«Грань между искусством и вандализмом очень тонкая»: ярославский художник о критике, вандализме и предстоящих выставках
«Яркуб» поговорил с Александром и приблизился, насколько это возможно, к внутренней составляющей творческого человека.
Кто был твоим учителем? Считаешь ли ты, что превзошёл его?
По жизни встречал много хороших людей, которых могу назвать своими учителями. Если мы говорим про каллиграфию, то тут я обязан упомянуть Юрия Ивановича Аруцева. В его школу я попал в 2015 году, проучился примерно год. И до сих пор мы поддерживаем теплые отношения. На счет превзошёл/не превзошёл, скорее нет, на самом деле, никогда даже не думал сравнивать. Это как-то странно, ведь у каждого свой путь, свой подход к работе.
Какое направление (течение) в искусстве тебя вдохновляет?
Во вдохновение не особо верю. Считаю, что словами «у меня сегодня нет вдохновения» прикрываются различные причины, чаще всего, конечно же, лень. По сути есть труд, который должен быть постоянным и осознанным.
В чем цель твоего творчества: выразить себя, заработать, донести до ярославцев какую-то мысль?
Основная цель — делать то, что нравится. Это может показаться эгоистичным, но зато честно. Мне нравится, когда ты приходишь на место, делаешь рисунок и объект преображается, становится капельку лучше.
Есть ли у тебя работы на остросоциальные темы? Какой лейтмотив у твоего творчества?
Остросоциальные темы в работах пока не затрагивались. Это связанно с тем, что не приходили мысли, как можно красиво обыграть ту или иную тему. Боязни затронуть «нежелательную» тему нет, в этом плане чувствую полную внутреннюю свободу. Думаю, вычислить лейтмотив в моих работах довольно просто. Достаточно посмотреть на основную стилистику букв с которой работаю.
Приходилось сталкиваться с критикой? Как реагируешь на оценку твоего творчества?
Критика периодически возникает. В основном от моих близких, они за словом в карман не полезут, и если считают, что у меня что-то не получилось, то скажут мне об этом первыми. На самом деле конструктивная критика всегда полезна, часто я сам вижу свои ошибки, и мое мнение совпадает с мнением критикующего.
В Рыбинске молодые ребята разрисовали фасады зданий в исторической части города. Это, по-твоему, искусство или вандализм? Где проходит грань между искусством и вандализмом? Ты рисуешь на стенах?
То, что произошло в Рыбинске, это обычное граффити. Конечно, неприятно, когда оно появляется на чистых стенах исторических зданий, но это было уже не раз и в ближайшее время вряд ли уйдет. Я на стенах тоже рисую, но это всегда тщательно подобранные места. Такие места, где мой рисунок будет вписан гармонично и не помешает. Грань между искусством и вандализмом очень тонкая, думаю она проходит у каждого художника внутри. Если ты готов брать ответственность за то, что делаешь, рисовать днем, не пряча лицо, то скорее всего это путь именно к искусству. А дальше уже можно смотреть на качество рисунка и вложенные смыслы.
Сколько стоят твои работы? Например, если я попрошу тебя разрисовать стену в комнате, сколько это будет стоить?
Все зависит от того, какой рисунок хочется. Минимальный порог — 1500 рублей за квадратный метр. Дальше цена может расти, все зависит от сложности сюжета. Работы на холстах стоят, конечно, дороже и рассчитываются также индивидуально.
Сколько стоит твоя самая дорогая работа?
Из тех, что сейчас в наличии и могут быть приобретены, — 15000 рублей.
Если бы у тебя была возможность нарисовать то, что тебя сейчас волнует в любом месте Ярославля. Что бы ты нарисовал (написал) и где?
Мне не принципиально рисовать то, что волнует только конкретно меня. Всегда хочется гармонии с окружением, людьми. Это важнее, чем личные переживания, хотя они, безусловно, тоже проявляются, но второстепенно.
А насчет мест, конечно, есть стенки, где очень хотелось бы оставить свой рисунок. В основном это малоэтажные фасады зданий в центре.
Сейчас ты чем занимаешься? Есть текущие или планируемые проекты?
Уличный сезон 2020 заканчивается и хочется по итогам года собрать все в какой-то печатный материал, пока не знаю какой конкретно формат это будет, возможно, фотокнига. Также сейчас начинаем обсуждать выставочный план с несколькими площадками, если все сложится удачно, в следующем году будет несколько выставок. А пока перебираюсь в теплое помещение и начинаю прорабатывать старые эскизы.