20 сентября 2016 15:38

Настоящее и будущее Ярославского фармкластера

20 сентября стало днем, когда развитие Ярославского фармацевтического кластера оказалось на повестке дня. Во-первых, открылась первая Всероссийская GMP конференция, в течение которой эксперты будут обсуждать внедрение на производстве системы международных стандартов GMP (это нормы и правила в отношении лекарств и медицинских устройств). Во-вторых, начал свою официальную историю Центр трансфера фармацевтических технологий, созданный на базе ЯГПУ. И это далеко не все новости.

Настоящее и будущее Ярославского фармкластера

20 сентября стало днем, когда развитие Ярославского фармацевтического кластера оказалось на повестке дня. Во-первых, открылась первая Всероссийская GMP конференция, в течение которой эксперты будут обсуждать внедрение на производстве системы международных стандартов GMP (это нормы и правила в отношении лекарств и медицинских устройств). Во-вторых, начал свою официальную историю Центр трансфера фармацевтических технологий, созданный на базе ЯГПУ. И это далеко не все новости.

О создании в регионе фармацевтического кластера громко заговорили еще в 2010 году, когда началось строительство завода «Никомед». В течение шести лет в область пришли и другие известные в индустрии компании ООО «Такеда Фармасьютекалс», ООО «Тева», ЗАО «Р-Фарм», «НТфарма», «Витафарма». «ХимРар» и «Р-Фарм» запустили совместное предприятие «Фармославль», одно название которого намекает на принадлежность исключительно ярославской земле.

Как это получилось?

Настоящее и будущее Ярославского фармкластераНастоящее и будущее Ярославского фармкластера


Еще даже не кластер, но сама идея о нем появилась в 2009 году, когда Ярославская область оказалась в числе приоритетных для развития современной фармацевтической промышленности. Успех проекта сложился из факторов в числе которых удобная логистика, инвестиционный климат, заинтересованность власти и комплексный подход. Ведь кластер подразумевает концентрацию взаимодополняющих друг друга организаций. Скажем, без развитой системы подготовки кадров предприятия не станут сотрудничать с регионом даже при условии мягкой налоговой политики. У нас же есть и направления подготовки, и образовательные центры, где за последние годы прошли подготовку четыре поколения высококлассных специалистов химической и фармацевтической промышленности.

Что касается заинтересованности власти, бывший губернатор Сергей Ястребов лично контролировал процесс работы с инвесторами. Последнее, о чем он успел договориться с гендиректором «Тевы» в июле этого года — увеличение в два раза объемов выпущенной в 2016 году продукции. А еще раньше, в апреле, Правительство Ярославской области включило фармацевтическое направление в число приоритетных и начало рассматривать его наравне с традиционными машиностроением и нефтехимией. Врио губернатора Дмитрий Миронов продолжает наработки предшественника, делая ставку на уже упомянутую систему подготовки квалифицированных специалистов.

— Одним из наиболее существенных отличий нашего региона от других является уникальная система подготовки задействованных в фармкластере кадров. А лучшее доказательство нашего внимательного отношения к инвесторам — сам региональный кластер: почти 27 миллиардов рублей инвестиций и 5 крупных фармпроизводств. Отмечу, что мы заинтересованы в дальнейшем его расширении, — заявил Дмитрий Миронов в начале сентября на встрече с представителями крупной фармацевтической компании родом из Бельгии ООО «Безен Хелскеа Рус».

То есть, если уж и демонстрировать успешный пример инвестиционной политики Ярославской области, то ничто иное, чем зародившийся фармкластер. Конечно, его значительно толкнул вперед курс на импортозамещение и постоянное ужесточение политики государства в сфере закупки импортных лекарств. В этих условиях нужно не только активно наращивать объемы производства, но и стремиться достичь международных стандартов качества продукции, что как раз и обсудили на первой Всероссийская GMP конференции.

Зачем нам GMP?

Настоящее и будущее Ярославского фармкластераНастоящее и будущее Ярославского фармкластера


GMP дословно переводится как «надлежащая производственная практика». Это система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов. Такой стандарт отражает не выборочное исследование образцов, а целостный подход к регулированию и оценке параметров производства и лабораторной проверки продуктов. Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб отметил, что впервые документы о внедрении лучших практик в области производства лекарственных средств в России были приняты в 2014 году.

— Тема контроля качества лекарственных препаратов — это одна из краеугольных тем с точки зрения развития высокотехнологичной фармацевтики, учитывая то, что речь идет о здоровье людей и об обеспечении их качественными, эффективными, безопасными препаратами, — подчеркнул Сергей Цыб. — Я думаю, что это абсолютно правильная и необходимая работа, мы уделяем этой теме особое значение. Мы сформировали пул специалистов в этой области, обеспечиваем их постоянное обучение, чтобы проверять на соответствие не только продукцию российских компаний, но и импортируемые из-за рубежа лекарства.

В Ярославле неслучайно прошла первая Всероссийская GMP конференция, добавил к сказанному замминистра промышленности и торговли, перечислив наработки региона в сфере фармацевтики. Уже известно, что подобные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем, причем именно в тех регионах, где формируются необходимые компетенции (к ним относятся Санкт-Петербург, Калужская область, Ставропольский край, Москва и Московская область и другие).

Причем от слов должны перейти к делу: известно, что на конференции пойдет речь о строительстве нового сертификационного центра, чтобы Ярославский фармкластер мог проверять препараты на соответствие GMP.

В рамках обсуждения практик российского фармацевтического рынка участники обсудят и открытие новой площадки по выпуску биотехнологических препаратов на базе«Р-Фарм». Дело в том, что такие лекарства нужны для больных онкологией и склерозом, они помогают иммунной системе человека, без них не обойтись. На лечение одного больного импортными препаратами нужно до 1,5 миллионов рублей в год. Если производить их в России с теми же показателями соответствия стандартам качества, то можно неплохо сэкономить.

Что такое Центр трансфера фармацевтических технологий?


Настоящее и будущее Ярославского фармкластераНастоящее и будущее Ярославского фармкластера

Настоящее и будущее Ярославского фармкластера Настоящее и будущее Ярославского фармкластера


Центр трансфера фармацевтических технологий, который строили несколько лет в индустриальном парке «Новоселки», официально открылся только сейчас, хотя работает с июля этого года. Его создали в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года», выделив на эти цели из бюджета 550 миллионов для строительства и 111 миллионов на покупку оборудования. Кроме того, 110 миллионов рублей собственных средств привлек ЯГПУ, на базе которого и функционирует Центр.

Внутри огромного (8,5 тысяч квадратных метров) пятиэтажного здания очень светло и пока довольно пустынно. В штате работают около 50 сотрудников (все молодые, от 25 до 40 лет), ведь загруженности еще нет. Как рассказал «ЯрКубу» заместитель директора Центра Михаил Красаков, заказы есть от «Р-Фарм», но их недостаточно —используется лишь около 20% от мощности, нужна обязательная помощь Федерации. Государству есть, чем заинтересоваться, ведь предприятие может разрабатывать технологии получения химических веществ, реактивов, субстанций и готовых лекарственных форм, выполнять научно-исследовательские работы, проводить доклинические исследования (в Центре есть база подопытных животных) и многое другое. Сергей Цыб, побывав на открытии Центра обещал поддержать Ярославль в поиске клиентов, отметив, что Центр нужно встроить в уже работающую цепочку исследований, которая есть в стране. Если руководству удастся это сделать, то штат сотрудников может разрастись до 100 человек, а сама исследовательская база оправдает все вложения.

Как изменится фармкластер в будущем?

Настоящее и будущее Ярославского фармкластераНастоящее и будущее Ярославского фармкластера


Выше в тексте упоминалась встреча Дмитрия Миронова с представителями крупной фармацевтической компании из Бельгии ООО «Безен Хелскеа Рус». Генеральный директор российского представительства фирмы Ольга Волкова, которая является участником GMP конференции, рассказала, с какими целями проходят данные встречи.

— Мы рассматриваем производство полного цикла гормонального препарата на территории Ярославской области, ведем конструктивный диалог с Правительством и губернатором региона. С нашей точки зрения, это важный проект, поскольку речь идет о локализации производства гормонального препарата в России (этого еще нет с препаратом такого класса, как наш). Мы собираемся заниматься трансфером технологий, когда договор будет заключен. Нельзя сказать, что проект дорогостоящий, но препарат жизненно важный, он необходим для сферы акушерства и гинекологии, — пояснила Ольга Волкова.

Если с документами все будет в порядке, строительство предприятия в «Новоселках» начнется уже в этом году. Пока неизвестны точные объемы инвестиций, идет глубокий анализ и подсчет. Компания ориентируется на выпуск около 10 миллионов упаковок препарата в год. На вопрос о том, почему «Безен Хелскеа Рус» выбрала именно Ярославскую область, Ольга Волкова перечисляет четыре фактора: открытый инвестиционный климат, удобная локализация региона, наличие действующего фармкластера и запуск Центра трансфера технологий.

Кроме этого в Ростове должна запуститься площадка компании «Р-Фарм» — завод «Фармославль». Одним словом, фармкластер пока ждет только успешное расширение. Как говорил Сергей Ястребов, «если в 2011 году мы говорили о налогах в этой отрасли около 150 миллионов, то в 2016 году ожидаем получить миллиард». Посмотрим, оправдается ли этот прогноз и насколько успешным в дальнейшем будет развитие кластера.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет