Подготовка ко второму этапу транспортной реформы в Ярославле: ответы мэрии на самые актуальные вопросы
В декабре прошлого года ярославцам анонсировали проект реорганизации маршрутной сети, суть которого заключается в переходе общественного транспорта на муниципальные контракты. Благодаря четкому механизму регулируемой маршрутной сети транспорт будет ходить точно по расписанию, а пассажиры смогут заблаговременно спланировать свою поездку и уехать в любую точку города.
Для этого городские власти решили не продлевать свидетельства по 26 маршрутам нерегулируемых тарифов, сроки действия которых заканчиваются именно в 2021 году. Ярославцы восприняли такую новость в штыки, после чего все предложения горожан были выслушаны и учтены.
Сейчас первый этап транспортной реформы подходит к концу. За это время были собраны предложения и замечания по улучшению маршрутной сети, скорректирована транспортная схема, проведены конкурсные процедуры.
Второй этап стартует 14 июля и продлится ровно год до 14 июля 2022 года. Во время второго этапа планируется заменить часть маршрутных такси автобусами, оценить эффективность и удобства нововведений, получить обратную связь от водителей и пассажиров.
Несмотря на то, что до начала второго этапа осталось меньше месяца, у ярославцев все еще остаются вопросы, касаемые транспортной реформы. «Яркуб» собрал самые актуальные из них и адресовал их начальнику управления городского пассажирского транспорта Сергею Волканевскому.
С 14 июля в Ярославле произойдет замена маршрутных такси автобусами регулируемого сектора перевозок. Будут открыты новые маршруты, изменятся количество и класс транспортных средств. Все ли готово к этому этапу? Набран ли штат, есть ли техника, оформлены ли лицензии? Есть ли вероятность заторов на дорогах в первые дни запуска нового этапа?
Для замены 26 маршрутов, работающих по нерегулируемым тарифам, будут открыты 28 новых маршрутов «социального сектора» перевозок, 58 маршрутов действующей маршрутной сети будут сохранены, а по оставшимся маршрутам изменится схема движения, количество и класс подвижного состава. В соответствии с проектом маршрутной сети, планируемый выпуск по муниципальным маршрутам регулярных перевозок составит 740 единиц всех видов городского пассажирского транспорта, основной объем перевозок будет выполняться транспортом, работающим по регулируемому тарифу, это 550 автобусов, 74 троллейбуса, 44 трамвайных вагона и 72 автобуса, выполняющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Общая вместимость подвижного состава будет соответствовать текущей потребности в перевозках. В настоящий момент проводится процедура открытого конкурса. По итогам отбора будут определены перевозчики, которые будут оказывать услуги по перевозке пассажиров. В требованиях конкурсной документации определен необходимый объём провозных возможностей, наличие материально-технической базы и других ресурсов, которые необходимы для работы по новым и изменённым маршрутам. Маршрутная сеть сформирована с учетом пропускной способности и других параметров существующей дорожно-транспортной инфраструктуры.
Ранее мэрией был опубликован перечень автобусных маршрутов с интервалами движения. Как они будут регулироваться? По каким причинам могут быть отклонения от интервалов? Как на отклонения могут повлиять диспетчеры?
Интервалы движения определены с учетом существующей потребности в перевозках. После начала работы новой маршрутной сети будет организован мониторинг заполняемости транспортных средств, в случае необходимости будут вноситься корректировки в расписание и выпуск маршрутов. Важно, что все маршруты будут отслеживаться в единой навигационной системе Яргортранс. Диспетчеры будут в круглосуточном режиме координировать работу всего общественного транспорта. На основе навигационных данных будем производить и оплату транспортной работы перевозчиков.
Общаетесь ли вы с водителями общественного транспорта и кондукторами? Как они воспринимают обновления в транспортной реформе? Коснутся ли их изменения, повлияет ли это на график работы, зарплату?
Мы получаем информацию от автотранспортных предприятий и непосредственно от водителей, кондукторов, технического персонала, перевозчиков. Большинство работников понимают, что изменения необходимы, они позволят повысить эффективность работы маршрутной сети. Перевозчики в свою очередь смогут постепенно улучшать условия работы, уровень оплаты труда. Сейчас в отрасли пассажирских перевозок наиболее остро стоит проблема дефицита квалифицированных работников. В этом плане наша задача заключается в том, чтобы сохранить всех работников, обеспечить нормальные условия труда и привлекать молодых специалистов. Такая работа уже ведётся, наиболее она заметна в муниципальных предприятиях, где нам удалось повысить уровень заработной платы и качество материально-технической базы.
Как пожилые люди и дети, а также гости города будут ориентироваться в новых маршрутах? Особенно если под рукой нет интернета. Планируется ли разместить крупноформатные схемы транспорта по аналогии со схемой метро?
В настоящий момент мы готовим информационные аншлаги, которые будут размещены на остановках общественного транспорта. На них будут указаны интервалы движения. В Ярославле на сегодняшний день более 700 остановочных комплексов, на каждый изготавливаются информационные аншлаги. Дополнительно, до старта маршрутной сети, на остановках будет размещена информация о компенсации маршрутов, схемы движения общественного транспорта, а также ссылки на сайты, где можно ознакомиться со всеми изменениями. Информация также будет размещена в транспорте, на информационных стендах многоквартирных домов. Используем все возможности для информирования жителей города, в том числе и встречи в территориальных администрациях.
Многие ярославцы до сих пор не понимают, почему транспортную реформу решили реализовать именно сейчас. Объясните, с чем это связанно?
Работа по формированию изменений маршрутной сети началась еще в 2019 году, уже тогда в документ планирования были внесены изменения, связанные с переводом маршрутов на регулируемый тариф. Решение обсуждалось публично в рамках рабочих групп, экспертных групп с участием депутатов, надзорных органов, областного департамента транспорта, перевозчиков и общественности. Текущий год является переходным с точки зрения окончания действия разрешительных документов на перевозку у большинства перевозчиков «маршрутных такси». В связи с этим мэрией города совместно с общественностью и экспертным сообществом было принято решение двигаться по пути развития регулируемого сектора перевозок с единым регламентом и стандартом качества работы. Отмечу, что на сегодняшний день это определено федеральной транспортной политикой и является ключевым критерием участия муниципальных образований в федеральных программах.
В 2019 и в 2020 году была проведена комплексная оценка текущих параметров маршрутной сети — пассажиропотоки, обеспеченность всех районов города общественным транспортом, степень дублирования маршрутов. Были систематизированы основные жалобы и предложения жителей города.
Исходя из проведённого анализа работы «маршрутных такси», выявлен крайне низкий показатель регулярности работы на большинстве маршрутов. Это происходит по причине игнорирования значительной частью перевозчиков установленного режима работы и использования средств навигационного позиционирования. Регулярность работы на маршрутах «социального сектора» перевозок значительно выше.
На сегодняшний день действующее законодательство позволяет регламентировать работу перевозчиков в рамках договорных обязательств только по маршрутам регулируемого тарифа.
Дальнейший приоритет «маршрутных такси» в части работы на наиболее пассажирообразующих участках без соблюдения правил перевозок и режима работы приведёт к экономическому кризису муниципальных предприятий и организаций, работающих по регулируемым тарифам, что в свою очередь приведёт к увеличению бюджетных расходов. Кроме того, на «маршрутных такси» отсутствует возможность пользоваться льготами и проездными билетами, что создаёт неравные условия для пассажиров по предоставлению услуги по транспортному обслуживанию.
Известно, что двое частных перевозчиков сдали свои лицензии и отказались заниматься перевозками, как это будет компенсировано?
В соответствии с федеральным законом 220-ФЗ одним из оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту перевозок может быть обращение перевозчика о прекращении действия лицензии и свидетельства на перевозку.
В 2021 году в адрес департамента городского хозяйства мэрии Ярославля от трёх перевозчиков, работающих по нерегулируемому тарифу на маршрутах № 46, № 80 и № 86, были получены заявления о добровольном прекращении действия свидетельств осуществления перевозок.
В связи с прекращением действия свидетельств с 1 марта 2021 года был уменьшен выпуск по маршруту 46 на 6 единиц автобусов (в настоящий момент работает 12 автобусов), с 9 апреля 2021 году на 5 единиц автобусов по 80 маршруту (в настоящий момент работает 11 автобусов) и 5 автобусов по 86 маршруту (в настоящий момент работает 4 автобуса). Кроме того, в связи со смертью индивидуального предпринимателя Федяева А.И., 16 марта 2021 года было прекращено действие свидетельства и карт маршрута по 5 единицам автобусов, работающих на маршруте 51.
В связи с изменением выпуска и расписаний движения департаментом городского хозяйства и МУП ГПТ «Яргортранс» был организован мониторинг заполняемости всех автобусов по маршрутам № 46, № 51, № 80 и № 86, на участках движения данных маршрутных такси обеспечена стабильная работа регулярных маршрутов по регулируемому тарифу с целью компенсации потребности в перевозке.
Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля и МУП ГПТ «Яргортранс» контролируется ситуация по обеспечению услуги транспортного обслуживания жителей города на участках перевозок по маршрутам автобуса № 46, № 51, № 80 и № 86. При необходимости будут приняты оперативные изменения выпуска подвижных единиц и расписаний движения по действующим маршрутам.
В Ярославской области запустили пилотный проект с картой «Тройка». Планируется ли ввести аналогичную карту в Ярославле?
С 21 мая 2021 года в Ярославской области стартовал пилотный проект по внедрению системы оплаты проезда с использованием транспортной карты «Тройка». Тестирование нового способа оплаты продлится три месяца. Куратор проекта – Департамент транспорта Ярославской области.
На первом этапе пилотного проекта жители Ярославской области, вошедшие в фокус-группу, смогут оплатить проезд картой «Тройка» на 4 межмуниципальных маршрутах, обслуживаемых АО «Ярославское АТП»: № 520 «Пошехонье - Пречистое», № 506 «Пошехонье - Ярославль (через Рыбинск)», № 530 «Пошехонье - Ярославль (через Данилов)», №105 «Ярославль - Кормилицино».
Жители региона, желающие принять участие в фокус-группе, могут бесплатно получить карту «Тройка» в кассах ГБУ ЯО «Яроблтранском», по адресу: город Ярославль, Московский проспект, 80а.
В дальнейшем планируется расширение количества маршрутов и пунктов приобретения карт.
За время тестового периода разработчики смогут оценить работоспособность системы и доработать технические моменты. При положительных результатах система будет внедрена на территории всей области. Предполагается, что после полномасштабного введения картой «Тройка» можно будет оплатить проезд в любом общественном транспорте области, и уже сейчас ярославская «Тройка» будет работать в тех регионах, где она подключена.
Публикацию первого проекта транспортной реформы ярославцы восприняли негативно, в обновленной версии были учтены пожелания горожан. Поступают ли вам сейчас жалобы, предложения по корректировке? Как вы их отрабатываете? Куда можно обратиться, чтобы внести предложения?
Предложения от жителей города поступают по различным каналам связи - социальные сети, электронная почта, чаты. Они обрабатываются непосредственно в рамках встреч с жителями в территориальных администрациях, от депутатов муниципалитета и областной Думы.
Мы благодарны жителям города и общественности за активное участие и конструктивные предложения. Именно на основе таких предложений и замечаний был скорректирован первый вариант маршрутной сети. В течение первого года мы будем оценивать эффективность работы новой маршрутной сети, собирать и систематизировать обращения жителей города. При необходимости будем вносить корректировки, и только после этого станем заключать долгосрочные контракты на утверждённую маршрутную сеть.
Ознакомиться с новой схемой можно на сайтах:
new.yargortrans.ru — сайт с основной информацией по новой маршрутной схеме;
yartransport.ru — сайт с интерактивной схемой и функцией выбора оптимального маршрута в новой маршрутной сети. Там же указан единый адрес, куда можно направить все предложения по изменениям маршрутной сети.