Кировский районный суд Ярославля 20 февраля избрал меру пресечения бывшему заместителю по безопасности начальника ИК-1 Игиту Михайлову, которого подозревают в превышении должностных полномочий и организации избиения заключённого Евгения Макарова летом 2017 года.
Бывший замначальника ИК-1 Ярославля Игит Михайлов, подозреваемый в организации пыток Евгения Макарова, отправлен под домашний арест
«Ходатайство следователя содержит достаточные сведения, позволяющие подозревать Михайлова в совершении преступления. Он подозревается в тяжком преступлении против государственной власти и государства. Вместе с тем первоначальные следственные действия уже проведены. Поведение Михайлова не даёт суду оснований для избрания самой строгой меры пресечения. Суд считает возможным избрание такой меры пресечения, как домашний арест», — постановила судья.
В ходе заседания адвокат Михайлова попросила приобщить к материалам суда ходатайство о личном поручительстве пяти сотрудников УФСИН России по Ярославской области. Защитники настаивали на допросе каждого. Суд решил, что достаточно одного.
Поручитель — суду: «Сотрудник [Михайлов], что я его знаю, выполнял свои обязанности честно, зарекомендовал себя с положительной стороны. Лично раскрыл ряд преступлений, в том числе предотвратил события террористического характера. Когда он пришёл работать, статистика раскрытия преступлений выросла в два раза. Как сотрудник он ценен, нужен обществу».
Судья: «Как при таком ценном сотруднике вот такое произошло? Много преступлений раскрыл, а это что? Он руководителем был».
Поручитель: «Думаю, получил недостоверные сведения от сотрудников. Здесь я не могу конкретно сказать».
Судья: «У вас есть медкомиссия? Определённые требования к состоянию здоровья сотрудников?»
Поручитель: «Так точно».
Судья: «Больные все! Этого ещё не рассматривали, а вот предыдущий [Николаев]...»
Поручитель: «Я не медкомиссия, не могу ничего сказать».
Остальных поручителей решили не допрашивать, чтобы не затягивать процесс.
Далее приступили к опросу брата Игита Михайлова, Рустама Михайлова, который выразил готовность внести залог «до миллиона рублей». «Средства есть», — сказал он.
Игит Михайлов не согласился с ходатайством следствия о заключении его под стражу, отметил, что в Ярославле есть квартира матери, где он мог бы находиться под домашним арестом; добавил информацию о наличии двух детей 10 и 13 лет. После этого судебное заседание перевели в закрытый формат из-за необходимости озвучить данные медицинского характера.
Когда журналисты вернулись в зал, адвокат подозреваемого заявила, что не имеется обстоятельств, обосновывающих необходимость заключить Михайлова под стражу: «Нет ни одного документа, доказывающего, что Игит Михайлов мог бы препятствовать ходу расследования, скрыться от следствия. Он явился в органы следствия добровольно, не имея намерения скрываться. Уже изъяты техника и документы, необходимые для расследования дела. Положительные данные о личности свидетельствуют о порядочности. <...> Мотивировать тяжестью преступления меру пресечения, мы считаем, незаконно будет».
«На Михайлова указал непосредственный фигурант уголовного дела Яблоков. Что касается этого. Яблоков ответил на вопросы следователя, отказался отвечать на вопросы адвоката. Отсутствовала конкретика, кроме того, в интересах Яблокова переложить вину на начальство. Мы полагаем, что с Яблоковым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Изначально Яблоков не свидетельствовал против Михайлова — очная ставка прошла через несколько месяцев после возбуждения уголовного дела. Кроме того, ранее Михайлов дважды присутствовал на допросе. Суд не может сейчас проверить обоснованность задержания. Мы не можем говорить вообще о совершении преступления. Не можем говорить, находился ли Михайлов в этот день на территории колонии. Никакая мера пресечения вообще избрана быть не может. Если все-таки суд с нами не согласится, то я должна говорить о разных мерах пресечения», — продолжила защитник подозреваемого.
По словам адвоката, у Михайлова есть «тяжелое заболевание», один из двоих детей «нуждается в обследовании и дорогостоящих препаратах». «Просим рассмотреть возможность избрания меры пресечения в виде личного поручительства, подписки о невыезде, залога, домашнего ареста. Более мягкой по возможности», — заключила защитник.
Потерпевший Евгений Макаров взял слово: «Когда он [Михайлов] был врио [начальника] назначен колонии, были нанесены побои множеству осуждённых. После событий июня 2017 года он угрожал мне. Посмотрите, сколько сотрудников УФСИН пришло на заседание [по мере пресечения] — как я буду ходить по улицам?»
«Я полностью поддерживаю позицию моего доверителя [Макарова] и следствия», — отметила правозащитник Ирина Бирюкова. Она попросила суд обратить внимание на то, что Михайлов проверяется на причастность к совершению иных аналогичных преступлений. «Необходима изоляция от общества», — заверила Бирюкова.
Прокурор отметил: «Изоляция необходима, но данные о личности и его семье указывают на то, что необходимо избрать меру пресечения в виде домашнего ареста».
Следователь настаивал на изначально выбранной позиции: «Помимо положительных характеристик хотел бы обратить внимание на особый цинизм Михайлова — именно он приказал бить [Макарова] по пяткам, чтобы скрыть следы преступления. Полагаю, это весомый вклад в „копилку положительных характеристик Михайлова“».
В итоге судья остановилась на домашнем аресте до 20 марта. Михайлову позволено покидать квартиру только для получения необходимой медицинской помощи, можно ежедневно гулять по часу.
Пытки в ИК-1
«Новая газета» 20 июля опубликовала видео избиения Евгения Макарова в ИК-1 в июне 2017 года, переданное изданию адвокатом Фонда «Общественный вердикт» Ириной Бирюковой. На записи видно, как заключенного, скованного наручниками, почти два десятка сотрудников колонии бьют дубинками и кулаками, льют ему на голову воду. Видео обрывается на десятой минуте.
СУ СКР по Ярославской области возбудило уголовное дело о превышении должностных полномочий с применением насилия. По данным следствия, группа сотрудников УФСИН России по Ярославской области, действуя умышленно, явно превышая пределы своих должностных полномочий, применила насилие в отношении заключённого. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин распорядился передать уголовное дело на расследование в центральный аппарат.
В отношении 15 фигурантов уголовного дела, бывших сотрудников ИК-1, ранее была избрана мера пресечения — 14 находятся в СИЗО, один по медицинским показаниям под домашним арестом.
Одновременно с Игитом Михайловым был задержан экс-начальник ИК-1 Дмитрий Николаев. Решением суда 20 февраля Николаеву назначили домашний арест на месяц.