Ярославское здравоохранение оптимизируют. Что будет с людьми?
Угличу нужна новая амбулатория
— Мне вот два года лекарство льготное не выдают. Ноги у меня болят, надо в колено уколы делать. Один шприц стоит пять тысяч рублей, на курс необходимо три. Денег, чтобы купить препарат, у меня нет. Что делать, не знаю.
Растерянный грузный мужчина стоял на крыльце Угличской ЦРБ и смотрел на депутата Облдумы Александра Воробьева. Тот внимательно слушал. Это был не первый угличский льготник, который жаловался на перебои в поставке нужных препаратов. Не в лучшем положении находятся и диабетики. Однако то, о чем в приватных беседах рассказывают жители, чиновники опровергают. По их мнению, ситуация с оказанием медпомощи вполне нормальная.
Депутаты, приехавшие в Углич 11 апреля на заседание комитета по здравоохранению, а также руководители профильного департамента, Уполномоченный по правам человека Сергей Бабуркин и журналисты, прежде чем оказаться в ЦРБ, побывали в двух городских амбулаториях.
Первая, что на улице Северной, открылась недавно. В ней ведет прием пациентов, а их как минимум полторы тысячи, семейный доктор Наталья Чинкова. Помимо горожан ежедневно приезжают жители шести соседних деревень.
Ярославское здравоохранение оптимизируют. Что будет с людьми?
Семейный доктор Наталья Чинкова
Оборудования в амбулатории минимум. Вся надежда на профессионализм доктора, которая может быстро переправить заболевшего в больницу. Впрочем, по словам руководителя ЦРБ Михаила Кривова, кардиограмму врач все-таки может сделать. Тут же можно сдать анализы, результаты которых выяснят через несколько часов и отправят врачу на электронную почту. Цена новостройки амбулатории — семь миллионов, включая благоустройство, мебель и технику.
Во второй амбулатории пусто. Здание аварийное, потому закрыто. Десяти тысячам угличан остается ездить прямо в ЦРБ. Добраться непросто, хотя власти запустили несколько коммерческих маршрутов. Глава района Анатолий Курицин признает: закрытие амбулатории восприняли болезненно.
Ярославское здравоохранение оптимизируют. Что будет с людьми?
Здание закрытой амбулатории в Угличе
Кстати, здание, построенное в начале XX века, служило горожанам как аптека, больница и библиотека. Но в 2014 году в подвал начала попадать вода. Обследование показало, что фундамент разрушается, и помещение надо или ремонтировать, или закрывать. Анатолий Курицын не исключил влияния проведенной в 2009 году реконструкции. Он считает, что тогда строители повредили несущую стену.
Не очень понятно, почему депутатов привезли к закрытой амбулатории. И вопрос, хотят ли местные руководители получить средства на ее ремонт.
«Люди ждут конкретных решений»
Заседание комитета по здравоохранению проходило в стенах районной больницы. Непосредственно больницу гостям не показали. Между тем именно в Углич после оптимизации ряда муниципальных поликлиник доставляют пациентов из Угличского и близких районов: Большесельского, Брейтовского, Мышкинского и Некоузского. Везут рожениц, травмированных, тут же развернуты отделения неврологии и кардиологии.
Проблемы у ЦРБ стандартные: не хватает докторов (врачей только 55,4%, среднего медперсонала — 61,9%), зарплаты низкие, все стараются работать на полторы-две ставки. Пациенты пожаловались омбудсмену Бабуркину и парламентариям на низкую доступность медпомощи.
Представители общественных организаций, сидящие в зале комиссии, не спешили задавать вопросы начальству. Хотя знают, например, что ждать приема эндокринолога надо около двух недель, онколога — месяц, очередь на УЗИ сердца и сосудов растянулась на четыре месяца. Оперативность фиброгастроскопии, колоноскопии под вопросом — оборудование сломано, узких врачей не хватает. Председатель угличской общественной палаты Людмила Курилова лишь напомнила, что «люди ждут принятия конкретных решений».
Никаких «конкретных решений» не принимали. Председатель комитета Юрий Филимендиков предложил принять к сведению информацию, за что большинство проголосовало. После этого общественники покинули зал.
Предполагалось, что второй вопрос — о реорганизации ярославских больниц № 3 и № 7 — вызовет у депутатов интерес. Тем более что Александр Воробьев предложил заодно обсудить планирующееся слияние второй и восьмой клиник. Но нет.
«По-хорошему надо реорганизовать все больницы области»
Обсуждение шло по привычному сценарию: чиновники доказывали, что пациенты не заметят оптимизации, потому что для них ничего не поменяется. Законодатели кивали.
— Но если так, то почему вы тогда этот вопрос с жителями районов не обсудили, ведь президент говорит, что подобные решения должны приниматься после того, как их с общественностью обсудят? Поинтересовался Александр Воробьев. — Вы даете сейчас нам весьма приглаженную информацию, но при этом умалчиваете о том, почему до сих пор нет штатных расписаний новых ЛПУ? Почему сокращаются в седьмой больнице ставки анестезиологов? Там что, оперировать уже не будут?
— Мы везде дали возможность врачам вести прием, — ответил депутату заместитель директора департамента здравоохранения Сергей Давлетов. — Но вот во второй больнице это делать уже сложно, там места не хватает, особенно педиатрам. Снять остроту ситуации могло бы строительство новой детской поликлиники, но пока этот вопрос не решен, для жителей Фрунзенского района будет работать поликлиника в здании восьмой больницы.
О том, как пациентам добираться с Липовой на Суздалку, чиновник рассказывать не стал. Непонятно и то, когда с Резинотехники пустят автобус до больницы ЯЗДА.
Ярославское здравоохранение оптимизируют. Что будет с людьми?
Депутаты на выездном заседании комитета по здравоохранению
Что касается «оптимизации» ортопедического отделения больницы № 2, здесь, по мнению Сергея Давлетова, проблем быть не должно.
— У нас развернуты подобные отделения в больнице имени Соловьева и в госпитале ветеранов войн, — заметил чиновник. — Оборудование там есть, специалисты тоже. А во второй клинике операционные старые, там даже вентиляции нет, да и возможности получить реабилитационные услуги пациенты не имеют.
— Сегодня в очереди на замену сустава надо два года простоять, — напомнили депутаты. — Когда отделение во второй больнице закроют, очередь вырастет.
— Любая реорганизация несет риски, — предостерег Сергей Бабуркин.
— Да по-хорошему надо реорганизовать все больницы области, — ответил Руслан Саитгареев. — Нам указы президента надо выполнять, врачам зарплату повышать. А ярославцы вопросов не задают, ведь уровень доступности медпомощи не уменьшается, качество тоже.
Большинство депутатов не возразили Саитгарееву. И это странно, тем более что Юрий Филимендиков сам является главврачом одной из частных ярославских клиник. Ему следует понимать: любое непродуманное решение отразится на здоровье пациентов. Оптимизация больниц началась в 2018 году, и пока не очень ясно, что в итоге получат люди.
Если оценивать материальную базу лечебных учреждений, она точно не стала лучше. Некоторые клиники увязли в ремонте, а оборудование в них по-прежнему не обновляют. После начала оптимизации профессионалы потянулись в столицы, молодые доктора переносят карьеру туда же.
Когда финансирование больниц сокращается, льготникам не хватает лекарств, оперативный прием у доктора недоступен, встает вопрос: зачем ломать систему. Судя по всему, ответ простой: не хватает денег. И если депутаты не поймут это, от них будет сложно дождаться помощи.