25 августа 2016 09:25

Конспект: психолог Елена Руновская о тайнах семьи в судьбе человека

19 августа в магазине сети «Читай-Город» прошла лекция «Тайны семьи в моей судьбе», которая вызвала настоящий ажиотаж. Желающих узнать о том, как история семьи оказывает влияние на жизнь каждого из ее членов, оказалось больше, чем стульев в магазине. «ЯрКуб» занял себе местечко, чтобы из первых уст услышать о том, как психологическая наука исследует неуловимые связи поколений.

Конспект: психолог Елена Руновская о тайнах семьи в судьбе человека

Конспект: психолог Елена Руновская о тайнах семьи в судьбе человекаКонспект: психолог Елена Руновская о тайнах семьи в судьбе человека

19 августа в магазине сети «Читай-Город» прошла лекция «Тайны семьи в моей судьбе», которая вызвала настоящий ажиотаж. Желающих узнать о том, как история семьи оказывает влияние на жизнь каждого из ее членов, оказалось больше, чем стульев в магазине. «ЯрКуб» занял себе местечко, чтобы из первых уст услышать о том, как психологическая наука исследует неуловимые связи поколений.

Елена Руновская — кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, практикующий психолог высшей категории, зам. директора Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ, член Региональной ассоциации психологов-консультантов.

Елена Руновская:

«Тема влияния на судьбу предыдущих поколений очень широкая. Я начала заниматься ею после того, как много лет назад удивилась вместе с родственниками (семья огромная, десятки людей) тому, что есть много совпадающих дат в истории нашего рода: в один день, но в разные годы, рождаются брат и сестра, или смерть дедушки выпадает на день рождения его сына и так далее. Этих совпадений насчитали столько, что перестало хватать пальцев на руках. Мы начали писать родовую книгу, к этому подключилась семья. При написании я поняла, что собранная по генеалогической карточке информация (пример самой простой генеалогической карточки есть в Интернете: ФИО, дата и место рождения, дата и место смерти, национальность, информация о кровных родственниках, образование и тому подобное) недостаточна по своему содержанию. В процессе стали вскрываться факты, которые невозможно было объяснить.

О методе Берта Хеллингера

Существует метод семейной системной расстановки Берта Хеллингера („Долгий путь“ и др.). Это альтернативный, не признаваемый классической наукой метод. В процессе накопления опыта наблюдения за расстановками, Берт Хеллингер сформулировал несколько закономерностей, проявляющихся в родовой системе:

Первая: принадлежность семейной системе. Всякий, кто принадлежит к семейной системе, имеет равное право на принадлежность к ней. Иногда бывает так, что о каком-то члене семьи „неловко“ или стыдно помнить: он был алкоголиком или наркоманом, сидел в тюрьме, был репрессирован или совершил самоубийство, сделал что-то страшное или не был рожден (аборт или выкидыш)… О нем не говорят, пытаются скрывать факты, дабы не очернять историю семьи и рода. По Хеллингеру, на месте этого человека в семейной системе образуется „черная дыра“, которая требует заполнения. В следующих поколениях происходит повторение истории: рождается человек с чертами того, о ком забыли. Возникает вопрос: как „заткнуть“ дыру? Нужно помнить обо всех пришедших в род, „молвить“ о них, отмаливать, не хранить события в тайне. Тайны имеют свойство бессознательно передаваться из поколения в поколение и влиять на потомков. Чтобы остановить негативное влияние, нужно расшифровать информацию бессознательного и перевести ее в осознаваемое поле. Для этого необходимо исследовать историю своего рода в его связи с историческими событиями, чтобы можно было объяснить поведение и поступки наших родителей и прародителей, трансформировать эмоциональную травму, передаваемую бессознательно.

Вторая: закон иерархии. Вообще, это пятая заповедь Библии („Почитай отца твоего и мать твою“). Это про уважение старших, подчиняемость поколений, когда родители исполняют свои функции по отношению к детям, а дети — свои. Один из примеров нарушения этого закона, когда дети при живых родителях выполняют родительские функции по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, когда шестилетняя девочка полностью отвечает за своего двухлетнего брата: собирает его в детский сад, отводит его, забирает домой, занимается его воспитанием в то время, когда родители заняты своими делами и полностью доверили ей младшего ребенка.

Третья: баланс между „брать“ и „давать“. Должно быть уравновешенно то, сколько мы отдаем и сколько получаем в ответ. Это может касаться чего угодно: внимания, наследства, подарка, и оценивается внутренним эмоциональным состоянием. Есть такое понятие как „зубастые подарки“. Допустим, меня пригласили в гости на чай. Я принесла с собой конфеты, мы посидели, в ответ я приглашаю к себе на день рождения. И тут мне дарят что-то дорогое, несопоставимое с первой коробкой конфет. Я как будто попадаю в ловушку: что мне нести в ответ на такой подарок? Снова ограничиться конфетами или эквивалентом к ним или „благодарить“ более ценным подарком за проявленную щедрость? Эта ситуация может доходить до абсурда: в аулах могут подарить целое стадо овец и разориться.

О геносоциограмме

Исследованием трансгенерационной передачи информации через бессознательное занимались многие психоаналитики и психотерапевты. Среди них Анн Анселин Шутценбергер (книга „Синдром предков“), Зигмунд Фрейд, Франсуаза Дольто, Николя Абрахам, Иван Бузормени-Надь, Дж. Л. Морено и др. Они исследовали, как прослеживаются неуловимые, не осознаваемые, невысказанные или тайные сложные связи поколений, как формируются стигматы семейной памяти, что могут означать повторяющиеся события или совпадающие даты и многое другое.

Для объяснения событий, произошедших в моем роду, мне потребовалось составить не просто генограмму, а геносоциограмму — генеалогическое древо, дополненное важными жизненными событиями и графически представленными эмоциональными связями.

Это позволило связать между собой события, которые раньше мне представлялись совершенно отдельными друг от друга. Так, я в три года тонула, а мой ребенок в три года перенес операцию. Оба этих случая были близко к смерти. И я, и мой ребенок — вторые дети в семье. Я позвонила своей маме, спросила, не случалось ли что-то с маминой младшей сестрой, когда ей было три года. Ничего весомого не нашлось, зато мама сказала: „А ты знаешь, я третий ребенок“. Выяснилось, что двое старших умерли от скарлатины. Моя бабушка очень сильно горевала по этому поводу, а вокруг говорили: „Хватит, забудь, рожай других“. В результате „забытое, неоплаканное горе“ передалось и проявилось в виде эмоциональной травмы в следующих поколениях. Выход из этой ситуации — помнить об этих младенцах, отмаливать их. Я уверена, что влияние этой истории нашей семьи на последующие поколения остановлено, и с моими внуками все будет хорошо.

Для геносоциограммы требуются различные сведения, например, возраст на настоящий момент всех членов семьи (не просто даты), даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников, даты заключения браков, возраст детей на время прерывания браков, мифы и легенды семьи, разница в возрасте между супругами, смена фамилии, имени, количество детей в семьях, информация о различных случаях (аборты, убийство, суицид) и так далее (данную информацию легко можно найти в Интернете).

История о детях

Есть такая важная тема, как замещающие и восстанавливающие дети. Замещающие — дети, которые были зачаты, чтобы заменить умершего (обычно ребенка, умершего в раннем детстве, но иногда и близкого родственника). У таких детей жизнь проходит не самым счастливым образом. Часто у них чувство, что они живут не своей жизнью.

„Замещающие дети“ (несовершенный траур) отличаются от „детей-восстановителей“, которых принимают очень хорошо и в семье им отводится почетное место, они имеют свою судьбу.

Яркий пример замещающего ребенка, который занял место умершего, не оплаканного во время траура, и ему не хватило места для жизни — Винсент Ван Гог. Он родился ровно через год после смерти старшего брата, в тот же день. И назвали его тем же именем — Винсент-Вильгельм. Он постоянно жил с этим знанием и очень страдал. Его сводный брат по отцу, Тео, женился, у него родился сын, которого он назвал Винсентом-Вильгельмом, о чем написал своему брату-художнику„Я надеюсь, что этот Винсент будет жить, сможет реализовать себя“. Получив это письмо, Винсент Ван Гог покончил с собой. Брат как будто указал ему на несовместимость присутствия обоих.

Можно вспомнить Сальвадора Дали, который избавился от предназначения замещающего ребенка. Он знал, что родился после смерти своего старшего брата, видел, что мать не переставала оплакивать умершего сына, дважды в неделю ходила на его могилу. Дали, желая избавиться от такого „наследства“, 64 раза переписал картину Милле „Вечерний звон“. Смысл в том, что Милле в первоначальном варианте написал родителей, скорбящих над маленьким гробиком, но, по совету друзей, чтобы можно было продать картину, закрыл гробик корзиной с картошкой (значение картины изменилось: крестьяне горюют над плохим урожаем). Так Сальвадор Дали хотел освободиться от призрака брата, переписывая картину, „от которой веяло смертью“.

О знании истории государства Российского

Чтобы понимать поступки предыдущих поколений, важно исследовать Историю России. Зная, как тогда жили, можно объяснить действия родителей и прародителей. Например, мою бабушку в 9 лет отправили в чужую семью работать нянькой. Я не понимала поступка своих прародителей, осуждала их, считала, что любящие родители так не поступают… При этом очень сочувствовала своей бабушке, пока не поняла, что сделано это было во благо ей. Шел 1918 год, это было время раскулачивания, прадед решал ситуацию мирно, спасал семью, отправил свою дочь туда, где она будет накормлена и с крышей над головой.»

На лекции Елена Руновская раскрыла многие другие темы, в том числе рассказала о коллективном неврозе и бессознательной передаче страхов, привела яркие примеры и обсудила возможности трансформации этих страхов, для того, чтобы освободиться от них. Также гости узнали о том, как составляется Родовая книга, и какая информация в нее включается. После завершения вечера слушатели еще долго не отпускали Елену, чтобы рассказать свою историю или спросить совета.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет