2 марта 2022 14:06

«Мной движет непреодолимая тяга к созданию»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

Корреспондент «Яркуба» пообщалась с Павлом Яковлевым. Молодой художник рассказал о состоявшейся выставке и поделился историей своей творческой деятельности.
«Мной движет непреодолимая тяга к созданию»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

Люди испокон веков ценили искусство во всех его проявлениях. Одни восхищались музыкой, другие — театром, а третьи — картинами. Художник — это своего рода творец, который создает иную реальность, погружая в нее зрителя и предоставляя возможность взглянуть на элементарные вещи под другим углом. Чаще всего художники — это личности, которые посвящают себя творчеству. Однако есть и другие не менее талантливые люди, совмещающие повседневность с искусством.

Павел Яковлев часть жизни посвятил творчеству. Его картины узнаваемы благодаря нестандартному подходу. Гуляя по столице Золотого кольца, можно заметить его работы, вывешенные на заборах, столбах и фасадах зданий. Павел окончил технический университет и работает по профессии, однако его жизнь тесно связана с искусством.

«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

Что вдохновляет художника, какие эмоции испытывает автор и стимулирует ли критика развитие — о своем опыте Павел рассказал корреспонденту «Яркуба» на презентации его картин, которая прошла в выставочном зале имени Н. Нужина.

— Как давно Вы занимаетесь творчеством? Что подтолкнуло Вас к искусству?

— Наверное, с 2012 года. Тогда я начал участвовать в организованных выставках. Рисую я с детства, но серьезная и осознанная деятельность началась 10 лет назад. Как-то в раннем возрасте мне на глаза попались картинки, нарисованные детьми, и меня это заинтересовало. Я подумал: «А я тоже так хочу».

 Вы окончили технический университет, но при этом занимаетесь творчеством. Как удается совмещать работу инженера и художника?

— Душа всегда лежала к творчеству, но пришлось выучиться на инженера, чтобы получить постоянную работу. Потому что как художник я не могу себя полностью обеспечивать. Искусство — то, чем я занимаюсь в свободное время. Совмещать удается, но иногда приходится чем-то жертвовать. Чаще всего, конечно, работой (смеется).

«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

— Направление, в котором Вы сейчас работаете, принято считать абстракционизмом. Чем оно Вас привлекло?

— Я всем говорю, что это абстракционизм, лишь бы не углубляться. На самом деле, свои картины я абстрактными не считаю. В моем понимании, фигуративное искусство и абстракции — это все одно. Есть у меня серия картин «Моллибус» (Моллибус — это форма абстрактного искусства, основной идеей которого является включение живописной плоскости в реальное пространство — Прим.ред.), которую зрители относят к абстракционизму. Я бы хотел рассматривать их не совсем как абстракцию, а как реализм, как предмет. Изучая эти картины, нужно всматриваться в процесс нанесения краски, ее консистенцию, а не пытаться разглядеть в них скрытый смысл. Мне нравится такой стиль. Я не использую кисти, в качестве инструмента у меня — полиэтиленовый пакет.

— Что Вы почувствовали, когда открывали первую в жизни выставку?

— И гордость, и радость, и волнение. Первая персональная выставка была в Любиме в 2014 году, на открытие пришло много людей. Я был горд собой. Волновался из-за того, что большое количество зрителей решили уделить время моему творчеству. Было страшно, я не знал, что нужно говорить. Речь не готовил, просто вышел и начал рассказывать про себя. Мне не понравилось. Я всегда слежу за тем, как другие художники открывают выставки, сравнить это с моим открытием никак нельзя. Совсем иной уровень.

— Откуда Вы черпаете вдохновение? Есть ли у Вас личная муза?

— В каком-то смысле я сам для себя являюсь музой. На меня влияет многое: окружающие люди, явления, события в мире. Я наблюдаю за чем-то, и после это отражается на картинах. Мной движет непреодолимая тяга к созданию.

— Изучая Ваши работы, можно заметить, что раннее творчество отличается от нынешнего. С чем это связано?

— Я развиваюсь и не стою на месте. Ранние работы — это начало творческого пути, поэтому они выглядели немного дилетантскими. После них случился «Моллибус», но он особо не отличался от первых картин. Я не останавливался и двигался дальше, поэтому где-то в 2017 году мой стиль кардинально поменялся. Например, в 2019 году я начал на масляную краску наносить аэрозольную, а после сдирать ее, всячески изменять внешний вид картины. Усложнение техники дает новый результат. У меня также есть несколько работ в силиконе. Мне неинтересно стоять на месте и из раза в раз делать одно и то же.

«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

 Какими материалами работать сложнее?

— Да любыми. Даже маслом. Но если приноровиться, то со временем станет легче.

— Как к Вашему творчеству относятся родные и близкие люди?

— В целом, хорошо. Близкие люди меня поддерживают. Но иногда я показываю жене работы и вижу, что ей не нравится. Спустя несколько лет я создаю другие картины, и она говорит, что предыдущие все-таки были ничего (смеется). Мне нравится, как друзья реагируют на мое творчество, поэтому частенько они становятся первыми зрителями. Но только от меня зависит, будет ли картина выставлена на всеобщее обозрение.

— Часто ли Вы сталкиваетесь с критикой?

— Зачастую это критика обывателей. Особенно в интернете. Но я не злюсь, наоборот, даже понимаю их. Когда я только начинал работать в сюрреализме, тоже критиковал абстракционистов по незнанию. Думал: «Что это такое? Зачем оно вообще нужно?». Сейчас я отношусь ко всем художникам одинаково.


«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике

«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике«Вандализм — это тоже искусство»: художник из Ярославля о творческом пути, выставках и критике


— В 2019 году Вы повесили свои работы на забор художественного музея. Часто ли Вы проводите такие акции? Какого рода выставки Вам больше нравятся и почему?

— Больше всего мне нравятся участвовать в официально организованных выставках. А такие акции я устраиваю редко. Например, в 2020 году на выезде из Ярославля я повесил большой «Моллибус» на деревянном строении. Подобного рода выставки привлекают своей возможностью поиграть с пространством, которое не создано для искусства. А также со зрителями. Однажды я повесил свои картины у Ауры, рядом с «Шинником». Долгое время наблюдал, как они меняются местами, пропадают, а иногда появляются в абсолютно другом месте.

 Как Вы относитесь к вандализму?

— Я считаю, что вандализм — это тоже искусство. Если на моей картине кто-то напишет нецензурное слово или внесет что-то свое, то почему нет? Интересная коллаборация получится.

Читать также: «Воспринимают как умственно отсталых»: тиктокер из Ярославля о критике, успехе и заработке в Интернете

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет