Ярославский Областной суд 9 июля вынес решение, по которому компания «СВЕЗА-Лес», планирующая строить на Рыбинском водохранилище целлюлозно-бумажный комбинат, обязана согласовать проект с жителями Ярославской области. «Яркуб» разобрался в истории обсуждения ЦБК и выяснил, почему берег Рыбинского моря — неудачное место для такого производства.
«Им все позволено». Почему на Рыбинском водохранилище нельзя строить ЦБК? Разбор
История проекта
О планах на строительство целлюлозно-бумажного комбината в Вологодской области объявили в 2013 году. Изначально площадки под него рассматривали в Великоустюгском, Шекснинском и Череповецком районах. Позднее выяснилось, что ЦБК решили разместить неподалеку от поселка Суда на берегу Рыбинского водохранилища. В 2014 году в Судском сельском поселении прошли общественные слушания по поводу утверждения новых правил землепользования и застройки. Тогда поправки были такими, что строительство ЦБК не могло начаться. Однако в июле 2015 года муниципальное собрание Череповецкого района внесло нужные лоббистам комбината изменения — часть территории Судского поселения перевели в зону производственных объектов первого класса санитарной опасности. Требование повторных публичных слушаний при этом проигнорировали.
Через два года, 1 июня 2017, в Суде и Владимировке прошли слушания по утверждению незначительных изменений правил землепользования и застройки на основе карты зонирования от 2015 года. Несмотря на это 1 июня 2017 года в Суде и Владимировке прошли публичные слушания по утверждению незначительных изменений правил землепользования и застройки на основании карты зонирования от 2015 года, не согласованной с жителями.
Если вернуться в 2014 год, время первых публичных слушаний, то тогда компания «Свеза» делала предварительную оценку воздействия ЦБК на окружающую среду — исполнителем выступила финская организация «Пеуру».
С тех пор дата начала проекта постоянно сдвигалась. В октябре 2016 года губернатор Вологодской области Олег Кувшинников заявил, что ЦБК начнут строить в 2017 году. До сентября 2018 года «Свеза» принимала предложения в план мероприятий по охране окружающей среды и влиянию на нее целлюлозно-бумажного комбината. Утвержденного проекта строительства между тем нет.
«Мы писали обращения в адрес президента, правительства РФ, природоохранной прокуратуры, министерства природных ресурсов и экологии. Нам ответили честно, откровенно — на экспертизу проект строительства ЦБК не поступал. Но процесс идет, Васька слушает, да ест», — в беседе с «Яркубом» отметила председатель ярославской экологической общественной организации «Зеленая ветвь» Лидия Байкова.
Слова Лидии Байковой подтверждаются репликами чиновников. Так, в выпуске передачи «Парламентский час» от 30 июня 2019 года начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Дмитрий Банников заявил: строительство ЦБК — «всего лишь бизнес-идея».
«Когда будет представлена общественности оценка воздействия на окружающую среду, вынесена на обсуждение, [тогда можно обсуждать строительство]. Чтобы было понимание, какой это завод, какие природоохранные и энергосберегающие технологии применяются», — сказал Банников.
В решении Кировского районного суда Ярославля, которое отменено Областным судом, говорилось, что оценка воздействия ЦБК на окружающую среду была представлена в правительстве Вологодской области 22 декабря 2014 года. Кстати, судья Кировского посчитала, что раз завод хотят ставить на территории соседнего региона, значит, это не касается Ярославской области. И если бы прокуратура не обжаловала вердикт в вышестоящей инстанции, предостережение в адрес ООО «СВЕЗА-Лес» было бы отменено, и мнение ярославцев никак бы не учли при обсуждении проекта.
«Им все позволено». Почему на Рыбинском водохранилище нельзя строить ЦБК? Разбор
Кто высказывался против ЦБК
В ноябре 2018 года губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов отправил президенту РФ Владимиру Путину письмо с просьбой пересмотреть решение о строительстве ЦБК на Рыбинском водохранилище, поскольку проект непосредственно влияет на ярославскую землю.
