26 октября 2018 17:25

«Амбар йёк». Артур Ефремов — о бюджете Ярославля на 2019 год

Председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов в интервью «Яркубу» рассказал, на чем чиновники планируют сэкономить, чтобы сбалансировать бюджет, и почему 2019 год будет для ярославцев непростым.

«Амбар йёк». Артур Ефремов — о бюджете Ярославля на 2019 год

Председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов в интервью «Яркубу» рассказал, на чем чиновники планируют сэкономить, чтобы сбалансировать бюджет, и почему 2019 год будет для ярославцев непростым.

Артур Евгеньевич, что такое семейный бюджет, знают все, и пословицу «По одежке протягивай ножки» тоже прекрасно понимают. Городской бюджет от семейного, наверное, мало чем отличается. Объясните, пожалуйста, за счет каких источников он пополняется? Достаточно ли в казне денег, чтобы ярославцы могли с уверенностью смотреть в завтрашний день?

Как и в любой семье, городской бюджет складывается из доходов и расходов. Только в данном случае доходы делятся на налоговые и неналоговые. Сейчас поясню, о чем речь. За счет налогов к нам в казну в 2019 году придут 6,9 млрд рублей...

Это точная цифра?

Это планируемый доход, наши собственные деньги, которые мы все с вами заработаем. На протяжении последних лет эта сумма практически не меняется. Но общий городской бюджет намного больше — около 20 миллиардов. Таким образом, несложно посчитать, что большая часть средств придет к нам из вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субвенций и субсидий. Эти деньги пойдут только на определенные цели: заработную плату, содержание тех или иных учреждений и так далее. Мы не можем купить, например, на них новые автобусы или построить новый детский сад. Повторю, эти деньги можно потратить только на определенные цели, иное — противозаконно.

Выходит, на собственные силы мы не можем рассчитывать. В 6,9 млрд рублей какую часть составляют налоги, которые берут с работающих граждан?

Где-то более 60 процентов. Это налог на доходы физических лиц. Ежегодно его объем увеличивается примерно на пять процентов, потому что индексируется заработная плата.

Еще один доходный источник — налог на землю, но здесь сумма небольшая — около 300-400 миллионов рублей. Далее единый налог на вмененный доход, который платят предприниматели. Увы, он тоже невелик. Ну и есть еще один вид налога — на имущество, который, как говорится, погоды не делает, ибо суммы там несущественные.

Что касается неналоговых поступлений, то они приходят от сдачи в аренду земельных участков или площадей в зданиях, принадлежащих городу, а также от продажи объектов недвижимости. Их вес в структуре городского бюджета сегодня также незначителен.

Правда, незначительным он [вес] стал в последние годы, а до этого от продажи недвижимости и земельных участков город получал неплохие доходы. Сегодня и продавать практически нечего, да и покупателя на объекты недвижимости найти непросто. Мы в здание, в котором располагался до недавнего времени департамент городского хозяйства, а до революции — знаменитая гостиница «Царьград», продать не можем до сих пор...

А несколько лет назад от продажи участка земли, на котором сейчас стоит торговый центр «Аура», город получил около миллиарда рублей. Увы, сейчас и продажи земельных участков практически остановились — экономическая ситуация в стране сложная, поэтому инвесторы и не спешат вкладываться в недвижимость.

Почему владельцы НПЗ «увели» предприятие из города?

Они посчитали невыгодными те условия, которые мы им предложили. Это бизнес, он ищет, где ему лучше. Скажу, что Ярославль потерял из-за этого в виде налоговых поступлений около двухсот миллионов рублей. Такую брешь быстро не закроешь.

Помню, как в девяностых и даже еще в начале нулевых городские чиновники с гордостью говорили: «Эти предприятия кормят Ярославль». Сегодня кто кормит город?

Так те, кто остался. Это НПЗ, моторный, техуглерод, радиозавод... Но менеджеры этих предприятий всегда думают о сокращении издержек, о модернизации производств. А вы понимаете, что любая модернизация имеет и другую сторону — она ведет к сокращению числа работающих. Но, несмотря на это, многие ярославские предприятия испытывают потребность в квалифицированных кадрах, причем не только ИТР, но и рабочих.

Несколько лет назад свою долю в городскую казну вкладывал и малый бизнес. И поверьте, она была солидной — более полумиллиарда рублей ежегодно. Но высокие налоговые ставки заставили людей уйти из бизнеса. Впрочем, ушли не все. Кто-то перешел на новые формы налогообложения — упрощенные, кто-то объявил себя самозанятым... Но денег-то в результате бюджет получает меньше.

Есть способы увеличить доходы городской казны?

Есть. Надо активнее продавать земельные участки под строительство жилья и офисов.

Уровень доходов граждан падает, кто будет покупать новое жилье?

Надо от пессимизма переходить к реальности. Думаю, что как только заработает новый нацпроект «Жилье и городская среда», ситуация изменится. Ведь в качестве основных его инвесторов выступят банки и государство. Думаю, что в 2019 году придется пахать всем, ведь внимание к этому нацпроекту будет таким же пристальным, как к майским указам президента. Конечно, все средства на реализацию нацпроектов будут поступать из федерального бюджета, в нашем муниципальном их просто нет.

Что касается доходов граждан, то да — они снизились. Причины понятны: в российскую экономику западные инвесторы практически перестали вкладываться, то есть, мы живем только за счет собственных ресурсов. По этой причине и рубль просел по отношению к мировым валютам, и цены на товары и услуги внутри страны стали расти.

Прямо скажу: основным драйвером нашей экономики, по моему убеждению, могут стать только нацпроекты. Если они заработают, дела наши пойдут на поправку.

Когда вы ждете отдачи от упомянутых вами нововведений?

В конце 2019 — начале 2020 года.

Как Ярославль будет жить в следующем году?

Непросто. Кредитов мы больше брать не сможем, потому тот объем заимствований, который мы имеем на сегодня, достиг верхней отметки. Так что жить будем исключительно только на то, что заработаем.

Сумма собственных доходов понятна — около семи миллиардов, сумма расходов тоже известна — 8,3 млрд рублей. Плюс кредиторка, плюс банковские проценты, плюс долговые обязательства... Артур Евгеньевич, где деньги брать будем?

Будем работать с областным правительством, губернатором, убеждать их в том, что Ярославлю надо помочь. Нам нужно от 500 до 700 миллионов рублей, остальные деньги постараемся заработать сами. Долги надо взыскивать с арендаторов и неплательщиков, руководство НПЗ будем убеждать вернуться в город.

Чиновников, сотрудников муниципальных предприятий сокращать планируете?

Будем оптимизировать численность сотрудников. Планируем объединить, например, бухгалтерии всех образовательных учреждений, это позволит сэкономить часть средств. Понятно, что в 2019 году мы этой экономии не почувствуем, потому что любая оптимизация сначала требует затрат, и только потом дает эффект. Часть льгот, которые предоставляет город, тоже будем оптимизировать. Без этого, к сожалению, не обойтись. Но пока все эти предложения в стадии проработки.

Проезд на общественном транспорте подорожает?

Пока не планируем никаких изменений, но вы же понимаете — это текущий процесс. Что завтра будет, посмотрим.

А занять больше денег вообще нисколько нельзя?

Нет. У турок есть выражение «Амбар йёк». Оно означает, что в амбаре нет ничего. Кстати, резервов в бюджете на то, что и отдавать долги, тоже нет.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет