Новый директор школы № 33 Ярославля Павел Чистяков: «Педагог должен быть на одной волне с учеником»
— Павел Борисович, раньше главной задачей школы было дать детям образование. А сегодня что главное? Каким вы видите выпускника-2020?
— Думаю, что главная задача школы осталась прежней — дать ребенку знания и воспитать его. Конечно, это не означает, что процесс обучения должен оставаться неизменным, вовсе нет. Мы должны учитывать новые веяния, новые тенденции, то, как идет развитие страны, города.
Выпускника-2020 я вижу всесторонне развитой личностью, которая не просто станет членом общества, но и будет приносить ему [обществу] максимальную пользу. Надеюсь, что он сделает правильный профессиональный выбор, найдет себе занятие по душе и будет успешным.
— Говоря о том, что школа должна учитывать новые веяния, что вы имеете в виду? То, какие специалисты нужны Ярославлю сейчас? Или воспитание человека, который будет чувствовать себя своим в любой стране?
— В первую очередь, по моему мнению, надо учитывать то, какие изменения происходят на рынке труда. Что бы там кто ни говорил, но любой специалист должен быть востребован, он должен быть конкурентоспособным. Мы для чего вообще работаем? Да для того, чтобы страна двигалась вперед, а Ярославль стал современным и развивающимся городом.
— Коль уж вы заговорили о рынке труда, спрошу о главном — может ли школа, а точнее, должно ли учебное заведение помочь ребенку сделать профессиональный выбор? И если да, то каким образом?
— Помочь ребенку выбрать профессию школе по силам. Каким образом? В Ярославле существует площадка, на которой ученики могут попробовать себя в самых разных профессиях, они погружаются в эти профессии...
— Каким образом?
— С помощью специалистов, которые работают на площадке «Профессиональная проба». Она объединяет сразу несколько учреждений дополнительного образования. Выбор специальностей широк — от парикмахера и каменщика до бухгалтера.
— Тогда почему среди выпускников ярославских школ так много ребят, которые не могут понять, кем бы они хотели стать?
— Так зачастую эти ребята не свои силы в каком-то ремесле пробуют, а выбирают профессию, насмотревшись сериалов и передач о красивой жизни. Опять же, дети отвечают на вопросы: престижна эта профессия или не престижна? Высокооплачиваемая работа или нет? Наконец, многим совсем небезразлично, что скажут друзья, если он станет, например, каменщиком.
— Но хорошие каменщики сегодня нарасхват...
— Согласен. Вот только хорошим каменщиком, как и хорошим сварщиком, сначала надо стать. Высококвалифицированные каменщики и сварщики зарабатывают очень хорошо, это известно. Но далеко не все молодые ребята хотят даже попробовать себя в этих ремеслах — не престижны они.
Мне однажды пришлось побывать на нашем судостроительном заводе. Так вот, тамошние технологи откровенно сказали, что ни один робот и автомат не заменит человека, занятого на сварке швов на кораблях.
Сложно сказать, кто определяет в обществе престижность той или иной профессии. Но, если судить по картинке, которую показывают по телевизору или в соцсетях, красивая жизнь у нас у менеджеров, экономистов, политиков. А вот красивую жизнь сварщика, плиточника или швеи не показывает никто.
— Думаете, сегодняшние дети не в курсе того, что хороший парикмахер имеет доход, вполне сравнимый с доходом хорошего доктора?
— Интересное сравнение! Вот только уровень ответственности у этих людей, согласитесь, разный. Ошибка парикмахера не будет стоить клиенту жизни, а вот ошибка врача — будет. Но мы разные, не каждый готов рисковать и брать на себя ответственность.
— Воспитывать человека, который сможет взять на себя ответственность за свои поступки, необходимо! Как показать ребенку, что не надо бояться ответственности? Как объяснить ему, что не надо бояться ошибок?
— Если педагог хороший, то он никогда не позволит себе унизить или обидеть ребенка, даже если тот ошибся. Можно всегда поправить ученика незаметно, деликатно, так, чтобы не отбить у него охоту учиться, узнавать что-то новое.
Само понятие ответственности формируется уже в начальной школе, а к окончанию девятого класса подросток должен суметь сделать осознанный выбор. Он должен решить, чем ему заниматься дальше — остаться в школе или пойти учиться какому-то ремеслу.
— В нынешнем году многие выпускники девятых классов не смогли поступить в десятый — их рейтинги оказались не столь высокими, как того требовалось. Однако не все из них готовы учиться дальше в колледжах. Как быть?
— Давайте честно — все ученики восьмых-девятых классов знают, что в десятый класс попадут только те, у кого будет высокий рейтинг. В школе № 33 в этом плане все прозрачно, думаю, что и в других школах такая же ситуация. Так что, если хочешь остаться в школе — учись.
— Представим себе ситуацию. Я ученик вашей школы. Поступать планирую в медуниверситет или медицинский колледж. Мне нужно знание математики на базовом уровне, зато по биологии и химии надо иметь четвертные и годовые пятерки. Короче, по математике у меня твердая тройка, а по упомянутым предметам пятерки. Вы возьмете меня в профильный класс?
— Да. Если ваш рейтинг будет достаточно высоким. У меня в свою очередь встречный вопрос: зачем вам продолжать учиться в школе с углубленным изучением математики? Почему не пойти туда, где есть классы естественно-научного профиля?
— Насколько я понимаю, ваша школа не испытывает недостатка в учительских кадрах? Или все-таки есть вакансии?
— Кадровый голод мы точно не испытываем, такой проблемы у нас нет. Думаю, что даже если она и возникнет, мы без труда ее решим.
— А если случится так, что, начав работать, вы поймете, что кто-то из учителей откровенно не тянет и не никак не может преподавать в школе, претендующей на высокий статус опорной?
— Все возможно. Но с плеча я рубить не буду. Это абсолютно точно. Скажу больше — я познакомился со многими коллегами, посмотрел на их достижения. Поверьте, в школе № 33 работают профессионалы.
— Учитывая новый статус школы, каким требованиям должны соответствовать педагоги, которые в ней работают?
— Это должен быть профессионал высокого уровня, хорошо знающий свой предмет, но при этом он должен постоянно учиться. Сегодняшний учитель просто обязан быть современным, быть в курсе всего, что происходит в стране и в мире. Педагог должен быть на одной волне с учеником, это очень важно. Последнее — самое главное, потому что определяет уровень взаимоотношений учителя и ученика.
— Бывали ли вы в зарубежных школах? Знакомы ли с работой финских или немецких коллег?
— Нет, пока не пришлось, но планирую это сделать. Однако с некоторыми работами зарубежных коллег, с их методиками знаком.
— Павел Борисович, а что такое опорная школа РАН? Ведь этот статус отныне носит ваше учебное заведение. Что он даст? Вам увеличат финансирование? Оснастят школу современным оборудованием?
— Мне пока сложно ответить на ваши вопросы, ведь в настоящий момент нам только объявили о присвоении нового статуса. Сейчас пройдут организационные совещания, на которых мы получим определенную информацию. Их подготовкой занимается региональный департамент образования. Думаю, к середине августа что-то станет более понятным.
— Что надо сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу?
— Создать ему комфортные условия. Он должен знать, что в школе его не обидят, ему будут рады, его научат чему-то полезному, новому. И класс у него будет современный. Но главное — здесь будет царить не виртуальная реальность, а живой мир, и он в нем сможет себя найти.
— Почему вы решили стать педагогом?
— Начну с того, что я выпускник 43 школы Ярославля. Мой выбор профессии был не случайным, после окончания 10 класса я поступил в ЯГПУ имени Ушинского, специальность — менеджмент организации. Мне предстояло узнать, как можно эффективно руководить образовательными учреждениями. Учиться было очень интересно!
Работать начал со студенческой скамьи, сначала в городском центре развития образования, потом, когда окончил вуз, стал там работать методистом, старшим методистом, а в 2015 году возглавил ярославский городской центр технического творчества. Ребята там учатся разным премудростям — в основном техническим дисциплинам. Им интересно. Работает в центре и школа юного блогера. Сегодня ведь очень важно в соцсетях уметь рассказать не только о себе, но и о том, что ты умеешь делать, чтобы продвинуть свой бизнес. Это непросто и требует определенных навыков. В итоге мы заняли лидирующие позиции в рамках JuniorSkills в этой компетенции.
— Вы женаты?
— Да. Моя жена выпускница МФЮА, в настоящий момент работает в региональном центре оценки земельных ресурсов. Мы воспитываем двух дочерей. Старшей — девять лет, а младшей — два с половиной года.