Местный референдум: инструкция по применению

28 декабря 2015 10:12

Местный референдум: инструкция по применениюМестный референдум: инструкция по применению

Референдум — незыблемое право народа или блестящий пример законодательной казуистики? Мы предлагаем читателю отследить весь юридический путь референдума — от инициативы до процедуры. Экспертом в области права выступил глава профильной комиссии муниципалитета Ярославля Олег Ненилин.


Законодательная база


Референдум, как форма волеизъявления народа является основой правотворчества граждан, одним из главных институтов демократии, а вместе с этим едва ли не самой сложной и противоречивой процедурой, предусмотренной в российской правовой системе, ведь решение, принятое на референдуме, носит обязательный к исполнению характер. В основном соответствующие вопросы регламентированы в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По большей части нас будет интересовать статья 12, она так и называется «Вопросы референдума». Содержание документа касается любого референдума, как на местном, так и на федеральном уровне.


Вопросы референдума


Главный пункт статьи 12 гласит: на местный референдум могут быть вынесены вопросы только местного значения. То есть можно рассматривать лишь те проблемы, которые относятся к компетенции местного законодательства. Если говорить о Ярославле, муниципалитет неоднократно отклонял предложения «спросить ярославцев, стоит ли вернуть выборы мэра или нет» или «довольны вы деятельностью депутатов муниципалитета или нет» и другие. Причина отказа как раз заключается в том, что подобная формулировка не содержит в себе «местного значения».

Местный референдум: инструкция по применениюМестный референдум: инструкция по применению

Глава профильной комиссии муниципалитета Ярославля по законности, депутат Олег Ненилин

— Вопрос, к примеру, о возвращении выборов мэра в Ярославле не носит характера местного значения, так как порядок формирования органов исполнительной власти регулируется областным законодательством,вспоминает последний случай запроса о референдуме в Ярославле депутат муниципалитета Олег Ненилин. — По этой причине инициатива о проведении соответствующего референдума, а также еще нескольких подобных запросов, поступавших ранее, была отклонена депутатами и моей комиссией.

Формулировка вопроса, а также выбор темы — важная часть процедуры запуска референдума. Именно от того, как представлено выносимое на обсуждение предложение, и удовлетворяет ли его содержание требованиям буквы закона, зависит, состоится он или нет.

— Статья 12 закона 67-ФЗ включает общие принципы и требования к процедуре референдума. Там не написано, по каким вопросам можно проводить референдум, а по каким — нельзя. Однако содержание нормативного документа определяет круг вопросов, которые точно не могут быть вынесены на обсуждение. Это вопросы, связанные с продлением/прекращением полномочий органов власти, выборами в органы местного самоуправления — все, что связано с порядком их формирования и функционирования. Грубо говоря, нельзя вынести на референдум вопрос: «Желаете ли вы отставки губернатора?» или «Хотите ли вы видеть на посту губернатора такое-то лицо?». Нельзя спрашивать народ об избрании депутатов, о назначении должностных лиц, о согласовании каких-либо кандидатур на муниципальные должности. Запрещено также выносить вопросы о бюджете, его принятии или изменении.

Из статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.


Дополнительные правила


Помимо вышеперечисленных «запрещающих» пунктов статьи 12, существует еще ряд требований к вопросам, выносимым на референдум. Они не должны ограничивать и подменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также противоречить тому, что дано людям от Природы. К примеру, посредством референдума нельзя лишить людей права на бесплатную медицинскую помощь ровно так же, как нельзя вынести вопрос, ограничивающий перемещение человека в пространстве или упраздняющий право на воздух. Формулировка не должна носить утрированный характер. Кроме того, вопросы не должны противоречить вышестоящим нормативным документам. Самая сложная позиция статьи с точки зрения юридической практики — правовые последствия.

Местный референдум: инструкция по применению

Вопрос всесоюзного референдума 1991 года

«Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения» (из статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ [ред. от 03.11.2015] «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

— Это значит, что на вопрос референдума можно ответить только «да» или «нет», — объясняет Олег Ненилин. — Что касается правовых последствий, то нельзя, к примеру, спросить: «Хотите ли вы, чтобы ярославцы каждый день купались в море». Положительное решение по этому вопросу просто невозможно воплотить в жизнь.

Местный референдум: инструкция по применению

Вопросы всероссийского референдума 1993 года

Есть еще одно правило, которое основано по большей части на судебной практике: вопросы, выносимые на референдум, не могут подменять компетенцию иных органов. Запрещается спрашивать о том, что относится к компетенции муниципалитета или мэрии. К примеру, нельзя выносить на обсуждение вопросы о приватизации муниципального имущества или реализации программ, так как это компетенция депутатов и исполнительной власти соответственно.

— Это правило как раз можно двояко толковать. К примеру, вопрос о введении платного парковочного пространства в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом города Ярославля платные парковки — компетенция представительного органа, то есть депутатов. Вроде бы вопрос «Хотите ли вы видеть на территории зоны ЮНЕСКО Ярославля платное парковочное пространство или нет» как раз отвечает всем правилам референдума, но юристы, опираясь на вышесказанное, могут заявить, что решение этой проблемы — компетенция муниципалитета.

А вот спросить ярославцев, желают ли они видеть третий мост через Волгу, вполне допустимо, но опять же с оговоркой — а какие правовые последствия будет иметь итог референдума, ведь изыскать в бюджете средства на строительство моста не представляется возможным. В современных условиях, пока еще не утвержден и не согласован проект, можно спросить горожан, хотят ли они реализации Карабулинской развязки.


Юридический путь


Процедура проведения местного, ровно, как и федерального референдума, описана в том же самом 67 Законе, в статье 14. Для начала создается инициативная группа граждан, которые должна обратиться в городскую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы. Количество человек, входящих в инициативную группу определяется законом субъекта Российской Федерации.

В статье 4 Закона Ярославской области от 12 февраля 2007 г. N 6-з «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума» указано следующее:

2. В случае выдвижения инициативы проведения референдума (местного референдума) гражданами Российской Федерации количественный состав инициативной группы:

1) по проведению референдума, образованной гражданами, имеющими право на участие в референдуме, не может быть менее 20 человек;

2) по проведению местного референдума, образованной гражданами, имеющими право на участие в референдуме, не может быть менее 10 человек.

Местный референдум: инструкция по применению

Заседание комиссии муниципалитета Ярославля по законности

Избирательная комиссия в течение 15 дней проверяет наличие всей необходимой документации, и ее соответствие требованиям Федерального законодательства, после чего направляет материалы для оценки в муниципалитет. Представительный орган должен рассмотреть заявление в течение 20 дней и принять решение о проведении или отклонении референдума.

— Сначала профильная комиссия по законности выносит рекомендацию, затем муниципалитет принимает окончательное решение, — говорит Олег Ненилин. — После этого, при положительном вердикте, материалы направляются обратно в городскую избирательную комиссию, которая запускает процедуру проведения референдума — назначает дату и определяет ряд технических моментов.


Из практики референдумов


История СССР и Российской Федерации не богата примерами референдумов, однако прецеденты все же были. Единственный всесоюзный референдум проходил в 1991 году, на него был вынесен вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В опросе приняло участие более 75% жителей граждан, более 76% опрошенных высказались за сохранение Советского Союза, что, однако, не помешало его распаду в том же году. К слову, в том же 1991 году, даже в тот же день — 17 марта, на территории СССР прошел еще один референдум. Людей спросили, желают ли они введения поста президента Российской Федерации, большинство проголосовало «за».

Местный референдум: инструкция по применению Местный референдум: инструкция по применению

Всесоюзный референдум - 1991 год

В 1993 году на всероссийский референдум вынесли сразу четыре вопроса — о доверии Президенту, о довольстве/недовольстве социально-экономической политикой РФ, о досрочных выборах Президента и народных депутатов. Последствиями этого референдума стали кровопролитные события в центре столицы. В том же году проходил еще один референдум — о проекте Конституции.

Местный референдум: инструкция по применению

Последствия референдума 1993 года

В новейшей истории России референдумы имели лишь региональный масштаб, в 2003—2007 гг. в ряде субъектов жителей спросили об объединении регионов.

К сожалению или к счастью, референдумы в Ярославле ни разу не проводились. Однако это не умаляет того факта, что муниципалитет периодически рассматривает ходатайства о проведении соответствующей процедуры. Во всех без исключения случаях инициаторы получают отказ, по большей части причина — «предлагаемый вопрос не носит характера местного значения».

— Референдум — очень сложная процедура, особенно для Ярославля, — резюмирует Олег Ненилин. — В свое время я хотел вынести на референдум вопросы, связанные с точечной застройкой в центре города, однако эта идея так и осталось в голове. Многие недовольны градостроительной политикой мэрии, с точки зрения законодательства допустимо было бы спросить жителей, например: «Поддерживаете ли вы введение моратория на точечную застройку в историческом центре Ярославля». Я не вижу в такой трактовке никаких ограничений — это была бы норма прямого действия, итогом которой мог бы стать бы запрет на выдачу разрешений на строительство в зоне ЮНЕСКО. При этом я допускаю, что мои коллеги по депутатскому корпусу меня бы не поддержали.

Фото: http://mimege.com/ «спросить ярославцев, стоит ли вернуть выборы мэра или нет»


Читайте также: Ударные инструменты: инструкция по применению

Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Количество просмотров
(Нет голосов)
Введите свой email:



 

Комментарии (1)

владимир, 19.04.2016 16:45:00#
Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0 Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0

предлагаю кандидатам в депутаты всех уровней прежде чем подать документы в облизберком пройти процедуру на знания котституции рф сдать экзамен и упор сделать на статьи права и обязаности грааждан рф а то вот депутат ненилин долго что то сопли жевал а ни чего конкретного не сказал о вопросе выбора мэра а то что нарушаются избирательное право ярославцев вопреки нормам конституции рф об этом молчёк
предлагаю кандидатам в депутаты всех уровней прежде чем подать документы в облизберком пройти процедуру на знания котституции рф сдать экзамен и упор сделать на статьи права и обязаности грааждан рф а то вот депутат ненилин долго что то сопли жевал а ни чего конкретного не сказал о вопросе выбора мэра а то что нарушаются избирательное право ярославцев вопреки нормам конституции рф об этом молчёк



Новенькое