Ввоз московского мусора на ярославскую землю — самая обсуждаемая тема первых недель апреля. «Яркуб» собрал всю имеющуюся информацию воедино.
Обзор: как развивалась ситуация с московским мусором в Ярославле
Ввоз московского мусора на ярославскую землю — самая обсуждаемая тема первых недель апреля. «Яркуб» объединил всю имеющуюся информацию в единый обзор, позволяющий понять, как ситуация развивалась.
С чего все началось
Информация о том, что в Ярославскую область повезут столичный мусор, появилась после событий в Московской области. Жители подмосковного Волоколамска 1 апреля вышли на митинг с требованием закрыть свалку «Ядрово»: в марте там произошел выброс сероводорода, отравились два десятка школьников. Подмосковье начало активно бастовать против перегруженных свалок и мусоросжигательных заводов. Например, в Коломне жители неделю держали подъезд к полигону и не давали мусоровозам прорвать оборону. Москва начала предлагать соседним регионам сделку — деньги в обмен на возможность свозить мусор. Губернатор Тверской области сразу отказался, заметив, что на кону вопрос экологической безопасности региона и будущего территории.
Как в теме оказался Ярославль
Узнав, что Москва ищет помощи соседей, депутат Яроблдумы Александр Воробьев 2 апреля отправил Дмитрию Миронову запрос. В нем речь шла речь о том, что фракция КПРФ в областном парламенте считает недопустимым принятие кулуарных решений по «мусорному вопросу». Воробьев попросил губернатора предоставить информацию о намерениях принимать отходы из Москвы и рассказать о текущем положении дел на ярославских свалках. Насколько известно «Яркубу», ответа депутат пока не получил.
На дорогах области ярославцы заметили мусоровозы с московскими номерами. Один из очевидцев позвонил Александру Воробьеву. Депутат отправился на свалку «Скоково», что расположена в нескольких километрах от черты города, утром 5 апреля. Там были четыре груженые машины. Разговор с водителями мусоровозов Воробьев записал на видео: те заявили, что возят мусор из Москвы третий день.
В тот же день Воробьев объявил одиночные пикеты на Советской площади. Надписи на плакатах участников гласили: «Миронов, не ври: мусор — московский!», «Миронов, Ярославль — не свалка для Москвы». Власти ответили на выпады активистов так: мусор наш, а номера у машин московские — то работает «Хартия», у нее на балансе столичная техника.
Ночью 5 апреля на полигоне «Скоково» произошло возгорание. МЧС в качестве основной версии выдвинуло версию поджога.
Утром 6 апреля и в последующие дни депутаты, журналисты и активисты, съехавшиеся к «Скоково», не увидели машин, сгружавших мусор из Москвы.
Волна протестов
«ВКонтакте» появилась группа «Московский мусор в Ярославской области», куда вступили две тысячи человек. Одноименный чат в Telegram за неделю собрал полтысячи участников. Они поставили себе цель разобраться в вопросе, отследить московские мусоровозы у ярославских полигонов и провести информационную работу с горожанами.
Александр Воробьев написал протестное письмо в адрес президента Владимира Путина, премьера Дмитрия Медведева и спикера Госдумы Вячеслава Володина. На улицах города появились сборщики подписей под ним. Параллельно появилась информация о митинге 18 апреля у Знаменской башни.
Горожанин Александр Ремизов организовал протестный велопробег до «Скоково». Акция успешно прошла 14 апреля.
Кульминация
Вечером 10 апреля на страницах Дмитрия Миронова в социальных сетях появились одинаковые посты о том, что место на «Скоково» продадут под 200 тысяч тонн столичных отходов. Взамен область якобы получит 500 миллионов рублей, на которые сможет улучшить экологию. Бывший губернатор Анатолий Лисицын назвал действия мироновского окружения провалом.
На следующий день с утра на Советской площади началась серия одиночных пикетов. Позже участники рассказали, что их разгоняли водой из уборочных машин.
На сайте change.org появилась петиция «Законодательно запретите ввоз московского мусора в Ярославскую область». К вечеру 14 апреля ее подписали 24 тысячи человек. «Яркуб» открыл площадку на сайте, куда горожане смогли написать о своем отношении к идее властей. В редакцию поступило только одно мнение «за» — от рыбинского НОДовца.
Непросто развернулся вопрос митинга 18 апреля — глава территориальной администрации Любовь Сурова не разрешила митинговать в центре и отправила протестующих в парк Мира. Александр Воробьев как организатор заявил, что не намерен собирать людей среди грязи и луж, тем более что половина сквера огорожена строительным забором — там переделывают фонтан. Итоги этого противоборства, вероятно, можно будет подвести непосредственно 18 апреля.
Наконец, 12 апреля появилась информация, что область хочет забрать «Скоково» себе. Свалка принадлежит Ярославскому муниципальному району и приносит хорошие деньги. Зачем она региональному Правительству, пока можно лишь предполагать. Скорее всего, это связано со строительством новой системы по обращению с отходами и будущим единым региональным оператором. Депутаты Ярославского муниципального района должны были собраться на рабочей группе и обсудить вопрос, но встречу отменили так же стремительно, как и объявили. Окончательное решение будут принимать именно муниципальные депутаты.
Власть держит лицо
По мнению чиновников, ничего страшного в московском мусоре нет. Председатель регионального Правительства Дмитрий Степаненко посчитал, что безвыходная для столицы ситуация может стать толчком для развития региона, и отказать соседям будет «несвоевременно и недальновидно». Зампредседателя Роман Колесов уточнил: 500 миллионов пойдут на развитие «Скоково»: выделение новой карты на теле свалки, дополнительные рабочие места, технику, обустройство станции весового контроля. Власти подумали, что денег хватит даже на очистные сооружения, центр мониторинга состояния окружающей среды, автоматический пост мониторинга воздуха и мобильный газоаналитический комплекс. Сколько всё это реально будет стоить, никто не сказал.
Референдум по «мусорному вопросу» чиновники отвергли. Так, замгубернатора Андрей Шабалин сказал на встрече с журналистами, что лучше не тратить время и деньги на организацию, а сразу понять выгоды и начать принимать мусоровозы с московскими номерами. Мысль об общественном обсуждении трансформировалась в создание рабочей группы из специалистов. Подразумевается, что экологи, ученые, члены Общественных палат и профильные чиновники должны прийти к общему мнению, которое Правительство возьмет за основу.
Впоследствии Управление массовых коммуникаций областной исполнительной власти инициировало информационную атаку на негативную повестку, стараясь представить тему в позитивном ключе. Вспомнили, скажем, рыбинский «Завод дорожных машин», который сделал UM-38 «Бурлак» — машина может уплотнять мусор на свалке. На проект федерация выделила 65 миллионов рублей, и директор завода Павел Кузнецов пообещал испытывать «Бурлак» на российских полигонах. Пиар-специалисты предусмотрительно «забыли», что UM-38 — второй выпуск. Первую модель начали выпускать еще в 2017 году.
Затем, после встречи Дмитрия Миронова с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, выяснилось, что братский народ поможет Ярославской области вырабатывать энергию из метана — газа, который образуется в кучах мусора. «Это самый эффективный и распространенный вариант работы с отходами в большинстве цивилизованных стран. Дегазацией промышленных объектов, полигонов и свалок занимаются многие европейские государства. Это абсолютно чистая и зеленая технология», — заверил гендиректор компании «Дизель» Андрей Шепеляев. Шепеляев договорился с белорусской компанией «Энека» о строительстве систем выработки энергии из метана на ярославских свалках.
Словом, власти всеми силами стараются показать, как ратуют за грамотную утилизацию мусора и переживают за экологию не меньше горожан. При этом губернатор Миронов остался в стороне от обсуждения, предоставив жителям возможность комментировать его единственный пост на тему мусора. А профильные чиновники не могут дать сведения о реальном состоянии и заполнении «Скоково» — данные, которые они приводят, противоречат ранним документам и опровергаются экологами.
Тем временем
Область до конца апреля должна выбрать единого регионального оператора по обращению с отходами. С 1 января 2016 года в федеральном законодательстве появились изменения, связанные с вывозом и утилизацией мусора. Регионы должны на конкурсной основе выбрать единого оператора, и он будет контролировать мусорные потоки в течение нескольких лет.
Ярославская область заключит соглашение на 8,8 лет, максимальная сумма контракта составила 16 млрд рублей. Вскрытие конвертов показало, что за статус борются ООО «Хартия», которую связывают с именем Игоря Чайки, и объединение ярославских операторов ООО «Спецтехуборка». Местное ООО предложило более выгодные условия при прочих равных. «Хартия» уже работает в Угличе, Дзержинском районе Ярославля и Брейтовском районе, куда зашла к апрелю 2018 года. У чиновников есть 10 дней, чтобы изучить заявки и подвести итоги торгов.
Последние новости
На полигон «Скоково» под Ярославлем 17 апреля приезжали мусоровозы, вероятно, принадлежащие Правительству Москвы. «Яркуб» опубликовал репортаж.
За неделю петицию против ввоза московского мусора в Ярославль подписали 35 тысяч человек.
Около тысячи горожан вышли на митинг против мусора 18 апреля. Никого не задержали. Поначалу митингующим мешала акция мэрии, но ее быстро прогнали. «Яркуб» подвел итоги мероприятия в большом материале.
На следующий день после митинга Роман Колесов признался, что мусор в Ярославль уже везут и будут везти. Чуть позже его слова официально подтвердили в Правительстве. При этом экспертная группа еще не успела собраться — и ее руководитель недовольна. Горожане, возмущенные положением дел, подготовили обращение в прокуратуру.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы снял с себя ответственность за ситуацию, сложившуюся в Ярославле из-за ввоза столичных отходов на свалку «Скоково». Это следует из письма, направленного бывшему доверенному лицу кандидата на выборах президента РФ Ксении Собчак Алине Жестовской.