«Строительство целлюлозного завода однозначно окажет негативное влияние на состояние природной окружающей среды и благополучие населения Вологодской и Ярославской областей. Остатки древесины, волокна целлюлозы, которые в виде мощного слоя органики накапливаются на дне водоемов, подвергаются разложению. Как следствие, возникнет нарушение водно-химического состава воды, что приведет к гибели растительности, животных. <...> Прошу рассмотреть вопрос о целесообразности реализации данного проекта или о переносе места строительства на другую площадку с условием минимизации воздействия на окружающую среду», — говорится в обращении Миронова, широко процитированном в медиа.
В декабре 2018 года депутат Госдумы от Ярославской области Валентина Терешкова подняла вопрос в ходе заседания парламента. Она спрашивала о ЦБК непосредственно главу Минприроды Дмитрия Кобылкина. Кобылкин утверждал, что «[обсуждения и решения] будут проходить через общественные слушания с учётом мнения местных жителей и экспертов». В июне 2019 года Госдума приняла проект постановления, инициированного Валентиной Терешковой. Депутаты потребовали провести экспертизу проекта строительства завода. Они указали на возможные экологические проблемы в Вологодской и Ярославской областях, загрязнение Волги и нарушение экосистемы Рыбинского водохранилища.
Валентина Терешкова считает: проблема «решается крайне медленно». Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области придерживается схожей точки зрения. По мнению ярославских чиновников, строительство ЦБК «напрямую затрагивает интересы граждан Ярославской области, а также их право, гарантированное Конституцией РФ, на благоприятную окружающую среду».
Мнение экологов
Лидия Байкова назвала сам замысел строительства ЦБК на Рыбинском водохранилище «чудовищным».
«Комбинат предполагается [строить] в верховьях Волги, недалеко от водозаборов. В случае аварии вся вода здесь будет загрязнена токсикантами. К тому же в 16 километрах от предполагаемого места строительства находится Дарвинский биосферный заповедник. Посмотрите на пример Байкала — там же строительство ЦБК отменили», — недоумевает Байкова.
Эколог допускает, что сам проект ЦБК может быть хорошим, однако место для него выбрано неудачное. По предположению Байковой, строительство целлюлозно-бумажного комбината могут лоббировать на высших уровнях власти.
«Появляются новости — „Президент оценил финский проект ЦБК“. Им все позволено», — пояснила Лидия Байкова.
Схожей точки зрения придерживаются в Институте биологии внутренних вод имени Папанина РАН.
«Строительство ЦБК способно привести к деградации планктонных и бентосных сообществ обширной части акватории. В результате будут утрачены важнейшие функции, обеспечивающие биологическое самоочищение. При этом значительно увеличится зона токсичности, которая, кроме обширного списка загрязнений промышленного комплекса в Череповце, будет содержать и токсичные стоки ЦБК. В результате загрязненные воды будут с большей вероятностью попадать в главный плес водохранилища и его приплотинный участок, которые практически полностью находятся в Ярославской области. При таком развитии событий существует реальная возможность распространения загрязненных вод и через плотину Рыбинской ГЭС в верхний участок Горьковского водохранилища, где она попадет в водозаборы населенных пунктов, в том числе и таких, как Рыбинск, Тутаев и Ярославль. Особенно велика вероятность этого в периоды повышенного водообмена при значительной сработке уровня водохранилища», — говорится в ответе Института на запрос природоохранной прокуратуры от октября 2018 года.
***
Лидия Байкова уверена: необходимо как можно больше говорить о строительстве ЦБК, «иначе его действительно построят».
«Сейчас про завод мало знают. В бытовом общении, на кухне, если об этом говорить, люди зачастую поднимают брови и спрашивают: „Разве от идеи строительства не отказались?“», — заключила эксперт.