22 августа 2016 13:49

Мотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения

В СССР было много различных кружков и секций по интересам, и ничем не выделялись мотосекции, воспитавшие не одно поколение чемпионов. Время изменилось, мотоциклы сначала стали маркером андеграунда, а затем профессионального спорта, далекого от зрителей. «ЯрКуб» встретился с основателем Спортивного клуба Wild Motors Сергеем Красотиным, чтобы поговорить о будущем мотоспорта в Ярославле.

Мотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения

В СССР было много различных кружков и секций по интересам: кройки и шитья, авиамоделистов, юных натуралистов… И ничем не выделялись в этом ряду мотосекции, воспитавшие не одно поколение чемпионов. Время изменилось, мотоциклы сначала стали маркером андеграунда, а затем профессионального спорта, далекого от потенциальных зрителей. «ЯрКуб» встретился с основателем Спортивного клуба Wild Motors Сергеем Красотиным, чтобы поговорить о будущем мотоспорта в Ярославле.

Сергей Красотин несколько лет назад впервые сел на мотоцикл, и уже основал свой спортивный клуб, планирует открывать детскую школу. Да, именно как раньше, во времена Советского союза. Он удручен состоянием мотокросса в Ярославле и области, но уверен: эпоха Возрождения еще настанет. Для этого и создан клуб, а уже 4 сентября пройдут соревнования.

Мотоспорт в Ярославле: эпоха ВозрожденияМотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения

Сергей, с чего началось твое увлечение мотоспортом и когда?

Все пошло от старшего брата. В бытность подростком он ходил еще в советскую секцию мотокросса, тогда такие места можно было посещать бесплатно. Он этой темой заболел, к тридцати годам купил свой первый мотоцикл. Я впервые на него сел, испугался такой техники. Настоящий ураган! У меня отпало желание когда-либо кататься вновь. Но позже потихонечку втянулся, поехал с братом на трассу, а буквально через год, в 2013 году, купил себе мотоцикл.

Какой?

Хонду 2008 года выпуска. CRF 250R, 42 лошади, 105 килограммов. Мощная машина, начал на нем тренироваться.

Как можно описать ощущение, когда ты садишься на мотоцикл?

Честно, словами не передать. Я ведь через полгода после того, как начал тренироваться, поехал на соревнования. Стою на старте: рядом еще 40 участников, все жужжит, гудит, атмосфера соответствующая. А когда опускается стартовая машинка, попадаешь в другой мир. Все бытовые неурядицы, жизненные проблемы будто исчезают, начинаешь жить здесь и сейчас. Я это чувство навсегда запомнил. А затем пошла гонка за этими ощущениями, соперничеством… Мотокросс быстро затягивает.

Ты же в Ярославле тренируешься, да? Где у нас есть специальные трассы?

Трассы есть почти в каждом районе, на Московском проспекте, за Волгой и так далее.

Ты любитель, да? Или профессионал?

Я любитель, конечно. Езжу на мотоциклах всего три года, до уровня профи расти мне уже даже по возрасту поздно. Но не все потеряно, потому что любителей немало, наши заезды являются самыми массовыми. И среди любителей есть, к чему стремиться.

А по какому сценарию райдер развивается как профессионал?

Вхождение в спорт начинается поэтапно. Впервые райдеры садятся на мотоцикл с 4 лет, машина простая, 50 кубов. Ездят так до 8 лет, пересаживаются на 65 кубиков и так далее — 85, 125, 250 и 450. Молодые люди до 21 года считаются юниорами, далее идут классы MX1 и MX2, в них ребята уже показывают себя. По европейским меркам, лидерам в суперкроссе и мотокроссе до 29–30 лет, этот спорт достаточно ранний. Да и брать первенства проще в 20 лет, когда физически проще восстанавливаться…

Мотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения Мотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения

Что важнее: тюнинг мотоцикла или личные умения человека, который за рулем?

Это хороший вопрос. От мотоцикла мало что зависит, они у всех, как правило, одинаковые. Это в стритрейсинге, которым я раньше увлекался, победа зависит от того, кто больше денег вложил в навороты и турбины. Прокачал машину — едешь впереди. В мотокроссе все решается за счет тренировок, техники и наката, только своим трудом можно выбиться в лидеры. Если ты всю зиму валялся на печи и весной выходишь на соревнования, финишируешь последним, если вообще выдержишь 15 минут, стандартное время кросса для любителей. На Чемпионате России ехать 30 минут, это сложное физическое испытание — любителей там нет.

Ты председатель клуба Wild Motors. Почему возникла идея создать свой клуб и как планируешь его развивать?

Я, наверное, лентяй (улыбается). Как говорят: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни дня в своей жизни». Обычно люди начинают создавать клуб, имея статус кандидата или мастера спорта по мотокроссу. А я новый человек, стартовал с организации мероприятий. Познакомился со значимыми в мотокроссе людьми, формирую школу, инфраструктуру, планирую пригласить всех желающих постигать этот вид спорта.

Цель — создать бесплатную школу мотокросса для детей, поддерживать и развивать детский и юношеский мотокросс, а в перспективе основать настоящую общероссийскую школу. Задачи, конечно, обычные, но очень значимые: пропаганда ЗОЖ, сохранение спортивных традиций, помощь талантливым спортсменам и организация спортивных проектов и соревнований.

Пока в клубе почти никого и нет, а соответствующее сообщество в Ярославле сложилось?

Некое комьюнити, как его обычно называют, есть, все мы общаемся. Много звонят и просят взять ребенка в секцию, но для начала нам нужно сформировать специальную базу. Дети должны в одном месте хранить и обслуживать технику, переодеваться и тренироваться. Мы пока ведем переговоры с механиками и тренерами, базу нашли на Нижнем поселке и в Вишняках, но пока земля ничья, мы там ничего сделать не сможем. В Гаврилов Яме тоже хотелось бы открыть филиал клуба, местная администрация идет навстречу.

Учить мотокроссу с младых ногтей — это похвально, Насколько дорогое это удовольствие?

Да, этот вид спорта и правда дорогой, если начинать с новых вещей. Мотоцикл для пятилетнего ребенка стоит порядка 250 тысяч, хорошие мотоботы — 5–7 тысяч, шлем —10–15 тысяч. Соответственно, нужно купить защиту для шеи, тела, коленей и локтей. Все вместе выльется, я думаю, тысяч в 350 рублей. Конечно, подержанная техника дешевле в разы, обычно с нее и начинают.

А любитель сколько в среднем тратит на свое увлечение?

Это дело случая: кто покупает мотоцикл поновей, тратит только на расходники, бензин, масла, колодки. В среднем выливается в 3–5 тысяч рублей в месяц.

Мотоспорт в Ярославле: эпоха ВозрожденияМотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения

Вообще мотоциклы безумно подорожали за последние пару лет.

Это так, здесь прямая зависимость от курса валют. А русских аналогов даже защите нет: ребята пытаются делать импортозамещение, но все райдеры пользуются европейскими образцами, так спокойнее и привычнее. Вот недавно купил себе «колени»: комплект стоит 40 тысяч рублей. Но безопасность превыше всего.

Мотоциклы, конечно, в России тоже не делают? Точнее, делают, но… Помню, мальчишки раньше покупали себе смешные «Уралы», «Днепры», «ИЖи», неделями проводили с ними в гараже, чтобы вечер-другой покатать девчонок. Не представляю, как могла бы развиться эта индустрия в соответствии с запросами райдеров.

Сейчас «Минск» (будем считать белорусскую машину близкой нам) сделали кроссовый мотоцикл, но он не котируется. «Минск» всегда останется «Минском». Все покупают«Ямахи», «Хонды» и KTM, ведь эти фирмы работают в конкретном направлении, это их специализация. Несколько ведущих производителей соревнуются между собой, постоянно совершенствуют технику, она становится лучше и лучше. Причем каждый мотоцикл имеет свой характер: один хорошо управляется, другой хорошо едет, третий же хорошо отбалансирован. И райдер, в зависимости от своих потребностей, может выбрать подходящий мотоцикл, чтобы или по прямой быстро ехать, грубо говоря, или на поворотах иметь преимущество. Правда, сейчас все почему-то выбирают KTM, хотя машины очень капризные.

Да, обслуживание дорогое. Но ничего, все справляются, все ездят. То состояние, которое я попытался описать в самом начале разговора, хочется ощущать вновь и вновь.

Как же сделать так, чтобы увлечение работало на тебя, а не ты на него?

Конечно, профессионально заниматься. Тогда фирмы будут дарить мотоциклы, одежду, приглашать на различные тестирования и мастер-классы (улыбается).

Какие соревнования для адептов мотокросса проводятся в Ярославле или области? Как часто это случается?

В 80-е годы на трассе, где мы тренируемся, ездили участники этапов Чемпионата СССР. Тогда организацией занимался некий Валерий Евгеньевич Грозный, он погиб…Человек болел мотокроссом, был заслуженным работником культуры и спорта, его сам Путин награждал. В этом году он должен был праздновать два юбилея, 75 лет и 55 работника культуры и спорта.

До того, как появился наш клуб, проводили одно мероприятие в год! Для контраста можно взять другие области, например, соседнюю Ивановскую: там соревнования идут два раза в месяц. У нас же 2007 по 2012 год вообще ничего не проходило, никто этим не занимался. От этого появился большой пробел среди мотокроссменов, в возрасте от 20 до 30 лет некому защищать Ярославский герб на гонках. Мы же в Wild Motors стараемся хорошо рекламировать мотокросс как в Ярославле, так и за его пределами, чтобы к нам на соревнования приезжали чемпионы России. Я договорился с братьями Назаровыми, чтобы в сентябре они провели мастер-класс. Также, чтобы организовать мероприятие, нужна огромная поддержка партнеров и государства. Власти нам обещали выделить скорую, а партнеры помогли финансово: последнее мероприятие обошлось в 125 тысяч, все делали по самому минимуму.

Значит, в планах провести соревнование осенью. Каким оно будет и для кого?

Оно точно будет ярче первого! Пройдет финал по результатам двух этапов, выявим сильнейших в своем классе из тех, кто принял гонку в мае.

Кстати, как ты оцениваешь организацию MotulExtremeShow, которое состоялось в Ярославле 6 августа?

Отличное было шоу! Мы тоже хотели привозить людей, которые занимаются мотофристайлом, но отложили эту мысль до следующего года. Я получил определенный опыт, наблюдая за работой коллег: смотрел, как и когда они дали рекламу, сколько людей пришло… Думаю, зрителей могло быть гораздо больше. А участники круто отъездили, я стоял на асфальте, и сердце замирало после первого же прыжка, хотя спортсмен даже трюков еще не делал.

Мотоспорт в Ярославле: эпоха ВозрожденияМотоспорт в Ярославле: эпоха Возрождения

Гонки на мотоциклах всегда зрелищные, но почему люди, и правда, не так идут на выступления райдеров и так далее, как на игру «Локомотива»?

Как раз эту ситуацию хочется исправить. Нужно делать данный вид спорта ближе к людям, ведь зритель точно увидит экшн, и не на экране, а в жизни. Я думаю, что низкая популярность вызвана отсутствием тематических событий в нашем регионе. В этом году мы будем проводить третью гонку, и с каждым разом количество зрителей и участников увеличивается в разы. Мотокросс возвращается в Ярославль!

Мотоспорт связан с опасностью и экстримом, можно ли говорить, что занятие им несет серьезную угрозу жизни и здоровью?

Если брать в расчет профессиональный мотоспорт, то шансы травмироваться такие же, как и в профессиональном футболе. Единственное, любители с мотоциклов тоже падают, а играя в футбол во дворе меньше вероятности получить травму.

Для райдеров занятия мотоспортом влияют на развитие обоих полушарий мозга: приходится задействовать все четыре конечности, на пределе внимание и сосредоточенность.

Кто они в обычной жизни — люди, которые однажды решили сесть на мотоцикл?

Капитаны кораблей, школьники, пенсионеры, которых не догнать молодым, предприниматели… Все приходят из разных сфер, но нам есть о чем поговорить.

А девушки есть?

Есть, но их мало. Катается Александра Тузкова-Герсяник, ей 12 лет. Есть Ирина Шаброва, которую на мотоцикл посадил отец, сам Чемпион России по мотокроссу с колясками.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет