24 марта 2023 17:00

«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы

В городе планируют отказаться от наличной оплаты в пользу новых способов, а армия контролеров сможет вычислять «зайцев». Разбираемся, что ждет пассажиров ярославского транспорта с 1 апреля. И заодно ностальгируем.
«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы

1 апреля в Ярославле стартует глобальная модернизация транспорта. Постепенно начнется отказ от наличной оплаты проезда. Уже летом купить билет можно будет только по безналу. Кондукторов заменят контролеры. Интересно, что по похожему принципу транспорт работал в советские и 1990-е годы. К совести тогда пассажиров взывали стихотворными произведениями, звучащими в салоне. Как будет на этот раз? «Яркуб» решил вспомнить, как оплачивали проезд в прошлом веке. И напомнить, что ждет ярославцев уже в ближайшем будущем.

Новые способы оплаты

Теперь оплатить проезд можно будет несколькими способами: с помощью банковской карты, новой «ЯКАРТЫ», персонифицированной транспортной карты и через специальное приложение «Ярославская область транспорт» (с помощью QR-кода или функции Bluetooth).

У каждой двери автобуса будет установлен валидатор.

  • На маршрутах от «1» до «99» включительно карту нужно приложить один раз;

  • На маршрутах, нумерация которых начинается от «100», приложить карту к терминалу необходимо дважды: при входе в автобус — для регистрации начала поездки, а также на выходе — чтобы зафиксировать окончание поездки. Если не приложить карту второй раз, то система будет думать, что человек едет до конечной остановки.

Билет будет выдаваться на руки только при оплате проезда наличными у водителя или кондуктора. Возможность расплатиться наличными в автобусах сохранится, пока пассажиры не привыкнут к новой системе. Но в перспективе от наличной оплаты намерены отказаться совсем — в начале лета.

«Обилечивание пассажиров должно производиться водителем на остановочных пунктах», — подчеркнули в дептрансе.

Отметим, что все автобусы будут работать по регулируемым тарифам, льготы будут предоставляться. Добавим, что в городе до окончания действия контрактов пока сохраняются несколько маршруток, работающих по нерегулируемому тарифу. В перспективе маршрутных такси не останется совсем.

«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы

Проездные

С 1 апреля стоимость проездных не изменится, заверила глава дептранса.

Автобусы будут выходить на линии поэтапно, поэтому власти собираются предложить обновленную схему тарифов проездного абонемента лишь после того, как весь парк обновится. Однако пока ее детали не раскрываются.

«Действующая стоимость разовой поездки и абонементное меню на городских маршрутах и маршрутах, перешедших в статус межмуниципальных, сохраняются. Проездные билеты долговременного пользования (абонементы) продолжат действовать с учетом существующих условий и порядка продления», — рассказали в департаменте транспорта.

Бумажных билетов больше не будет

Кондукторов в новых автобусах заменят контролеры. Сначала они будут помогать людям разобраться с новой системой оплаты — показывать, как это сделать безналичным способом.

Валидаторы не выдают билеты. Контролер будет проверять оплату проезда с помощью специального устройства. Для проверки нужно поднести карту или смартфон к считывающему терминалу в руках сотрудника — на экране появится информация о последней оплате.

Если пассажир оплатил поездку с помощью мобильного приложения, то у него в смартфоне сформируется электронный билет с QR-кодом, который надо будет предъявить контролеру.

«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы

Контролеры

Поначалу контролеры будет в вежливой форме просить безбилетников оплатить проезд. Сотрудники будут следить за тем, чтобы в транспорте не было «зайцев».

«Здравствуйте! Для оплаты проезда по безналичному расчету необходимо приложить карту или телефон к нижней части валидатора. Дождаться звукового сигнала об оплате проезда. Также Вы можете оплатить проезд по QR-коду в приложении. В случае оплаты наличным расчетом необходимо произвести оплату у водителя», — памятку с таким обращением к «зайцам» раздали в ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» контролерам.

На базе областного предприятия «Яроблтранском» будет интегрирована система подсчета пассажиропотока. С помощью нее будет понятно, сколько и в какие автобусы людей зашло и сколько из них оплатило проезд. У контролеров на планшетах сформируется задание — они будут понимать, в какой автобус им нужно переместиться, чтобы произвести контроль. Сейчас в регионе действует сторублевый штраф за безбилетный проезд.

К слову, следить за оплатой проезда будут более 400 контролеров.

«Совесть — лучший контролер»

Раньше в России действовала похожая схема обилечивания пассажиров без кондукторов: заходя в общественный транспорт, люди клали деньги в механическую кассу, крутили ручку, отрывали билетик и пробивали его в компостере.

— Первые компостеры, насколько помню, появились еще в далекие 1960-е, — рассказал «Яркубу» основатель проекта «Ретро Ярославль» Игорь Рогожкин. — В советское время эти устройства устанавливались во всех салонах трамваев, троллейбусов и автобусов. Пассажиры заходили, бросали монетки и отрывали талончики. Конечно, были безбилетники, как без них. Прежде всего, это дети, иногда бедные студенты. Работающие люди, как правило, ездить «зайцем» себе не позволяли. Но тогда и проезд нельзя было назвать дорогим, по карману он не бил.

Игорь вспоминает: некоторые, пытаясь обмануть кассу, вместо монеты кидали в него жетоны или пуговицы. У кого-то даже срабатывало. В 1970-1980-е иногда на линиях можно было встретить контролеров. Конечно, если в их лапы попадались дети, они не свирепствовали. Могли погрозить пальцем, почитать нотации, после чего отпустить.

В 1990-е широкое распространение получила практика использования долгосрочных проездных билетов. Купить проездной на месяц и совершать по нему неограниченное количество поездок было выгоднее и проще. Проездные продавали на предприятиях, в вузах и школах. Можно было купить и разовые талоны. Их продавали в небольших будках, которые можно было встретить на некоторых остановочных пунктах. Игорю в 1994-1995 годах довелось поработать водителем пятого и шестого троллейбуса, поэтому многие моменты, связанные с общественным транспортом, хорошо отложились в памяти.

— Работал тогда без кондуктора в салоне. Но и обязанности продавать билеты, как у нынешних водителей, у меня не было. Действительно все было на совести пассажиров, — рассказывает Игорь. — Однако каждую неделю минимум один раз на линии контролеры устраивали проверку. Чаще на конечной на Богоявленской площади. Когда подъезжал, они сразу просили открывать только переднюю дверь и через нее выпускать пассажиров. У них проверяли наличие билетов. Не скажу, что было много «зайцев», но всегда кто-нибудь да попадался. Штрафовали их тут же, на площади. После оплаты штрафа выдавали специальную квитанцию. Особо буйных усмиряла милиция — будка тогда была прямо на Подбелке. Контролем занималась, кстати, «Контрольно-ревизионная служба».

Уже ближе к концу 1990-х в транспорте начали появляться кондукторы, в прямые обязанности которых стала входить продажа билетов. «Зайцев» они получили право высаживать. Интересно, что компостеры в салоне сохранялись еще долгое время как артефакт прошлого. Несколько экземпляров осталось до сих пор в коллекции музея «ЯрГорЭлектроТранса».

Получается, спустя 20 с лишним лет история во многом повторится. Кондукторов заменят устройства на поручнях. Только вместо бумажных талонов будут электронные билеты. Контролировать оплату будут контролеры. По сути, вновь созданное ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» будет выполнять часть обязанностей «Контрольно-ревизионной службы» из 90-х.

Интересно, что в 1990-е пассажиров призывали исправно оплачивать проезд в том числе по автоинформатору, иногда зачитывая стихотворные произведения. Креативный подход! В распоряжении «Яркуба» оказались несколько записей автоинформаторов, которые воспроизводились в салонах ярославского общественного транспорта в 1990-2000-е годы. С ними вы можете ознакомиться или послушать и испытать ностальгию ниже.

Фото: «Ретро Ярославль» / VK; пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 12:02
В историческом здании в центре Ярославля может появиться гостиница
Работы могут начаться уже в 2026 году.
В историческом здании в центре Ярославля может появиться гостиница. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии города.

Речь идёт о здании на улице Советской, № 50. На данный момент весь дом завешен фальшфасадом. Оказывается, сейчас собственником здания разрабатывается проектная документация на строительство гостиницы по данному адресу.

Также в пресс-службе мэрии добавили, что предположительные сроки начала работ — 2026 год. Само здание находится в частной собственности.

Фото: Иван Могутов

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 11:19
«Сосенки» не вырубят: в Ярославской области жителям удалось отстоять лесопарковую зону
Участок могут сделать охраняемым.
В Ярославской области жителям удалось отстоять лесопарковую зону «Сосенки». Об этом сообщила глава администрации Тутаевского округа Ольга Низова.

Встреча по вопросам санитарной вырубки в лесопарковой зоне «Сосенки» в Тутаевском округе прошла 20 ноября в администрации. Оказалось, что деревья были высажены ветеранами-фронтовиками и их детьми в честь десятилетия Великой Победы. И вот лесопарковую зону захотели вырубить. Тогда садоводы из СНТ начали писать обращения, чтобы сохранить деревья.

Администрация Тутаевского округа подключилась к решению проблемы. На встрече с депутатом Ярославской областной Думы Алексеем Калгановым обсуждали вопрос сохранения «Сосенок».

«Скажу сразу: вырубки не будет!» — добавила глава администрации Тутаевского округа.

По словам Ольги Низовой, садоводы сами готовы произвести очистку от валежника без тяжёлой техники. А ещё данной зоне могут присвоить особый охранный статус.

«Большое спасибо! Честно, это неожиданно и приятно, что вы так прониклись нашей бедой!» — обрадовалась жительница округа Арина Алабышева.

Также поднятые на встрече вопросы обсудят сегодня, 21 ноября, в Ярославской областной Думе. А решения будут зафиксированы на региональном уровне.

Фото: Ольга Низова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 10:15
Петербургский неосимволист передал Ярославскому художественному музею свои полотна
В Ярославле открылась выставка художника Евгения Орлова.

С 21 ноября в Ярославском художественном музее работает выставка «Евгений Орлов. Магия пространства». Экспозицию полностью составили произведения, которые петербургский художник передал в дар музею в 2025 году.

Евгений Орлов — представитель современного искусства Северной столицы, которого причисляют к неосимволистам. Он прошёл путь от штудийного рисования через увлечение импрессионизмом, экспрессионизмом, русским авангардом и символизмом. Творчество Орлова сформировалось в 1970–1980-е годы благодаря встречам с художниками, учёными и философами.

На выставке представлены полотна 1993–2001 годов — периода, когда после перестройки художники получили полную свободу эксперимента. Среди ключевых работ: «Восточное лицо» (1993), где отражена эстетика Востока; «Борис и Глеб» (1993) с отсылками к древнерусской иконописи; «Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве» (2001) и «Пространство Новгорода. Состояние охры в синем пространстве» (2001), вдохновлённые поездками в Великий Новгород; «Красная крыша» (1993), «Пейзаж с лошадью (Дом и лошадь)» (1996) и другие.

Фото: Министерство культуры Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 ноября в 09:51
В Ярославле в ДТП пострадала девочка-подросток
Её госпитализировали в медицинское учреждение.
В Ярославле в ДТП пострадала девочка-подросток. Об этом сообщили в пресс-службе УМВД России по Ярославской области.

Авария произошла 19 ноября в 15:04 на улице Бабича в районе дома № 10/22. Предварительно, 66-летний водитель автомобиля «Лада» сбил 16-летнюю девушку-пешехода. В результате ДТП подростка госпитализировали.

Проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 ноября в 15:54
В Ярославле на здании Банка России появились таблички с историческими названиями улиц
Как отметили власти, проект направлен на сохранение аутентичного облика старинных зданий.

В историческом центре Ярославля продолжается установка керамических адресных указателей, которые должны заменить пластиковые таблички и подчеркнуть уникальный архитектурный облик старой части города.

По информации муниципалитета, новые адресные таблички уже можно увидеть на зданиях на улицах Андропова и Нахимсона. Всего в городе установлено порядка 30 указателей, выполненных из керамики. На них можно указывать не только современное название улицы, но и её историческое наименование.

Так, накануне новую табличку установили на фасад отделения Центрального банка России. Помимо адреса, здесь же размещаются исторические наименования Комсомольской улицы: Богородицкая, Вологодская, Большая линия и Линия Социализма.

Директор МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению Ярославля» Людмила Жиленко пояснила, что визуальный стандарт утверждён постановлением мэрии. В прошлом году было принято решение дополнить таблички историческими названиями улиц. Совместно с краеведами специалисты определили точки, где такая информация особенно востребована — это ключевые локации туристического маршрута.

Напомним, керамические указатели начали устанавливать ещё в прошлом году. Первой стала табличка на фасаде Музея истории города Ярославля. В мэрии подчёркивают, что обновление носит рекомендательный характер, однако собственников зданий просят поддержать инициативу. Также отмечается, что ориентировочная стоимость такого комплекта составляет около 70 тысяч рублей.

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 ноября в 13:38
В центре Ярославле со здания-памятника посыпались кирпичи
Прокуратура выясняет, соблюдались ли нормы содержания дома.

В центре Ярославля обрушилась кирпичная кладка здания на улице Депутатской, 3. Речь идёт об объекте культурного наследия местного значения «Новом Астраханском ряде», построенном в конце XVIII века.

На сообщения об обрушении незамедлительно отреагировала прокуратура и организовала проверку. По предварительным данным надзорного ведомства, в здании частично обрушилась кладка козырька крыши. На момент происшествия никаких ремонтных работ внутри или снаружи объекта не проводилось. Здание принадлежит АО «Центр».

«В ходе проверки будет дана оценка исполнению требований законодательства о содержании и ремонте зданий. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», — рассказали в прокуратуре.

Сейчас на улице Депутатской ведутся масштабные работы по созданию пешеходного центра. Идёт демонтаж ограждений и тротуарной плитки, полностью меняют тепловые сети и инженерные коммуникации.

Стоит напомнить, что это не первое ЧП на участке: в марте 2025 года рядом, в доме № 1, появилась крупная трещина — по второму этажу пошёл разлом, просели оконные проёмы. Тогда же трещины зафиксировали и на фасаде здания № 3. В «Астраханском ряду» располагаются как минимум 14 организаций, включая магазины, салоны красоты, мастерские, апарт-отель и другие компании.

Фото: прокуратура Ярославской области, Елена Кузнецова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
19 ноября в 10:11
В Рыбинске в результате ДТП пострадал пешеход
Женщину госпитализировали.
В Рыбинске в результате ДТП пострадал пешеход. Об этом сообщили в пресс-службе УМВД России по Ярославской области.

Авария произошла 18 ноября в 20:45 на улице Фурманова в районе дома № 11. Предварительно, 33-летний водитель иномарки «Хёндай» сбил 78-летнюю женщину-пешехода.

В результате ДТП пенсионерку госпитализировали в медицинское учреждение. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 ноября в 09:39
Мэрия Ярославля выставила на продажу 100% акций «Центрального рынка»
Аукцион назначен на 18 декабря.

Мэр Ярославля Артём Молчанов подписал постановление о проведении аукциона по продаже 100% акций АО «Центральный рынок». Документ вступил в силу 18 ноября, и извещение о торгах уже опубликовано на сайте мэрии.

На продажу выставлены 67 828 акций номиналом 1 тысяча рублей каждая, что составляет весь уставный капитал организации. Начальная цена пакета определена в 150,497 миллиона рублей. В имущественную базу «Центрального рынка» включены: три земельных участка, крупнейший и несколько нежилых помещений.

Заявки на участие в аукционе принимаются до 15 декабря, сама процедура пройдёт 18 декабря. Напомним, продажа акций ранее была включена в план приватизации муниципального имущества.

Фото: Яндекс Карты

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

18 ноября в 16:33
В Ярославле забили первые сваи третьего моста через Волгу
Строительство ключевого объекта региона вышло на активную стадию.

В Ярославле начался монтаж первых свай нового моста через Волгу. Работы ведёт подрядчик ООО «Трансстроймеханизация» на транспортной развязке по Тормозному шоссе и на эстакадной части правого берега. Непосредственно забивку свай выполняет ярославский «Мостоотряд-6».

«Третий мост через Волгу — ключевой инфраструктурный проект региона. Большая удача, что в тяжёлое для экономики время нам удалось получить серьёзные средства на строительство, которое изменит дорожную ситуацию в Ярославле, обеспечит новый импульс развитию города и области», — подчеркнул значимость объекта для региона губернатор Михаил Евраев.

Напомним, что проект финансируется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» за счёт федерального центра. Стоимость контракта только на первый участок превышает четыре миллиарда рублей. Завершить первый этап рассчитывают до декабря 2026 года.

Фото: Михаил Евраев / Telegram

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет