В Музее истории Ярославского шинного завода открылась выставка «Кадр за кадром», создатели которой рассказали о связи кино и Ярославского края, а также о спасении кадров, запечатлевших жизнь Ярославля в разные годы прошлого века.
Спасение кадров: история ярославской кинематографии в деталях
В год российского кино особое внимание в России уделено не только современным российским картинам, но и кинематографическому наследству прошлых поколений. А советское кино по мнению многих — лучшее, что было создано не только в нашей стране, но и за рубежом, что подтверждено различными кинопремиями. Вне зависимости от ситуации в стране и мире, кино в России жило, развивалось и будет развиваться, благо у нас есть куда стремиться. Помимо художественных произведений, не менее интересны кинолюбителям и документальные картины. В нашей области такие ленты рассказывали о жизни рабочих многочисленных заводов и в общем о жизни города. В эти жаркие июльские дни в Музее истории Ярославского шинного завода открылась выставка «Кадр за кадром», создатели которой рассказали о связи кино и Ярославского края, а также о спасении кадров, запечатлевших жизнь Ярославля в разные годы прошлого века.
Экспозиция представляет собой собрание фотографий, архивных данных, образцов советской кинотехники и другой атрибутики, рассказывающей о жизни ярославских кинолюбителей. «ЯрКуб» пообщался с одним из организаторов выставки, специалистом по работе с молодежью центра«Молодость» Семеном Травиным. По его словам, идея создания выставки родилась в процессе работы с кинопроекторами в музее школы № 36, кроме того в распоряжении Ярославского шинного завода также находилось несколько кинопроекторов. Откуда они здесь? Ответ простой. Аппараты здесь использовались в обучающих целях. На территории завода было несколько специальных классов, где рабочие повышали уровень своего образования посредством просмотра обучающих фильмов по технологиям производства или технике безопасности. Но это кино не было только стационарным. Существовали так называемые кинопередвижки — портативные установки, позволяющие демонстрировать фильмы в селах и колхозах, где не было своего кинотеатра.
На выставке организаторы собрали образцы кинотехники второй половины
Семен Травин:
— Все начиналось с того, что мы разбирались в устройстве этих кинопроекторов и по возможности ремонтировали, собирали из нескольких один, а затем использовали его в качестве такого необычного экспоната, с помощью которого крутили фильмы в школе для детей. Потом возникла идея об оцифровке картин. Дело в том, что в Ярославле существуют огромные фонды, не редко находящиеся в частных руках, которые в свою очередь не имеют средств для оцифровки данных материалов. Например, ярославский шинный завод передал нам множество фильмов, которые мы в последствии обработали. Мы нашли в Сети технологию, подготовили оборудование и занялись оцифровкой старых кинопленок.
Трудно недооценить работу инициативной команды, так как они спасают нашу историю, историю ярославского производства, ярославской земли. Пленка- материал не долговечный, и как признался Семен в некоторых случаях работы производятся в последний момент, перед тем, как кино совсем бы исчезло с лица земли. Организаторам выставки пришлось изучить материалы, рассказывающие как реанимировать, увлажнить пленку для того, чтобы она подлежала оцифровке.
Впоследствии результаты работы находятся в общем доступе, например, фильм «Ярославский Шинный» 1973 года вы прямо сейчас сможете увидеть Сети. Многие фильмы около
Чем дороги и интересны собранные материалы? Прежде всего тем, что эти фильмы снимались на ярославской земле, например, на Шинном заводе существовала целая специализированная лаборатория. Кроме того, имеются несколько бабин производства «частных» киностудий советского периода — Киностудия Юность, располагающаяся раньше в Знаменской башне, руководителем которой был известный мастер Рэм Александрович Юстинов, множество его фильмов также ждет своего часа, киностудия «Чайка» и др. В эти студии кинолюбители приходили по собственному желанию, можно сказать это было их хобби.
Семен Травин:
- Одна из самых старых пленок, которые мы оцифровали- это часть киножурнала «Новости дня», вышедшая в 1949 году. Попала она к нам с одного из чердаков города Ярославля. Правда сохранилась не вся пленка, а только ее часть. «Новости дня» показывали в кинотеатрах перед основными сеансами фильмов, они рассказывали о том, что произошло в Советском Союзе.
В Ярославле всегда любили кино. Поэтому и кинотеатров здесь было достаточно. Первые из них имели названия — Арс, Горн и Глаз. Здания первых двух сохранились до наших дней. Например, в здании кинотеатра Арс сейчас находится Ярославский камерный театр. Кроме того, одним из самых первых и популярных был кинотеатр «Летний», располагающийся там, где в настоящее время существует клуб «Горка». «Летний», потому что функционировал только летом, он не отапливался, а вмещалось туда около 1000 человек. Первым звуковым кинотеатром стал кинотеатр при клубе Гигант Ярославского Шинного завода, сейчас там располагается Дворец Молодежи.
Стоит отметить, что всего через год, после того, как знаменитыми братьями Люмьер в Париже был показан первый фильм «Прибытие поезда», в Городском театре, ныне театре имени Ф. Волкова в Ярославле горожанам показали кино. Еще до революции в нашем городе существовали любительские студии, которые занимались съемкой кино. Занимательна история деятеля по фамилии Липкин, который владел мясным магазином. На втором этаже этого же здания располагался кинотеатр. Хозяин лавки раздавал бесплатные билеты, а перед сеансом и после него зрители с удовольствием приобретали продемонстрированный тут же товар.
Развитие без сохранения истории невозможно. Работы по оцифровке старых кинопленок в Ярославле будут продолжаться.