Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
В Ярославской области старт летней навигации по Волге запланирован на 1 мая. Речная навигация — отличительная черта региона и связующий элемент между двумя берегами в нескольких муниципальных районах. В сезон она открывает «дорогу» круизным лайнерам, торговым суднам, а также дает возможность для паромной переправы. Например, для жителей Тутаева, города, разделенного Волгой, паром — единственный способ добраться до места учебы, работы или больницы на противоположном берегу.
Фундамент водной инфраструктуры региона — Ярославский речной порт. Не так давно он отметил
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Подготовка к сезону навигации
В этом сезоне работники речного порта ожидают многотысячный пассажиропоток, хотя штат насчитывает всего около двухсот человек. Каждый из них сейчас задействован в подготовке кораблей. Работа речника — это не только рейсы, но и обслуживание, ремонт и уход за техникой.
— С 1 мая планируется открытие практически всех линий, — рассказывает начальник пассажирского управления Ярославского речного порта Андрей Васильевич Жальнин. — С областными перевозками (имеются в виду пригородные линии «Ярославль — Новые Ченцы», «Ярославль — Константиново»), все сложилось, и контракты между администрацией области и речным портом подписаны, но с городом договор пока на стадии заключения, хотя сроки уже поджимают. Надеюсь, что вопрос решится в положительную сторону.
В порту нас встретили пасмурная погода и первые весенние чайки. Речники охотно позволили изучить организацию работы порта изнутри и рассказали о местных традициях. Видно, что они чувствуют себя как дома; внимательно осматривая каждую деталь, думают о предстоящем сезоне и пассажирах, которые отправятся — кто на дачу из города, а кто во взрослую жизнь с выпускного. В салонах теплоходов светло и чисто. Так должно быть всегда: и когда на борту только экипаж, и когда катаются сотни туристов.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
— Забираем людей с речного вокзала, дальше Стрелка, Толга и обратно на вокзал. Работает ресторан, играет музыка. Часто теплоходы заказывают для групповых прогулок, проведения корпоративов, свадеб и выпускных. Особенно нас полюбили ивановские школьники, — с улыбкой вспоминает капитан теплохода «Москва 208» Александр Николаевич Феклистов.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Предвкушая встречу с пассажирами в этом году, речники вовсю наводят порядок на борту. Подготовка идет полным ходом и включает в себя как внешнюю уборку, создание презентабельного вида пароходов, так и проверку и необходимый ремонт внутренних систем. Каждый из кораблей моется, затем окрашивается.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
За состояние судов в течение всего года отвечает караванная служба. Подразделение призвано следить за безопасностью стоянки, в том числе зимой. Круглосуточно на вахте находятся ответственный дежурный по каравану, обходной дежурный, вахтенные на посту (на южном и северном) и дежурный электрик.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Уже этой осенью все суда Ярославского речного порта ожидают проверку, которая, помимо ежегодной, проходит раз в пять лет. После заключения экспертизы разрешается приступать к эксплуатации.
Готовность порта тщательно контролирует Роспотребнадзор. Его сотрудники проверяют санитарные книжки членов экипажей, наличие моющих средств и аптечек на борту, чистоту на судне, порядок в санузлах. Если замечаний нет, выдается санитарное свидетельство.
Особое внимание уделяется безопасности. Для каждого пассажира предусмотрен спасательный жилет. В комплект также входят свисток и фонарик — все должно быть исправно. На борту имеются спасательные плоты. В случае катастрофы приводится в действие рычажный механизм, плот опускается на поверхность воды и мгновенно раскрывается. Рассчитан он на 12 человек.
Кадры
Основным источником кадров для Ярославского речного порта является Рыбинское речное училище имени
Оклад капитана речного судна — 16 600 рублей, у механика — 16 500, у сменных — 16 000. Премии зависят от количества пассажиров. Если все лето дождливое, значит премии нет. Речники напрямую зависят от погоды.
Режим рабочего времени, как показывает практика, подходит не всем. Например, он считается не удобным для семейных людей.
Средний возраст сотрудников Ярославского речного порта — 50 лет.
Это связано с тем, что в начале
— В первом дипломе, — говорит он, — написано:
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
В нулевые эту практику упразднили — готовили только судоводителей, но в настоящий момент система подготовки кадров по нескольким специальностям одновременно восстановлена. Однако последствия кадрового провала еще дают о себе знать. Среди капитанов только опытные речники, за плечами которых десятки лет трудового стажа.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Александр Феклистов начал карьеру задолго до реформы, и уже 40 лет в порту. Сейчас он капитан экскурсионного теплохода «
— Капитан — самый главный на судне. Он отвечает за пассажиров, команду и за все происшествия, — уточняет Александр. — Рядовой состав у нас молодой.
Профессия
Молодые парни, которые только осваиваются на речном флоте, называют себя романтиками. Однако опытные речники знают, что это мимолетное чувство пройдет, а преданность своему делу останется с теми, кто будет готов пройти через все трудности.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
— На речном транспорте нет людей, которым не нравится профессия. Такие отсюда сразу уходят. Работа не такая романтичная, как кажется на первый взгляд, — подчеркнул капитан теплохода Игорь Анатольевич Колобов. — Одна из главных проблем — отрыв от дома. Семья находится на берегу, а мы на теплоходе.
Недостаток домашнего уюта компенсируется с душой обставленными каютами, теплым отношением членов экипажей друг к другу и к суднам. Например, когда в 2003 году ледовые поля вошли в зимовавшие судна и в затоне произошла авария, за пострадавшие корабли переживали всем портом. Восстанавливали их тоже общими усилиями. Этот и многие другие важнейшие моменты запечатлены на фотографиях, размещенных в кабинете Андрея Васильевича Жальнина.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Профессия речника — не для каждого, но есть те, кто нашел здесь свое призвание.
— Я родился и вырос на Волжской набережной в Ярославле, — поделился Андрей Васильевич. — Сколько себя помню, всегда была мечта — стать капитаном речного трамвайчика. Поколение
Читайте также: В Тутаеве открылась водная навигация: расписание и цена билета