Ростовский кремль
В Ростове состоялись Вторые общественно-научные чтения «Дом А. А. Титова». Мероприятие, приуроченное к 180-летию со дня рождения историка, купца и общественного деятеля, прошло 28 октября в старинном особняке, который некогда принадлежал Андрею Александровичу Титову.
Без имени Андрея Титова невозможно представить историю Ростова и музей «Ростовский кремль», к созданию которого историк приложил немало усилий. На чтениях представители культурной и научной общественности, власти, бизнеса почтили память выдающегося земляка и рассказали о перспективах реставрации дома, а также о коллекциях редкостей и книг купца.
Конференцию посетили директор Департамента экспертно-аналитической и международной деятельности РГО Александр Карандеев, сенатор РФ от Ярославской области Александр Русаков, председатель Общественной палаты Ярославской области Сергей Берёзкин и председатель Ярославского областного отделения РГО.
— Андрей Александрович Титов — первый действительный член Русского географического общества из Ярославской губернии, поэтому крайне важно сохранить его наследие. На чтениях обсуждались создание музея и судьба Дома Титова. В перспективе он может стать площадкой для научных конференций, встреч артистов и музыкантов, деятелей культуры и общественников. Собравшиеся подчеркнули, что Дом должен стать сосредоточием общественной жизни Ростова, — рассказал Михаил Ильин.
Также открылась выставка «В доме Титовых на Покровской улице...», посвящённая истории дома и двум его выдающимся жителям: Андрею Александровичу и его сыну Александру Андреевичу Титову, учёному и общественному деятелю.
Фото: Государственный музей «Ростовский кремль», Детская школа искусств посёлка Борисоглебский Ярославской области, Сергей Тихомиров
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Министерство культуры объявило поиск подрядчика, которому предстоит отреставрировать Успенский собор Ростовского Кремля.
Работы, согласно обозначенным условиям, должны быть проведены до 30 сентября 2025 года. На реставрацию планируется потратить 50 миллионов рублей.
Фактически все деньги пойдут на противоаварийные и консервационное работы: удаление загрязнений с поверхности живописи, пробные укрепления грунта стенописи и другие.
Сейчас закупка находится на стадии поиска исполнителя. Заявки принимаются до 13 марта, победителя назовут спустя пять дней после этого.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Александр Филяев покинул пост директора «Ростовского кремля». Об этом Александр Евгеньевич сообщил в своих соцсетях.
Последним днём работы в ростовском музее-заповеднике для него стала минувшая среда, 20 декабря.
«Друзья, я завершил этап, связанный с работой в должности директора Государственного музея-заповедника „Ростовский кремль“. Сегодня я покидаю этот пост и выражаю коллективу „Ростовского кремля“ мою глубокую признательность за сотрудничество, взаимопонимание, совместное творчество!» — написал Александр Филяев.
Пост директора музея он получил летом 2021 года, сменив Наталию Стефановну Каровскую. Как отмечает сам Александр Евгеньевич, за два с половиной года ему совместно с коллективом «удалось совершить качественный прорыв в популяризации музейного дела».
Новым директором кремля 21 декабря был назначен москвич Алексей Александрович Золотухин, до этого занимавший руководящие должности в «Росгосэкспертизе». Сам новый руководитель кремля своей главной задачей назвал сохранение культурного наследия кремля.
Фото: Александр Филяев / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ровно 140 лет назад в этот день, 10 ноября 1883 года, на ярославской земле появился один из первых провинциальных музеев России — Музей церковных древностей.
Открытие состоялось в день памяти святителя Димитрия Ростовского, митрополита Ростовского. На открытии святитель Димитрий был назван «первым русским археологом», а музейное дело — продолжением его трудов. Инициаторами создания музея были ростовский купец, историк, первый член РГО на ярославской земле Андрей Александрович Титов и историк, краевед, реставратор Иван Александрович Шляков при поддержке деятелей науки и искусства всей России.
Впоследствии музей увеличился в размерах, к сегодняшнему дню превратившись в «Ростовский кремль» — один из крупнейших музеев не только региона, но и страны. Сегодня это визитная карточка Ростова Великого и всей области, настоящая жемчужина ярославского края и Золотого Кольца России.
Как музею «Ростовскому кремлю» 140. Однако его история началась намного раньше и насчитывает не одно столетие. Основные вехи истории и интересные факты об одном из крупнейших в регионе музеев — в наших карточках.
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
«Ростовскому кремлю» ровно 140: интересные факты об одном из крупнейших музеев Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
27 октября в Ростовском кремле прошли первые чтения «Дом А. А. Титова». Научно-просветительское мероприятие состоялось накануне дня рождения известного ярославского историка, краеведа, этнографа и купца Андрея Александровича Титова (1844–1911).
В первую очередь Андрей Александрович Титов известен как один из основателей Ростовского музея и вдохновитель восстановления Ростовского кремля. Своей любовью к ростовской истории и культуре он до сих пор продолжает вдохновлять небезразличных людей, которые в этом году собрались обсудить биографию и наследие знаменитого земляка.
Во время торжественного пленарного заседания состоялась презентация книги «Дом А. А. Титова: от замысла к реализации» — сборника доклада с прошлогодней конференции. Докладчики выступили с сообщениями о жизни, научных изысканиях и эпистолярном наследии краеведа.
В Ярославской области прошлые первые Титовские чтения
В том числе обсудили вопросы, связанные с созданием «Дома А. А. Титова», который помог бы раскрыть все многообразие наследия этого выдающегося человека. Участникам мероприятия презентовали проект 3D-реконструкции усадьбы Титовых на основе архивных и документальных источников.
В основе концепции нового музея лежит идея создания на базе усадьбы центра собирания наследия выдающегося деятеля, притяжения и реализации различных инициатив в культурной, научно-просветительской и туристической сферах.
В Ярославской области прошлые первые Титовские чтения
Глава Ростовского района Андрей Шатский отметил, что вопрос открытия музея в честь Андрея Александровича уже решен. По его словам, множество вещей и документов будет храниться не в запасниках и фондах, а в учреждении, посвященном жизни и деятельности Титова.
Председатель Ярославского областного отделения Русского географического общества Михаил Витальевич Ильин поделился мыслями о решении открыть в Ростове местное отделение РГО.
— За год был проделан огромный рывок по организации дома-музея Титова, а на площадке чтений в Ростовском кремле удалось объединить усилия. Андрей Александрович был разносторонним человеком: известный специалист по древностям, археолог, этнограф, палеограф, он написал множество научных трудов и стал первым членом РГО из Ярославской губернии. Мы планируем открыть Ростовское отделение РГО именно в доме Титова, чтобы объединить таких же неравнодушных людей, которые берут пример с земляка в его бескорыстной службе Родине, — рассказал «Яркубу» Михаил Ильин.
В Ярославской области прошлые первые Титовские чтения
Кроме того, участники мероприятия отправились на панихиду в Спасо-Яковлевский монастырь, где находится могила Андрея Александровича Титова, а также осмотрели археологические раскопки, которые проводятся в обители.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
- Евгений Чуркин, Министр регионального развития Ярославской области об административной реформе: «У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Должно стать даже проще»
- «Русская культура всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал»: интервью с президентом Ярославского Фонда развития культуры
Порой необычное и полное загадок встречается в самых неожиданных местах. К примеру, в церквях. В некоторых святынях при внимательном изучении можно найти фрески, на которых изображен святой в красном одеянии, мечом в руках и... головой собаки. Пожалуй, подобная фигура резко выбивается из привычных канонов.
Неосведомленный человек может подумать: «Здесь что-то не так! Как религиозные люди могли поместить на иконы человека с головой собаки?» Да и изображения разного рода монструозных существ больше свойственно для средневековой Европы, нежели для России.
«Яркуб» при поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества подготовил материл, в котором разобрался, откуда же в православных храмах появились псоглавцы и сколько их на территории региона.
Найти их было непросто
Иногда даже коренному жителю города стоит прогуляться по знакомым местам, представив себя туристом. Совершенно случайно, заглядывая в исторические здания и культовые сооружения, открытые для посещения, рано или поздно вы окажетесь у церкви Николы Мокрого, что располагается на улице Чайковского.
Внутри церкви скрывается одна интригующая особенность: там есть редкая фреска со святым Христофором, которого издавна изображали с телом человека и головой пса. Заметить искомую фигуру довольно сложно. Фреска находится на одном из столпов в средней части храма, большую часть которой занимает житие Николая Чудотворца. Чтобы увидеть святого Христофора, придется высоко поднять голову.
Также образ Христофора можно найти на стенописи в храме Иоанна Предтечи. Там он стоит среди множества святых минейного цикла. Псоглавец держит в руках распятие и меч — каноничное изображение святого на православных иконах.
Иконы со святым мучеником Христофором — одни из самых поразительных примеров церковной живописи, встречающихся в православной традиции. Воин с собачьей головой вызывает в воображении фантастические истории об оборотнях или чудовищных расах, обитающих на краю света.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Фреска в храме Николы Мокрого (1675 год)
Иконы Ростовского кремля
Аутентичные изображения псоглавца сохранились в собраниях Государственного архитектурно-художественного музея-заповедника «Ростовский кремль», куда мы отправились, чтобы открыть для себя сокровенные жемчужины православной живописи.
Две деревянные иконы написаны в XVII веке. Об их истории «Яркубу» рассказала старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Татьяна Львовна Никитина.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
В документах сказано, что икону в конце XIX века нашел архиепископ Ионафан, когда посетил Успенскую церковь в селе Богородском (ныне — деревня Пречистое в Любимском районе). Владыка заметил икону у боковой двери и приказал вынести ее из церкви, указав на «неприличие нахождения в храме подобного образа». В 1893 году этот образ был привезен в Ростовский музей.
Изображение святого Христофора примечательно тем, что на нем помещен иконографический текст. По сторонам от нимба написано о происхождении святого мученика: «родом от песьих глав».
— На полях иконы написано житийное сказание святого. В житии сказано, что до крещения у него не только была песья голова, но и говорить он членораздельно не мог. Вариантов житийных сказаний довольно много, — рассказала Татьяна Львовна. — Подобные изображения для средневековой традиции вполне обычны: еще в античном мире был известенмифический народ кинокефалов. Традиция изображения Христофора с песьей головой сохранилась до Руси через византийские источники. Его почитали как защитника от моровых поветрий, а в западной традиции он считается покровителем путешественников.
Как считает Татьяна Львовна, ничего удивительного в написании человека с песьей головой нет — житие было для иконописца авторитетом.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
На второй иконе изображен Христофор, стоящий на фоне города, в углу заметна фигура Иисуса на небе. Необычен именно городской пейзаж: белокаменные палаты позади святого нечасто можно встретить на иконах, чаще изображают пустыню или горы.
Конечно, толковать изображение святого с головой пса в прямом смысле не стоит. Скорее, речь идет о символе — свирепости и грубости Христофора, когда тот был язычником. Многие теологи и историки религии полагают, что зооморфный облик — своеобразная метафора.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Запреты изображений
Каноничное изображение мученика сформировались уже в раннюю эпоху становления христианства. Часто встречаемый образ святого — юноша, облаченный в красные одеяния (символ мученичества), с мечом или щитом в руках.
Почитание святого Христофора на Руси начинается на рубеже XIII–XIV веков. Почему же тогда его иконы встречаются редко? Ответ на этот вопрос кроется в истории религии. Раскол Русской церкви и петровские преобразования положили начало борьбе против зооморфного изображения мученика.
Первые запреты случились в середине XVII века, когда произошел раскол православной церкви. Собор 1666 года утвердил реформы Патриарха Никона и между делом запретил изображение Христофора с головой пса. Уже в следующем столетии «противные естеству» иконы будут исправлять. К примеру, в росписях Спасо-Преображенского собора в Ярославле святому Христофору заменили песью голову на человеческую. Прежний лик до сих пор просматривается сквозь новый слой штукатурки.
Удивительно, но фрески в ярославских церквях Николы Мокрого и Иоаннна Предтечи появились позже раскола.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Фреска из Спасо-Преображенского собора. Фото: foma.ru
Интересно, что и высшее духовенство Ростова резко выступало против подобных изображений. Осуждал это святой Димитрий Ростовский, который называл иконы с псоглавцами «нелепыми небылицами».
Однако нельзя сказать, что иконы со святым псоглавцем пропали полностью. С одной стороны, лики перерисовывали или вовсе изымали из церквей, с другой — привычный образ Христофора продолжал появляться. Все же даже официальными указами было сложно искоренить то, что почиталось долгое время.
Кстати, зооморфные люди в иконографии не ограничивается ликом святого Христофора. Псоглавцы также встречаются на изображениях Пятидесятницы и появляются в истории святого-воина Меркурия, отца которого съели два человека с собачьими головами, позже обращенные самим Меркурием.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Роспись в церкви Иоанна Предтечи в Толчково (1694 год). Фото: Митрополичьи палаты в Ярославле / Telegram
Объясняя собачий лик
Догматики и богословы считают, что каждая икона являет собой ту реальность, которую человек не в силах понять, но в то же время не сомневается в ней. Каждое изображение святого или Христа ставит целью показать незримый мир через зримые и привычные образы. Такими же свойствами должны обладать и иконы с Христофором, однако его образ нельзя назвать привычным. Песий лик вызывает смешанные эмоции: от страха и удивления до неопределенности и непонимания. Постигая настолько неизведанное, человек невольно начинает распутывать загадку, к которой хочется подобрать нужный ключ, всматриваясь в пасть дикой собаки. Но ответы будут у всех разные.
Известный религиозный философ Павел Флоренский в своем труде «Иконостас» объяснил различие между «ликом», «лицом» и «личиной». Он считал, что в иконописном лице предстает духовная реальность, лик — уподобление образу Бога, отражение его мира, а поэтому он отражает и высоту духовного совершенства. Задача обычного художника заключается в показе души человека в ее земной ипостаси, задача иконописца — противоположна.
Как же тогда песья голова может считаться ликом? Пожалуй, собака — наиболее приземленное и реальное, что только можно изобразить на иконе. Быть может, это вовсе и не лик, и даже не лицо, а личина — псевдо-духовный образ животного. Однако Флоренский замечал, что, если лицо явится в свете духовности, оно станет ликом. Так и с происходит с изображениями святого Христофора: духовное содержание лица преобразует телесную форму. Понимание песьей головы лежит за пределами объективной реальности.
Парадоксально, но именно святой Христофор оказывается ближе к человеку. Собака становится более понятным в эмпирическом плане символом, нежели лики троицы или иных святых. Пожалуй, крестьянину легче было отождествить себя с псоглавцем, который однажды случайно встретил Иисуса, чем с Ильей Пророком, разъезжающим по небу в огненной колеснице. Возможно, именно за некую «приземленность» почитали Христофора, а церкви так и не удалось искоренить из сознания людей его настоящий облик.
Псоглавец — идеальный посредник между далеким от философии верующим и его благочестивым существованием. Кроме того, становление Христофора святым насквозь пронизано мирским, что в большей степени способствует духу некоего товарищества.
Икона Святого Христофора из церкви «Святая Петка» в Брезнике, Болгария. Фото: commons.wikimedia.org
Житие святого
В житии святого говорится, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения носил имя Репрев (в переводе с греческого означает «отверженный»). В агиографии написано, что Репрев был огромного роста и обладал недюжинной силой. В какой-то момент его захватили римские войска, сражающиеся против племен, обитающих к западу от Египта, после чего он был вынужден присоседиться к легионам императора. Однако языческая вера была чужда великану, и епископ Антиохии крестил его. Христианская вера Репрева не нравилась римлянам, которые строили против него различные козни. Но убеждения его была так велики, что, видя это, нанятые императором убийцы и блудницы сами становились христианами.
Имя Христофор буквально переводится как «несущий Христа». Это связано с эпизодом из жития святого, когда тот работал на речной переправе. Однажды он переносил через реку ребенка, но удивился, когда ощутил невыносимую тяжесть. Оказалось, что он несет самого Христа, а тот — все тяжести мира. После этого Христофор начал обращать людей в христианство, а затем был предан мученической смерти, когда проповедовал послание Спасителя.
Разные ветви церкви выбирают разные изображения для своих религиозных икон. Так, в западной традиции святой Христофор традиционно показан с человеческой головой, а основным сюжетом для икон и картин выбирают рассказ о пересечении бурных речных вод с младенцем Иисусом на плече. Тогда и распространилась эта легенда. Таким образом, великан стал защитником от любой опасности, подстерегающей путешественников на пути: ураганов, бурь, болезней и злых чар.
Что касается столь необычного облика, то известны две легенды, объясняющие внешность Христофора. По одной из них, Христофор родился с песьей головой, так как происходил из страны кинокефалов — существ с телами людей и головами собак. Он приобрел человеческий облик, когда был крещен. Другое предание, получившее распространение на Кипре повествует о том, что будущий святой был настолько красив, что сам попросил господа наградить его безобразным обликом, чтобы не поддаться земным искушениям.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
«Святой Христофор», Иероним Босх (1504—1505)
Кто такие кинокефалы
Внимательный читатель может заметить любопытную деталь и вспомнить, что древние египтяне верили в Анубиса — бога с головой шакала. Кроме внешнего сходства с Христофором, он выполнял похожую, но совершенно противоположную «переправочную» функцию: провожал души умерших в загробный мир.
К слову, упоминания кинокефалов встречаются еще с античных времен — древние историки писали, что народы с собачьими головами жили на севере Африки, в Индии и пустынных землях Ливии. Да и у многих языческих религий в том или ином виде присутствуют подобные существа.
В древних сказаниях кинокефалы выступают чудовищами, наводящими ужас на целые города и пожирающими людей. Только крещение делает их кроткими, но в случае необходимости к ним снова возвращается прежняя свирепость. Люди с собачьими головами представлялись такими жестокими, чтобы показать жителей отдаленных мест — варваров-чужеземцев, тех, кто живет на краю света.
Может создастся впечатление, что иконография святого с головой собаки является свидетельством культа коптского христианства, находящегося под влиянием египетской религии. Однако кроме Анубиса из Древнего Египта, подобное мифическое существо есть в кельтском фольклоре — Вулвер. Эти существа с волчьей головой живут в пещерах на Шетландских островах, любят рыбачить и даже помогают местным голодающим жителям, оставляя улов на подоконниках их домов.
У любой мало-мальски мистической истории часто появляются фанаты и последователи. Даже монстры из страны кинокефалов обросли массой теорий заговоров, якобы те до сих пор живут где-то в сибирской глуши в окрестностях Байкала. Однако можно предположить, что подобные люди действительно есть. Существует врожденное заболевание под названием «гипертрихоз», главным признаком которого является избыточный рост волос, на не свойственном данному участку кожи. Кто знает, быть может, античные путешественники принимали таких людей за кинокефалов.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Иллюстрация к книге Улиссе Альдрованди «Monstrorum historia» (1652 год). Источник: hos.ou.edu
Где еще можно увидеть псоглавцев?
«Яркуб» подготовил подробный путеводитель по местам, где сохранились фрески и иконы с псоглавцем.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Для туристов возобновили два маршрута: «Ростовский Борисоглебский монастырь» и «История и памятники Борисоглебских слобод».
Заявки на экскурсии принимают заранее, максимальная численность группы — 5 человек.
Экспозиции в «Доме крестьянина Елкина» пока закрыты, также музей временно не обслуживает туристические группы.
Ранее Ростовский кремль заявил об открытии своей территории для индивидуальных туристов.
Индивидуальные посетители смогут осмотреть внутреннюю территорию и Митрополичий сад Ростовского кремля, пройтись по переходам и стенам комплекса, увидеть фрески храмов Иоанна Богослова и Воскресения. Помощником в изучении территории станет бесплатный мобильный гид izi.travel.
