6 мая 2016 15:34

Яроблдума VS «Ярдормост»: депутаты недовольны, дорожники оправдываются

Сегодня, 6 мая, на заседании профильного Комитета Яроблдумы был представлен доклад о работе госпредприятия «Ярдормост» в 2015 году. Депутаты обсуждали его больше часа, а «ЯрКуб» внимательно выслушал все реплики и попытался понять, что ожидает регион в будущем при существующей системе дорожников.

Яроблдума VS «Ярдормост»: депутаты недовольны, дорожники оправдываются

Сегодня, 6 мая, на заседании профильного Комитета Яроблдумы был представлен доклад о работе госпредприятия «Ярдормост» в 2015 году. Депутаты обсуждали его больше часа, а «ЯрКуб» внимательно выслушал все реплики и попытался понять, что ожидает регион в будущем при существующей системе дорожников.

В связи с событиями ушедшей зимы «Ярдормост» многие ярославцы ассоциируют исключительно с неудовлетворительной уборкой дорог и тротуаров. Но нужно помнить, что это предприятие, созданное в 2014 году, отныне занимается содержанием улично-дорожной сети в области круглогодично, отвечая и за ремонт, и за вывоз снега, и даже подготовку Ярославля ко Дню города.

Выдержки из доклада о работе «Ярдормоста»

Исполняющий обязанности директора департамента транспорта Ярославской области Евгений Ильичев бодро отрапортовал: «Можно говорить о положительном результате проведения реорганизации дорожных предприятий области, в результате которой был создан «Ярдормост». Напомним, государственное предприятие «Ярдормост» почти год назад, 16 мая, присоединил к себе ранее самостоятельно существующие 11 ГУПов, которые стали для головной организации фактически подрядчиками.

Что касается результатов работы в 2015 году, то общая выручка составила 2290 миллионов рублей (по сравнению с 2014 годом она увеличилась на 90%).

Главным результатом проведения реорганизации было объявлено получение прибыли, ведь в 2014 году предприятие зафиксировало только убытки (20 тысяч рублей, как следует из доклада), при этом рентабельность составила 2,2%. Штрафные санкции к «Ярдормосту» в прошлом году заказчики не предъявляли. «Ярдормост» закупил новую технику на сумму 236 миллионов рублей, из которых 110 миллионов — это средства областного бюджета. На них, в частности, приобрели технику, которая дает возможность осуществлять работы с асфальтобетонными смесями. Наконец, «Ярдормост» стал крупным налогоплательщиком — из налогов и сборов, что составили 232 миллиона рублей, области досталось 56 миллионов (федеральному бюджету — 72 миллиона рублей).

У депутатов есть вопросы

Внимание депутата Василия Цепенды сразу же привлекло сильное различие между средними заработными платами в различных отделениях предприятия. Так, в районах эти цифры колеблются на уровне 20–28 тысяч рублей, в то время как указанная средняя зарплата в головном предприятии «Ярдормост» оказалась равной 80 тысячам рублей! На этот факт обратил внимание и депутат Илья Парамонов, которого возмутили представленные в документах для профильного Комитета данные. Он также отметил, что в данных 2014 года стоит цифра 65 тысяч рублей, что тоже не близко к среднему уровню «простых» отделов. Евгений Ильичев не смог внятно ответить на данный вопрос, а генеральный директор «Ярдормоста» Виктор Лифанов попытался убедить депутатов в том, что в таблицы вкралась ошибка: «Я как руководитель получаю 100 тысяч рублей, не может быть такой средней зарплаты в головном предприятии!». Позже выяснилось, что именно в ГП состоят все управленческие кадры, причем Лифанов указал 42 человека в штате менеджеров, а в документах, как подчеркнул Илья Парамонов, их почему-то 183: «При такой среднемесячной заработной плате вы можете найти нормального экономиста, который будет для вас лепить таблички в Exel».

Членов Комитета также интересовала проблема кредиторской задолженности предприятия, которая в принципе стала основополагающей при его реорганизации в 2014 году. В настоящее время, как сообщил Виктор Лифанов, у «Ярдормоста» кредиторка составляет 700 миллионов рублей, из которых ровно половина — 350 миллионов — просроченные долги. С такой кредиторской задолженностью предприятие еле-еле выполняет имеющиеся задания (если учесть еще ежемесячные выплаты банкам на уровне 4,5 миллионов рублей — о каком развитии можно говорить?) и может потерять «помощников»-субподрядчиков. Так, в Ростовском районе прошедшей зимой складывалась плачевная ситуация с уборкой дорог от снега. Имеющийся подрядчик, которого не меняют, фактически исчез, оставив район буквально в чрезвычайной ситуации. Был привлечен субподрядчик, который помог провести работы своими силами, и до сих пор не получил заработанные 6 миллионов рублей — придет ли он на помощь предстоящей зимой, когда основной подрядчик вновь испарится? На это Виктор Лифанов и Евгений Ильичев отвечают просто: «У нас нет такого подрядчика, с которым мы рассчитались бы на сто процентов».

