лет брака уходят любовь, романтика, нежность. Эта история разворачивается в 50-х годах, и спектакль воспроизводит весь колорит этого времени, вызывая у кого-то ностальгию, а кому-то раскрывая кусочек этой эпохи. В лирической комедии звучит поэзия человеческих образов, очень понятных и близких ситуаций. Спектакль по пьесе Кишона впервые был поставлен именно в Волгоградском ТЮЗе и побывал в пяти городах Израиля.
Подводя итоги, можно сказать, что гастроли Волгоградского Театра Юного Зрителя прошли очень удачно и благодаря правильно подобранному репертуару, который хорошо откликался у ярославского зрителя, и благодаря невероятной силе энергетики, с которой актеры выкладывались на сложной непривычной площадке Ярославского ТЮЗа. Перед гостями стояла действительно трудная задача заполнить довольно большую сцену театра, но волгоградцы достойно справились с ней и покорили Ярославль.
- От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»