Антон долин
С 10 ноября в киноклубе «Нефть» будут показывать выдающиеся фильмы прошлого. Каждый сеанс начнется с видеолекции главного редактора журнала «Искусство кино» Антона Долина.
Проект «Синематека: Искусство кино» — это цикл кинопоказов и сопровождающих их лекций, организованный журналом «Искусство кино». На большие экраны вернутся классика мирового кино, авангардные европейские и азиатские режиссеры, независимые американские и лучшие российские картины.
Киноклуб «Нефть» опубликовал расписание показов до конца 2017 года.
10 ноября — «Иди и смотри», реж. Элем Климов, 1985 год.
24 ноября — «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год.
8 декабря — «Сталкер», реж. Андрей Тарковский, 1979 год.
22 декабря — «Асса», реж. Сергей Соловьев, 1988 год.
Все фильмы покажут в отреставрированном на «Мосфильме» виде. Билеты по 300 рублей (диван на двоих — 700 рублей).
Читайте также: «Андрей Алексеев и Мария Сандлер снимут фильм о «ярославской весне».
Вопрос «Как смотреть кино?» может показаться праздным. Купил билет в кинотеатр, запустил приложение или (не видит Роскомнадзор) скачал картину и смотришь себе. Можно попкорн пожарить. Но нет, это искусство не такое простое, и лучше всех рассказать о нем может кинокритик, которому приходится смотреть почти все, что выходит на экраны.
Вопрос «Как смотреть кино» может показаться праздным. Купил билет в кинотеатр, запустил приложение или (не видит Роскомнадзор) скачал картину и смотришь себе. Можно попкорн пожарить. Но нет, это искусство не такое простое, и лучше всех рассказать о нем может кинокритик, которому приходится смотреть почти все, что выходит на экраны.
В Ярославль с лекцией на тему о том, как и зачем смотреть фильмы, приезжал Антон Долин. Киношкола MR.FILM подарила горожанам возможность лично увидеть кинокритика и столичного обозревателя, для которого кино — это не пустой звук. «ЯрКуб» внимательно выслушал Долина и записал основные тезисы его выступления.
Антон Долин считает, что если человек говорит, будто научит ориентироваться в фильмах как рыба в воде, то он соврет. И на то есть причины: сначала нужно самому разобраться в предмете, а это невозможно.
— Никто не обязан знать все, а ученик может начать учить своего преподавателя. Среди того, что уже открыто и доступно, есть много непознанных материков. Что вы знаете о киноиндустрии Африки? Или вот пример с победителем Венецианского фестиваля в этом году, Лав Диасом. Он из Филиппин. Что вы знаете о филиппинском кино? 30 лет назад знаток кино не мог не слышать фамилии Вима Вендерса, а сейчас можно не подозревать о существовании Диаса и нормально себя чувствовать. Критериев обязательного и необязательного здесь нет. — Антон Долин.
Как же правильно смотреть кино?
Свои рекомендации о культуре восприятия фильмов кинокритик называет детскими, однако замечает, что даже некоторые специалисты о них не задумываются. Итак, что нам нужно понимать для осознанного знакомства с кино, по мнению Долина.
«Если вы хотите получить адекватный опыт, кино нужно смотреть в кинотеатре. Или устроить кинотеатр дома, с проектором и простыней, если не хочется покупать экран. Вот вам пример: можно увидеть копию знаменитой картины, но представление о ней не сравнится с впечатлением от знакомства с оригиналом. Роль сыграет и цветопередача, и размер репродукции. Еще важно, как и с кем смотреть. Представьте, вы поехали в Лувр, чтобы увидеть Джоконду. Заходите в зал, где висит картина, а там толпа японцев или китайцев постоянно ее щелкает и мешает вам остаться с шедевром один на один. Настоящее произведение искусства рождается в борьбе с препятствиями, которые есть, вы завоевываете свой шанс быть с ним, даже если помехи — это зрители в зале, жующие чипсы.
Надо платить за просмотр. Это важная, абсолютно символическая акция. Человек, который заплатил, смотрит фильм внимательнее и досматривает до конца. Вы спросите: а как же критики? Они расплачиваются за это своим трудом по осмыслению картины, репутацией, когда пишут о ней. Понимайте, что деньги за просмотр пойдут тем людям, которые трудились над фильмом. И да, если это работа Джима Джармуша, который все делает сам, то вы заплатите лично Джиму Джармушу.
Всегда смотрите фильмы с оригинальным звуком. Забудьте о том, что читать субтитры тяжело или лень, читать умеют все и все должны это делать. Звук является важнейшей частью фильма. Можете себе представить, что вы смотрите «Пиратов Карибского моря» без Ханса Циммера? Нет? Так почему вы считаете, что музыка важнее голоса актера? Джонни Депп без голоса уже не Джонни Депп, фильм слегка искалечен. Тут можно задать каверзный вопрос: как же нам смотреть фильмы с субтитрами, если прокатчики дают дублированные? Ответ: чем больше народа будет ходить на оригиналы, тем скорее поймут необходимость их поставки прокатчики. Во Франции это произошло, тем более, что это дешевле.
Никогда не верьте трейлерам и рекламе, они существуют, чтобы выкачать из вас деньги. Трейлер — это монтаж: некий человек из чужого фильма делает свой. И вы смотрите фильм неизвестного и бездарного человека, у которого только одна цель. Если мозгов и способности к чтению у вас хватает, посмотрите, кто авторы фильма. Трейлер всегда соврет: он плохой у офигенного кино и наоборот.
Никогда не верьте пользовательским рейтингам. Они значат только одно: фильм популярный. Вы же в книжном не идете покупать Донцову
Есть еще один пункт, который не учитывают порой даже профессионалы. Его сформулировали Андре Базен и Франсуа Трюффо. Автор фильма — это режиссер. Хороший пример тому — фильм по книге. Представьте, что вы видите рекламу картины, снятой по вашему любимому роману. А главную роль, к тому же, играет ваш любимый актер. Но это совершенно не гарантирует того, что кино вам понравится! Недавно я общался с Николасом Кейджем, говорю ему: «Среди фильмов, в которых Вы сыграли роли, столько дерьма…». Он посмотрел на меня своими глазами грустного спаниэля и ответил, что играет изо всех сил, но это ничего не решает. Как ни прискорбно, имя режиссера тоже не гарантия успеха.»
О кинокритике
Антон Долин разделяет аудиторию фильмов на обычных зрителей, которые ходят в кино ради удовольствия, синефилов или киноманов, что считают себя знатоками, так как смотрят бесконечно много картин, и кинематографистов, относящихся пристрастно к любой работе. Кинокритик же, говорит Долин, лишен права на вкусовую селекцию. Он не может смотреть только те фильмы, которые ему интересны.
— На критике огромная ответственность. Он приходит на фестиваль, где фильм показывают впервые, и смотрит девственно чистый фильм. О нем не известно почти ничего. И нужно первым сформировать мнение о картине по возможности объективно. — Антон Долин.
Сейчас кинокритики выполняют работу навигаторов в безбрежном океане фильмов, пересмотреть все из них нельзя, даже если смотреть с утра до ночи всю жизнь. Раньше критики были первооткрывателями вроде Колумба, сегодня они лоцманы, обязанные провести зрителей мимо
Зачем мы смотрим кино?
Для того чтобы выяснить свои личные предпочтения, нужно ответить на этот простой вопрос. Иначе приплыть к острову с хорошими картинами не получится очень долго, можно даже разочароваться в этом виде искусства.
Смотреть фильмы можно для развлечения. В этом нет ничего позорного и стыдного. Человек стремится сбежать в другой мир, чтобы отвлечься от своих будней, работы.
— Мало что в жизни я ненавижу так сильно, как словосочетание «доброе кино», придуманное в России за последние десять лет. Такие фильмы напрямую апеллируют к тому, чтобы человек вышел из кинотеатра с хорошим настроением, чего достичь очень легко путем наглой спекуляции. Можно же встретить проститутку, которая владеет искусством обольщения и гарантированного доставления удовольствия, при этом по завершению встречи останется чувство легкой гадливости. Точно такое же, как после «доброго фильма». — Антон Долин.
Кино можно смотреть ради познания мира. Например, на Берлинском фестивале показывают удивительные картины. Скажем, африканские, которые рассказывают историю войны двух племен. Фильм — это бюджетный способ путешествовать.