Вообще, вопрос с подрядчиками стоит остро.

По сути, «Ярдормост» — это такой бригадир, у которого есть штат работников, а уже у них есть нужные инструменты. Заказчик обращается именно к бригадиру, когда требуется выполнять какую-либо работу, и платит тоже ему. А работники тем временем получают свою зарплату, при этом закупая для себя инструмент — иначе бригадир не даст задание. Вот только главное не допустить проникновения в эту структуру сторонних «работников», то есть, субподрядчиков, чтобы средства не разлетались по огромной массе людей.

Хотя о большой прибыли «Ярдормоста»-бригадира пока рано говорить. В 2015 году она составила лишь 2,2%, как упомянул депутат Алексей Калганов, работать с такой маленькой прибылью невозможно: «Получается, мы создали организацию, которая не справляется с объемами, берет предприятия на подряд, не контролирует их работу (несмотря на зарплаты в головном отделе), а основная ее деятельность сводится к тому, чтобы выигрывать торги и не отдавать работу и деньги субподрядам, в то время как последние могут получать гораздо большую прибыль». На это Виктор Лифанов отвечает, что выручки, наоборот, только увеличены на 50%, а все субподрядчики работают по контрактам «Ярдормоста». В Ярославле, например, подрядчики работают по районам, так как у самого предприятия нет ни техники, ни людей. В Дзержинском районе это «ДСК», во Фрунзенском и Красноперекопском районах — «САХ», в Заволжском — «Городская эксплуатационная компания», в Кировском — СК «Автотранс», в Ленинском — «Трасса». На них, по данным Лифанова, уходит 1 миллиард 200 миллионов рублей. В районах «Ярдормост» не в состоянии организовать собственные базы, так как нет средств и техники, поэтому там также нанимаются субподрядчики.

Все это председатель комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству Яроблдумы Николай Бирук резюмировал так: «Правительство принял мудрое решение, создав мощную организацию, и его в этом поддержала Дума. Но не хороним ли мы то дитя, которое вчера родили? Непонятно, что делать с кредиторскими задолженностями, неизвестно, выиграет ли предприятие торги и будет ли загружено работой весь предстоящий год?». Тем не менее заместитель председателя Правительства Ярославской области Михаил Крупин утверждает, что без «Ярдормоста» не получилось бы привести в порядок работу ранее убыточных государственных предприятий«Перед нами стояла задача замкнуть периметр дорожной отрасли Ярославской области. И мы это сделали, собрав госпредприятия с убытками и скелетами в шкафу. Мы сократили убытки прошлых лет (кредиторку в 900 миллионов рублей на 90% вынес на своих плечах „Ярдормост“), при этом вышли в плюс! Иначе мы бы не смогли в целом производить работы в области, а сейчас предприятие способно функционировать без вливания бюджетных средств».

Что впереди?

Неоднозначный доклад о работе «Ярдормоста» в 2015 году, испорченный еще и несоответствием представленных цифр с реальностью, приправленный множеством возникающих вопросов и «переслащенный» оптимистичными взглядами на будущее предприятия Михаила Крупина заставляет задуматься: а что будет дальше? Допустим, в первый год работы (в 2014 году «Ярдормост» функционировал лишь 2 месяца, отсюда и недопустимость сравнения практически всех показателей, приведенных Евгением Ильичевым) выглядит неплохо, если учесть действительное снижение долгов и перспективы на упорядоченную работу дорожников в регионе. Однако говорить о стабилизации обстановки рано.

Правительству необходимо взять «Ярдормост» под особый контроль, чтобы он выдержал второй удар и получил необходимый объем работ. Профильному Комитету — еще раз вернуться к обсуждению доклада Лифанова в текущем полугодии, чтобы взглянуть на верные цифры и получить объективную картину с учетом нынешних вопросов. А самому «Ярдормосту» разобраться с механизмом подбора субподрядчиков, разработать (или начать использовать) разработанный для этого регламент.


Вывод один: рано делать выводы. Через год мы услышим доклад о работе предприятия в 2016 году и сможем объективно сравнивать соизмеримые показатели, а также получить понимание будущего этого младенца, рожденного Правительством региона. Лишь бы не получилось так, что у семи нянек дитя осталось без глаза.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет