19 августа в магазине сети
Конспект: психолог Елена Руновская о тайнах семьи в судьбе человека
Конспект: психолог Елена Руновская о тайнах семьи в судьбе человека
19 августа в магазине сети
Елена Руновская:
«Тема влияния на судьбу предыдущих поколений очень широкая. Я начала заниматься ею после того, как много лет назад удивилась вместе с родственниками (семья огромная, десятки людей) тому, что есть много совпадающих дат в истории нашего рода: в один день, но в разные годы, рождаются брат и сестра, или смерть дедушки выпадает на день рождения его сына и так далее. Этих совпадений насчитали столько, что перестало хватать пальцев на руках. Мы начали писать родовую книгу, к этому подключилась семья. При написании я поняла, что собранная по генеалогической карточке информация (пример самой простой генеалогической карточки есть в Интернете: ФИО, дата и место рождения, дата и место смерти, национальность, информация о кровных родственниках, образование и тому подобное) недостаточна по своему содержанию. В процессе стали вскрываться факты, которые невозможно было объяснить.
О методе Берта Хеллингера
Существует метод семейной системной расстановки Берта Хеллингера („Долгий путь“ и др.). Это альтернативный, не признаваемый классической наукой метод. В процессе накопления опыта наблюдения за расстановками, Берт Хеллингер сформулировал несколько закономерностей, проявляющихся в родовой системе:
Первая: принадлежность семейной системе. Всякий, кто принадлежит к семейной системе, имеет равное право на принадлежность к ней. Иногда бывает так, что о
Вторая: закон иерархии. Вообще, это пятая заповедь Библии („Почитай отца твоего и мать твою“). Это про уважение старших, подчиняемость поколений, когда родители исполняют свои функции по отношению к детям, а дети — свои. Один из примеров нарушения этого закона, когда дети при живых родителях выполняют родительские функции по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, когда шестилетняя девочка полностью отвечает за своего двухлетнего брата: собирает его в детский сад, отводит его, забирает домой, занимается его воспитанием в то время, когда родители заняты своими делами и полностью доверили ей младшего ребенка.
Третья: баланс между „брать“ и „давать“. Должно быть уравновешенно то, сколько мы отдаем и сколько получаем в ответ. Это может касаться чего угодно: внимания, наследства, подарка, и оценивается внутренним эмоциональным состоянием. Есть такое понятие как „зубастые подарки“. Допустим, меня пригласили в гости на чай. Я принесла с собой конфеты, мы посидели, в ответ я приглашаю к себе на день рождения. И тут мне дарят
О геносоциограмме
Исследованием трансгенерационной передачи информации через бессознательное занимались многие психоаналитики и психотерапевты. Среди них Анн Анселин Шутценбергер (книга „Синдром предков“), Зигмунд Фрейд, Франсуаза Дольто, Николя Абрахам, Иван
Для объяснения событий, произошедших в моем роду, мне потребовалось составить не просто генограмму, а геносоциограмму — генеалогическое древо, дополненное важными жизненными событиями и графически представленными эмоциональными связями.
Это позволило связать между собой события, которые раньше мне представлялись совершенно отдельными друг от друга. Так, я в три года тонула, а мой ребенок в три года перенес операцию. Оба этих случая были близко к смерти. И я, и мой ребенок — вторые дети в семье. Я позвонила своей маме, спросила, не случалось ли
Для геносоциограммы требуются различные сведения, например, возраст на настоящий момент всех членов семьи (не просто даты), даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников, даты заключения браков, возраст детей на время прерывания браков, мифы и легенды семьи, разница в возрасте между супругами, смена фамилии, имени, количество детей в семьях, информация о различных случаях (аборты, убийство, суицид) и так далее (данную информацию легко можно найти в Интернете).
История о детях
Есть такая важная тема, как замещающие и восстанавливающие дети. Замещающие — дети, которые были зачаты, чтобы заменить умершего (обычно ребенка, умершего в раннем детстве, но иногда и близкого родственника). У таких детей жизнь проходит не самым счастливым образом. Часто у них чувство, что они живут не своей жизнью.
„Замещающие дети“ (несовершенный траур) отличаются от „детей-восстановителей “, которых принимают очень хорошо и в семье им отводится почетное место, они имеют свою судьбу.
Яркий пример замещающего ребенка, который занял место умершего, не оплаканного во время траура, и ему не хватило места для жизни — Винсент Ван Гог. Он родился ровно через год после смерти старшего брата, в тот же день. И назвали его тем же именем —
Можно вспомнить Сальвадора Дали, который избавился от предназначения замещающего ребенка. Он знал, что родился после смерти своего старшего брата, видел, что мать не переставала оплакивать умершего сына, дважды в неделю ходила на его могилу. Дали, желая избавиться от такого „наследства“, 64 раза переписал картину Милле „Вечерний звон“. Смысл в том, что Милле в первоначальном варианте написал родителей, скорбящих над маленьким гробиком, но, по совету друзей, чтобы можно было продать картину, закрыл гробик корзиной с картошкой (значение картины изменилось: крестьяне горюют над плохим урожаем). Так Сальвадор Дали хотел освободиться от призрака брата, переписывая картину, „от которой веяло смертью“.
О знании истории государства Российского
Чтобы понимать поступки предыдущих поколений, важно исследовать Историю России. Зная, как тогда жили, можно объяснить действия родителей и прародителей. Например, мою бабушку в 9 лет отправили в чужую семью работать нянькой. Я не понимала поступка своих прародителей, осуждала их, считала, что любящие родители так не поступают… При этом очень сочувствовала своей бабушке, пока не поняла, что сделано это было во благо ей. Шел 1918 год, это было время раскулачивания, прадед решал ситуацию мирно, спасал семью, отправил свою дочь туда, где она будет накормлена и с крышей над головой.»
На лекции Елена Руновская раскрыла многие другие темы, в том числе рассказала о коллективном неврозе и бессознательной передаче страхов, привела яркие примеры и обсудила возможности трансформации этих страхов, для того, чтобы освободиться от них. Также гости узнали о том, как составляется Родовая книга, и какая информация в нее включается. После завершения вечера слушатели еще долго не отпускали Елену, чтобы рассказать свою историю или спросить совета.