В парке Мира 6 июня прошел четвертый по счету городской антимусорный митинг. Его организатором была депутат муниципалитета от КПРФ Евгения Овод, мероприятие согласовали с территориальной администрацией. «Яркуб» рассказывает главное.
Требование референдума, присутствие чиновника и стычки с полицией: чем четвертый антимусорный митинг в Ярославле отличился от предыдущих
В парке Мира 6 июня прошел четвертый по счету городской антимусорный митинг. Его организатором была депутат муниципалитета от КПРФ Евгения Овод, мероприятие согласовали с территориальной администрацией. «Яркуб» рассказывает главное.
Новые требования и планы
По итогу каждого из предыдущих митингов против столичного мусора участники принимали резолюции. В них говорилось, например, о прекращении ввоза московского мусора на территорию Ярославской области, строительстве мусороперерабатывающих заводов, закрытии свалки «Скоково», разработке системы очистки сточных вод и строительстве нормативного полигона.
В резолюции, единогласно принятой в конце четвертого митинга, есть новые пункты. Первый — требование провести референдум с вопросами «Вы против ввоза в Ярославскую область мусора из Москвы и других регионов?», «Вы за строительство в Ярославской области мусороперерабатывающего завода, современных полигонов для хранения отходов и внедрение программы раздельного сбора отходов?». Второй — подать коллективный иск к Правительству Ярославской области с требованием закрыть мусорную свалку «Скоково» как несоответствующую санитарным правилам и требованиям ГОСТа. Третий — разработать проект переноса водозабора в Ярославле выше по течению Волги, чтобы в питьевую воду не могли попадать стоки со свалки. Четвертый — обнародовать оригиналы документов, касающиеся деятельности АО «Скоково», договора с Москвой и системы обращения с отходами в области.
Резолюцию, уточнила Евгения Овод, утром 7 июня направят губернатору Дмитрию Миронову, председателю Правительства, в Яроблдуму и городской муниципалитет, президенту Владимиру Путину.
На митинге Алина Жестовская анонсировала совместный экологический проект нескольких активистов при участии Анны Головиной. Пока его только готовят, но уже известно, что речь пойдет об установке в городе контейнеров для раздельного сбора отходов. Начнут с макулатуры, поскольку ее проще всего собирать (каждый может поставить ящик под ящиками для писем в подъезде) и легче отдавать на переработку.
Претензии полиции
Четвертый митинг был первым согласованным с властями. Сотрудники правоохранительных органов стояли по периметру площадки, досматривали вещи участников и следили за порядком. В сущности, они были и на предыдущих митингах, но претензии с их стороны прозвучали впервые.
«Росгвардия подошла к нам троим, потому что у нас были флаг и плакат, — рассказал „Яркубу“ активист Александр Баикин. — Сотрудники предложили отойти в стороны, мы с товарищем отошли. Они заявили, что наш флаг (желто-черный флаг либертарианского движения — при. ред.) якобы „не согласован с организатором“. Организатор была рядом и сказала, что претензий к флагу нет. Росгвардейцы расспросили про флаг и отстали».
Эпизод с флагом был первым. Компания привлекла внимание росгвардейцев вновь — причиной стал плакат, который принесла активистка Юлия Махракова.
«На каждый митинг я прихожу с плакатом, на котором есть изображение Дмитрия Миронова. В этот раз [фотография губернатора] была на фоне мусора, а надпись гласила „Мусор в естественной среде обитания“. Как только я развернула плакат в первый раз, меня заметили [сотрудники правоохранительных органов], стали следить за мной. Когда я меняла место, они шли следом. Когда я уже убрала плакат в сумку, меня окружили росгвардейцы. Спрашивали: „Что это у вас? Что это значит?“ Словно с цепи сорвались. Мои [паспортные] данные переписали, причем из рации сотрудника доносилось: „Перепиши данные и отпусти ее, я же тебе сказал!“ Сказали, что ничего мне не предъявляют».
Последним заметным инцидентом была ситуация с несколькими мальчишками. Сотрудники полиции и женщина в розовой курточке (предположительно — сотрудница отдела по делам несовершеннолетних, она не представилась) намеревались отвезти в отделение четырех подростков. Ребята больше отмалчивались, не понимая, что от них хотят. Женщина в розовом общалась с окружившими мальчишек участниками митинга. Она говорила, что дети не могут участвовать в агитации, они «выбегали на дорогу, нарушая правила дорожного движения», и им нужно проследовать «до выяснения». Участники митинга говорили о том, что никакой агитации быть не могло, а разговаривать с детьми полиция может только в присутствии их законных представителей. Все разошлись, когда подошла Евгения Овод. Она недоумевала: «Я организатор. Почему вы не сообщаете о том, что тут происходит?».
В беседе с «Яркубом» ребята поделились своим взглядом на события: «Мы стояли на тротуаре с плакатом „Кто против мусора, бибикните“. Нам бибикали. Полиция подходила два раза. Говорили, что это нам не игрушки, и если продолжим, нас увезут».
Присутствие Алексея Аксютенко
Новый заместитель мэра Ярославля по вопросам взаимодействия с органами власти и информационной политики Алексей Аксютенко, как пообещал журналистам накануне, пришел на антимусорный митинг. Впервые на таком мероприятии был чиновник. Он не выступал, но это объяснимо: Аксютенко в городе всего пару месяцев, по его словам, в проблеме пока не разобрался. Однако своим впечатлением от митинга он поделился.
«Конструктива было процентов 20. На остальные 80 процентов митинг не решает поставленный вопрос. Это похоже на попытку политических партий вытянуть на себя проблематику. Это, наверное, правильно в условиях политического периода, но не решает задач. Я считаю, что каждый человек, который выступает — а выступают депутаты, они должны пользоваться инструментарием, который им дан: депутатскими запросами, требованием реакции. Я не услышал отчета о том, что сделано было. Это похоже на политический митинг, а не на митинг, который решает важные задачи. И это печально. Любые вопросы должны решаться цивилизованным путем, путем переговоров и достижения договоренностей», — сказал Аксютенко.
Заместитель мэра прокомментировал отсутствие приглашенного на митинг губернатора Дмитрия Миронова: «Очень странно, когда люди приходят на трибуну, и говорят: плохо, что не пришел человек, не поговорил с нами. Мы бы его заткнули здесь. Очень странно звать человека на разговор, чтобы заткнуть его. Это не диалог. А это прозвучало, и поэтому я считаю, что это не очень правильно».
Кстати, губернатор не смог прийти по объективной причине: находился в Казахстане вместе с Валентиной Терешковой на запуске космического корабля. Каким образом это связано с его прямыми обязанностями в рабочий день, в Правительстве Ярославской области не уточнили.
Наблюдения в режиме блиц
На митинги пришли не меньше 700 человек. Площадка в парке Мира такая, что участники вынуждены расходиться в разные стороны, занимать боковые дорожки и строиться вокруг фонтана. Визуальные ощущения были у всех разными, называли цифры от 600 до 1500. Сомневаться в цифре 700 не приходится: именно столько зеленых ленточек, символов антимусорного протеста, раздали митингующим.
Лучший плакат, по мнению редактора «Яркуба», был вовсе не у Юлии Махраковой. Выглядел он так.
На площади Труда, где по плану должно было во время митинга идти какое-то мероприятие департамента городского хозяйства, ничего не проходило. Напомним, организаторам не дали площадку на Труда именно из-за планов ДГХ. Накануне было то же самое: на якобы занятой площади ничего не происходило.