18 сентября 2017 - 13:09
«Театр Евгения Марчелли — это вулкан, извержение которого начинается далеко не сразу». Читайте отрывок из новой книги Маргариты Ваняшовой

В издательстве «Академия 76» вышла книга профессора, театрального критика Маргариты Ваняшовой «Театр Евгении Марчелли. Путешествие на пределе возможностей».

«Театр Евгения Марчелли — это вулкан, извержение которого начинается далеко не сразу». Читайте отрывок из новой книги Маргариты Ваняшовой

В издательстве «Академия 76» вышла книга профессора, театрального критика Маргариты Ваняшовой «Театр Евгении Марчелли. Путешествие на пределе возможностей». В ней — рассказы о его лучших спектакля, об особенностях поэтики его театра. Читайте фрагмент из книги в материале «ЯрКуба».


Новая работа Маргариты Ваняшовой связана с недавним юбилеем Евгения Марчелли. Режиссёр, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой Маски», художественный руководитель театра имени Фёдора Волкова за годы служения театру поставил более 70 спектаклей. Он создал оригинальный авторский театр, истоки которого — здесь, в Ярославле, ведь Евгений Марчелли получил первое театральное образование в Ярославском театральном училище (которое окончил в 1981 году). Мастерами его курса были легендарные народный артист СССР Фирс Шишигин и заслуженная артистка России Лидия Макарова.

Спектакли Марчелли вызывают горячие споры, они тем и загадочны, что несут множественность смысловых прочтений, вводят в круг острых дискуссий о назначении искусства, о новом художественном зрении, традициях и преемственности, процессах разрыва в культуре, дающего толчок к рождению новых художественных форм», — из аннотации к изданию.

В книге «Театр Евгения Марчелли» Маргарита Ваняшова рассказывает о 20 лучших спектаклях режиссёра. Это пора «Тильзит-Театра», Омска, Калининграда, Ярославля и Москвы («ГрозаГроза», «Утиная охота»).

— В лице Маргариты Ваняшовой Марчелли счастливо обрел тонкого и вдумчивого исследователя. Нечасто бывает так, чтобы академическая глубина знаний соединялась у театроведа с азартом и искренним любопытством к живому, сегодняшнему театру. Редкое это сочетание помогло автору книги легко и естественно встроить подробные, зоркие описания спектаклей в свободную структуру повествования, где оказываются уместны и лирические отступления, и актерские портреты, и монологи самого героя, и даже эмоциональные отклики зрителей. Книга Ваняшовой — не кабинетное научное сочинение и не популярное жизнеописание, хотя любители каждого из этих жанров тоже не будут разочарованы, — пишет в предисловии к изданию театральный критик Роман Должанский.

Читатели «ЯрКуба» могут первыми познакомиться с отрывками из книги. С позволения Маргариты Георгиевны мы предлагаем фрагменты из статьи «Конь Блед в колеснице Кассандры» о спектакле «Чайка. Эскиз».



Евгений Марчелли понимает «Чайку» как образ вечно перекодирующейся структуры. И слово «эскиз» в названии не случайно. К эскизу можно постоянно возвращаться, внося коррективы. Вспомним, что слово «эскиз» сегодня стало общеупотребительным в театральных лабораторных опытах — когда в короткие сроки в рамках той или иной творческой лаборатории режиссеры представляют свои «эскизы» — опыты, созданные в предельно короткое время. Такой «эскиз» — жанрово-стилевой образ спектакля, который всегда жаждет своего нового облика, постоянного совершенствования и роста. Особенность режиссерского почерка Евгения Марчелли в его авторском взгляде на пьесу и в его «вечном возвращении» к первоначальным замыслам, их постоянном углублении, обновлении, новом рождении. Со времени премьеры «Чайки» (май 2016) прошло почти полтора года, Марчелли осуществлял в этот период новые постановки, но не прекращал работы над «Чайкой», возвращается к ней и сейчас.

Поэтому — «Чайка. Эскиз».

Поэтому Марчелли, пробующего не тему, но вариации — для полноты объема смыслов — требуются поочередно разные Нины Заречные (Алена Тертова и актриса театра Моссовета Юлия Хлынина), Треплевы (из которых выбран Даниил Баранов), Сорины (Владимир Майзингер и Игорь Золотовицкий, МХТ имени Чехова), Тригорины (Николай Шрайбер и Николай Зуборенко).

Подобно тому, как в «Месяце в деревне» Марчелли отбросил всяческую «тургеневщину», в «Чайке» он категорически выкорчевал «чеховщину», все, что могло напомнить об «атмосферности» чеховских пьес.

Поклонникам авангарда хочется, чтобы Марчелли поставил спектакль вопреки драматургу, наперекор драматургу, но Марчелли не вступает в полемику с Чеховым. Он дополняет его своими смыслами. Марчелли — не оппонент Чехова, а его соавтор. В свои спектакли он всегда вносит некие коррективы к прочтению классики (и Чехова, в том числе), и делает это тонко и деликатно. Это не единоборство с Чеховым, не силовое одоление, а позиция интереса и веры. Поэт сказал о таких художниках и людях: «И корень красоты — Отвага, и это тянет нас друг к другу…».

В спектакле Марчелли живет и «корень красоты», и комизм, и абсурд, вырастающий до трагедийных высот…

«БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ — ВЕЛИКИЙ ШАГ.
СВОДИТЬ С УМА — ГЕРОЙСТВО…»

В сегодняшнем театре — в большой моде бесстрастие и бесчувствие, бессердечие и безэмоциональность. Не только внешнее, но и внутреннее.

Театр Евгения Марчелли, напротив, — таит огромную энергию — это вулкан, извержение которого начинается далеко не сразу, но приближение его, гул его и подземное пламя уже обжигает щеки…

У героинь Анастасии Светловой («Екатерина Ивановна», «Зойкина квартира», «Без названия», «Месяц в деревне», Аркадиной в «Чайке») — определяющее начало в характере — страсть. Редкое в нынешнем театре мощное чувственное начало, сыгранное с всепроникающей способностью истинной достоверности. Актриса, способная передать глубину и подлинность страсти, — явление редкостное, единичное, штучное. Очень легко взять на полтона ниже или выше и сорвать роль. Очень легко поддаться страстям массовой культуры и обывательского интереса. Светлова сохраняет высоту образа, не теряя своего индивидуального начала, неповторимого артистического почерка. Ее героини могут комиковать, пародировать себя и других, опускаться в тьму кромешную, достигать трагедийных тонов и воспарять.

Светлова виртуозно балансирует на грани предельности чувства своих героинь, отчаянного срыва в бездну, женской отваги и безоглядности. Страсть героинь Светловой — природное женское органическое свойство, оно приобретает характер самозабвенного опьянения, экстаза, безумства, властной стихии, сливающейся с какими-то вселенскими бурями.

«С ума сойду, сойду с ума, / Безумствуя, люблю, / Что вся ты — ночь, и вся ты — тьма, / И вся ты — во хмелю…» (Блок).

Мотив страсти в спектаклях Марчелли приобретает самостоятельное звучание и получает новое осмысление. Страсть, как давно замечено, и животворящая, и разрушительная стихия. И в ее Аркадиной есть нечто от Медеи, убивающей собственных детей, и от леди Макбет. Страсти героинь Светловой раскрывают исконную русскую стихийность чувств, бушующее, раскаленное воображение, сознание собственной исключительности и — неожиданный мощный рациональный жесткий ум.

«МОЙ СЫН! ТЫ ОЧИ ОБРАТИЛ МНЕ ВНУТРЬ ДУШИ…»

На «Чайке» Марчелли лежит отсвет сновидческих темных прозрений, мелькает тень «Птиц» Хичкока, с агрессией, олицетворяющей вытесняемые желания.

Бинтуя голову Кости, не в силах вынести его взгляда, Аркадина забинтовывает сыну глаза, нос, уши, рот. Его лицо как загипсованная маска.

Мать интуитивно замуровала глаза сына — все видящие, обвиняющие, кричащие. «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!» В ответ на обвинения Кости Аркадина-Светлова впадает в безудержное неистовство. На сцену врывается яростное женское суперэго. Она бьет сына по лицу, наотмашь, отбрасывает с такой силой, что Костя падает навзничь, бьет и душит его, отдаваясь безжалостной стихии ненасытно, со всей страстью, как будто это взрыв деформированного эроса. Он укрывается от ее побоев, закрывает голову, а чуть высвободившись из ее смертельных объятий, протягивает руки к ней, только к ней! — как в детстве, когда его смертельно обижали — и кричит, погибая от душевной боли: — Мама! Она меня не любит!!!..

В этой сцене потрясает адская смесь жестокости и глубокой материнской любви, здесь Светлова и Марчелли достигают высочайших психологически выверенных деталей. Это одна из самых пронзительных сцен спектакля, вся выстроенная на тончайших нюансах и контрапунктах. Бессознательный, инстинктивный способ одной болью избыть другую. Боль от ударов матери призвана вытеснить, утишить и смягчить другую боль, непереносимую и для Кости (Нина его не любит), и для самой Аркадиной (влечение Тригорина к Нине). И оба это понимают. Оба — раненые и подстреленные чайки.

Собственно, многие персонажи «Чайки», по Марчелли, так или иначе, покалеченные чайки, герои скрытой мстительной силы, блуждающей во тьме души затаенной ущербности, внутренней неустроенности, непризнанности. В этом экзистенциальном мире юная Нина парадоксально мечтает о своем будущем триумфе и славе. Это именно она, крылатая вестница театральной победы, въедет в мир на колеснице под восторженные клики толпы (и вряд ли с Тригориным!). Тригорин видит эту картину по-своему, представляя себя рядом с Ниной, что его вовсе не вдохновляет: — Ну, на колеснице… Агамемнон я, что ли? — и резко отстранит от себя возникшие ассоциации.

Один из мотивов, к которым особенно внимателен и пристрастен Марчелли — экспрессия любви и отторжения. В «Чайке» есть безоглядная, кристально чистая любовь. Есть сердце любящее и отвергнутое. Костя Треплев будет отвергнут Ниной — она изберет Тригорина.

Маша, безоглядно любящая Костю, будет отринута Костей. Свою неизбывную боль — безответную любовь к Косте Треплеву Маша — Яна Иващенко несет молча и мужественно. Всеми силами души своей она любит Костю, живет и дышит его пьесой, его жизнью… Она — в черном, говорит, что носит траур по своей жизни, но улыбается.
Она может улыбаться!

Когда Аркадина станет демонстрировать Маше и всем присутствующим преимущества своего выдрессированного, натренированного в гимнастике и танцах тела, Маша забудет о своем простодушии и сможет вслед уходящей актрисе даже передразнить Аркадину — в интонациях и движениях. В ней иногда просыпается сущий чертенок — и ребенок! Но как жить с постоянной сердечной болью?

Яна Иващенко вместе со своей героиней чрезвычайно нежно и скрытно от других глаз несет свое чувство, как будто боится расплескать, тем более, сделать заметным. Только один раз — где-то далеко за сценой возникнут ее рыданья, она пытается прокричать миру о своей неисцелимой любви… Косте Треплеву не дано постичь ни ее душевного богатства, ни ее поэтической натуры, ни силы сердечного чувства. Ему желаннее и ближе Нина. Порывы Маши его только раздражают. От отчаяния, наперекор всем и себе самой Маша выйдет замуж за Медведенко.

Есть женщины сырой земле родные,

И каждый шаг их — гулкое рыданье,

Сопровождать воскресших и впервые

Приветствовать умерших — их призванье.

И ласки требовать от них преступно,

И расставаться с ними непосильно.

Сегодня — ангел, завтра — червь могильный,

А послезавтра только очертанье…

Что было поступь — станет недоступно…

Цветы бессмертны, небо целокупно,

И все, что будет, — только обещанье.

Маша не сможет жить без Кости.

Нина (Юлия Хлынина, Алена Тертова) появится в финале спектакля как валькирия, сивилла, пророчица, предвестница грядущей катастрофы. Мощно, фронтально, она движется на зрительный зал на своем троне, на колеснице, подобно Кассандре, пророча тектонические планетарные сдвиги и гибель всему живому. Трижды с непреложностью заклинания, с интонациями героинь античных трагедий, она выкликает: «Холодно!.. Пусто!.. Страшно!..« — так вспыхивали огненные слова «Мене, тэкел, фарес» в древнем Вавилоне… — «исчислил Бог царство твое и положил конец ему….»

Марчелли закольцовывает Пролог, где был не просто белый жеребец с всадницей, но, как станет ясно к финалу, провозвестник катастроф — «Конь Блед, и ад, следующий за ним», — и апокалипсический финал с Кассандрой на колеснице. Появление Нины в облике пифии, сивиллы сообщает спектаклю иные измерения.

Евгений Марчелли соединяет в грозных пророчествах Нины Заречной два символа эпохи — чеховскую Чайку и горьковского Буревестника — в единый тревожный образ, предвещающий «невиданные перемены».

Сюжет «Чайки» прочитан не только как история отдельного, личного, пережитого душой разрыва, но как следствие трансформаций космического масштаба, ведущих к великим потрясениям эпохи, которые столь ощутимы художниками рубежа веков. Марчелли предлагает увидеть весь его спектакль как Театр в театре, единое, цельное театральное представление о Мировой Душе — с первых его мгновений (Конь Блед) до Колесницы Кассандры, как мучительный процесс рождения Театра и искусства — из духа надломов и разрывов жизни — от «читки» до «полной гибели всерьез».

«И отвращение от жизни, / И к ней безумная любовь, / И страсть и ненависть к отчизне… / И черная, земная кровь / Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, / Неслыханные перемены, / Невиданные мятежи…»


15 сентября 2017 - 10:55
В Ярославле открылся Международный Волковский фестиваль

В четверг, 14 сентября, в Ярославле открылся XVIII Международный Волковский фестиваль. В торжественной церемонии принял участие глава региона Дмитрий Миронов.

В Ярославле открылся Международный Волковский фестиваль

В четверг, 14 сентября, в Ярославле открылся XVIII Международный Волковский фестиваль. В торжественной церемонии принял участие глава региона Дмитрий Миронов.

Дмитрий Миронов отметил, что за годы проведения этого замечательного театрального праздника ярославские зрители смогли познакомиться с лучшими театрами из самых разных городов. 

В 2017 году Международный Волковский фестиваль начался со спектакля «Добрый человек из Сезуана» московского Театра на Таганке. Премьера этого спектакля в постановке уроженца Ярославской области Юрия Любимова состоялась в апреле 1964 года. Он уже стал символом и талисманом театра и не сходит со сцены более полувека. 

— Символично, что этот спектакль будет показан на родине великого режиссера накануне его столетнего юбилея, который весь театральный мир отметит 30 сентября, — сказал Дмитрий Миронов. 

Глава региона вручил Всероссийскую премию имени Федора Волкова руководителю Вологодского театра для детей и молодежи Борису Гранатову за вклад в развитие театрального искусства страны. Всероссийской премии удостоены также Татарский театр имени Галиасгара Камала и Театр кукол Республики Карелии. Областной премией им. Ф.Г. Волкова награжден заслуженный артист России, ведущий артист Ярославского ТЮЗа Юрий Иванов. 

К сведению, Волковский фестиваль продлится до 24 сентября. Завершится он спектаклем Театра наций «ГРОЗАГРОЗА» в постановке художественного руководителя Волковского театра Евгения Марчелли.

10 июля 2017 - 18:36
Первый спектакль новой московской студии показали в Волковском театре

ХII Международный кинофестиваль детского и семейного кино «В кругу семьи» — это ещё и театр. В Ярославле состоялась премьера спектакля «Маленькие трагедии». Первый спектакль новой московской кинотеатральной студии «Кино-Театръ» под руководством Германа Сидакова показали 9 июля в старинных стенах первого Российского театра драмы им. Ф.Волкова.

Первый спектакль новой московской студии показали в Волковском театре

ХII Международный кинофестиваль детского и семейного кино «В кругу семьи» — это ещё и театр. В Ярославле состоялась премьера спектакля «Маленькие трагедии». Первый спектакль новой московской кинотеатральной студии «Кино-Театръ» под руководством Германа Сидакова показали 9 июля в старинных стенах первого Российского театра драмы им. Ф.Волкова.

Создатели проекта — президент Общенациональной программы «В кругу семьи» Александр Ковтунец и «Школа драмы Германа Сидакова». На пресс-ланче представители медиа очень живо общались за чашечкой чая со спикерами.

Герман Сидаков рассказал о принципах работы в «Школе драмы Германа Сидакова», выпускники школы — Игорь Неведров, Мария Гужова, Михаил Башкатов, Альберт Ибрагимов и Анна Махнюк сказали о том, как их творческий путь привёл к обучению у Германа Сидакова.

А первый спектакль молодого проекта показали этим же вечером на камерной сцене русского театра драмы им. Ф.Волкова. Спектакль «Маленькие трагедии» невероятно аллегоричен и многогранен. Он объединил в себе несколько пьес Александра Пушкина — «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», а красной нитью этих пьес стала своеобразная хронология последнего дня жизни великого русского писателя.

В зале был полный аншлаг, среди звёзд, которые наблюдали за спектаклем — Станислав Любшин, Ольга Будина и Филипп Рейнхард.

Источник: мэрия города 

30 июня 2017 - 09:41
Театру имени Федора Волкова исполнилось 267 лет

В четверг, 29 июня, российский государственный академический театр имени Федора Волкова отметил свой день рождения Театру исполнилось 267 лет.

Театру имени Федора Волкова исполнилось 267 лет

По традиции последних лет, вчера на сцене Волковского театра был сыгран последний спектакль этого театрального сезона, а также прошла торжественная церемония закрытия сезона.

От имени мэрии Ярославля руководство и коллектив театра имени Федора Волкова поздравил заместитель мэра города Иван Лилеев.

— Труппа театра продолжает славные традиции, заложенные Федором Волковым, и ежедневно радует ярославцев и гостей нашего города замечательными постановками. Уверен, что любовь зрителей и успех будет сопровождать нынешний коллектив театра еще долгие годы, — отметил в своем приветственном выступлении Иван Лилеев.

В продолжение торжественной церемонии заместитель мэра наградил лучших актеров и технических работников театра благодарственными письмами мэрии за большой вклад в развитие культуры Ярославля.

Вниманию зрителей, пришедших на закрытие театрального сезона, был предложен спектакль «Кабаре. Шествие» — многогранная, разноплановая постановка, состоящая из песен, скетчей, танцевальных номеров. В этом масштабном спектакле задействованы как самые молодые артисты театра, так и уже прославленные актёры волковской труппы.

Источник: мэрия города 

31 марта 2017 - 10:26
В губернаторский проект «На высокой волне» включился театр драмы имени Ф. Волкова

К губернаторскому проекту «На высокой волне» присоединился Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова. Об этом сообщил его директор Юрий Итин.

В губернаторский проект «На высокой волне» включился театр драмы имени Ф. Волкова

К губернаторскому проекту «На высокой волне» присоединился Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова. Об этом сообщил его директор Юрий Итин.

— На мой взгляд, это очень нужный социальный проект. Он дает возможность в первую очередь незащищенным категориям граждан до конца 2017 года бесплатно посещать спектакли нашего театра, — отметил Юрий Итин.

Благодаря этому губернаторскому проекту спектакли театра могут бесплатно посетить люди пожилого возраста, пенсионеры, ветераны, инвалиды, дети-сироты и малоимущие. 

Чтобы получить билет, необходимо связаться по телефону с организацией, работающей с социально незащищенными категориями, по месту жительства.

Источник: Правительство Ярославской области 

Реклама
Закрыть
Интервью
19 января 2017 - 13:15
Каблуки и неопрен

Художник по костюмам Анастасия Бугаева рассказывает о работе над пьесой «Опера нищих», премьера которой прошла в Ярославле 14—15 января.

Каблуки и неопрен


Неоднозначная реакция зрителей на работу Глеба Черепанова породила волну отзывов, чему режиссер несказанно рад: «Стрелы по поводу „Оперы“ уже вовсю летят, копья ломаются — и, как пелось в замечательной советской песне, „это здорово, это здорово, это очень, очень хорошо“». Критики всех порядков сходятся в одном: история не получилась бы без костюмов, созданных Анастасией Бугаевой. «ЯрКуб» поговорил художником о вдохновении, рок-звездах и цветовом минимализме.

Анастасия родилась в Москве. В 2009 году окончила факультет сценографии Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко при МХТ им. А. П. Чехова — мастерская О. А. Щейнциса. Сотрудничала с МХТ им. А. П. Чехова, Театром наций, Театром Маяковского, «Современником», Красноярским театром Оперы и балета, театром им. Е. Вахтангова, театром им. Ф. Волкова, Московским театром «Мастерская П. Н. Фоменко», Национальным театром Румынии в Тыргу-Муреш и другими. Работала с такими режиссерами, как В. Мирзоев, А. Сигалова, В. Рыжаков, М. Брусникина, В. Петров, К. Вытоптов, А. Франдетти и другими. Лауреат выставки «Твой шанс» (гран-при«Лучшая работа сценографа за макет и эскизы к пьесе «Дон Жуан» Мольера).

Прямая речь

«Спектакль придумывали втроем: режиссер Глеб Черепанов, художник Тимофей Рябушинский и я. Мне нужно было придумать образы и вписать костюмы в декорацию. Наши с режиссером взгляды совпали, все придумывалось легко, без разногласий. Здесь важно отметить, что мы с ним сверстники. В итоге костюмы созданы точно по эскизам.

