10 марта на заседании профильного комитета Ярославской областной Думы депутаты выслушали доклад зампредседателя Правительства Виталия Ткаченко об организации работы Регионального
Как депутаты Облдумы обсуждали процесс создания ЯрОблЕИРЦ
10 марта на заседании профильного комитета Ярославской областной Думы депутаты выслушали доклад зампредседателя Правительства Виталия Ткаченко об организации работы Регионального
Прежде чем депутаты начали задавать Виталию Ткаченко вопросы, зампредседателя Правительства рассказал все то, о чем говорил и ранее. Почитать можно здесь, здесь и вот здесь. Позицию врио губернатора Дмитрия Миронова можно найти здесь. Также обратите внимание на материал о первых итогах работы «ЯрОблЕИРЦ».
Содержательный доклад Виталия Ткаченко выслушали члены профильного комитета Облдумы. Первым вопросы задал Александр Воробьев.
Александр Воробьев: Вы [Виталий Ткаченко] сказали, что у нас ускоренными темпами начат эксперимент по создания ЕИРЦ. В то же время вы сказали, что накопилось много вопросов по данной теме. Так почему вы сначала приняли решение создавать, потом получили кучу вопросов и только сейчас начинаете отвечать? Не через то место работа идет, непоследовательно.
Виталий Ткаченко: Мы проработали вопрос, доложили на открытом Правительстве в октябре, после был подписан указ губернатора. Потом была вторая презентация, несколько заседаний, были утверждены тарифы. Разве это не нормальный плановый путь?
Александр Воробьев: А Дума к этому имеет отношение?
Виталий Ткаченко: А какое вы имеете отношение?
Александр Воробьев: Не слишком ли долго несли доклад?
Виктор Волончунас: Это дело Правительства.
Александр Воробьев: Куда пойдут 3,9% процентов На что? Это около миллиарда рублей в год!
Виталий Ткаченко: Если всего платежи составляют 15 миллиардов рублей, сколько получится от этой суммы? 30 процентов этой суммы — комиссия банка. Около 200 человек работников — зарплата. Помещения, оборудования. Мы еще подстраховались — запросили рекомендованные суммы у Минстроя. Минстрой обратился к Минэкономразвития. Мы приняли нижнюю планку, ниже рекомендованного процента.
Александр Воробьев: Вы сказали, что люди не будут платить. Вот платит человек 1300 рублей за содержание и ремонт жилья, на что они идут? Управляющая компания закладывает в содержание жилья все свои издержки. Для всех понятно, что деньги будут собраны с людей. Опосредованно они лягут на самих жителей. Разве не так?
Виталий Ткаченко: Не так. Тариф на ресурсы, воду, электричество, тепло, не подразумевает затраты на услуги ИРЦ. И не будет их нести. В тариф затраты не попадут. За ресурсные услуги ЖКХ люди не будут платить. За это будут платить ресурсоснабжающие организации. Они не платят банку проценты за кредит, потому что деньги сразу им попадают, их можно сразу тратить. И не пойдут в банк за кредитом. Им выгодно, поэтому они подписывают договор. Население, ответственно заявляю, платить не будет. Единственное — из тех средств, которые подлежат оплате за услуги управляющей компании, 3,9 процента пойдут на оплату услуг ЕИРЦ. Но с человека возьмут те же деньги, что он платил и до этого. На 20–25 рублей недополучит услугу человек. Что это — одна лопата снега или перилина будет не помыта? Цена вопроса будет примерно 25 рублей. Но увеличения платежа не будет.
Алексанр Воробьев: Вы говорите, что управляющие компании объявили вам войну. Но зачем тогда ФАС против ваших действий выступил? Вот в Рыбинске Общественная палата обсуждала тему. Там вопросов больше, чем ответов. Люди на месте не удовлетворены разъяснениями.
Виталий Ткаченко: В Рыбинске мы с Добряковым [Денис Добряков, глава Рыбинска] дважды собирали ресурсников, все им показали, на пальцах расписали. Передали договор, форму платежного документа.
Александр Воробьев: Кто эти люди, которые решили помочь Ярославлю и создали «ЯрОблЕИРЦ»?
