Мэр Ярославля Владимир Волков 17 апреля провел встречу с перевозчиками, на которой объявил, что все городские маршруты к 2020 году переведут в категорию регулируемых. Сейчас в Ярославле 104 муниципальных маршрута — из них 72 работают по регулируемому тарифу со льготами. Здесь задействовано 23 перевозчика. На остальных 32 маршрутах тариф не регулируется, работает 46 перевозчиков. Как правило, это маршрутки.
В Ярославле изменят маршрутную схему. Перевозчики считают, что их хотят выдавить из бизнеса. «Яркуб» записал мнения сторон
«Главная задача — это предоставить качественные услуги, а не борьба за пассажиров, из-за которой возникают гонки на дорогах, ДТП, а соответственно, и угроза жизни. В связи с уже сказанным, все маршруты будем переводить из нерегулируемых в регулируемые», — пояснил мэр.
После изменения категории маршрута мэрия будет проводить новый конкурс на каждый из них. Местные перевозчики, в свою очередь, считают, что их пытаются выдавить с рынка — многие взяли многомиллионные кредиты, чтобы выполнить указания предыдущего мэра Владимира Слепцова и пополнить парк новыми машинами. В обмен на это они получили гарантии от бывшего главы города, что схема меняться не будет, и перевозчики продолжат работать. Вот что «Яркубу» сказали Владимир Слепцов, Сергей Волканевский и один из бизнесменов.
Мэр Солнечногорска Владимир Слепцов
«На все есть правовой документ, тут дело не в устных договоренностях и не [в разговоре] по понятиям. Когда человек менял автобусы, он заключал договор — сроком, кажется, на 7-8 лет. Кто не успел это сделать, тому сложно будет отстоять свою позицию в суде. Сложно, если нет преемственности. Моя задача была — изменить ситуацию к лучшему, чтобы транспорт был безопасный и комфортный, не портил облик города. А правовые отношения выстраивал департамент городского хозяйства».
Начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский
«В 2016 году перевозчики получали свидетельства на пять лет — до 2021 года. Единственное исключение — это маршрут № 97. Здесь перевозчик получил свидетельство в 2018 году на семь лет. Позже перевозчикам были предъявлены требования в соответствии с постановлением мэрии Ярославля № 766 от 2 июня 2017 года. Они предполагали обновление подвижного состава. После перевозчики стали ко мне обращаться — мол, мы требования выполнили, выдайте нам свидетельства еще на семь лет, до 2028 года. Я им пытался объяснить, что по закону мы выдать не можем, потому что есть уже действующее свидетельство. Как закончится, тогда и посмотрим: выполнили условия — выдадим без вопросов, нет — не выдадим. Я этот вопрос неоднократно обсуждал с Владимиром Слепцовым. Он тоже говорил, что выдавать свидетельства мы будем после окончания действия этих.
Что касается текущей ситуации — я еще раньше в письменных ответах перевозчикам объяснял, что новых конкурсов не будет, если не будут внесены изменения в документ планирования. Изменение вида перевозок с нерегулируемого на регулируемый к этому [исключению] и относится.
Регулируемый тариф — это вид перевозок, при котором предоставляются льготы, а перевозчики заключают договор с мэрией. Сейчас те, кто работает на нерегулируемом тарифе, работают по свидетельствам. Контрактов у нас с ними нет. Плюсы перевода [на регулируемый тариф] — мы сможем прописывать требования к перевозчикам и с них спрашивать. Сейчас, если они нарушения допускают, мы спросить не можем. Например, если расписание не соблюдается. В договорах будет прописана ответственность за срыв рейсов. Будут [везде] предоставляться льготы, а тариф будет утверждаться городом. Сейчас перевозчики могут установить любой.
Перевозчики говорят, что могут предоставлять льготы и сейчас. Однако у нас порядок предоставления субсидий не позволяет предоставлять льготы тем, кто работает на нерегулируемых тарифах».
Перевозчик
«Мы купили новые автобусы, вложили деньги, а сегодня нам говорят, что гарантий нет. У моих коллег есть гарантийные письма за подписью [бывшего заместителя мэра] Михаила Кузнецова. Я уверен, что конкурсные условия будут другие, и вероятность, что я вообще не буду допущен [к участию], очень высока. Понятно, для кого это делается. Все прекрасно понимают. Как можно обещать одно, а делать другое? Это не власть получается, а базар какой-то. Мы ведь, извините, не три рубля вложили. Лично я купил 28 автобусов. Победил в конкурсе, на мне долгов 90 миллионов рублей. Выигрывая, мы рассчитывали заработать.
Мы готовы возить все категории граждан по льготам. Нет преемственности никакой в этом вопросе. Ладно, вы отказали, но закон не запрещает. Нужно сесть за стол и обсудить. Выиграют пассажиры. Я не заработаю больше, но если городу нужно, то я готов. Если местные [законы] не совпадают с трактовкой федерального, то нужно привести их в соответствие».