Сегодня, 24 июня, в Ярославском музее современного искусства прошло важное событие: открылась мемориальная комната Ариадны Соколовой — художницы, благодаря которой здание музея до сих пор является частью культурной жизни города.
Мемориальная комната Ариадны Соколовой как начало рассказа о «Доме муз»
Сегодня, 24 июня, в Ярославском музее современного искусства прошло важное событие: открылась мемориальная комната Ариадны Соколовой — художницы, благодаря которой здание музея до сих пор является частью культурной жизни города.
Ариадне Соколовой 24 июня 2016 года исполнился бы 91 год, но судьба распорядилась
Заслуги и торжественные слова
Президент ярославского Фонда развития культуры Александр Орлов сказал о том, что комната — это начало нового пути, по которому пойдет музей современного искусства.
— Мы начинаем новую работу над историей здания «Дома муз», музея и культурных событий, которые здесь
Заместитель мэра города Ярославля Игорь Блохин присутствовал на открытии мемориальной комнаты знаменитой художницы. Он отметил, что все загаданное раньше претворяется в жизнь.
— История превращения «Дома муз» в музей современного искусства — заслуга Валерия Величко (директора Музея истории города Ярославля — прим. Ред.). Это была его идея сберечь здание, сохранив в нем дух Ариадны, придав дому новую жизнь. Мы предполагали, что здесь будут ее работы, ее коллекция, и эти планы осуществляются. Мы увидели начало того, как сохраняется история.
Начальник управления культуры мэрии Ярославля Ольга Каюрова отметила, что Ариадна Соколова, наверное, была бы рада тому, что ее коллекция картин сохранена, а в мемориальной комнате экспозиция будет постоянно обновляться. А директор Музея истории города Валерий Величко не стал много говорить: он зачитал текст о «Доме муз», на который наткнулся, перебирая письма и бумаги художницы. Это был отрывок из материала корреспондента федерального портала «Роскультура» Ирины Саминской, написанный в 2009 году:
Хоть коллеги и говорят о Соколовой с изрядной долей иронии, поход в этот дом стал одним из самых запоминающихся среди моих путешествий. Именно такие неофициальные достопримечательности формируют облик города лучше, чем очевидные храмы памятники и кафе в указанных путеводителем местах. Зачастую подобные музеи — это частная инициатива. И без своей экстравагантной хранительницы „Дом муз“ не проживет и дня. Инсталляции отправятся на помойку и перестанут быть искусством, а все, что уцелеет от картинной галереи, переместится в местный художественный музей. Но даже несмотря на этот мрачный прогноз „Дом муз“ останется местной легендой, и Ариадна Соколова станет персонажем местного фольклора: она создала свой миф, и в этом ее бесценный вклад в историю города.
Внутри
Небольшая комнатка: белые стены, увешанные картинами, два окна. На ее открытие пришло гораздо больше человек, чем уместят две такие комнаты, а картин Соколовой в запасниках Музея истории города Ярославля, наверное, хватит на несколько. Об этом упомянула директор
— Мы помним, в каком состоянии оказался «Дом муз», и какую непосильную ношу взял на себя Музей истории города, когда вывез все работы Ариадны Соколовой. Все самое интересное хранится у них в запасниках, для мемориальной комнаты нам передали около 30 работ, которые мы постарались слегка отреставрировать, - Лариса Коваленко.
В комнате представлены совершенно разные работы, созданные в разное время и разными техниками, что подчеркивает многогранность художницы. Открыть заветную дверь, за которой скрывалось наследие Соколовой, доверили Игорю Блохину, а уже внутри, когда часть гостей еще не успели как следует оглядеться, в подарок музею современного искусства горожане передали книгу живописи Зураба Церетели, на одной из страниц которой сохранилась скромная надпись: «Ариадне». Пронзенное стрелой сердечко, какие рисуют в тетрадях школьницы, подпись и дата —
Мемориальная комната Ариадны Соколовой — лишь начало рассказа об истории «Дома муз». Его бывший хозяин, хирург Николай Бибиков, был не просто другом Леонида Собинова, а писателем: он переложил «Слово о полку Игореве». Книгу с его переводом памятника истории уже достали, поэтому темой следующей мемориальной комнаты в музее современного искусства может стать именно деятельность Бибикова.