Как в современном мире «выжить» и добиться успеха художнику? Как появилась идея выставки советской скульптуры? На эти и множество других вопросов 30 мая ответил Заслуженный Художник РФ Дмитрий Тугаринов посетителям Музея современного искусства, в котором расположилась авторская выставка «Разговор с неизвестным».
Откровенный разговор о скульптуре с Дмитрием Тугариновым
Как в современном мире «выжить» и добиться успеха художнику? Как появилась идея выставки советской скульптуры? На эти и множество других вопросов 30 мая ответил Заслуженный Художник РФ Дмитрий Тугаринов посетителям Музея современного искусства, в котором расположилась авторская выставка «Разговор с неизвестным».
— Скульптура — единственный вид изобразительного искусства, который появился раньше человека. И скульптура, в отличие от всех остальных видов искусств, реальна во всех трех своих измерениях. Есть, конечно, еще так называемая «духовная наполненность», но попробуй этот дух схватить! И с нынешней склонностью человека к виртуальности картинка им легче воспринимается. В восприятии скульптуры нужно определенное воспитание, образование. У нас, к сожалению, сейчас этого нет, — рассказал скульптор.
Из монументов, расположенных в Ярославле, он отметил памятник Волкову, а также фигуру Ярослава Мудрого.
Откровенный разговор о скульптуре с Дмитрием Тугариновым
В «портфолио» Дмитрия Тугаринова работы в самых разнообразных техниках и жанрах: от установленного в Альпах памятника фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову, исполненному в полтора человеческих роста, до политической сатиры, такой как «Типовое надгробие для депутатов Госдумы». Этника и история России, мистические и реалистичные образы, отлитые в бронзе и вырубленные из дерева и камня — за жизнь автор попробовал себя практически во всем, что укладывается в понятие «скульптура». Конечно, на этом фоне многих участников встречи интересовал вопрос: как быть востребованным автором и при этом продолжать творить в классической технике?
— Ученики у меня часто спрашивают: «Дмитрий Никитич, вот мы лепим, стараемся, а это ведь сейчас не востребовано». Я обычно показываю книгу о современном искусстве, которое выставлено в аукционном доме Sotheby’s: грязные простыни, чучела акулы — все с ценниками, в которых больше шести нулей. А для сравнения предлагаю полистать «Проданные сокровища России», в которой ни одного наименования дороже 40 тысяч долларов попросту нет. И после этого предлагаю решать самим, что им нужно, — сообщил Дмитрий Тугаринов. — А начинающим авторам я посоветовал бы продолжать работать в своей технике и искать тех заказчиков, кому ваше творчество придется по душе.
Откровенный разговор о скульптуре с Дмитрием Тугариновым
Не меньше гостей творческой встречи заинтересовал вопрос о Музее советской скульптуры, который с 4 мая можно посетить на исторической площадке — недавно восстановленном Замке купца Понизовкина.
— В конце 80-х годов я работал в старых мастерских, где все коридоры были завалены советской скульптурой. Какой-то американец подошел ко мне и спросил: «А что это?». Я ему тогда ответил: «Забирай»… «Как, — говорит, — забирай? Это же антиквариат!». А потом я начал думать, действительно, что такие вещи теперь не выпускают, а они достаточно сильные. К примеру, чтобы сдать бюст Ленина, нужно было пройти огромную комиссию, и любой мог заявить: «Нет, у него прищур не тот». Все очень серьезно было. В результате я начал это все потихоньку собирать, складировать. Фонд развития культуры проявил замечательную прозорливость и перевез все это к себе.
Сейчас от общего количества скульптур в коллекции Тугаринова на экспозиции в Замке купца Понизовкина выставлено около пяти процентов, остальное необходимо разбирать и реставрировать. Тем не менее, среди работ в запасниках попадаются настоящие редкости, такие как скульптура Юрия Гагарина 70-го года выпуска, по словам Дмитрия Тугаринова, абсолютно уникальная.