Активист Александр Кулаков изучил конкурсную документацию аукционов на ремонт дорог по программе БКД в Ярославской области и подал жалобы в УФАС и УФСБ (автор предоставил редакции копии жалоб). «Яркубу» Кулаков объяснил, что обнаружил излишнее укрупнение предмета торгов.
Активист обжаловал две закупки по программе «Безопасные и качественные дороги» Ярославской агломерации. Он нашел признаки намеренного укрупнения лотов
Активист Александр Кулаков изучил конкурсную документацию аукционов на ремонт дорог по программе БКД в Ярославской области и подал жалобы в УФАС и УФСБ (автор предоставил редакции копии жалоб). «Яркубу» Кулаков объяснил, что обнаружил излишнее укрупнение предмета торгов.
Первый аукцион на ремонт дорог Ярославской агломерации по программе БКД появился на сайте госзакупок 16 марта. В конкурсной документации обозначены шесть объектов в Ярославском районе и один в Тутаевском. Максимальная стоимость контракта составляет 380 млн рублей. Все остальные дороги по программе БКД, кроме этих семи, будут делать в Ярославле.
В тексте жалобы Александр Кулаков указал: «Заказчиком незаконно укрупнен предмет закупки, в котором содержится требование одновременного выполнения работ по ремонту семи разных дорог, находящихся друг от друга на значительном удалении и расположенных в двух разных районах Ярославской области». Приложенная к жалобе схема подтверждает рассуждения.
«Заказчик своими действиями ограничивает круг участников аукциона ввиду укрупнения лота закупки», — заявил Кулаков. Активист заметил, что небольшие компании не смогут организовать работу так, чтобы одновременно поставить несколько бригад с техникой на разные участки. А если не смогут, то не и не станут участвовать в конкурсе. «Разделение данного лота на отдельные лоты по улицам привело бы к увеличению конкуренции, привлечению большего числа исполнителей», — уверен автор жалобы.
Второй аукцион на ремонт дорог в четырех районах Ярославля по программе БКД опубликовали 30 марта. Максимальная цена контракта — 514,9 млн рублей. В конкурсной документации фигурируют 14 городских улиц общей протяженностью 22,3 км. Равно как и в случае с первой закупкой, заказчик потребовал вести работы на 14 дорогах одновременно. Этот факт вкупе с ориентацией заказчика на крупного подрядчика дал Александру Кулакову возможность говорить об ограничении конкуренции. Активист уточнил: необходимость формирования укрупненного лота нужно подтверждать техническим и экономическим анализом, обосновать интерес одного подрядчика.
Кроме того, субъекты МСП не смогут участвовать в конкурсе из-за высоких размеров обеспечения заявки (почти 50 млн рублей) и обеспечения контракта (95,7 млн рублей): «Объединение нескольких участков работ в один лот лишает лицо, заинтересованное в приобретении права на выполнение государственного контракта по одному участку, возможности реализации такого права. Навязывание приобретения лишних объектов работ является принуждением к заключению договора и нарушает установленную ст.421 ГК РФ свободу договора». Отдельно Кулаков вынес суждение о том, что когда число участников аукциона сокращается, бюджетные средства расходуются неэффективно — контракты заключают по цене, близкой к максимальной, подрядчик привлекает субподрядчиков, чтобы успеть сделать работы одновременно и в срок, платит им впритык и забирает оставшиеся деньги себе.
«Моя позиция о том, что заказчиками размещена документация, не соответствующая действующему антимонопольному законодательству, подтверждена решениями судов в различных регионах страны, а также позицией Центрального аппарата ФАС России», — сказал активист. На вопрос «Яркуба» о том, как отличить искусственно укрупненный лот, он сообщил, что методики нет — только практика. В обеих жалобах Кулаков попросил ведомства приостановить процедуры закупок, проверить документацию и выдать, если это необходимо, предписания на устранение нарушений.
Координатор проекта «Дороги Ярославля» Александр Мустафин в разговоре с корреспондентом «Яркуба» выразил озабоченность возможным укрупнением лотов: «Думаю, заказчики отработали схему в конкурсе на содержание дорог, а затем перенесли механизм на аукционы по БКД. Наверняка подрядчик известен, а остальное — дело техники».
В региональном УФАС сообщили, что приняли жалобу Кулакова по ярославским дорогам (жалобу по районам он не направлял в Ярославское УФАС). Ведомство изучит текст жалобы, а затем сформулирует свою позицию.
Читайте также: «Неравнодушный Ярославль» основал общественное дорожное агентство».