Оппозиционеры считают, что на выборах 10 сентября комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) неправильно подсчитали голоса избирателей. Об этом представители КПРФ, «Яблока» и самовыдвиженец Денис Савичев заявили на
Это вопрос доверия: участники выборов в муниципалитет Ярославля сомневаются в объективности КОИБов
Оппозиционеры считают, что на выборах 10 сентября комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) неправильно подсчитали голоса избирателей. Об этом представители КПРФ, «Яблока» и самовыдвиженец Денис Савичев заявили на
В первую очередь отметим «интересную компанию», которая собралась на
Почему оппозиция обвиняет Облизбирком в «программировании» результатов на выборах в муниципалитет Ярославля?
Политики обращают внимание на высокий процент недействительных бюллетеней, которые КОИБы фиксировали в итоговых протоколах. В качестве примера приведем одномандатный округ № 1, где избирался Денис Савичев. Число недействительных бюллетеней, согласно данным на сайте Избирательной комиссии, составляет 499 штук. Действительных — 7210. Таким образом, доля первых составляет 6,2%. Проверив все одномандатные округа по этой схеме, «ЯрКуб» пришел к выводу, что доля недействительных бюллетеней в среднем колеблется на уровне 6–7 процентов. Максимум зафиксирован в округе № 6 — там их 11%, а минимум — в округе № 3, около 5,8%.
— Большое число недействительных бюллетеней удивляет. Ни на одних выборах такого не было. Мы требуем вручную пересчитать голоса на 10 участках, если избиркому нечего скрывать, то пересчет покажет, что мы неправы, — говорит Эльхан Мардалиев.
Оппозиция предполагает, что имело место «перепрограммирование» КОИБов. Александр Воробьев неоднократно указал на то, что 9 сентября комплексы обработки бюллетеней массово дали сбой, и ремонтировать их приехала неизвестная команда программистов. По мнению Дениса Савичева, перенастройка стала причиной победы единоросов в 18 из 19 округов.
— В 2013 году я участвовал в выборах в облдуму, тогда за меня, еще неизвестного кандидата, проголосовали 659 человек. На выборах в муниципалитет 10 сентября я набрад 719 голосов. Я председатель ТСЖ, обслуживаю еще ряд домов, у меня есть контакт с избирателями. Они мне звонят и не понимают, как вышло, что за меня голосовали целыми семьями, но кандидат от «Единой России» показал результат почти в пять раз лучше. Наверное, я даже смогу собрать всех, кто за меня проголосовал, чтобы сверить цифру, — считает Денис Савичев.
Аналогичного мнения придерживается Игорь Блохин, которого в десятом округе обошла Юлия Миронова. У нее в два раза больше голосов, чем у известного в городе политика, бывшего депутата и заместителя мэра.
— Идя на выборы, я был уверен, что участвую в конкурентной политической борьбе. Главный аргумент в подозрениях о честности результатов — то, что мне звонят избиратели. Почти две с половиной тысячи человек, а мы все обращения фиксируем. Результаты по КОИБу гораздо меньше. Я считаю, было программирование. В Ленинском районе тот результат, который мы имеем, невозможен, — уверен Игорь Блохин. — Оппозиция получила меньшее число мандатов, ни один оппозиционер не победил в округе. Такого никогда не было, все шесть партии должны были пройти в муниципалитет.
Антон Голицын, инициатор
— Люди шокированы и не понимают, как такое могло произойти. Это наводит на мысли: не может Петровский победить Никольскую, не может Миронова победить Блохина на «Пятерке». В поселке Маяковского все знают Владимира Смирнова, и невозможно купить местных жителей. Смирнова, который бьется там за интересы жителей, побеждает господин Чернобровкин, который не агитировал, вообще впервые появился. Невозможно купить Сокол, но у меня там результат хуже, чем пять лет назад, — приводит аргументы Антон Голицын. — Речь идет о доверии избирательной системе. Если власть заткнет себе глаза и уши, это приведет к одному — к Майдану. Как патриоты России и города мы не можем этого допустить. Поэтому мы требуем показать, что все было честно, или пресечь этот эксперимент с наказанием виновных.
Как проверить соответствие данных, полученных от КОИБов, реальности?
В качестве решения оппозиционеры предлагают вручную посчитать бюллетени на десяти избирательных участках, которые вызывают самые большие сомнения в легитимности выборов. «Для этого нужно три часа максимум», — подчеркивает Антон Голицын. Облизбирком мог бы назначить время, пригласить всех заинтересованных, провести открытую процедуру подсчета голосов. Затем эти цифры сравнить с протоколами КОИБов.
Олег Виноградов, ссылаясь на федеральное законодательство, указывает, что при использовании комплексов обработки бюллетеней на пяти процентах округов, определенных жеребьевкой, комиссии должны были дополнительно провести ручной подсчет. Здесь слово берет Михаил Малеев. 29 августа на запрос региональной избирательной комиссии ЦИК дал свое разъяснение о необходимости введения такой процедуры. Оказывается, возможность контрольного подсчета голосов не предусмотрена, делать это необязательно, если нет решения ЦИКа. Игорь Блохин тут же заподозорил Яоблизбирком и Олега Захарова лично в том, что это письмо — страховка: а вдруг потребуют?
Будет ли ручной выборочный подсчет бюллетеней?
Соответствующий запрос, подписанный присутствующими на