В Ростовском кремле также откроется музейный магазин, где можно будет купить сувениры. В режиме летнего кафе начнет работать садовый домик в Митрополичьем саду, где гостям предложат чай на травах из Аптекарского огорода, медовуху, ростовский квас, варенья из ягод и фруктов Митрополичьего сада, луковый мармелад и пряники. Столики появятся и на открытой площадке кафе «Погребок», расположенной у «Дома на Погребах».
Возможны экскурсии для групп не больше пяти человек. Посетить экспозиции и выставки пока не получится даже в индивидуальном порядке. Также до особого распоряжения музей не сможет принять туристические группы. Пока нельзя будет сфотографироваться в исторических костюмах.
Директор «Ростовского кремля» Наталия Каровская, комментируя старт проекта, отметила, что временное закрытие музея из-за коронавируса дало сотрудникам возможность для плотной научной работы.
«Сейчас мы можем попробовать воплотить те идеи и мечты, которые у нас были — это создание больших полноценных каталогов коллекций, где можно было бы почитать, увидеть и узнать все о предмете. Одна из коллекций, которую мы выбрали для создания каталога — колокольная. Она для нас очень важна, потому что колокола, колокольный звон — это бренд Ростова. По каждому колоколу будет сделана целая галерея фотоснимков. Конечно, со временем это будут и печатные версии каталогов, которые очень любят наши посетители», — отметила Каровская.
Музейная коллекция церковных колоколов, в которую входят и колокола знаменитой звонницы Успенского собора, никогда не была полностью представлена в каталогах.
«Коллекцию церковных колоколов в музее начали собирать с 80-х годов XX века. Самый старый колокол в коллекции — 1658 года, самый молодой был отлит в 1998 году», — уточнил руководитель музейного Центра колокольного искусства и составитель каталога Василий Садовников.
По словам Садовникова, каталог будет востребован как у кампанологов (специалистов по колоколам), так и у широкой аудитории.
Работу над каталогом построили в трех направлениях.
Первое — фотосъемка. Колокол непрост: у него четыре фасада, верх и внутренняя часть, которую тоже нужно показать зрителю. Для научной фиксации обязательны все элементы: декоры, надписи, иконы и даже дефекты.
Фотограф Вячеслав Иванов рассказал, что нет выработанных четких подходов и ясного понимания, как и с каких ракурсов нужно снимать объект: «Одной из первостепенных задач стало знакомство с опытом коллег. Мы изучали подобные каталоги и снимки, убедились, что подход к фотосъемке зачастую хаотичен. В большинстве случаев тяжеловесные колокола фотографируют на местах их непосредственного нахождения: на улице, в экспозиции, в фондах, без использования специальных осветительных приборов, нередко искажая форму, не выявляя особенностей. Реализация качественной фотосъемки практически невозможна без перемещения колокола в студию, использования специального оборудования для их подъема, наклона... Нам удалось, по сути, создать фотостудию, при этом мы опирались на профессиональные советы наших зарубежных коллег».
Второе направление — сугубо исследовательское, музейное. Это подробное описание каждого колокола, раскрытие истории его создания, особенностей.
Третье направление — то, чего еще не было в каталожных описаниях. Речь идет о записи голоса колоколов и анализе спектра колокольного звука. Электронная версия, таким образом, окажется наиболее полной.
В качестве консультантов к работе привлечены отечественные и зарубежные специалисты. В их числе иеродиакон Роман (Огрызков) — старший звонарь Московского Данилова монастыря, Джеффри Боссин (Jeffrey Bossin) — карильонист и кампанолог из Берлина (Германия), Лоуренс Либин (Laurence Libin) — главный редактор словаря музыкальных инструментов Grove (Oxford University Press), Мэттью Хилл (Matthew Hill) — один из самых известных каталогизаторов музыкальных инструментов (США).
В июле Ростовский кремль собирался устроить VII фестиваль «Ростовская финифть и народные промыслы». А в начале августа должно было пройти традиционное «Ростовское действо», десятый по счету Международный фестиваль средневековой культуры. Они пройдут в 2021 году.
Перенос летних фестивалей Ростовского кремля — безусловно, потеря сезона для ярославцев и туристов. Тем не менее ситуация с коронавирусом вынуждает изменять и откладывать планы.