Фильмы также смотрят для получения эстетического наслаждения, удовольствия от искусства через осознание новизны языка кинопрочтения. Чаще всего для удовлетворения этой потребности подходит авторское кино.
— Я часто задавал себе вопрос: зачем нужно искусство? Ответ такой: оно удовлетворяет потребность человека в том, чего ему не хватает. Чем отличается этот мазохистский дискомфорт от более удобного искусства? Долей соучастия и получения удовольствия от процесса. Кино дает тебе все, чтобы ты мог смотреть и не требовать ничего. Играет определенная музыка, актеры показаны с выбранного ракурса (вы не можете сказать Кейджу на экране: «Николас, отвернись!»). Это как в парке аттракционов — вы овощем пристегнуты к креслу и выпустят вас через три минуты. С авторским кино иначе: оно взывает к противодействию, требует ответа, участия, работы воображения и сознания. — Антон Долин.
Напоследок кинокритик призвал не бояться не понимать искусство. Ориентироваться нужно только на свои чувства, если их не возникает — идите дальше. И специально выискивать в фильмах цитаты, рефрены, зашифрованные послания и так далее специально не нужно. Их вовсе может и не быть, а вы уже вообразите, будто не хватает эрудиции на восприятие такой сложной картины, какой она не является.
Основатель киношколы MR.FILM Владислав Дианов поделился с «ЯрКубом» своими впечатлениями от встречи с Антоном Долиным.
— Редко получается вселить мнеФото: Владимир Скориковкакую-то мысль. Но мы весь день провели с Антоном Долиным, и моё сознание слегка деформировалось в отношении некоторых простых вещей. Таким и должен быть настоящий кинокритик: не только разбираться в кино, но и во многих других областях, особенно искусства, быть всесторонне подкованным. А в кино как раз наши взгляды в большинстве случаев сходятся, что приятно — лишний раз подтверждает моё правильное понимание кинопроцесса. Очень надеюсь на последующие встречи в Ярославле, — рассказал Владислав.
Имя Антона Долина знакомо каждому, кто интересуется киноиндустрией и миром кино не только в зале кинотеатра, выбирая новинку проката на вечер. В разговоре с «ЯрКубом» Долин объяснил, почему он не смотрит трейлеры, пишет много положительных рецензий и чем отличается от обычного зрителя.
Имя Антона Долина знакомо каждому, кто интересуется киноиндустрией и миром кино не только у кассы кинотеатра, выбирая новинку проката на вечер. «Российский кинокритик, радиоведущий и журналист» — так «Википедия» называет Антона, не забывая упомянуть о его работе в «Вечернем Урганте» и дипломе учителя русского языка и литературы. В разговоре с «ЯрКубом» Долин объяснил, почему не смотрит трейлеры, пишет много положительных рецензий и чем отличается от обычного зрителя.
Антон приехал в Ярославль, чтобы прочитать лекцию в киношколе MR.FILM «Как смотреть фильмы» и поучаствовать в обсуждении на показе фильма «Она» в киноклубе «Нефть». Между осмотром достопримечательностей города и данной программой у кинокритика нашлось время, чтобы подробно ответить на вопросы журналистов.
Антон, у Вас есть страница на сайте «Кинопоиск», там находятся ссылки на ваши рецензии. Практически все из них положительные, отрицательных очень мало. Отчего так? Неужели достойных картин так много?
Нет, хороших фильмов много среди тех, о которых я пишу. Я не хочу здесь спекулировать таким понятием, как вдохновение, но у разных людей и разных критиков реакция на фильмы
Я от этого процесса удовольствия не получаю. У меня бывали такие случаи, но редко. Я не получаю удовольствия ни от просмотра такого фильма, ни от его описания, хотя думаю, что мог бы написать гораздо больше отрицательных рецензий, чем я написал за свою жизнь. Напротив, когда я вижу
Вы приехали в Ярославль, чтобы прочитать лекцию о том, как правильно смотреть кино. Если говорить в целом о такой деятельности, нужны ли сейчас образовательные проекты, связанные с кинопросвещением?
Необходимы. Если в СССР, да и в Европе и Америке, в
Русский кинематограф — это тоже рынок. Талантливые люди все меньше надеются на авторское кино и стремятся идти туда, где есть какая-то отдача и какие-то, извините, деньги. Не из-за потери кинематографом своей души, а из-за того, что режиссерам, сценаристам, продюсерам, актерам и так далее нужно на что-то жить.
В тексте о прошедшем Венецианском кинофестивале Вы, Антон, пишете, что сегодня кинематограф больше рынок, чем поле для художественного эксперимента. Тут не поспоришь, но ответьте: русский кинематограф — это тоже рынок?
Та же самая ситуация. Мы видим, что немало режиссеров авторского кино ушла намеренно или вынужденно в кино коммерческое или околокоммерческое. Только в этом году вышли два больших блокбастерных проекта, сделанных режиссерами авторского кино. Николай Хомерики сделал фильм «Ледокол», Алексей Мизгирев сделал фильм«Дуэлянт». На самом деле, Кравчук, который сделал фильм «Викинг», не только автор слабой картины «Адмирал», но и создатель авторского фильма «Итальянец», который был на фестивале в Берлине и даже получил приз. Да и фильмы Николая Лебедева, автора «Экипажа», — тоже чисто авторское кино. Это тенденция. Боря Хлебников и Леша Попогребский делают сериалы, и мы видим, что прошедший «Кинотавр», который оставался до последнего времени площадкой для самовыражения российского авторского кино, сдает свои позиции. Я не был на самом фестивале, но отзывы о слабости программы были уничтожительные. Потому что, видимо, талантливые люди все меньше надеются на авторское кино и стремятся идти туда, где есть
В Венеции вы посмотрели и отметили фильм Лав Диаса «Женщина, которая ушла», он длится почти четыре часа. У этого режиссера вообще нет никаких временных рамок, он снимает и на пять, и на восемь часов. Объясните, почему нормально не вписывать фильм в стандартные три часа.
Ненормально — это существование нормы, ограничивающей длительность фильма. Когда кинематограф только начинался, Дэвид Уорк Гриффит снял фильм «Нетерпимость». Это 1916 год. Он длится часа четыре, и ничего, никого это не смущало. Или «Метрополис» или «Нибелунги» Фрица Ланга — длиннющие фильмы, и ничего. Потому что тогда не было закона, по которому прокатные картины нужно вписать в три часа максимум, если это блокбастер, если нет — в два, а лучше в полтора. Лав Диас, который снимает фильмы, длящиеся от двух с половиной часов до 11, руководствуется именно этим. Он не хочет подчиняться диктату прокатных правил. Я помню момент, когда я разговаривал с Дэвидом Линчем после фильма «Внутренняя империя» (он длился три часа). Я спросил: «Вот Вы фильм уместили в три часа. А авторскую версию Вы на сколько сделали бы длиной?». Он посмотрел на меня как на абсолютного идиота и сказал: «Это и есть авторская версия. А если бы я захотел, чтобы она длилась семь часов, она бы длилась семь часов». И как подтверждение тому сейчас он снимает цельный фильм — третий сезон «Твин Пикса». Там будет минимум 10 часов. Напоследок скажу, что сегодня, когда люди способны за сутки или за двое подряд посмотреть 3–4 сезона сериала, жаловаться на длительность любого фильма просто смехотворно.
И вновь о Венеции. Андрей Кончаловский получил награду за новый фильм «Рай», причем этого «Льва» Вы предсказали заранее. Поделитесь своими впечатлениями от просмотра.
Это очень интересная картина. Она довольно экспериментальная, особенно для такого человека, как Кончаловский. Любопытно, что он
Он об участии русских в противостоянии страшному уничтожению евреев. Главная героиня там — русская аристократка, которая во Франции спасает еврейских детей,
Я не могу сказать, что меня этот фильм глубоко тронул. Он скорее показался мне интересным, чем душераздирающим. Но, безусловно, это серьезная работа очень большого художника, я горд и рад, что Андрей Сергеевич оказался единственным русским режиссером, единственным немолодым режиссером среди тех, кто получил награды в Венеции. Жюри принципиально и уверенно раздало награды исключительно молодежи. И Кончаловскому.
Кадр из фильма Андрея Кончаловского «Рай». Фото Светланы Маликовой.
Приблизительно год назад Вы призвали коллег написать книгу об Эльдаре Рязанове. Почему не сделаете это сами?
Потому что я не считаю себя универсалом и мастером на все руки, хоть знаю, что произвожу именно такое впечатление. Я чувствую раздражение и стыд, когда ко мне несколько раз за неделю обращаются незнакомые люди со словами: «Напомни, как назывался фильм про
Мне кажется, что человек, родившийся, как я, в 1976 году, просто не имеет морального права, не будучи глубоким историком и социологом той эпохи, писать книгу о режиссере, который работал в
Что должно быть в этой книге?
Должен быть анализ фильмов, ведь самое интересное в искусстве — попробовать понять, почему оно стало искусством, а не поточным продуктом. Это самое неуловимое, самое загадочное. Это как понять, каким образом сексуальное притяжение человека к другому человеку переходит в любовь. Это неуловимый момент, но очень интересный. Где совокупность таких составляющих, как талантливые актеры, любопытный сценарий, актуальная тема перерастают в то, что мы назовем искусством? Это надо исследовать в фильмах Рязанова.
Недавно я разговаривала с Дмитрием Певцовым, и он сказал следующее: «Сейчас появилось очень много художников, которые делятся на сцене своими недомоганиями и сексуальными отклонениями, смотреть на это больно и печально». Он вел речь о театре, но то же самое можно отнести и к кино. Как Вы считаете, нужно и нормально ли это? Мне вспоминается Валерия Гай Германика, которая точно занимается самовыражением, а не сеет «разумное, доброе, вечное».
Художник — это ненормально. А гений — вообще ненормально. Если
В прошлом веке постструктуралисты, разрабатывая новый метод в литературоведении, впервые сделали ставку не на «что хотел сказать автор», а на восприятие произведения конкретным человеком. И сейчас на обсуждениях после показа часто звучит фраза: «Я просто зритель, поэтому скажу о своих мыслях…». Как с этим работают критики?
Каждый критик есть зритель в самом конкретном понимании. Если ты не способен посмотреть фильм и испытать те же эмоции, которые испытывает человек рядом с тобой, значит, ты закончен для этой профессии. Ты отличаешься от зрителя только тем, что у тебя есть площадка и умение для того, чтобы эмоции облечь в слова и передать их другим. Больше ты не отличаешься ничем. Если весь зал смеется, а ты плачешь, значит, с тобой
Просто постструктурализм это сформулировал, а еще раньше — мастер критического реализма Добролюбов. У него есть статья «Темное царство», написанная задолго до появления Ролана Барта. И он там пишет, что есть мировоззрение художника, а есть миросозерцание. Первое — это то, что художник хотел выразить, а второе — что у него получилось. Это давняя как мир идея, у Аристотеля она тоже есть. Когда греки говорили, что муза вдохновляет автора на создание произведения, они имели ввиду то же самое. Автор — не хозяин своего произведения, оно умнее и глубже. И в истории культуры полно таких примеров, возьмите хотя бы «Дон Кихота». Великие произведения искусства живут долго, чем дольше, тем больше смыслов они обретают. Как ракушки на дне корабля, которые нарастают и становятся с ним единым целым. Единственный способ их счистить — это найти письма художника, а в них замысел произведения, который он излагает своему дяде, своей сестре или своей любовнице. И этот замысел всегда будет менее интересен, чем само произведение.
Я всегда рад, когда замысла нет, когда не существует никаких трактовок — сами читайте, смотрите и слушайте. В этом смысле для меня идеальное искусство — это музыка. Вот
Вы
Не навязывать свои представления о мире и об искусстве зрителю. По возможности не навязывать, хотя мы все этим занимаемся… Хотя бы знать, что ты навязываешь. Я не люблю Вуди Аллена, но я натренировал себя отличать хороший фильм Вуди Аллена от плохого. Бывает так, что фильм мне понравился, я начинаю писать о нем, и у меня получается разгромная статья. Бывает и
А есть жанры, которые Вам нравятся больше, чем другие?
На самом деле, мне нравятся совершенно любые жанры, нет таких, которые в чистом виде меня отталкивали бы как таковые. Просто есть те, к которым я более холодно отношусь, чем к другим, такие как кинобиография, спортивные фильмы, романтические комедии. Хотя некоторые мне нравятся. Терпеть не могу мюзиклы, но есть 2–3 исключения — «Мулен Руж» или «Танцующая в темноте».
Я стараюсь не смотреть трейлеров. Все трейлеры всегда врут. Я верю в режиссуру. Режиссура — это, прежде всего, монтаж, почитайте Эйзенштейна. А трейлеры режиссируют и монтируют другие люди.
Наблюдаете ли Вы цикличность в интересах режиссеров? Скажем, сейчас прослеживается тенденция обращения к реальным событиям, на которых и основывается фильм.
Тенденций бесконечно много, о них можно говорить отдельно часа три. Если сужать, то есть две разнонаправленные тенденции. С одной стороны есть фильмы, в которых вообще ослаблена сюжетная составляющая. Это могут быть блокбастеры вроде «Пиратов Карибского моря» или «Трансформеры». Или авангардные фильмы вроде картин Педру Кошта, где не предполагается никакого развития сюжета. Совершенно созерцательное кино, так называемое «медленное кино». С другой стороны, в поисках сюжета, в противодействии этой новой бессюжетности, сценаристы все чаще обращаются к реальным событиям, находя в жизни более увлекательный материал, чем фантазии.
Вы часто встречаетесь с разными режиссерами. А с кем бы хотелось поговорить, может быть, даже из тех, кто уже умер?
Со всеми великими было бы интересно поговорить, с каждым из них. Я чуть не поговорил с Бергманом, когда был на острове, где он жил, тем летом, что он умер, за месяц до его смерти. Там была Бергмановская неделя, и известно, что он и его семья на этой неделе иногда неожиданно появлялись. Но в том году он себя уже плохо чувствовал, и ни разу не появился на публике, потом я оттуда уехал, а через месяц его не стало. Но честно, если бы сейчас передо мной сел Бергман, я бы растерялся и не знал, что именно спросить, потому что он написал такие потрясающие книги о своих фильмах, что мне кажется, будто я все о них знаю. Мне был бы просто дорог факт личной встречи и общения.
Зато горжусь, что мне удалось несколько раз повидаться с Антониони и быть несколько раз в зале на показе, например, «Фотоувеличения» в Каннах. Но Антониони в тот момент был в состоянии постинсультном, не разговаривал ни с кем, режиссировал фильмами тоже так — молча.
Вы смотрели трейлер фильма «Защитники»?
Не смотрел.
В таком случае вопрос снимается.
Скажу одну вещь: я стараюсь не смотреть трейлеров. Все трейлеры всегда врут. Я верю в режиссуру. Режиссура — это, прежде всего, монтаж, почитайте Эйзенштейна. А трейлеры режиссируют и монтируют другие люди. То есть, это кино другого режиссера. Я не хочу смотреть другой фильм, чтобы получить информацию о том, который меня интересует.
Вместо этого иногда я читаю о картине. Не то, чтобы я ничего не хочу знать о выходящем фильме, просто трейлер сбивает с толку, рождает в тебе ложные ожидания. И необязательно хорошие.
Антон, «Оскар» себя уже исчерпал?
Да нет, «Оскар» будет вечен. Пока есть Голливуд, будет «Оскар». Просто мы от него
На неком сайте thequestion.ru есть вопрос (я цитирую): «Как стать таким, как Антон Долин? (Писать о кино, брать интервью у Вуди Аллена, попадать на закрытые показы на кинофестивалях, да еще и деньги за это получать». Ответов там никто не дал, может быть, Вы расскажете?
Я отвечу. Этот вопрос изобличает прискорбную ситуацию, в которой я, видимо, кажусь
Фото: Владимир Скориков
- «Благодаря стримам дети начали усерднее учиться»: молодой педагог рассказал о преподавании современным школьникам
- Ирина Гукасян, и.о. министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области: «„Кислые гудроны“ и „зелёные масла“ надеемся ликвидировать до 2030 года»
- Александр Ольхов, министр инвестиций и промышленности Ярославской области: «Правительство региона готово к любым формам инвестиций и оказанию поддержки»
- От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое