Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Председателем комиссии по выбору лучшей концепции развития театра Волкова и, соответственно, нового худрука выступил Павел Степанов. Он сразу попросил претендентов готовить не более семи-восьми минут, акцентируя внимание на том, что присутствующие уже прочли подготовленные к конкурсу документы. Также Степанов обратил внимание на отсутствие председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина — тот прислал вместо себя заместителя и письмо с извинениями.
Заместитель художественного руководителя МХАТ имени Горького, актер и режиссер Сергей Пускепалис еще до объявления конкурса концепций считался фаворитом и возможной кандидатурой для Волковского театра. Тем не менее высказаться и защитить свое видение развития ярославского театра дали всем.
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Денис Азаров
Первым выступал Денис Азаров, основавший оперную студию «Московский молодежный оперный дом» при Академии Хорового Искусства им. В. Попова. Сотрудничал с театрами «Новая Опера», Баденским государственным театром в Карлсруэ, Гоголь-центром, ЦДР, ЦИМом, Театром им. М. Ермоловой, Волковским. Он указал, что работал в Волковском как штатный режиссер, любит театр, знает его проблемы. Центральные идеи Азарова — знакомство и сотрудничество с деятелями мирового уровня, мысль представить максимальную палитру спектаклей и направлений, создание в фойе интерактивного музея и открытие на Перекопе репетиционных и зрительских пространств, основание театрального портала, увеличение доли собственных доходов (и существенное, около 25%), учреждение театрального лагеря для студентов.
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Владимир Аленников
Владимир Аленников, кинорежиссер, продюсер и сценарист, чьи постановки шли в Красноярском ТЮЗе, Театре им. Н. Сац, МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко, Волковском, больше говорил о своих постановочных планах: «Когда попал в Ярославль впервые, был потрясен, пусть я из Питера. Театр роскошный, зал идеальный, с моей точки зрения. Труппа замечательная, только есть одна проблема — из 64 человек активно работает дай бог половина. Другая половина пассивна, я бы очень хотел это исправить. В моих спектаклях заняты почти все. Конечно, надо приглашать режиссеров. Но когда режиссер уезжает, спектакль ветшает, теряет форму. Я настоял на том, что приезжаю на каждый свой спектакль. Артистов это очень стимулирует. Что касается репертуара. Следующий год — мы работаем над пьесой о Федоре Волкове. Другое событие — 75 лет Победе. Здесь задуман спектакль „Три песни о войне“. Музыкально-драматическое направление может сделать театр более привлекательным для зрителей и туристов. Театр ярославский должен стать центром культуры: выставки, книжная лавка, обсуждение спектаклей... Один из главных стимулов для меня — артисты, которых я полюбил. Должны быть, конечно, еще в театре места для инвалидов».
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Владимир Гурфинкель
Владимир Гурфинкель, с 1981 по 1998 год работавший в российских театрах как приглашенный режиссер, получил слово третьим. Он являлся главным режиссером Екатеринбургского театра драмы, руководил Челябинским театром драмы, с 2012 по 2018 год был директором и главным режиссером Пермского Театра-Театра.
«Необычность положения этого театра столь велика, что понятно, что для него необходим свой индивидуальный путь развития. С одной стороны, театр близок к столице, с другой — он должен жить по своим внутренним законам. Нельзя сделать его театром одного направления. Понятно, что деятели театра внутри огромной русской провинции имеют возможность опереться не на практическую, а на теоретическую базу. В Год театра Волковский можно сделать главным театром русской провинции, — сказал он. — У нас в стране мало людей, способных реализовывать литературу сегодняшним языком на сцене. Этим театр должен заниматься обязательно. Нет русских комедий, никто направленно не занимается русской комедией. Обязательная часть деятельности — биржа людей. Эта биржа должна быть и биржей драматургии, иметь свой печатный орган. В Ярославле можно создавать свою драматургию — и драматургию места. Нужно расширять жизнь театра за пределы самого здания. Театр должен стать модным местом для молодых».
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Олег Ефремов
Олег Ефремов, работавший с театрами Подольска, Москвы, Ставрополя, Иркутска, Рязани, ставивший спектакли в Русском Национальном театре, предлагал не превращать Волковский театр «в нафталин».
«Я за любой авангард, но с опытом приходишь к академизму. В молодости отвергаешь все, с опытом понимаешь более важные вещи. Театр Волкова не должен превратиться в нафталин. И никуда не уйти от интернета. Молодняк живет в гаджете. У молодежи невероятно высокая скорость образного мышления. Через то, что молодежь делает и смотрит [например, в „Инстаграме“], ее нужно в театр завлечь. Когда они попадают в настоящий театр, они замирают и не шевелятся. Мне кажется, для зрителя важны катарсис — трагедия, драма — история про жизнь, комедия — просто поржать. Человек должен отдыхать, веселиться. Будет интересно поставить что-то с переосмыслением возможностей технологических. Но без знакомства с труппой бессмысленно предварительно набрасывать материал. 75-летие Победы мне кажется важной вещью — будут делать спектакль по роману Астафьева „Проклятые и убитые“», — доложил он.
Ефремова, который начал вместе с труппой строить театр в Подольске, спросили, как он может оставить труппу. Режиссер ответил: «Пока не знаю. Очевидно, это будет сложный разговор».
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Алексей Казаков
Алексей Казаков, руководитель ДК «Яуза» в Мытищах и основатель студии «Казаковтеатр», ранее работавший заместителем худрука в «Московском театре музыки и драмы Стаса Намина», худруком ЦК «Сцена» и театра «Откровение», сыпал чиновничьими конструкциями и канцеляризмами, говоря о своем художественном видении и оценивая возможности театра в Ярославле.
Тезисы концепции Казакова: «Очевидно, что для решения общественно-значимых проблем стране недостаточно удерживать объекты культуры. Их нужно сделать социально необходимыми. Старейший театр в России должен будет взять на себя полноту ответственности за сохранение и развитие великих традиций российского репертуарного театра и актерской театральной школы. В культурных кодах нашего общества театр вписан глубоко и крепко, и если не остановить процесс стремительного замещения в сознании общества такого постулата, что театр — это территория смыслов, духовного пути нации, а не досугового комфорта, в какой-то момент русский театр может потерять всемирную ценность и уникальность.
Театр Волкова может и должен стать опорной точкой силы в театральном пространстве России, из которой будут черпать творческое начало будущие актеры и режиссеры. Именно в этом моя личная мотивация.
Возникает путь развития театра, определяемый ростом профессионального уровня труппы в целом. Для реализации этой задачи представляется необходимым охватить репетиционным и исполнительским процессом всю труппу.
При планируемом объеме премьерных спектаклей — не менее пяти постановок в сезон на сегодняшний день — каждый актер в труппе может и должен получить роль в сезоне. Через четыре-шесть лет остро встанет проблема омоложения труппы. Необходимо набрать целевой актерский курс.
Исходя из объема сегодняшнего госзадания предлагаю три постановки по классической драматургии, одна постановка 12+ на малой сцене и одна постановка по драматургии 20-21 века. Результатом такой репертуарной политики станет творческий рост труппы.
Конкурсный отбор постановочной команды позволит сохранить художественную целостность идеи „первого Русского“».
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Игорь Ларин
Игорь Ларин, переехавший в Ярославль из Петербурга и ныне руководитель ярославского ТЮЗа, отмечал, что «город принимает его».
«Я семь лет уже руковожу ярославским ТЮЗом. У меня богатая режиссерская биография. Очень хорошо знаю Ярославль. Город меня принимает, я как-то чувствую город, совершенно счастлив, хотя я человек из Петербурга. У меня всегда было глубочайшее ощущение, что Волковский театр должен занимать совсем другое место в жизни города, страны и мира. Мне все время Волковский представлялся театром аристократическим, театром высокой классики. Предложение, которое я сформулировал — театр русской классики. Есть возможность, поскольку сейчас психологический театр вообще неудобно себя чувствует и уходит, к сожалению, потому что очень странные процессы происходят в театральном мире. Я работал на канале „Культура“, отсматривал все премьеры московских театров. Понимал, что никто у нас в России не работает по Станиславскому. Мне безумно хочется, и возможность такая есть. Создать оазис рафинированного русского театра. Я знаю публику Ярославля, это жажда по атмосферным спектаклям, которые не дают покоя», — выступил Ларин.
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Роман Мархолиа
Роман Мархолиа, руководивший Севастопольским театром имени Луначарского, ставивший спектакли в театрах Москвы, Петербурга, Риги, Красноярска, Львова, Севастополя, Вильнюса, Иркутска, куда-то исчез прямо перед своей защитой. Однако быстро появился в зале, собрался и, активно жестикулируя, изложил собственные взгляды: «Очень похоже на то, как приходишь к артистам в первый раз и начинаешь рассказывать, о чем будешь ставить. Очень такой момент тревожный, потому что если не найдешь контакт, ничего не выйдет. Но ты прощупываешь по ходу. И вот этот вопрос — что это за театр может быть в Ярославле — это тоже такой... Самое важное, самое трудное — прощупать тему. Что это за история, связанная с этим местом и городом. Вот этот момент основополагающий. Мне кажется, что Ярославль именно сегодня имеет какой-то шанс очень интересный сформировать свое лицо. Оно есть, но нужно современное лицо театра. Никто не знает, какое оно должно быть. В этом большой плюс. И вот для этого времени, для Ярославля, есть ощущение независимости, есть накопленный опыт, есть очень интересная школа актерская. Причем она такая собранная, уверенная ровная, надежная. Есть опора. И есть зритель. Город живой, он отвечает времени, он интересуется новым. Если говорить коротко о теме, то мне кажется, очень важно не навязать со стороны, а использовать накопленное, сформулировать, как это должно выглядеть сегодня — и повести дальше. Если говорить о направлении, то это, прежде всего, русская классика. И классика вообще зарубежная, связанная с истоками, с романтизмом. И если бы получилась эта связка, если бы в Ярославле сформировалось что-то новое, интересное, не похожее и убедительное, мне кажется, это был бы интересный этап».
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Сергей Пускепалис
Сергей Пускепалис выступал предпоследним. Он начал со слов о задаче, поставленной президентом, напомнив то, как делают доклады чиновники: «Задача, которая поставлена и обозначена президентом РФ, присвоение особого статуса Волковскому театру, налагает определенные обязанности на тот коллектив и на руководителя, который должен руководить работой. Хотелось бы, чтобы ярославский театр стал не только историческим, но и соответствовал своему значению. Сейчас театр находится в творческом тонусе благодаря Евгению Марчелли. Самое драгоценное в театре — актеры. Самосовершенствование их, работа над их профессиональным уровнем, — приоритет. Кажется мне, что наполнение театра должно происходить еще и с точки зрения его культурной особенности, вхождения в Золотое кольцо. В программу туристов должно входить знакомство с премьерами, лучшими достижениями театрального искусства. Это существенно наполнит зрительский зал. Потому что у нас две вещи в Ярославской области первые: Валентина Владимировна Терешкова (Терешкова присутствовала на защите концепций — прим. ред.) и первый русский театр».
Тезисы Пускепалиса: «Существующий репертуар является «золотым запасом», надо очень бережно отнестись, не махать шашкой. Ориентироваться на зрительский успех и интерес актеров. Естественно, надо искать свою миссию. Репертуар должен подчиняться требованиям русской классики — я имею ввиду качество, но современная драматургия должна находить место в афише.
Я не буду говорить сейчас о создании Фонда развития театра. Совет уже работал в этом театре, должен продолжить свою работу, потому что это очень точное сопрокосновение с мнениями, с интересами труппы и коллектива. Но входить туда должны люди творческой части.
Мне кажется, что на базе театра необходимо создать Волковскую медиабиблиотеку. Совместно с телеканалом «Культура» раз в месяц чтобы проходила телетеатральная премьера. Все собранные архивы будут храниться в медиасобрании.
Биржу актеров надо делать, биржу театральных деятелей.
Необходимо расширение аудитории театра — до 150%. Это возможно, если Волковский театр станет открытым пространством, куда одни будут приходить на спектакли, другие — как в музей, третьи — в видеотеку. Днем в фойе будет запущен проект условный «Весь Шекспир». Незанятых актеров больше не будет. Свободные от репетиций актеры будут разыгрывать всем известные хрестоматийные сюжеты.
Уже имеется договоренность с режиссерами — они способны обеспечить Ярославль премьерами на три года вперед. Я против вала премьер. У каждого спектакля должна быть своя роль в афише. В новом репертуаре будет классика отечественная и зарубежная, современная драматургия. На базе театра нужно делать экспертизы, критики. Люди могли бы встречаться, совершенствоваться, понимать, что и для чего нужно. Можно заниматься дефиле, историей костюма, чтобы понимали: театральный костюм — это стихия. Можно бы сделать конкурс — выставку театральной архитектуры. Может быть, кому-то это поможет.
Режиссеров приглашать — конечно, лучших, потенциально талантливых — это важно разглядеть. Молодых — обязательно. Я-то за контракты, но ситуация в театре сложилась таким образом... Я обещаю, что в этом театре безработных артистов не будет. Это я обещаю».
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Михаил Цитриняк
Представление концепций завершилось докладом Михаила Цитриняка, сотрудничавшего с театром им. Вахтангова.
«К театру имени Волкова нельзя относиться просто как к театру. Это крупнейший культурный центр не только Ярославской области, но и всей России, — сказал Цитриняк. — Первый пункт, главенствующий — репертуар и создание творческой благожелательной атмосферы в коллективе. Русский репертуарный театр имеет свои традиции: разножанровость, разносторонность репертуара привлекает зрителя. Это живой организм. Надо говорить о разном: иногда шутить, иногда говорить очень серьезно. Обязательно нужен русский классический репертуар. И нужна современная пьеса, пьеса для детей. У меня есть предложение: лаборатория исторической пьесы. Необходима новая драматургия. Для этого нужен человек, который читал бы „самотек“ — новые пьесы. Театр прошел через нелегкие времена сейчас. Раздрай в труппе, но этот момент надо пройти. Надо создать доброжелательную творческую атмосферу. Артисты должны играть».
Трансляция заседания в Минкульте завершилась после защиты последнего претендента. И спустя некоторое время информагентства сообщили, что Сергей Пускепалис выбран новым худруком театра имени Волкова.
Напоследок замминистра культуры Павел Степанов рассказал, что Минюст согласовал присвоение Волковскому особого статуса.