Виталий Ткаченко: Сейчас посмотрю фамилии, если хотите. Они реализовали такой проект в двух городах Московской области. Мы посчитали их опыт успешным. Спасибо им большое за то, что помогают нам.
Александр Воробьев закончил задавать свои вопросы, слово взял Эльхан Мардалиев.
Эльхан Мардалиев: Мне непонятно, как создание ЕИРЦ будет способствовать снижению долгов перед ресурсниками. У нас есть
Виталий Ткаченко: Мы не нашли ни одного такого из 11 расчетных центров.
Эльхан Мардалиев: Хотите, я вам покажу. Насколько я понимаю, в новом договоре система оплаты другая. Человек оплачивает — деньги попадают на расчетный счет ЕИРЦ.
Виталий Ткаченко: Нет, на специальный счет в Промсвязьбанке, откуда по поставщикам в тот же день разлетятся.
Эльхан Мардалиев: Задержка на этом счете может быть до четырех дней. Это в договоре написано.
Виталий Ткаченко: Откуда у вас такая информация?
Элихан Мардалиев: Я договор видел. Присланный из Правительства. Чем вот эта система лучше той, которая была? В какой из них может быть больше злоупотреблений?
Виталий Ткаченко: Я согласен, если бы деньги задерживались, был бы повод для злоупотреблений. Но этого не происходит. Посмотрите, как это работает в Тутаеве. Деньги на спецсчет уходят. И когда услуга заработает по всей области, все день в день будет доходить до ресурсников. И это позволит те 16 процентов пропадающих денег найти. В прошлом году миллиард растворился у управляющих компаний. Этот миллиард позволит гасить долги и поднимать отрасль ЖКХ с колен, вытаскивать из банкротства, прекратить очередь в банке за кредитами.
Эльхан Мардалиев: Мне непонятно, почему комиссия берется с оборота. Потому что сделать платежку на три тысячи и на шесть тысяч — трудозатраты одинаковые. Действующие РКЦ брали не процент с оборота, а за выполненную по платежке работу. Фиксированную сумму. У них это 0,8 процента. Банк брал комиссию с оборота, но в сумме это не более 2,2 процента.
Виталий Ткаченко: А претензионная работа сколько стоит? Если вы посчитаете все их затраты, это будет такой процент. Если не выше. В Тутаеве это стоило 5,5 процента. В Переславле — 4,5 процента.
Эльхан Мардалиев: Я не представляю, как ЕИРЦ будет выбивать долги за газ.
Виталий Ткаченко: В претензионном порядке. Нормальная практика.
Эльхан Мардалиев: Эту услугу оказывает ресурсоснабжающая организация. 3,9 процента тоже ресурсники богатые оплатят?
Виталий Ткаченко: Этот процент ниже рекомендованного, в ближайшие годы от ЕИРЦ ожидается нулевая рентабельность.
Эльхан Мардалиев: Вот были управляющие компании, которые злоупотребляли полномочиями. Беду я вижу в одном: УК — частные структуры. ИРЦ — тоже частная структура.
Виталий Ткаченко: Нет, это
Эльхан Мардалиев и Виталий Ткаченко продолжили обсуждать тему, переходя в область задолженности за газ. Следующим вопросы задал Владимир Беспалько.
Владимир Беспалько: Вы правильно вскрыли проблемы в сфере ЖКХ, в частности, с управляющими компаниями. Но, конечно, хочется понимать, как система будет работать. У меня как у жителя города Рыбинска возникает ряд вопросов. Вы говорите об агентском вознаграждении — сегодня оно у нас 0,6–0,8 процента. Разница существенная. Бюджет города потеряет 214 миллионов в год, потому что наш расчетный центр муниципальный.
Виталий Ткаченко: Хотите, получите договор с 0,6 процентами. Вас устроит?
Владимир Беспалько: Интересный диалог получается.
Виталий Ткаченко: А вы посчитали, сколько платите? Вы недополучаете средства от населения и идете в банк за кредитом.
Владимир Беспалько: У нас другая ситуация. Расщепление средств на счетах банков происходит так, как вы описываете.
Виталий Ткаченко: А почему тогда накопили долги?
Владимир Беспалько: Вы всю историю долга берете.
Виталий Ткаченко: За 2016 год 300 миллионов долг перед ресурсниками.
Владимир Беспалько: Надо, значит, с управляющих компаний взыскивать эту сумму.
Виталий Ткаченко: С 500 миллионов долга вы получите 20 тысяч.
Владимир Беспалько: Вы предлагаете сегодня платить общей суммой платежа. То есть, мы уходим назад. Мы же уже сделали прямое расщепление платежей.
Виталий Ткаченко: Погодите, как?
Владимир Беспалько: Прямые договора с ресурсниками. По прямым расчетам население платит.
Виталий Ткаченко: Сколько платежек население заполняет?
Владимир Беспалько: Мы прогрессивно сработали.
Виталий Ткаченко: Это прогресс, в семь банков идти платить? За свои 0,6 процента вы оказываете не столько услуг, а комиссия лежит на людях.
Владимир Беспалько: У нас есть посыл президента, который говорит, что в субъектах нужно создавать единую сеть, чтобы государство защищало персональные данные людей. Мы сегодня в частную компанию будем переводить эти данные?
Виталий Ткаченко: Законом не запрещено. Не хотите — не передавайте.
Владимир Беспалько задал и другие вопросы, касающиеся Рыбинска. Затем депутат Валентин Журавлев поинтересовался, какую ответственность Правительство будет нести за действия «ЯрОблЕИРЦ». Виталий Ткаченко сказал, что «в рамках доли в уставном капитале» [У Правительства блокирующий пакет акций — 25%+1]. И заметил, что ЕИРЦ создано указом губернатора, и губернатор [речь идет о врио губернатора Дмитрии Миронове] несет ответственность за все происходящее в области, в том числе и за свои указы.
Николай Бирук: А что делать с населением, которое напрямую платит?
Виталий Ткаченко: ТНС Энерго удобнее работать с нами. Межрегионгаз готов, но пока мы обсуждаем договор. Если мы поймем, что населению неудобно, то дадим обратный ход в этом случае.
На заседании присутствовала генеральный директор ярославского РКЦ Ольга Ломоносова. У нее тоже были вопросы.
Ольга Ломоносова: У нас уже реализована система, по которой гражданин получает один документ, после чего напрямую платит. Объясните, зачем ему платить на расчетный счет ЕИРЦ?
Виталий Ткаченко: Разве я не это делал только что?
Ольга Ломоносова: Услышьте меня, пожалуйста.
Виталий Ткаченко: Вы НАО РКЦ? Вы знаете, что ваш учредитель банкрот? 500 миллионов рублей должен.
Ольга Ломоносова: Для АО учредитель не имеет значения.
Виталий Ткаченко: Мы не будем работать с НАО РКЦ.
Ольга Ломоносова: Деньги за капремонт тоже будете собирать? На основании чего?
Виталий Ткаченко: За капремонт платежи будут проходить через ЯрОблЕИРЦ. Это будет в общей квитанции, но деньги будут уходить на спецсчета.
Сергей Балабаев поинтересовался, как будет решен вопрос с теми домами, которые ранее на общем собрании приняли решение заключить прямые договоры с ресурсниками. Виталий Ткаченко ответил, что ЕИРЦ будет выполнять функции платежного агента, «схема проработана, имеется заключение правового управления». Александр Воробьев вслед уходящему с заседания зампредседателя Правительства сказал, что люди все равно пострадают, так как недополучат услуги по содержанию дома. Василий Бобков выступил, отметив, что нигде не подпишется под созданием ЕИРЦ: «Я не знаю Мурзина и Веревкина. Блокирующий пакет акций — это ни о чем. И закончится все плохо. Надо было сделать так, чтобы губернатор показал этих людей, пожал им руки, объявили конкурс. УФАС и прокуратура высказали позицию за. Надо разбираться, но под частников Правительство не имеет права ложиться. Мурзина и Веревкина я не видел. Покажите хоть портреты, чтобы потом было кого объявлять в федеральный розыск». Пока проходило заседание комитета, стало известно, что руководители 21 управляющей компании написали письмо врио губернатора Дмитрию Миронову с просьбой разобраться в ситуации и прекратить передел рынка многоквартирных домов.