Это важно, потому что в спектакле задействовано большое количество артистов, персонажи, которых они играют, ярко выписаны, показана среда их обитания. Существование актера на сцене гротескно, это требует определенной формы. В пьесе сочетаются фарс, клоунада, эксцентрика. Лаконичность декорации диктует активные силуэты, фактуру. Костюм, как знак, должен быть читабелен, оживлять пространство. Поэтому бытовых костюмов нет. Например, ни на одном пиджаке нет пуговиц, все они на потайных кнопках. Такая деталь, как пуговица, в корне изменила бы костюм.


Перед тем, как начать работу, я собираю большую папку подготовительного материала, погружаюсь в тему, настраиваюсь, смотрю кино, книги, слушаю интуицию. Мне интересно, когда в процессе производства есть риск, и находятся новые способы изготовления костюма. Люблю, когда пошивочный цех связан с бутафорским, так происходит своего рода „стройка“ костюма. Наверное, это потому что в первую очередь я художник-постановщик.


Перед „Оперой нищих“ мы с Тимофеем Рябушинским выпустили очень яркий, цветной спектакль. Устали от цвета, поэтому решили сделать графичную, строгую работу. История Гея — мрачная сказка, без черного цвета не обойтись, у меня была задача сделать черные костюмы на черном фоне. Я ходила с палитрой и подбирала нужный оттенок черной ткани, искала фактуры. Единственное цветовое пятно — это Мэкхит, его цвет синий. Он инопланетянин, пришелец, прилетает в спектакль с другой, возможно, синей планеты. Мы хотели, чтобы он был яркой точкой, контрапунктом среди черно-белых персонажей. К тому же выглядит это авантюрно, девушки отчаянно влюблены в его неповторимую синеву.

В таком сложно скроенном режиссерском решении было бы странно видеть исторические костюмы. Поэтому вещи на сцене получились довольно актуальными. Я периодически слежу за тем, что происходит в мире моды, и это сказывается на выбранных решениях для театрального костюма. Мои любимые дизайнеры — Alexander McQueen, Vivienne Westwood, Thom Browne, Dries Van Noten, дома — Chanel, Saint Laurent, Schiaparelli.

Театральный костюм создается не просто для того, чтобы выглядело красиво. В первую очередь нужно думать о персонажах. Обычно я выписываю имена действующих лиц, их характеры и особенности, представляю, на кого они похожи, говорю с режиссером. Также, учитывая музыкальность „Оперы нищих“, важно было позволить актерам легко двигаться в костюмах. Да так, чтобы рисунок движений был виден».

Разбор

«ЯрКуб» выбрал самые характерные образы из «Оперы Нищих» и попросил Анастасию прокомментировать их.


Мистер Пичем


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«Мы решили, что миссис Пичем, мистер Пичем и Полли Пичем должны быть похожи между собой. Основной элемент в их костюмах, как мы его назвали, — «плавник». Режиссер хотел, чтобы персонажи были похожи на животных. Пальто мистера Питчема мы скроили с утрированно большими плечами, на спине вшили «плавник», по форме такой же, как на платье у Миссис Пичем. У всей семейки костюмы сшиты из одной ткани — неопрена».


Миссис Пичем


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«В первом акте она этакая бандерша: заявляет о себе выходом в объемном платье и крупной шляпе. Платье плоское, как лист, будто его вырезали из черной стены декорации. Кстати, внутри оно сделано из регилина — проволочного каркаса и поролона. Двигаться неудобно, но актриса здорово справляется. Второе платье —с «плавниками». Здесь важно было сделать так, чтобы миссис Пичем могла быстро снять его перед зрителями и оказаться в свободном платье из органзы, спрятанном внутри».


Полли Пичем


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«Если вам показалось, что это платье невесты, то очень хорошо — возникает еще одна ассоциация. Я его задумывала другим. Кто-то назвал его пенкой на кофе, а кто-то крем-брюле. Радостно узнавать о большом количестве ассоциаций. По характеру платье легкомысленное, кукольное, «оборки-плавники» двигаются вместе с актрисой, появляется пластика, характер. Мне кажется, это делает образ объемнее».


Люси Локит


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«С платьем Люси мы решали такую задачу: не показывать ее беременность напрямую, лишь создать такой образ. Я придумала маленький черный фрак, из-под которого будто вываливаются оборки юбки. Сначала Люси появляется в объемном парике, куда вплетены головки кукол. Если помните, ее отец мистер Локит всегда ходит и разговаривает с куколкой на правой руке. Далее происходит резкая смена, и Люси появляется в маленькой шапочке с острыми конусами по бокам, похожей на средневековый головной убор».


Филч


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«Внешним прототипом для образа Филча стали музыканты из группы The Cure. Пальто для него шили из искусственного каракуля, плечи сделали объемными. Добавили растрепанный парик, укороченные и слегка расклешенные брюки и сапоги на каблуке. Актер Кирилл Искратов отлично обыгрывает костюм!»


Шайка


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«Когда я прочла пьесу, точно решила, что не буду делать нищих в рваных и грязных костюмах. Мы их назвали «чернь», а сами актеры костюм для первого акта окрестили «грязью», что тоже хорошо. По задумке они стали обезличенными существами, «оно», черной кишащей массой. Для того, чтобы создать подходящую фактуру ткани, запекали ее в духовке в скрученном виде три часа. Все запекли 150 метров, из этого сшили костюмы для двадцати человек. А далее ребята из шайки воспроизводят образы, вдохновленные The Cure и молодыми U2. Всю мужскую обувь мы делали сами, так как это сапоги и полусапоги на каблуке 7 см. Так шайка выглядит наглее!»


Проститутки


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«Не хотелось делать проституток в чулках и на шпильках. Они отдаленно напоминают гейш, их блузы и платья сделаны из перламутровой жатой органзы. Похоже на крылья мотыльков, вторую кожу. Плащ одной девицы ассоциируется с мусорными мешком, головной убор для другой сделан из помпонов для чирлидинга. На вуалях «съехавшие губы» как образ нескольких искаженных лиц. Обувь для девушек заказывали через интернет, сами сделали только высокие белые ботфорты и лаковые сапоги».


Диана Хапп


Каблуки и неопренКаблуки и неопрен


«Этот персонаж — миссис Хапп, — сутенерша всех проституток. На ней пушистая шуба-сердцекто-то говорит, что это шуба с черными крыльями. Актриса смело согласилась надеть такую короткую вещь с телесным боди и колготками-сеткой, оголить корпулентные ножки. Это удачно работает на ее образ».


Фотографии Татьяны Кучариной

16 января 2017 - 17:35
«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт

На прошедших выходных 14 и 15 января Театр им. Волкова представил зрителям «Оперу нищих» в постановке московского режиссера Глеба Черепанова. Корреспондент «ЯрКуба» побывал на премьере и делится впечатлениями от увиденного.

«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт

В основу спектакля легла остросатирическая пьеса Джона Гея «Опера нищего» (1728 год), пародирующая итальянскую оперу и применяющая ее каноны и штампы. Комедиограф изобразил лондонских подонков — воровскую шайку, скупщика краденого мистера Пичема и его дочку Полли, попавшую на крючок обаятельного разбойника Мэкхита. Харизматичный Мэкки, кумир таверн и публичных домов, не годится в зятья чете Пичемов, отчего впоследствии оказывается приговоренным к смерти.


«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт


Глеб Черепанин скрупулезно работает с литературным источником, тем не менее, зритель получает пародию на пародию, выворачивающую наизнанку лоскутную ткань пьесы. Фрагменты оригинала сшиты так, что торчат нитки обнажения приема. То актриса, переводя дух, интересуется у зрителей: «Ну что, как вам?», то актер второго плана восклицает: «Да я вообще могу молчать, у меня больше нет слов до конца акта!». Изысканные арии Иоганна Пепуша, аранжированные Олегом Васениным и исполненные актерами в сопровождении мини-оркестра, соседствуют с фанерой отечественной попсы типа «Ветер с моря дул». Наконец, в канву первоисточника врываются строчки Гоголя, Булгакова, Пастернака, Бродского и Блока. Так режиссер хотел показать, что «Опера» не привязана ко времени. Усилия на этот счет выглядят довольно странно, если учесть, что у Гея в круге проблем — взяточничество на всех уровнях, заговоры, предательство и шантаж. Неужели это так устарело, что требуется новый язык для актуализации данных явлений? Проблема постановки Черепанова в том, что за безумием, творящимся на сцене, разглядеть все это невозможно. Все равно, что пытаться выяснить характер эстрадной звезды во время концерта.


«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт


Актеры же по-новому открыли для зрителей буффонаду, граничащую с фарсом. «Слишком» было все: голоса, мимика, движения и пластика. И в антракте часть труппы продолжила играть со зрителями, действие спектакля перенеслось в театральные холлы. Мизансцены менялись четыре часа, в то время как герои пьесы не ослабляли натиск ни на минуту. Кажется, где-то за кулисами у них стоит бездонный сосуд питательной энергии. Эта энергия объединяет актеров так, что пасы друг другу передаются и принимаются на ментальном уровне, единение берет верх над индивидуальностью. Схожую функцию играют и наряды действующих лиц, выполненные в черно-белой гамме (исключение — капитан Мэкхит, противопоставленный уже на зрительном уровне костюмом голубого цвета). Вообще, для «Оперы нищих» характерен прием сочетания определенных цветов в одежде героев, поэтому удивляет и восхищает другое: художник по костюмам Анастасия Бугаева создала наряды, отвечающие всем актуальным трендам. И раз уж «Опера» — это китч, то при создании платьев грех было пренебречь мехом и гигантскими пайетками, а ботфорты не сочетать с телесным боди. Театральный haute couture венчали целых два «платья невесты», в которых красовались героини Полли Пичем и Люси Локит. А прямая цитата бёртоновской Красной Королевы интерпретирована Бугаевой как черный ансамбль платья и шляпы миссис Пичем. Цепочку зрительных образов завершают декорации: на сцене выстроен дом-ковчег, где, по задумке художника-постановщика Тимофея Рябушинского, соседствуют персонажи этой истории. И если в Ноевом Ковчеге каждой твари было по паре, то здесь все они одной породы. И только капитан Мэкки выглядит так, словно место ему на другом корабле.


«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт


В итоге пьеса оставляет впечатление, будто тебя самого отправили на лондонское дно без надушенного платка и темных очков. Некоторые не выдержали такого отношения и забрали пальто в антракте, не дожидаясь развязки. Если вы предпочитаете классические спектакли и классические чувства, попробуйте купить билеты на другой спектакль. «Опера нищих» ранит чувство прекрасного, плюет в лицо и смеется как безумная проститутка. И не соврать, сделав вид, что мы ожидали подобную провокацию.

20 декабря 2016 - 09:18
В Ярославле презентовали книгу о театре и площади Волкова

В понедельник, 19 декабря, в Ярославле состоялась презентация книги историка и публициста Андрея Григорьева. Книга «Танцующие в круге» посвящена истории театра и площади имени Волкова.

В Ярославле презентовали книгу о театре и площади Волкова

На протяжении двух лет Андрей Григорьев работал в архивах и музейных коллекциях страны. Он собирал воедино материалы по истории планировочного, архитектурного, культурного центра Ярославля — комплекса площади и театра имени Федора Волкова.

Итогом этой большой работы стала монография, объединившая бесчисленные уникальные документы, фотографии, чертежи разных времен, рассказывающие об истории этого архитектурного ядра в историческом центре Ярославля. Большое внимание в книге уделено людям, имена и творческая жизнь которых неразрывно связаны с формированием архитектурного облика и атмосферы градостроительного комплекса площади Волкова.

Источник: мэрия города 

9 ноября 2016 - 16:16
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене

В среду, 9 ноября, на Основной сцене театра имени Волкова в Ярославле пройдет премьера спектакля «Жестокие игры».

Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87922
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87923
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87924
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87925
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87926
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87927
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87928
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87929
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87930
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87931
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87932
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87933
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87934
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87935
Сегодня в Ярославле спектакль «Жестокие игры» покажут на большой сцене_87936

Как сообщила пресс-секретарь Волковского театра Светлана Гофман, сегодня в театре имени Волкова состоится уникальное событие: «Жестокие игры» поменяют прописку. Впервые в истории спектакль перенесен с Камерной сцены на Основную, и сегодня вечером постановке предстоит освоиться в более просторной «квартире».

Такое творческое решение было принято руководством театра в связи с грандиозным зрительским успехом спектакля, поставленного молодым режиссером Александром Созоновым по пьесе Алексея Арбузова. Эта работа стала одной из самых громких премьер прошлого сезона, и довольно скоро стало понятно, что желающих увидеть ее гораздо больше, чем 100 человек за один показ (именно столько зрительских мест вмещает Камерная сцена). Отныне спектакль идет на большой тысячный зал, и уже сегодня вечером зрители смогут оценить, как по-новому он звучит на новой площадке.

Фото: театр имени Волкова 

Реклама
Закрыть
В центре внимания
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет <