19 февраля 2018 - 13:24
Ярославский художественный музей 20 февраля откроет третью выставку фестиваля ART NON-STOP

Ярославский художественный музей в пятый раз организовал фестиваль современных художников ART NON-STOP. Ярославцам предложили увидеть работы московских авторов Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Первая выставка фестиваля представила публике работы Ольги Булгаковой. Вернисаж Александра Ситникова прошел 9 февраля. Завершающая выставка Натальи Ситниковой начнется 20 февраля.

Ярославский художественный музей 20 февраля откроет третью выставку фестиваля ART NON-STOP

Ярославский художественный музей в пятый раз организовал фестиваль современных художников ART NON-STOP. Ярославцам предложили увидеть работы московских авторов Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Первая выставка фестиваля представила публике работы Ольги Булгаковой. Вернисаж Александра Ситникова прошел 9 февраля. Завершающая выставка Натальи Ситниковой начнется 20 февраля.

Наталья Ситникова приедет в Ярославль 20 февраля и проведет авторскую экскурсию по выставке. Ее работы, как отметили в музее, повод для диалога с собой, открытия и понимания своего внутреннего мира.

Наталья Ситникова — член Московского союза художников, дочь Ольги Булгаковой и Александра Ситникова. Наталья пишет языком абстрактной живописи и графики.

Открытие выставки Натальи Ситниковой в 16 часов. Вход свободный.

Изображение: Наталья Ситникова, из серии «Утро», 2008.

Читайте также«Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января».

7 февраля 2018 - 10:00
Ярославский художественный музей 9 февраля откроет вторую выставку фестиваля ART NON-STOP

Ярославский художественный музей в пятый раз открыл фестиваль современных художников ART NON-STOP. Ярославцам предложили увидеть работы московских авторов Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Первая выставка фестиваля представила публике работы Ольги Булгаковой. Вернисаж Александра Ситникова пройдет 9 февраля.

Ярославский художественный музей 9 февраля откроет вторую выставку фестиваля ART NON-STOP

Александр приедет в Ярославль, чтобы провести авторскую экскурсию по своей выставке. «О его работах можно говорить много, — прокомментировали в музее. — Это и уникальная смешанная палитра образов, и конгломерат чувств и мыслей, рождающих в сознании зрителя сложные и противоречивые реакции».

Открытие выставки Александра Ситникова в 16 часов. Вход бесплатный.

Читайте также«Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января».

29 января 2018 - 17:54
Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января

Ярославский художественный музей в пятый раз анонсировал фестиваль современных художников ART NON-STOP. В 2018 году ярославцам представят работы московских авторов, в творчестве которых прочитываются тенденции современного художественного процесса.

Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января

В проекте примет участие семья живописцев — действительных членов Российской Академии Художеств, художников-семидесятников Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Наталья успела зарекомендовать себя как талантливый и самобытный мастер.

Художники, несмотря на семейную близость, работают в разных направлениях. На выставках представят живопись, композиции в смешанной технике, относящиеся, в основном, к последнему десятилетию. Работы Ольги Булгаковой поражают живописной мощью, полотна Натальи Ситниковой привлекают яркостью и смелостью цветовых сочетаний. Уравновешивают их аналитические композиции Александра Ситникова.

Вернисажи пройдут 30 января в 16:00, 9 и 20 февраля. Авторы приедут на вернисаж 30 января.

Читайте также«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире».

23 января 2018 - 13:00
«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Благотворительный Фонд Владимира Потанина опубликовал итоги выбора жюри грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», которое назвало шесть лучших реализованных проектов-победителей 2016 года. Проект Ярославского художественного музея «Спор о бороде» вошел в их число.

«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «В Ярославле „Спор о бороде“ 1705 года стал поводом к созданию нового музейного пространства, где можно смотреть, слушать, действовать, спорить и учиться». Проект представят на форуме «Музейный гид» в мае—июне 2018 года. Он станет участником экспозиционной и образовательной программы.

Постоянная экспозиция «Спор о бороде» открылась в Митрополичьих палатах в декабре 2017 года. Она рассказывает трехвековую историю «Спора о бороде» без экскурсовода и этикеток: светом, голосом, музыкой и анимацией.

Читайте также«„Спор о бороде“: виртуальное путешествие по экспозиции».

9 января 2018 - 11:06
3 января умерла искусствовед Людмила Битколова

Ярославский художественный музей попрощался с искусствоведом, музейщиком, заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Ассоциации искусствоведов Людмилой Яновной Битколовой.

3 января умерла искусствовед Людмила Битколова

С 1971 по 2017 год Людмила Яновна служила в Ярославском художественном музее. Она была автором концепции экспозиции русского искусства XVIII — начала XX вв., хранителем и куратором постоянной экспозиции, автором и куратором выставочных и исследовательских проектов. В их числе «Бубновый валет. Путь на запад? Путь к себе?», «Живое пространство классики», «Русские в Париже», «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции».

Читайте также«Ушла из жизни Надежда Балуева».

Реклама
Закрыть
13 декабря 2017 - 15:40
Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

На дар от фонда Ролдугина, по словам его генерального директора Евгении Марковой, претендовала сотня музеев. Победителя отбирали в несколько этапов. Оценивали посещаемость, репутацию, музейную команду и статус в музейном сообществе, сотрудники фонда приходили инкогнито. Когда, наконец, Аллу Хатюхину спросили, что Ярославскому художественному музею хотелось бы получить в коллекцию, она сказала: это должно быть произведение зарубежного искусства. Так «роскошный» натюрморт одного из крупнейших мастеров жанра эпохи фламандского барокко стал частью экспозиции музея зарубежного искусства.

«Йорис ван Сон создавал произведения в жанре „роскошного“ натюрморта — это изображение разного рода деликатесов. Здесь мы видим устрицы в окружении плодов, китайскую чашу. Антверпен, где жил художник, был центром международной торговли», — рассказал о значении полотна эксперт, доктор искусствоведения Вадим Садков. Натюрморт отражает эмблематику мышления людей во второй половине XVII века. Прежде всего, обращают на себя внимание лимон — символ двуличия («красивый снаружи и кислый внутри»), устрицы — признанный афродизиак. Садков трактует картину с точки зрения христианства: «Зритель, наслаждаясь жизнью, должен был думать о скором конце. Это воспитание от обратного».

Появление «Роскошных» натюрмортов, как и других светских жанров, кроме портрета, связано с явлением коллекционирования. Натюрморт ван Сона знатная семья могла приобрести для украшения дома. Кстати, до того, как полотно купил фонд «Возрождение традиций», оно находилось в Германии. Работы Йориса ван Сона хранятся в музеях Брюгге, Брюсселя, Кембриджа, Стокгольма, Касселя, Санкт-Петербурга и других городов. До наших дней сохранились 70 картин.

Читайте также«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».

7 декабря 2017 - 10:43
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и восхитился тем, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и понял, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

Митрополичьи палаты построили в 1682 году. Это был первый в Ярославле жилой дом из камня, каких в России сегодня сохранилось немного. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был первым хозяином дома. Экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея в нем открыли в 1977 году. Сложно придумать более подходящее место для экспонирования произведений иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI—XX вв., предметов церковного прикладного искусства. И авторы «Спора о бороде», его руководитель — директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина, рисковали, делая новую экспозицию «не такой» в ее привычном понимании. На презентации проекта в июле 2016 года автор идеи и координатор Наталия Пискунова сказала«Мы хотим сделать музей современным, привлекательным для будущих поколений». Получилось ли? Разумеется. Даже смело размышляя, невозможно было представить, что за дубовой дверью в комнатах со сводчатыми проемами команда музея сделает технологичное, глянцевое, наполненное смыслом пространство, аналогов которому в Ярославле нет. Смотрим.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Первый зал освещен логотипом проекта в стальном исполнении.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На соседней стене два экрана. Начинается анимационный фильм Татьяны Окружновой «Спор о бороде» (студия Александра Петрова). В нем — емкая визуализация истории, которая лежит в основе проекта. Указом 16 января 1705 года Петр I постановил брить усы и бороды «всякого чина людям, кроме попов и дьяков» и взимать налог с тех, кто не захочет подчиниться. Ярославцы обратились к митрополиту Дмитрию Ростовскому, когда тот шел из Успенского собора в Митрополичьи палаты: «Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши». Владыка откликнулся: «Что отрастет, голова ли отсеченная, или борода обриенная?» Вопрос положил начало длинной дискуссии, которая могла иметь место в этих самых залах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На полу зажигается световая дорожка — идем во второй зал. Там за стеклом композиция, отвечающая на вопрос «что заставило ярославцев так рьяно защищать бороду?». Ее части — икона «Спас Нерукотворный», деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла, конек (завершение крыши), безмен (инструмент), сундук, братина (чаша). Целиком это иллюстрация твердо сложившегося мироустройства, модель мира, символизирующая связь Бога и человека, которую нововведения Петра I разрушали.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Идем в третий, последний зал. Прямо перед нами — икона «Святитель Дмитрий Ростовский» конца XVIII века.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Не просмотрите увеличенную модель бородового знака, исполненную Михаилом Бекетовым. Такие жетоны выдавали тем, кто платил налог на бороду. Служилые и приказные люди — по 60 рублей в год, гости (купцы) — по 100 рублей, торговые и посадские люди — по 60 рублей, московские жители — по 30 рублей. 30 рублей в то время — годовой оклад пешего воина. Носить бороду было невероятно дорого.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На боковых стенах зала — галерея исторический портретов. Персонажи изображены как с бородой, так и без нее. Увидеть их все, как на фотографии ниже, можно лишь в самом конце. Рассказ о борьбе царя с подданными и последствиях указа в XIX веке сопровождает световая анимация: кружок света обращает внимание зрителя на портрет того деятеля, о котором рассказывает аудиогид.

Все портреты на экспозиции из собрания Ярославского художественного. Для некоторых «Спор о бороде» — звездный час: они долго томились в запасниках, ожидая, когда их отреставрируют и покажут публике. Петр I у музея тоже есть. Неизвестный художник написал царя в латах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Возвращаемся в зал. Время посмотреть на наших современников. До сих пор вопрос «Брить или не брить?» ежедневно задает себе большинство мужчин. Аргументы «за» и «против» вместе с фотографиями авторов музей в рамках спецпроекта собирал целый год. В итоге у Александра Красулина получился видеоарт.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Текст и фотографии плохо передают суть экспозиции. Видео, музыка (кланяемся в стороны группы Two Siberians), звук и свет — части целого, которое нужно воспринимать в стенах музея. Визуализация проекта выше похвал. Кажется, музею стоит завести отдельный инстаграм-аккаунт для «Спора без бороды».


Публикация от Marina Sedneva (@medneva)


Предвосхищая вопросы, даем исходные. Вход на экспозицию сделали сеансами по 60 минут. Митрополичьи палаты открыты с 10:00 до 17:00. Максимально залы вместят 20 человек.

Официальное открытие — 12 декабря.

1 декабря 2017 - 08:30
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»

В Ярославском художественном музее открылась выставка народного художника СССР, академика Российской академии художеств Александра Шилова.

Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128472
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128473
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128474
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128475
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128476
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128477
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128478
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128479
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128480
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128481
Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»_128482

Выставка посвящена 20-летию «Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова». Галерею на улице Знаменка единогласным постановлением учредили Госдума и Правительство Москвы: востребованного художника любили зрители, Шилов много сделал для возрождения реалистического искусства. Мастер передал в дар государству 355 работ. К пятилетнему юбилею галереи фонды увеличились вдвое. В 2013 году и вовсе пришлось построить новое здание.

На выставку в Ярославль Александр Шилов привез 35 живописных полотен, практически все — портреты, основной жанр творчества художника. Это и портреты героев войны, и священнослужители, и наши светские современники. Галерея блистательная: Евгений Матвеев, Михаил Козаков, Эльдар Рязанов, Владимир Жириновский… «Они интересны для меня своим образом, внутренним миром, — говорит художник о своих героях. — Я пишу не профессию, я пишу человека. И моя задача — мысленно заглянуть в его самую суть, узнать, что у него в сердце, в душе».


Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую»


Свое приветственное слово на вернисаже Александр Шилов построил на рассуждении о том, что есть настоящее искусство и какую ответственность должен нести художник перед обществом: «Слово любого художника — это его работы. Взгляд на его картину определяет и его внутреннее лицо, и то, на что он способен. Искусство должно облагораживать, просвещать, возвышать, окружать человека и внутренней красотой, и внешней. Оно должно воспитывать, и художник должен нести громадную ответственность, чтобы ставить подпись под своим полотном. Мне всегда важно знать, как зрители относятся к тому, что я делаю. Если картиной я не достучался до сердца — все впустую. Бессмыслица. А при помощи антиискусства, всяческих „измов“ можно уничтожить стану. Оглянитесь — что пропагандируют средства массовой информации? Где у нас передачи про великих художников, композиторов, поэтов? Искусство у нас высочайшее, нам есть, перед кем преклоняться. Это и есть патриотизм. Только смотря на великое человек становится велик. И самый великий патриот — Путин. На нем все сейчас держится».

Выставка открыта до 28 января 2018 года.

Читайте также«Переосмысленный Гоголь, блокадный Ленинград и человеческие судьбы языком кино: итоги Всероссийского Питчинга дебютантов».

1 ноября 2017 - 15:52
«Ночь искусств»: выбор «Яркуба»

Спектакль театра теней, классика мирового кинематографа на большом экране, редкие киноленты из архива и лекции о революции — куда идти 4 ноября.

«Ночь искусств»: выбор «Яркуба»

В этом году «Ночь искусств» пройдет под девизом «Искусство объединяет». Редакция «Яркуба» проанализировала программы ярославских площадок и выбрала значимые события.

Ярославский музей-заповедник

В зале «Классика» покажут фильмы о революции из Российского государственного архива кинофотодокументов: «Госкалендарь. К 50-летию В. И. Ленина»(режиссер Дзига Вертов, 1920 год), «Праздники революции» (режиссер Игорь Григорьев, 1972 год), «1917. К десятилетию установления Советской власти» (1927 год). Комментировать происходящее на экране будет замдиректора Российского государственного архива кинофотодокументов Римма Моисеева.

Вход свободный. Начало в 19:00.

Ярославский художественный музей

В Митрополичьих палатах пройдут две лекции-экскурсии. В 15:00 расскажут о Ярославле в Смутное время, в 17:00 покажут иконы, спасенные из разрушенных в 1930-е годы ярославских храмов.

Встреча в Губернаторском доме называется «Свидетели и декорации революционных дней в Ярославле. От дома губернатора к дому народа». Экскурсовод опишет Ярославль 1917 года и поможет понять, какие события пережил губернаторский дом, как история отразилась в судьбах последнего губернатора Николая Оболенского, художников, горожан, памятников, храмов и коллекций. Начало в 18:00.

С 14:00 в культурно-выставочном центре Русского музея будут идти фильмы из медиатеки ГРМ: «Русский авангард. Роман с революцией» (2004), «К. С. Малевич. «Я ухожу в пространство» (из цикла авторской программы директора ГРМ Владимира Гусева «Век Русского музея», 2003), «Праздники на Дворцовой. Две картины из одной эпохи» (2015).

Вход по билетам на экспозиции и выставки.

Театральный институт

Студенты четвертого курса, артисты театра кукол представят дипломный спектакль «Почему мы не летаем?» (теневой театр). Художественный руководитель курса — Наталья Хабарина.

Начало в 17:00. Вход свободный.

Дом-музей Леонида Собинова

Алла Аносовская расскажет о малоизвестной стороне творчества Юрия Любимова — оперной режиссуре. Лекцию дополнят фрагменты опер, видеозаписи и живые «музыкальные иллюстрации» в исполнении солистов Молодежного камерного хора Москвы.

Билеты: взрослый — 100 рублей, льготный — 50 рублей. Начало в 17:00.

КЗЦ «Миллениум»

В кинозале покажут мировую классику — фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».

Начало сеанса в 19:00. Вход свободный.

Планетарий

Программа «Центра имени В. В. Терешковой» с ее викторинами и экскурсиями больше подходит для детей. Взрослым стоит зайти на показ короткометражки Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». В 2016 году ее номинировали на «Оскар». Начало в 14;00 и в 16:00.

Вход свободный, но требуется предварительная бронь по тел. 8 (4852) 72-82-0072-91-5572-93-61.


Читайте также«Тест: Что ты знаешь о „первых шагах“ СССР?».

13 сентября 2017 - 16:26
Отрывки из книги Елены Колиной «Двойная жизнь Алисы»

Российская писательница Елена Колина родом из Петербурга выпускает роман «Двойная жизнь Алисы». Его сюжет построен вокруг полотна Татьяны Глебовой и Алисы Порет «Дом в разрезе», который хранится в Ярославском художественном музее. «ЯрКуб» рассказывает о новой книге Колиной и публикует фрагменты романа.

Отрывки из книги Елены Колиной «Двойная жизнь Алисы»


«Роман о взрослых девочках» — с таким подзаголовком выходит «Двойная жизнь Алисы». В тексте переплетаются два времени одного города: петербургская современность и 30-е богемного Ленинграда. Героини первого — Рахиль, которая чувствует себя неуютно как дома, так и в элитной школе, и художница Алиса, чей муж-писатель ушел к бухгалтерше с их совместно нажитыми детьми далеко не младенческого возраста. Второе время олицетворяет ученица Филонова и подруга Хармса, Алиса Порет. Сюжет завязывается, когда прикинувшаяся консьержкой Алиса находит в мешке, выброшенным «новым русским», куски изрезанной картины и записки, по всей видимости принадлежащие кругу «чинарей» и Порет. У Алисы с Рахилью начинается оживленная переписка по электронной почте. Столь разновозрастным барышням есть, что обсудить помимо поисков «откуда ноги растут» найденных фрагментов картины (которые, разумеется, ведут читателя к «Дому в разрезе»). Разговор идет о любви, личностном выборе, семейных отношениях, смысле жизни. Не на возвышенных тонах, отнюдь: чего только стоит фраза «Как только узнаю, в чем смысл жизни, сообщу эсэмэской».

— Елена Колина как никто в современной прозе умеет говорить о главном легко и увлекательно. Ее новый роман — из тех, что кладут под подушку, перечитывают, ставят на полку любимых книг, столько здесь смыслов и фраз, чтобы дружить, любить, и быть счастливым, — рецензирует книгу Елена Елагина. — В одном из давних интервью Колина сожалела, что ей недоступен жанр детектива. Но прошло время — и вот он перед нами! Причем не кровавый детектив мясной лавки, а детектив интеллектуальный, я бы сказала еще одно, крайне важное в современной ситуации, слово — детектив просвещенческий. Недаром в романе при каждом упоминаемом историческом лице — сноска с кратким пояснением, кто таков и чем знаменит и интересен, хотя человек культурный, образованный не может не знать этих имён, но современному читателю, особенно молодому, такие подсказки вполне могут пригодиться.

«Дом в разрезе», полотно, превращенное Ярославским художественным музеем в «многотажный» проект с порталами в эпоху ленинградского авангарда, сериалами музейных встреч, с личным сайтом и приложением, уже давно шагает в массовую культуру без помощи Ярославского художественного. Музей поддерживает историю его самостоятельной жизни, поэтому 15 сентября в его стенах пройдет презентация романа Колиной. Автор приедет в Ярославль, чтобы поговорить с читателями о влиянии художественного произведения на поколения и его способности порождать новые произведения. Чтобы разговор был предметным, «ЯрКуб» публикует два фрагмента из романа.


Рахиль против реальности


Рахиль ведет дневник как положено, с полным осознанием того, что дневник будет издан, прочитан, изучен, откомментирован и помещен в музей. Нередко намеренно путается в датах и фактах, петляет, заметая реальность хитрым рыжим хвостом, желая сбить с толку издателей и потомков.

Поскольку дневник, документ эпохи, откровенно предназначается для печати, то Рахиль не пренебрегла самопрезентацией.

Дневник Рахили

Мое имя Рахиль, или Рахель, или Ракель, или Рашель. Так меня назвал отец, назвал и уехал в Израиль. Мама говорит: «Этот недостойный человек должен был подумать о тебе, беззащитном ребенке, остающемся в антисемитской стране». Но это ее обычное вранье со всех сторон! Такое подлое вранье: в одном вранье сразу три, и не знаешь, какое из трех первым опровергнуть.

Прежде чем опровергнуть вранье, хочу отметить два важных пункта:

1. Лучше уйти. Имею в виду в иной мир. Это мое осознанное решение: лучше уйти.
Лучше уйти, чем страдать, учиться, слушаться, соблюдать правила приличия и, по выражению мамы, «радоваться, что родилась в такой семье», «соответствовать». Конечно, остающихся на земле жаль (в моем случае это папа), но для уходящего начинается самое интересное. Сейчас октябрь, до апреля осталось пять месяцев, — в апреле для меня начнется самое интересное.

2. Ведение дневника было обязательно для масонов. Масон писал, как все обычно пишут в дневнике, о чем думает, что чувствует. Но вот что самое важное: масон на заседании масонской ложи зачитывал свой дневник!.. И другие масоны говорили ему, что хорошего и что плохого в том, что он думает, что чувствует и как ведет себя. Это гениальный способ воспитания нравственности!

У нас сейчас человек пишет в Фейсбуке, как будто ведет публичный дневник, но разница принципиальная — в Фейсбуке тебя никто не критикует. Никто не напишет: «то, что ты чувствуешь, плохо» или «ты ведешь себя плохо». А если напишет, то отправится в бан. Это жестко: ставь мне лайк или я тебя забаню, соглашайся, что я хороший, или уходи вон. Получается, у человека нет нравственных ориентиров.

Кроме публичного чтения дневников масоны вели переписку: каждый масон рассказывал нескольким другим масонам, имеющим более высокое положение в ложе, что происходит в его жизни и душе. Как это прекрасно! Как это правильно! Каждый мечтает о друге, который выслушает. Такие отчеты дисциплинируют внутреннюю и внешнюю жизнь.

Дневник я уже веду, хорошо бы еще затеять переписку. Да где же возьмешь внимательных к тебе масонов более высокого положения! (Надеюсь, понятно, что я шучу.) Или хотя бы просто достойного человека, которому не жаль тратить на тебя время! (А вот тут не шучу.)

Так вот, мама трижды врет. Три вранья вообще выгодней, чем одно: это знают все, кто часто врет.

Первое вранье: мой отец не бросал меня. В Израиль она собиралась вместе с моим отцом, сначала в Израиль и дальше в Америку (мама оценивает это как свое временное умопомрачение). Мама переменила свои планы в аэропорту перед вылетом (тут я ею даже отчасти горжусь: она человек, способный на резкий поступок — на паспортном контроле развернулась со мной на руках и ушла обратно на родину. Я бы не смогла, поплелась бы, как овца, куда влекут судьба и принятые на себя обязательства).

Мне было три года, и я все помню: как меня сначала вели за руку с Родины (через таможню, паспортный контроль), а потом на руках тащили обратно (паспортный контроль, таможня). Не у каждого ребенка была такая мгновенная перемена участи, поэтому я часто думаю о судьбе — как она складывается и от чего зависит, — от чужих решений. Странно, что один человек может иметь над другим такую власть: мама решила мою судьбу мгновенно. Я могла бы жить с отцом в Америке, а живу в Питере с папой.

Вранье второе: я не беззащитная. Я из Семьи. Все мои предки со стороны мамы есть в Википедии, о них написаны книги по истории кино, театра, музыки, архитектуры. Три поколения «мастеров культуры». Мама называет нашу семью «старые деньги»: деньги здесь ни при чем, это просто выражение, которое используется специально для того, чтобы его не все понимали, — чтобы отделить своих от чужих. Имеется в виду, что наша семья с историей, семья из Википедии. Семья, которая является частью системы связей, в которой само собой находится все, что нужно. Так что я не беззащитная, за мной Википедия, если что.

Ну, и наконец, страна наша не более антисемитская, чем любая другая. Дома, в Питере, я никогда не сталкивалась с антисемитизмом.

Ох, нет, кроме одного случая: мой брат поссорился с одноклассницей из-за какой-то детской ерунды и крикнул ей «жидовка-морковка», после чего мама с папой принесли ее родителям глубочайшие извинения, виски и торт. Смешно в этой истории все: девочка была не еврейка, а глупый Матвей, напротив, считал, что это он «жид», еврей, как я, и просто срифмовал. Смешно, что родители так испугались прослыть антисемитами. Смешно, что глупая выходка моего собственного брата — это единственный раз, когда я «встретилась с антисемитизмом». Думаю, время такое — не до евреев вообще. Сейчас других ненавидят, не евреев: теракты в метро не евреи же совершают. Я это к тому, что мой родной отец передо мной не виноват, и я благодарна ему за свое имя.

Мама уверяет, что имя влияет на человека, и имя Рахиль сыграло свою роль в том, что я такая нервная, возбудимая, высокомерная, холодная, скрытная, не поддающаяся воспитанию дрянь. Если кое-что покажется противоречием (разве может человек быть одновременно возбудимым и холодным?), то да, это не ошибка, это все я. И «возбудимая» — я, и «холодная» — я, вот такая я противоречивая дрянь. Что, черт возьми, нужно сделать, чтобы мама тебя любила?! Трудиться, слушаться? Самой любить маму? Изменить имя? Если бы мама могла, она бы запретила мне помнить, что мое имя Рахиль (Рахель, Ракель, Рашель). Антисемитизм же не дремлет! Дома меня называют Раша.

А в школе-то меня зовут Рашка! Раша, Рашка — как Россия. Мама иронизирует: «Рахиль в России н е в о з м о ж н о», но я Рахиль-Рашка.

Ну, и кое-что еще, нескромное, но необходимое для будущих читателей моего дневника: я, как и полагается быть Рахили, красавица с большими грустными глазами, «которые скрывают печаль и тайну». С печалью все ясно: у любого человека с приемлемым интеллектом имеется печаль. Но тайна не у всякого есть. У меня есть две.

Одна тайна — это то, что лежит у меня под матрацем. Не найдут, потому что я недвижимо лежу сверху.

Вторая тайна: я не просто так живу (до апреля, как я уже говорила). Я живу против своей эпохи.

Да нет же, это не подростковое идиотство! Объясняю. Сейчас время симулякров.

Симулякр — для тех, кто не знает, — модное слово, означающее копию того, чего на самом деле нет. Например, вы делаете разными хитрыми способами фотографию цветка — на самом деле это не настоящая фотография, а технологии. Но и цветка на свете нет! Где цветок? Можно на него взглянуть, понюхать, как он пахнет? Его нет. Это симулякр.

Еще пример: социальные сети — это симулякр дружбы. Или наши учителя — симулякры настоящего учителя из «Доживем до понедельника». Или моя мама — притворяется, будто любит меня. У нее нет ко мне материнских чувств, она изображает то, чего никогда не испытывала. Это симулякр.

Симулякр всегда пошлость. Разве может быть не пошлым изображение цветка, которого нет в природе? Игра в дружбу? Имитация любви, которой никогда не было? У меня есть миссия. Моя миссия — доказать, что в эпоху симулякров можно быть живым. Для этого и апрель, понимаете? Для этого Париж. В Париже я совершу самое важное дело — уйду по своей воле, и это будет не конец, а начало! Почему в Париже? Потому что я так хочу. Кажется, человек сам может выбирать, где покончить с прежней жизнью и начать новую?..


Переписка Алисы с Рахилью


Рахиль, дорогая!

Пожалуйста, умоляю, скорей посмотрите «Хармс + Алиса Ивановна + Татьяна Николаевна + Александр Иванович!» Я нахожусь по делам в будке. Не имеет значения, где я. У меня плохой Интернет. Скорей ищите!

Дорогая Алиса, я быстро!

Пока вот что я нашла с первого клика: Даниил Хармс. Дневниковые записи. «…Алиса Ивановна была у меня до двух часов ночи».

Алиса Ивановна — это художница Алиса Порет, ученица Филонова. У Алисы Порет был роман с Хармсом.

«Я прошу Бога сделать так, чтобы Алиса Ивановна стала моей̆ женой̆. Но, видно, Бог не находит это нужным»… «Я был влюблен в Алису Ивановну, пока не получил от нее всего, что требует у женщины мужчина. Тогда я разлюбил Алису. Не потому, что пресытился, удовлетворил свою страсть и что-либо тому подобное…»

Алиса Порет жила вместе с художницей Татьяной Глебовой в начале тридцатых, Глебова — тоже ученица Филонова. У них был открытый дом, салон, где бывали поэты, музы канты, там было веселье, розыгрыши, романы, делали художественные фотографии. Некоторые картины они написали вместе. Потом Порет и Глебова поссорились и разъехались, их отношения прервались до конца жизни.

Александр Иванович — это поэт Введенский.

Ищу дальше.

Рахиль!

Они — художницы, а у меня здесь холсты. Они — художницы! А у меня — холсты! Понимаете? Холсты с осыпавшейся краской.

Понимаете? Художницы — холсты. Рахиль! А вдруг?

Ищите!

Алиса, я ищу.

Набрала в поисковике: «Алиса Порет, Татьяна Глебова, живопись, картины».

Я ищу, ищу, читаю, читаю… Вы думаете, что эти обрезки принадлежат кисти Порет или Глебовой?.. Но тогда почему обрезки, а не целые картины?

О-о-о! Вот это да!

Знаете что? Разрезанная на куски картина существует! Называется «Дом в разрезе».

Картина знаменитая.

Вот: «В 1931 г. А. И. Порет и Т. Н. Глебова написали живописную работу „Дом в разрезе“. Картина была высоко оценена П. Н. Филоновым. Судьба этой картины сложилась непросто: художницы разрезали ее надвое…» Из дневника Филонова: «Я уговорил также Порет и Глебову дать их вещи, и мы отобрали шесть работ; одна вещь — „Разрез нашего дома“, — писанная ими обеими, представляет чуть не все квартиры их дома и характеристику их жильцов, живущих как в норах. По улице перед домом везут красный гроб». Фрагмент с «красным гробом» утрачен.

Картина находится в Ярославском художественном музее.

Я сейчас смотрю на картину. У картины «Дом в разрезе» НЕТ ЛЕВОЙ НИЖНЕЙ ЧАСТИ.

Алиса, почему бы вам не пойти туда, где хороший Интернет? И посмотреть картину?

Хотя мне бы тоже казалось, что нужно сидеть рядом с холстами, а то вдруг они улетят.

Алиса, вы тут? Расстроились, что красного гроба нет, сидите и причитаете: «Нет у меня красного гробика, нет…»?

Алиса, у вас прямо какая-то детская жадность к чудесам. Найти записки с упоминанием Хармса — это чудо. Вы прямо как ребенок! Два чуда слишком жирно!

Теперь вы думаете, что эти грязные холсты в халате — утраченная часть знаменитой картины, которую уж, наверное, обыскались… Что сейчас вы увидите на одном из обрезков красный гроб — и дело в шляпе? Вы до сих пор верите в Деда Мороза, утром в Новый год шарите под елкой?

Рахиль!

Не будьте такой взрослой! Ну, а вдруг, вдруг не слишком жирно?

Впрочем, что гадать? На двух обрезках геометрические фигуры, это — не красный гроб. Остается третий холст. Если это красный гроб, то не жирно. А если нет, то нет.

Алиса! Ну что?!

Рахиль, вот подробный отчет.

Я развернула третий холст, разложила на полу. Чихнула от пыли пять раз, потекли слезы, ничего не видно.

Встала, взяла сумку, достала кларитин, проглотила таблетку без воды. Всегда ношу с собой кларитин от аллергии на случай цветения или запаха свежескошенного сена… Да, я вас интригую! Наклонилась, чихнула, зажмурилась, открыла глаза: увидела. Нет. Холст такой грязный, не разглядеть ничего.

Мне бы пригодилась лупа. Но лупы нет, есть очки для чтения мелкого текста, слишком сильные. Ношу их с собой для того, чтобы читать срок годности продуктов, но никогда не читаю. Надела очки, наклонилась, упала лицом на холст.

Рахиль!

На холсте красный гроб. Люди несут красный гроб. Грязные обрезки во фланелевом халате оказались фрагментами знаменитой картины. Ну что, не жирно?!

Хочу немедленно сообщить о находке в Ярославский музей. Пришлите мне, пожалуйста, их телефон.

Не могу перестать чихать, кларитин не помогает, концентрация пыли выше допустимой.

Дорогая Алиса,

какое чудо, прямо невозможно привыкнуть!

(4852) 30-48-31 директор музея (4852) 32-81-85 зам. директора (4852) 32-81-90 гл. хранитель»...

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет